Методическая разработка "Система патриотического воспитания учащихся на уроках истории, краеведения и во внеклассной работе"
методическая разработка по краеведению по теме
Родина, отечество, родной край, мой дом… Так называем мы землю, где родились и прожили многие годы, землю, где трудились и которую защищали наши отцы и прадеды, где находятся дорогие нам могилы.
От этих слов возникли понятия «родиноведение» и «отечествоведение» (мы встречаем их в научных и педагогических трудах XIX и начала ХХ века) и «краеведение», которое утвердилось и получило широкое распространение
сравнительно недавно, лишь в 20-е годы прошлого века.
Краеведение означает: знание о своей ближайшей родине, - от слов «ведать», «знать» свою родину, ее природу, историю, хозяйство, быт, взгляды, верования, традиции местного населения. Вместе с тем краеведение понимается и как путь, метод, процесс познания от ближнего к дальнему, далекому, от части к целому, от частного к общему.Родина, отечество, родной край, мой дом… Так называем мы землю, где родились и прожили многие годы, землю, где трудились и которую защищали наши отцы и прадеды, где находятся дорогие нам могилы.
Методическая разработка и приложения к ней находятся здесьhttps://yadi.sk/d/x4V0JF7UhLkte
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://yadi.sk/d/x4V0JF7UhLkte | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Гордино
Афанасьевского района Кировской области
Система
патриотического воспитания
на уроках истории, исторического краеведения и во внеклассной работе
Автор работы: Белёва Галина Николаевна,
учитель истории, обществознания и краеведения,
учитель высшей категории
2015
«Без краеведения нет России»(Шмидт С.О., академик.)
«Краеведение – основа нравственного воспитания народа»(Д.С.Лихачёв)
Цели:
1. Формирование в человеке гордости за свою малую родину, привязанности к родному краю.
2. Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств, исторического сознания и социальной активности.
Задачи:
- Приобщение учащихся к краеведческой и поисково–исследовательской деятельности;
- воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края и народов, населяющих его.
- сохранение исторической памяти, пополнение фондов краеведческого музея школы.
содержание
- Вступление. Школьное историческое краеведение …. . . . . . …. 4
II. Основная часть
- Краеведческая познавательная деятельность учащихся . . . . . . . . . . 5
2. Краеведение и Закон Российской Федерации «Об образовании» . . . . 6
- 2. Содержание краеведческих знаний
1. 2. 1. Примерная модель исторического краеведения . . . . . 7
1. 2. 2. Предмет исторического краеведения . . . . . . . . . . . . .8
1. 2. 3. Связь с другими областями краеведения . . . . . . . . . .9
1. 3. Организационные формы историко-краеведческой
работы в школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
- 4. Виды внеклассной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
- 5. Краеведческие программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
3.Поисковые и исследовательские модели обучения школьников
3. 1. Экскурсии по родному краю . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
3. 2. Работа над проектами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
3. 2. 1. Виды проектов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
3. 2. 2. Разделы проекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
3. 3. Исследовательские работы учащихся во
внеурочное время. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
3. 4. Школьные музеи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
4. Роль краеведения в формировании образовательных компетенций. 15
5. Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
III.Литература……………………………………………………………………..18
IV. Приложения
1.Сценарий «Русь, Россия, Родина моя!»
- Программа туристическо-краеведческого лагеря «Экстрим». Отчет о работе лагеря.
- Проект «Память»
- Проект «Школьный музей»
I.Школьное историческое краеведение
Родина, отечество, родной край, мой дом… Так называем мы землю, где родились и прожили многие годы, землю, где трудились и которую защищали наши отцы и прадеды, где находятся дорогие нам могилы.
От этих слов возникли понятия «родиноведение» и «отечествоведение» (мы встречаем их в научных и педагогических трудах XIX и начала ХХ века) и «краеведение», которое утвердилось и получило широкое распространение
сравнительно недавно, лишь в 20-е годы прошлого века.
Краеведение означает: знание о своей ближайшей родине, - от слов «ведать», «знать» свою родину, ее природу, историю, хозяйство, быт, взгляды, верования, традиции местного населения. Вместе с тем краеведение понимается и как путь, метод, процесс познания от ближнего к дальнему, далекому, от части к целому, от частного к общему.
Границы «края» подвижны, изменчивы: родной дом и его окрестности, село, район, область .
