Методическая разработка: "Организация патриотического воспитания обучающихся".
методическая разработка по обществознанию на тему

Данилова Ольга Константиновна

Методическое пособие, направленное на организацию работы по патриотическому воспитанию обучающихся в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие патриотизма в обществе.

Методическое пособие, направленное на организацию работы по патриотическому воспитанию обучающихся.

Аннотация

Автор: Данилова Ольга Константиновна

(учитель истории и обществознания,

 ГБОУ СОШ №456 Колпинского района Санкт-Петербурга).

Название работы:  «Развитие патриотизма в обществе».

Методическое пособие направленное на организацию работы по патриотическому воспитанию обучающихся в рамках Всероссийского конкурса «Растим патриотов России».

Цели работы:

формирование и развитие у обучающихся уважения к своей Родине, гордости за свое отечество, чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умение формулировать, высказывать и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности.

Задачи работы:

1.    Повышение качества системы патриотического воспитания.

2.    Развитие форм и методов патриотического воспитания.

3.   Формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации.

4.    Воспитание толерантности.

5.   Формирование чувства гражданского долга.

6.    Формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.

7.    Формирование гражданской позиции, понимание прав и свобод личности.

8.    Формирование нравственных основ личности.

Область применения: общеобразовательная школа.

Формы  реализации: индивидуальная, групповая, коллективная деятельность учащихся.

Методы реализации: системные, планомерные, развивающие, обучающие.

Возраст обучающихся: 7-18 лет.

 

Результаты:

формирование у выпускников общеобразовательной школы активной жизненной позиции, умения формулировать, высказывать, доказывать свое мнение, толерантности, способности нести личную ответственность за себя, нравственные ценности, уважение к своей родине, окружающим.

Методическое пособие, направленное на организацию работы по патриотическому воспитанию обучающихся.

       Патриотизм – это сознательная и добровольная позиция граждан, в которой приоритет общественного и государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества.

       На личностном уровне патриотизм является важнейшей и устойчивой характеристикой человека, выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и ценностях, нормах поведения.

       Патриотическое воспитание является одним из основных важнейших  элементов в системе воспитания и образования. Патриотическое воспитание - это формирование у граждан общей ответственности, патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов своей Родины. Оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота своей Родины, который способен успешно выполнять гражданские обязанности как  в мирное, так и в военное время.

        Патриотическое воспитание - это актуальная задача для общества в целом,  для школы, для семьи, для личности каждого человека.

          Значение патриотического воспитания заключаетя в том, что в результате его развития человек получает большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, сформировать ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. Поэтому государством уделяется большое внимание гражданскому воспитанию нового поколения. А общеобразовательная школа выступает основной площадкой его развития.

          Патриотическое воспитание формирует у учащихся систему гражданских ценностей, развивает критичность  мышления и широту кругозора, способствует признанию равноправия и равноценности различных точек зрения. Оно делает человека способным защищать своё Отечество и принимать ответственность за свои слова , решения, поступки. Развитие патриотизма способствует приобретению человеком важнейших гражданских и личностных качеств:толерантности, умению критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми, уважать  правам других,  готовность к компромиссу, желание участвовать в общественно- политической жизни.

       Самым благодатным временем для заложения основ патриотического мышления является детский и школьный возраст. Именно в этом возрасте гораздо лучше воспринимается гражданско-патриотическое воспитание. Мероприятия по  реализации патриотического воспитания являются существенным источником знаний о развитии человека и мира, интересов социальной и общественной жизни,  идеалов и ценностей .

      В современном обществе явно прослеживается проблема патриотической составляющей жизни страны. В последнии десятилетия в российском обществе наблюдается мощный духовный кризис. Причины этого обусловлены негативными процессами в обществе за последние годы: снижение общего жизненного уровня , последующее расслоение общества, подверженность влиянию западных культурных ценностей, обострение национального вопроса, утрата толерантности, трансформация  патриотизма в национализм, незнание своих корней, разрушение семейных и коллективных традиций в молодёжной среде, непонимание роли и места России, своего региона, родного города в историческом  и культурном развитии общества и государства, своей роли в обеспечении защиты Отечества.

     Данные процессы   повлекли за собой  разрушение  или  утрату  традиционно-нравственные черт, таких как ответственность,  романтизм, самоотверженность,  готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде.

