Методическая разработка по патриотическому воспитанию
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
«Патриотическое воспитание»
Авторы: Халитова Д.Ч, Магомедова К.З.
Представлен: ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО»
(проект занял 1 место в конкурсе
«Инновационные технологии
в современной образовательной
организации», номинация
«Творческие работы
по организации внеурочной
деятельности»).
В качестве основы для создания данной методической разработки была использована большая психологическая игра "Конференция репортеров". Наполнение и содержание игры полностью авторское.
Форма проведения: большая психологическая игра
Участники: принимать участие в игре могут как учащиеся одного класса (параллели), так и разновозрастные группы. Также возможно проведение игры для семей или с привлечением родителей (учителей).
Цели: 1) сплочение детского коллектива;
2) воспитание патриотических чувств;
3) развитие творческих способностей.
Планируемые результаты:
ЛИЧНОСТНЫЕ, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности; системы значимых социальных и межличностных отношений, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; способность ставить цели; способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Задачи:
- Формировать гражданскую идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству; формировать осознание своей этнической принадлежности;
- формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- формировать умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач, а также умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Актуальность и связь с жизнью.
Патриотическое становление школьников является важнейшей задачей государственной политики, поскольку предусматривает социальную адаптацию молодого поколения, самоопределение личности, включение ее в общественные процессы экономико-политической жизни.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи.
В процессе игры:
- дети лучше узнают друг друга;
- получают дополнительные знания о своей родине (стране, округе, городе);
- учащиеся знакомятся с профессией журналиста;
- повышается эмоциональный настрой;
- стимулируются творческие способности;
- развиваются коммуникативные навыки.
Материалы:
- простые карандаши и ручки по количеству человек;
- чистая бумага А4;
- цветные карандаши или фломастеры (1 упаковка на 3-4 человека);
- старые газеты и скотч (или коробки спичек) для проведения упражнения на взаимодействие в группе;
- ножницы – 1 на группу,
- если игра проводится в знакомой группе, можно предварительно сделать небольшие фотографии участников.
- раздаточный материал для выполнения 2, 3, 4 задания.
- видеокамера, компьютер, проектор.
Ход игры
Погружение в игровую ситуацию: “Представьте себе, что все мы журналисты и собрались сегодня на конференцию, чтобы обменяться опытом и повысить свои профессиональные навыки. Также мы должны выполнить правительственное поручение: снять видеорепортаж о нашей стране, Ямало-Ненецком округе и г. Губкинский для иностранцев, которые собираются посетить Россию и хотели бы заранее узнать что-нибудь о ней. В ходе конференции мы посетим несколько мастер-классов, а в конце конференции выпустим видеорепортаж, который будет отправлен нашим друзьям за границу.
1. Введение. Рассказ о профессии журналиста, открытие “мастер-классов” (деление на группы).
В первую очередь необходимо разделить всех участников на 3 группы. Делить можно любым известным вам способом, как случайным отбором, так и игровыми методами. Представляется целесообразным компоновать группы как можно ближе к тому, как они делятся в жизни. Например, не разбивать семьи, если это игра с семьями.
2.Знакомство. Жеребьевка рубрик.
Каждая из трех групп будет снимать репортаж на определенную тему.
1 группа. Представители из г. Москва, снимают видеосюжет о стране в целом (о России).
2 группа. Представители из г. Салехард, готовят материал о ЯНАО.
3 группа. Представители г. Губкинский, снимают видеоролик про Губкинский.
В ходе жеребьевки определяется, кто к какой группе принадлежит.
3. Мастер-класс “Измерь соседа”.
Развитие умения собирать факты. У журналиста должно быть трепетное отношение к фактам и умение их добывать, иногда даже в экстремальных условиях. Участникам раздается памятка – какие именно данные они должны собрать. Общая сумма всех измерений сдается ведущему. (Если группы низко мотивированные, то можно устроить соревнование - кто соберет данные быстрее.)
Примерный список показателей:
- Рост.
- Вес.
- Длина волос.
- Длина ладоней.
- Длина стопы.
- Возраст.
4. Мастер-класс “Башня из газет”.
Развитие навыка работы в группе. Журналист должен уметь работать в группе, например с фотографом, оператором и другими членами команды. С помощью скотча из газет группа должна построить устойчивую башню, чем выше, тем лучше.
5. Мастер-класс “Придумай слово”.