О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать местный материал в обучении и воспитании юных, приобщать их к исследованиям – об этом писали еще Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци и другие зарубежные педагоги и ученые. В России эту идею развили В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович, Н. М. Карамзин, К. Д. Ушинский, В. П. Семенов – Тян – Шанский, В. О. Ключевский и многие другие ученые, педагоги, методисты, писатели, философы.
Около 150 лет тому назад К. Д. Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики и школы, писал, что «поля родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека», что они помогают возгореться «искрам любви к отечеству». ¹
Академик Д. С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые и школьники». ²
¹ Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании//Педагогич. соч.: 6 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1988. – с. 253.
² Лихачев Д. С. Учит земля родная//Вестник Союза краеведов России. – 1992. - №1. – с. 8.
- Краеведческая познавательная деятельность учащихся
Когда мы говорим о краеведении в школе, следует различать «уровни» краеведческой познавательной деятельности учащихся:
1) получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации;
2) самостоятельное приобретение знаний через учебные пособия, научно-популярную литературу, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, Интернет и т.д.;
3) изучение школьниками истории родного края в ходе исследовательского поиска.
Первый из этих уровней является главным в начальных и младших классах. Для основной школы характерны первый и второй уровни. В старших классах основной школы и в средней школе (особенно во внеурочное время) возрастает удельный вес краеведческой работы, характерной для третьего уровня. В ней, как правило, участвуют ребята, особо увлеченные историей, глубоко интересующиеся родным краем.
Педагогу необходимо держать в поле зрения все эти уровни краеведения, видеть их различия и связи, пути перехода от элементарных форм работы к более сложным. Это является важным условием эффективного использования краеведения в обучении и воспитании школьников.
Урочные, факультативные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют:
- развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому;
- накоплению систематических знаний по истории своей ««малой» родины: села, района, области;
- посильному, с учетом возраста учащихся, овладению методами исторического познания, выработке умения применять их к изучению и оценке событий прошлого и современности, работать с различными источниками научной информации;
- помогают учащимся приобщиться к сбору историко-краеведческих материалов, к охране памятников истории и культуры, участию в культурно-просветительной и экологической работе в родной местности.
Занятия по краеведению тесно связаны с основным курсом Отечественной истории и содействуют углубленному изучению истории народов Российской Федерации, расширению общеисторических знаний учащихся.
Краеведение – важное средство формирования исторического мышления учащихся, их национального самосознания и чувства дружбы народов. Сегодня это приоритетные задачи школьного исторического образования вообще.
Материалы краеведения помогают ученику глубже уяснить такие положения как: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях семьи, своего народа, в прошлом края и страны.
2. Краеведение и Закон Российской Федерации «Об образовании»
Краеведение, особенно историческое, является важным средством реализации концептуальных положений, сформулированных в Законе Российской Федерации «Об образовании».
Основополагающая идея Закона – органическое единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Эта идея имеет прямое отношение и к краеведению, как к одной из составляющих в решении этой задачи.
В процессе школьного обучения, обретая знания, учащийся накапливает свой интеллектуальный потенциал, что служит основой для реализации личностью своих гражданских свобод, прав и обязанностей. Знание о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала человека, гражданина.
Краеведение – это поле для самостоятельных учебно-исследовательских поисков школьника, овладения им начала творческой деятельности, выработки умения понимать действительные ценности прошлого, настоящего и будущего.
Сегодня важно, чтобы подрастающая молодежь хорошо знали свой край, его историю и культурные традиции, природу, хозяйство, ресурсы, экологическую ситуацию, планы социально-экономического и культурного развития.
Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе «Об образовании»:
- воспитание гражданственности и любви к Родине;
- защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
- формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;
- формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры;
- гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей.
Занятие краеведением поможет юным глубже уяснить сущность юридических норм, включенных в новую Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»¹.
Конечно, у учащихся разных регионов России конкретные знания о своем крае будут различными, «вариативными», но они должны войти (в определенном объеме) в состав обязательных базисных знаний по школьной истории. Это будет отвечать требованиям федерального государственного стандарта современного школьного исторического образования.