      В современном общественном сознании, особенно у молодежи, получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, агрессивность, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, невысокий культурный уровень. неуважительное отношение к родному государству, окружающим людям.  

     Причиной столь заметного падения патриотизма в молодежной среде явилось отсутствие патриотической идеи в обществе, отрицательное влияние друзей и сверстников, утрата семейных ценностей, низкий уровень жизни населения.

     Многовековая богатая история нашей страны свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную и достойную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.

    Современная ситуация ставит перед обществом острую необходимость патриотического воспитания подрастающего поколения. Что в свою очередь занимает важное место в общей системе обучения и воспитания, развития государства в целом . Соответственно подталкивает общество к поиску новых форм воспитания. А школа и учитель выступает в этом процессе одним из важнейших элементов.

     Патриотизм включает в себя:

- Чувство любви и привязанности к тем местам, где человек родился и вырос — к своей «малой родине».

- Уважительное и бережное отношение к языку своего народа.

- Заботу об интересах своей Родины.

- Осознание личного долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости.

- Проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине.

- Гордость за социальные и культурные достижения своей страны.

·Гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ.

- Уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям, традициям, ценностям,

- Ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее.

          Цель патриотического воспитания в школе: формирование и развитие у обучающихся уважения к своей Родине, гордости за свое отечество, чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умение формулировать, высказывать и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности.

      Данная цель охватывает весь школьный педагогический процесс: учебные занятия, внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды кружковой, игровой деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

-  Повышение качества системы гражданско-патриотического воспитания.

- Развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий.

- Формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации.

- Воспитание толерантности.

-  Формирование чувства гражданского долга.

-  Формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.

-  Формирование гражданской позиции, понимание прав и свобод личности.

-   Формирование нравственных основ личности.

      Задача учителя, педагога - создать условия для социальной адаптации учащихся через систему  патриотического воспитания в школе, культивировать интерес у детей и подростков к отечественной истории и культуре, формировать у подрастающего поколения духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства.

     Условия патриотического воспитания:

- Создание, благоприятного психологического климата в коллективе.

- Интеграция содержания образования.

- Интеграция условий реализации содержания образования: технологии, формы работы, окружение.

     Развитие патриотического воспитания  строится  в несколько  основных этапов:

1. подготовительный ( создание условий, постановка целей и задач патриотической программы, составление плана работы, выбор форм работы, планирование этапов работы, определение планируемых социально значимых результатов).

2.  деятельностный (привлечение учащихся к активному участию в мероприятиях патриотической направленности, вовлечение родителей учащихся в процесс воспитания патриотизма, совместная деятельность учителя и учеников, распределение работы, контроль выполнения программы).

3.  заключительный ( оформление полученных результатов, анализ и мониторинг усвоения знаний, умений, навыков в рамках патриотического воспитания, анализ проделанной работы, выявление проблем, определение целей и задач  дальнейших действий по формированию патриотических чувств).

       Принципы работы по развитию патриотизма:

-  Принцип культуросообразности: создание условий для наиболее полного ознакомления с достижениями и развитием культуры современного мира.

- Принцип свободы и самостоятельности: возможность самостоятельно определять отношение к культуре, самостоятельно выбирать цель, определяться в мотивах и способах действия.

-  Принцип гуманно-творческой направленности: развитие воображения, фантазии, дружеских, гуманных, творческих отношений.

-  Принцип личностно-ориентированного общения: индивидуально-личностное формирование и развитие морально-нравственных ценностей учащихся,   партнерство, взаимодействие с другими людьми.

-  Принцип наглядности: иллюстрации, фотографии, достопримечательности.

-  Принцип последовательности: изучение материала последовательно от простого к сложному в определенной системе.

-   Принцип интеграции различных видов  деятельности.

-  Принцип занимательности: материал должен быть интересным, увлекательным.    

       

   Формы работы по патриотическому воспитанию:

1.  Урок-лекция.

2.  Конкурс презентаций.

3.  Конкурс.

4.  Викторина.

5.  Фотовыставка.

6.  Конкурс эссе.

7.  Конкурс статей.

8.  Выставка плакатов и стенгазет.

9.  Конкурс исследовательских работ.

10. Выставка творческих работ.