Цель - расширение словарного запаса. Для того чтобы писать статьи, вести передачи, репортер (журналист) должен обладать широким кругозором и большим словарным запасом. Составь как можно больше слов из букв слова “электрификация”. Засекается 5-10минут.
Общий сбор всех команд, подведение итогов после посещения мастер-классов.
Ведущий: Итак, вы прошли профессиональную подготовку, повысили уровень своей квалификации в качестве журналистов. Теперь вам предстоит выполнить серьезное правительственное поручение. Каждая группа должна подготовить репортаж на определенную тему. Представители от разных городов (Москва, Салехард, Губкинский), Подойдите и получите задания.
6. Основная часть. Работа над проектом.
Группы расходятся по рабочим аудиториям и выполняют задание в течение 30-40 минут.
Перед тем, как ребята начнут работать, необходимо определить штат работников в каждой команде:
1. Директор студии - наблюдает за всем процессом, следит за порядком, разрешает спорные вопросы.
2. Главный редактор - отбирает самый интересный материал для сюжета, который ему предлагают журналисты.
3. Режиссер - определяет последовательность информации, которая будет предъявляться в эфире, выбирает форму сюжета.
3. Оператор - организует видеосъемку.
4. Звукорежиссер - отвечает за музыкальное оформление видеоролика (не обязательная вакансия, по желанию).
5. Журналисты - подбирают материал для сюжета и предлагают его главному редактору на рассмотрение.
6. Сценарист - пишет вступительную и заключительную речь для ведущего.
7. Ведущий - ведет и озвучивает видеорепортаж.
Для каждой группы необходимо заранее подготовить примерный материал, на который они будут опираться для создания своего продукта. Это могут быть:
- распечатанная информация (статьи);
- журналы;
- энциклопедии;
- доступ в Интернет;
-словари, справочники;
-фотографии и т.д.
Учащиеся подбирают необходимый материал, сортируют его, готовят выступление для ведущего, записывают свой видеосюжет. После чего, операторы собираются вместе и под руководством специалиста создают единый фильм из трех сюжетов.
Можно обозначить регламент времени видеосюжета, например, 5 минут.
В каждой группе предполагается наличие видеокамеры. Если такой технической возможности нет, можно обойтись одной видеокамерой. Для этого ребята в каждой группе отрабатывают свой материал, а затем в отдельной аудитории собираются только ведущие и операторы всех трех групп и все снимается за один раз последовательно.
7. Подведение итогов работы
По завершению работы в группах всех участников конференции приглашают в актовый зал и демонстрируют на большом экране получившийся фильм о нашей Родине. Проводится круглый стол по итогам работы. Ребята оценивают свой продукт, размышляют - что получилось, а над чем можно еще поработать, говорят о своих впечатлениях, высказывают замечания и предложения (этап рефлексии).
Всех благодарят за работу, отмечают важность выполненной миссии.
На усмотрение организаторов мероприятия, можно наградить ребят "правительственными грамотами".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "Гражданско-патриотическое воспитание"
Формирование личности гражданина и патриота России....
Методическая разработка по патриотическому воспитанию учащихся
Методическая разработка посвящена культурно историческому направлению патриотического воспитания, а именно - воспитанию у учащихся любви к своей "малой" Родине, родному краю, формированию чувства наци...
Методическая разработка «Нравственно-патриотическое воспитание на уроках литературы»
Жизнь стремительно мчится вперед. За последнее время образование в корне изменилось. Но ни новые методики, ни вариативность учебного плана, ни появление многопрофильного образования и, конечно ж...
Методическая разработка по патриотическому воспитанию «Классный час «Великая Победа» для учащихся 5 классов".
Основная цель классного часа: привлечение внимания школьников к историческим событиям, к истории своей семьи.Задачи: – способствовать формированию образно-чувственного восприятия военных событий...
Методическая разработка "Система патриотического воспитания учащихся на уроках истории, краеведения и во внеклассной работе"
Родина, отечество, родной край, мой дом… Так называем мы землю, где родились и прожили многие годы, землю, где трудились и которую защищали наши отцы и прадеды, где находятся дорогие нам могилы.От эти...
Методическая разработка: "Организация патриотического воспитания обучающихся".
Методическое пособие, направленное на организацию работы по патриотическому воспитанию обучающихся в школе....
Методическая разработка по патриотическому воспитанию студентов
Тема мероприятия: «Гордимся славою героев»Тип мероприятия: ПознавательныйФорма проведения: Урок - мужестваЦели мероприятия:развивать чувство гордости и уважения к героям;прививать любовь к...