¹ Конституция Российской Федерации: (Статья 44, часть 3; статья 58)
1.2. Содержание краеведческих знаний
1. 2. 1. Примерная модель исторического краеведения
В основу модели исторического краеведения в современной школе можно условно положить принцип концентризма, когда учащиеся изучают историю родного края как бы по концентрам – своеобразным кругам:
Так изучая свою родословную, учащиеся связывают ее с историей своего села, края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, области, они возвращаются к фактам истории родного села, семьи.
Если говорить об историческом краеведении не как об отдельном учебном предмете, а о краеведении непосредственно в программном курсе Отечественной истории на уроках истории России, то основное внимание обычно уделяется раскрытию темы «История нашей области (или края)», например, темы: «Наша область в первой половине XIX столетия», «Наш край в годы Великой Отечественной войны» (с включением отдельных сведений, фактов ).
- 2. 2. Предмет исторического краеведения
Каков же содержательный компонент исторического краеведения.
Предметом исторического краеведения являются исторические и общественные процессы в местном крае – жизнь людей в ее развитии и результатах в границах определенной территории (деревня, село, район и т.д.).
Изучаются различные сферы общественной жизни: социальная, экономическая, политическая, духовная. Учащиеся знакомятся с событиями локальной истории, в которых проявилась деятельность многих поколений жителей края, их социальные, экономические, политические, духовные связи и отношения. Эти сферы связаны с развитием производительных сил края (техника и технология производства), с созданием жителями края материальных и духовных ценностей, с развитием культуры, с военной историей (участие земляков в защите Отечества и военных компаниях), с общественно-политическими движениями и деятельностью органов государственной власти и управления в крае.
Большое значение имеет изучение духовной жизни людей: знать живых людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы – значит понять саму эпоху, саму историю.
Предметом историко-краеведческих изысканий и поисков могут быть и материалы о своих земляках, их потомках, оказавшихся в других регионах России, ближнего и дальнего зарубежья.
Частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви.
Учащиеся знакомятся на уроках и во внеурочное время с религиозными верованиями местного населения, изучают прошлое храмов и монастырей, жизнь и деяния местных подвижников, причисленных к лику святых, представителей духовенства; обращаются к различным источникам и памятникам церковной истории и культуры.
Учащиеся изучают субъекты исторического процесса. Они знакомятся с непосредственными участниками событий далекого и близкого прошлого, а также наших дней. К субъектам исторического процесса необходимо отнести и коллективы местных предприятий.
История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое – настоящее – будущее. Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи событий, содействует формированию исторического мышления школьников.
Необходимо предоставить возможность каждому ученику дать свою собственную оценку рассматриваемых событий.
Изучая общественные процессы, проходившие в регионе, стране, мире, сравнивая различные события – явления и факты общественной жизни прошлого и настоящего, учащиеся получают возможность увидеть общее и особенное в истории родного края, России, мира. (Сценарий мероприятия-«Русь, Россия. Родина моя!» Приложение №1)
Очень важно, чтобы у каждого учащегося постепенно формировалось понимание того, что он сам является частичкой бытия многих и многих поколений людей, продолжателем традиций своей семьи, земляков. Своего народа, непосредственным активным участником современной жизни, что он, являясь субъектом исторического процесса, несет моральную ответственность за будущее своей малой и большой Родины, а возможно и всего человечества.
1. 2. 3. Связь с другими областями краеведения
Историческое краеведение тесно взаимодействует, органично связано с другими областями (направлениями) краеведения: географическим, литературным и т.д. Оно является частью единого комплекса знаний о местном крае, с которыми учащиеся знакомятся во время уроков и внеклассных занятий по истории и другим предметам на протяжении всех лет обучения в школе. Учащиеся изучают, наряду с прошлым края, его природу (рельеф местности, климат, растительный и животный мир, водные ресурсы и полезные ископаемые), экономику, фольклор, литературные связи, экологическую ситуацию в регионе и т.д.
В МКОУ СОШ с.Гордино краеведение изучается постоянно, за счет школьного и регионального компонента отводятся часы для преподавания географического и исторического краеведения в среднем звене, т.е. в 5-9 классах. С переходом на ФГОС, учителя истории школы, в начальной школе ведут часы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению и связывают их с историей семьи, школы, села.
- 3. Организационные формы историко-краеведческой работы в школе
Один из компонентов модели – организационные формы историко-краеведческой работы в школе. Эти формы разнообразны.