11. Выставка рисунков.

12. Семинар.

13. Конкурс рефератов.

14. Классный час.

15. Историко-краеведческая игра.

16. Школьный праздник.

17. Встреча с ветеранами.

18. Социальные акции.

19. Военно-спортивные игры.

20. Проекты.

21. Экскурсии.

Общие результаты работы по развитию патриотизма могут быть оформлены и представлены в виде разнообразных проектов:

1. Видеофильм.

2. Памятная книга.

3. Фотогазета.

4. Фотоальбом.

5. Предметная неделя.

6. Презентация.

    Список основных памятных дат и дней воинской славы, входящих в состав патриотического воспитания школьников:

27 января —  День снятия Блокады города Ленинграда.

2 февраля — Разгром фашистских войск под Сталинградом.

23 февраля — День Защитника Отечества.

12 апреля — День космонавтики.

18 апреля — Победа Александра Невского на Чудском озере.

9 мая — День Победы в Великой Отечественной войне.

22 июня — День памяти и скорби по погибшим в Великой Отечественной войне.

9 августа — Первая в истории победа русского флота.

23 августа — Разгром фашистских войск в Курской битве.

8 сентября — День Бородинского сражения.

21 сентября — День победы в Куликовской битве.

11 ноября — День окончания Первой Мировой войны.

5 декабря — Начало контрнаступления советских войск в битве под Москвой.

9 декабря — День героев отечества.

     История Российского государства богата великими и значимыми событиями. Испокон веков мужество, героизм, мощь русского оружия были неотъемлемой частью великого государства Российского. Уроки истории призваны способствовать патриотическому воспитанию. Каждый период истории нашего отечества драматичен и значим. Задачами уроков истории является демонстрация учащимся преемственности времен и народов, поколений, раскрытие связи между прошлым, настоящим и будущим. Поэтому воспитание патриотизма в молодом поколении тесно связано с изучением истории отечества. Основой развития патриотизма выступают памятные даты Российской истории, а так же дни воинской славы.

     Огромное значение для реализации патриотического воспитания имеет системный и последовательный принцип. Эти принципы обеспечиваются программными уроками по окружающему миру, истории отечества, классными часами, мероприятиями внеурочной деятельности.  Программа патриотического воспитания должна охватывать все время обучения детей в общеобразовательном учебном заведении.

   Целесообразно следующее структурирование деятельности по взращиванию юных патриотов своего отечества:

1. Основные памятные даты  отмечаются каждый год на уровне общешкольных мероприятий: День снятия Блокады города Ленинграда, День Победы в Великой Отечественной Войне, День окончания Первой Мировой войны, День Защитника Отечества (эти даты имеют наибольшее значение и связаны с гибелью огромного количества людей).

2.  Раз в год  в школе проводится «Неделя истории», посвященнная какой-то одной значимой памятной дате и задействующая всех участников общеобразовательного процесса в той или иной форме работы по развитию патриотизма.

3. В течении года каждый класс работает над совместным проектом, результаты которого оформляет и представляет в конце года. Таким образом за 10 лет обучения в общеобразовательном учреждении учащиеся затронут своим пристальным вниманием все самые памятные даты и Дни воинской славы.

4. Раз в месяц проводятся менее глобальные мероприятия в виде: классных часов, уроков-лекций и т.д.. Таким образом всем основным  памятным датам и дням воинской славы уделяется внимание каждый учебный год.

      В результате такого системного и планомерного подхода достигается реализация патриотического воспитания детей, подростков и юношей в течении всего общеобразовательного процесса.

     В конце каждого учебного года проводится анализ проделанной работы, выявляются проблемы, затруднения и планируется дальнейшая деятельность по устранению недочетов и дальнейшему развитию и реализации патриотического воспитания в школе.

    В итоге данной работы большинство учащихся охвачены деятельностью по воспитанию патриотов отечества. В результате данной воспитательной деятельности в целом программу патриотического воспитания удается реализовать и добиться планируемых результатов. Большинство учащихся удается полноценно вовлечь в работу и получить планируемый результат.

    В работе по развитию патриотизма учитель неотъемлемо сталкивается с проблемами реализации данной программы. В ходе анализа работы установлены следующие наиболее часто встречающиеся трудности:

1. Отсутствие интереса некоторых учащихся к творческой, самостоятельной, внеурочной деятельности.