К ним можно отнести:
- Изучение материалов краеведения на уроках основного курса Отечественной истории. Речь идет об уроках истории России с включением элементов краеведения и о специальных уроках по истории края (уроках исторического краеведения) в рамках учебных часов по курсу Отечественной истории, а также ближнего и дальнего зарубежья (курс «Мир и Россия»).
- Факультативные курсы (по преимуществу в полной средней школе, а также в старших классах основной школы). Имеются в виду специальные краеведческие факультативы как, например, «Родной край: страницы истории», «Наш край в ХХ столетии», и общеисторические, программа которых предусматривает включение локальных материалов, например: «Страницы боевого прошлого народов нашей страны», «Великая Отечественная война советского народа и Вторая мировая война», «Из истории религий», «История русской культуры IX – XX веков».
- Довольно широко распространенны в школах, в том числе сельских, внеклассные занятия: работа кружков, клубов и т.д.
- В педагогической литературе и школьной практике историческое краеведение нередко делят на три направления (организационные формы): учебное (уроки, факультативные занятия), внеурочное (занятия краеведческих кружков и групп, ученических клубов и обществ, проведение предметных недель) и внешкольное (проводимое под руководством Домов культуры и станций юных туристов).
Педагогически продуманное, разумное сочетание этих форм – условие успешной организации и функционирования системы школьного краеведения. Это в значительной мере зависит от объединения усилий учительства, внешкольных учреждений, методистов различных уровней, преподавателей педагогических курсов, участников краеведческих обществ.
1. 4. Виды внеклассной работы
Заметное распространение получили различные виды внеклассной работы: экскурсии и осмотр памятников истории и культуры, экспедиции по родному краю, ученические конференции, исторические вечера, «круглые столы», организация выставок и музейных экспозиций. В ряде школ внеурочный краеведческий поиск успешно сочетается с туризмом, походами.
Непременными участниками внеклассной работы, связанной со сборами и пропагандой материалов по истории родного края, возрождением, воссозданием местных национально-культурных и трудовых традиций, могут стать члены кружков, клубов, студий, а также местное население, в первую очередь родственники учащихся. В МКОУ СОШ с.Гордино мы традиционно в летнее время ходим в походы по родному краю, привлекаем к этому родителей и выпускников школы. В период летних каникул при школе работал туристско-краеведческий лагерь «Экстрим». Походы, встречи с ветеранами, поездки на самую высокую точку Кировской области-Краснояр, что находится в нашем районе-это лишь маленькая частичка большого летнего труда детей, который принес много пользы всем: и детям и взрослым. (Программа лагеря»Экстрим». Отчет о работе лагеря. Приложение № 2)
Залог успеха в работе по изучению прошлого родного края состоит в том, чтобы учебные и внеклассные занятия были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследовательским принципом, эмоциональным накалом. Чтобы ученики постоянно обращались к различным методам раскрытия того или иного явления, учились участвовать в диалоге, обсуждать события прошлого и настоящего, которые волнуют их, учились извлекать уроки, выводы из событий истории, активно участвовать в возрождении и обновлении прогрессивных национальных и региональных культурных традиций.
- 5. Краеведческие программы
Для определения содержания историко-краеведческой работы в школе, в том числе тематики конкретных ученических исследований, представляющих научный интерес, педагогу и учащимся полезно обратиться к специальным краеведческим программам, рекомендованным в последние годы различными общественными организациями и научными учреждениями Российской Федерации (Российским фондом культуры, Союзом краеведов России, Российской Академией сельскохозяйственных наук, Экспериментальным Центром краеведения, этнографии и экскурсий и Центром детско-юношеского туризма и др.).
Приводим наименование ряда предлагаемых программ:
- Возвращение забытых имен;
- Земляки (о жителях края, выехавших в разные годы в другие регионы России, ближнее и дальнее зарубежье);
- Некрополь России и русского зарубежья (кладбища-памятники российской истории и культуры);
- Энциклопедия российских деревень;
- Малые города России;
- Исчезнувшие памятники России;
- Великая Отечественная война;
- Летописание;
- Архивы;
- Программа по топонимике и другие.
3. Поисковые и исследовательские модели обучения школьников
3.1. Экскурсии по родному краю
Экскурсия как метод, позволяющий организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях (исторические места, предприятия и т.д.) или в музеях и на выставках является неотъемлемой частью поисково-исследовательской работы школьников. Сюда можно также отнести экспедиции и походы по родному краю.
Важна работа учащихся после проведенной экскурсии, похода. Это: обработка и изучение собранных краеведческих материалов, использование их при подготовке сообщений, рефератов, сочинений, докладов к урокам, семинарским занятиям, конференциям, для создания проектов; изготовление карт, схем, диаграмм, рисунков, муляжей, макетов и т.д.; оформление выставок, пополнение экспозиций школьных музеев, проведение собраний-отчетов, исторических вечеров, диспутов, викторин; участие в работе научно-практических конференций, в олимпиадах, в районных и областных конкурсах и т.п.
3.2. Работа над проектами
Учитель, применяющий в своей педагогической деятельности метод проектов должен:
- создать мотивацию;
- создать образовательную среду;
- определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы;
- уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений;
- представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования;
- организовать работу (в малых группах, индивидуально);
- владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижения гепотез, аргументирования выводов и т. п.;
- консультировать (по методу убывающих подсказок);
- иметь критерии объективной оценки.
В ходе планирования следует обращать особое внимание на соответствие знаний и умений, приобретаемых учащимися в задуманном проекте, требованиям к обязательному минимуму содержания образования и к уровню подготовки выпускников основной школы.
3.2. 1. Виды проектов
Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, которые заранее неизвестны, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространённых форм этого вида деятельности.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм.
В год 70-летия Победы над фашисткой Германией в МКОУ СОШ с.Гордино осуществлялся годичный проект «Память». Работа проделанная учащимися под руководством педагогов была очень плодотворной. Данный проект частично возможно использовать в любой школе или в отдельно взятом классе. (Проект «Память». Приложение №3)
Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации (ролевая игра, «круглый стол», деловая игра). Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты таких проектов чаще вырисовываются только к моменту завершения действия.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов.
Практико-ориентированные (прикладные) проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата.
3.3. Исследовательские работы учащихся во внеурочное время
По своему характеру внеурочная исследовательская деятельность учащихся бывает самой разнообразной. Школьники включаются в самостоятельную работу с различными историко-краеведческими источниками, выполняют отдельные поисковые и учебно-исследовательские задания, готовят сообщения к учебным и внеклассным занятиям, пишут рефераты к научно-практическим конференциям, принимают участие в викторинах и конкурсах на уровне школы, района, области.
Последние годы тематика исследовательских работ учащихся МКОУ СОШ с.Гордино была связана с историей Великой Отечественной войны. Особое место в школьном краеведческом музее сейчас занимают следующие исследовательские работы:
- «Наши земляки на фронте», Гордина Екатерина, 10 класс
(http://nsportal.ru/node/1689102)
- «Письма и война», Гордина Ольга, 10 класс (http://nsportal.ru/node/208660)
3. 4. Школьные музеи
Музеи в школах и других учебно-воспитательных заведениях создавались еще в дореволюционной России. Это одно из самых самобытных явлений в отечественной истории.
Массовое развитие школьных музеев и их упадок всегда были связаны с политическими процессами, господствующей идеологией, экономическими преобразованиями и общественным сознанием, уровнем духовности и культуры.
Деятельность школьных музеев неотделима от краеведческого движения, процессов в области культуры, досуга. Следовательно, реализация программы развития школьных музеев возможна лишь при тесном сотрудничестве и координации действий учреждений народного образования, науки, культуры, туризма, властных структур и общественных организаций. В первую очередь это обусловлено тем, что школьные музеи являются хранителями бесценного фонда историко-культурного наследия наряду с сетью соответствующих государственных учреждений. Необходимо учитывать и еще не до конца востребованный потенциал школьных музеев в учебно-воспитательном процессе.
Прекращение жизнедеятельности школьных музеев может нанести непоправимый урон национальной культуре, делу воспитания молодого поколения.
В МКОУ СОШ с.Гордино, вот уже 33 года работает школьный краеведческий музей. Основные задачи работы музея: использовать местный материал для дополнения и углубления знаний по историческому краеведению . Основные разделы музея: археология, история с.Гордино, традиции и быт крестьян в 19-начале 20 вв, история Гординской школы, зал боевой славы, позволяют не только заинтересовать ребят краеведческим материалом и пробудить в них желание оставить в музее частицу своего труда- работы, находки. (Проект «Школьный музей». Приложение № 4)
4. Роль краеведения в формировании образовательных компетенций
Школьное историческое краеведение может способствовать формированию образовательных компетенций. Рассмотрим каждую группу компетенций и их реализацию.