2. Прагматичное нежелание части занятых вне школы учеников тратить свое личное время на дополнительное обучение.

3. Неспособность эффективно работать совместно в группе.

4. Отсутствие помощи и включения в работу родителей (а ведь многие задания направлены на сотрудничество детей и родителей).

5. Нехватка времени у преподавателей, обусловленное насыщенной общеобразовательной программой.

6.  Нехватка времени у учащихся, особенно в старших классах, обусловленное большой учебной нагрузкой и необходимостью подготовки к предстоящим экзаменам.

    Для того, чтобы устранить данные проблемы необходимо:

1.  Повышать уровень интереса и мотивации учащихся по развитию знаний о своем отечестве, городе, крае.

2.  Уделять особое внимание развитию такого навыка как работа в паре, группе, коллективе.

3.  Постоянно анализировать и вносить целесообразные изменения в воспитательную работу по развитию патриотизма.

4.  Привлекать родителей к сотрудничеству со своими детьми.

5.  Более четко и конкретно планировать желаемые результаты.

6.  Поощрять и подкреплять деятельность учащихся, оказывать им моральную и психологическую поддержку.

 Критерии сформированноcти патриотизма у обучающихся :

- когнитивный критерий: интерес к культуре своего народа, знание и уважение к традициям, потребность качественного изучения родного языка, знания о родном крае, Отечестве, своем народе, о патриотизме, о героях, защитниках Родины, умение устанавливать связи между ними, умение делать самостоятельные суждения о нормах и правилах, умение использовать эти знания в различных ситуациях.

- оценочно-эмоциональный критерий: способность к оценочным суждениям, характеризующие отношение ученика к Отечеству, способность оценивать свое поведение с точки зрения соответствия этическим нормам, наличие способности к сочувствию и сопереживанию, критическое отношение к собственным поступкам, учебе, труду, окружающим людям.

- мотивационно-поведенческий критерий: положительное поведение, сопротивляемость внешним негативным воздействиям, которые противоречат принятым нормам,  устойчивость убеждений.

       В итоге У выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы: активная жизненная позиция, умение формулировать, высказывать, доказывать свое мнение, толерантность, способность нести личную ответственность за себя, нравственные ценности, уважение к своей родине, окружающим.

       Следствием этого станет дальнейшее патриотическое формирование взрослого человека, т.е. осознание себя частью общества, формирование ответстввенности за судьбу своей семьи, города, отечества, верности Родине и готовности служить Отечеству.

 

         Реализация патриотического воспитание в процессе обучения предполагает не только правильное  усвоение учащимися знаний об истории своего отечества, города, края, общественной жизни, нормах поведения, но и обязательно требует формирования социально направленного, личностного отношения учащихся к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, выработки на основе этих понятий системы патриотических взглядов и убеждений.  Достижение этих задач может быть обеспечено лишь активной, самостоятельной или коллективной, эмоциональной деятельностью учащихся.  Активная познавательная и практическая патриотическая деятельность учащихся обеспечивают сознательное усвоение знаний и создают условия для их творческого применения и для дальнейшего развития.

Данилова О.К.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О

В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...

Методическая разработка "Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся"

В методической разработке рассматриваются вопросы организации проектной деятельности на уроках информатики....

Методическая разработка «Организация военно-патриотической работы в школе»

К важнейшим требованиям оптимизации содержания гражданско-патриотического воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений можно отнести:·...

Методическая разработка «Организация самостоятельной работы обучающихся»

Методическая разработка "Организация самостоятельной работы обучающихся"...

Патриотическое воспитание обучающихся МОБУ «Центр образования» в рамках программы школы «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве».

Патриотическое воспитание обучающихся МОБУ «Центр образования» в рамках программы школы «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве»....

Методическая разработка "Организация и проведение обучающего Турслета для школьников"

Современный уровень жизни школьников дает возможность самостоятельного развития интеллекта. Большую часть времени они проводят за компьютером. И это замечательно. Появился достаточно быстрый способ по...

Республиканский профессиональный конкурс методических материалов "Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся с ОВЗ"

Актуальность данной темы определяется важностью школьного возраста для психического развития детей; необходимостью совершенствования экскурсионной работы со слепыми и слабовидящими посетителями музея,...