Ценностно-смысловые:
- формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;
- владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
- уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
- осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
- выбор темы для исследовательской работы;
- постановка цели и определение направления своих действий и поступков;
- определение логики, последовательности выполнение работы
Учебно-познавательные:
- ставить цель, организовывать её достижение;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;
- выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями;
- описывать результаты, формулировать выводы;
- выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации) и др.
- проведение школьных краеведческих конференций и «круглых столов»;
- проведение фестиваля исследовательских работ на темы «Моя родословная», «Великая Отечественная война глазами моей бабушки» и др.;
- исследовательские проекты «Истори моего села», «Летопись нашей школы»;
- участие в районных и региональных краеведческих конференциях.
Общекультурные компетенции:
- определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;
- владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;
- владеть эффективными способами организации свободного времени;
- иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;
- владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя и др.
- изучение традиций, игр, тувинских народных песен и народов России;
- экскурсии по историческим;
- экскурсии в школьный краеведческий музей;
- работа школьного краеведческого кружка «Юный краевед».
Коммуникативные компетенции:
- уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
- уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;
- владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми,событиями;
- выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести диалог;
- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; и др.
- сбор материала для школьной краеведческой экспозиции
Информационные компетенции:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
- владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона и др.
- подготовка и демонстрация мультимедийных презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях .
- участие в Интернет-конкурсах и олимпиадах
Социально-трудовые компетенции:
- владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;
- определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;
- действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых, гражданских взаимоотношений.
- акции «Мое чистое село», «Мы за ЗОЖ», Неделя добра и т.д.
Компетенции личностного самосовершенствования:
- ценностно-смысловая ориентация в мире (понимание ценности бытия, жизни, здоровья; ценности культуры, науки, производства, истории цивилизации, собственной страны, религии);
- способность к рефлексии (осознанию, осмыслению, прогнозированию процесса и результатов своей деятельности и поведения);
- владение способами самопознания, самосовершенствования, формирования психологической грамотности, культуры мышления и поведения
- ребёнок, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет;
5. Выводы
Изучение передовой школьной практики, педагогических идей, анализ личного опыта позволяет сформулировать некоторые принципы организации и функционирования системы исторического краеведения в современной школе:
- концентризм – изучение учащимися истории родного края по концентрам: 1. Родной дом. Моя родословная. – 2. Родная школа, ее история, традиции. – 3. Село (город): прошлое, настоящее, перспективы обновления и развития. – 4. История района. – 5. История области (края);
- изучение различных сторон общественной жизни края: социальной, экономической, политической и культурной. Особое внимание уделяется познанию духовно-нравственной сферы деятельности людей.
Изучение субъектов исторического процесса: деятельность жителей края, представителей разных поколений своей семьи; истории социальных групп, местных этносов, общественных организаций и объединений;
- история края («малой родины») рассматривается как часть истории России, как частица всемирной истории;
- наблюдается сочетание с другими областями краеведения: географическим, экономическим, литературным, естественнонаучным, этнографическим и др.;
- направленность на воспитание у молодежи нравственности, духовности и патриотизма на основе приобщения их к общечеловеческим, национальным и региональным духовным ценностям, идеалам, традициям;
- направленность на решение задач социальной адаптации воспитанников школы, формирования у них готовности жить и трудиться в своем селе, городе, крае, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении; связь с проблемами экологии, охраны природы, памятников истории и культуры;
- приобщение учащихся к самостоятельному изучению различных источников по истории края, в том числе реликвий истории семьи, народа, обращение к «устной истории»; исследовательский, творческий подход к организации познавательной деятельности учащихся; использование разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы, включая факультативные занятия; связь с туризмом;
- постоянные связи с краеведческими и другими общественными организациями, научными учреждениями, библиотеками, архивами, музеями; участие в работе местной общественности, родственников учащихся.
литература
Конституция Российской Федерации: (Статья 44, часть 3; статья 58)
Лихачев Д. С. Учит земля родная//Вестник Союза краеведов России. – 1992. - №1. – с. 8.
Сейненский А. Е. Родной край: страницы истории. В помощь педагогу-краеведу. – М., Интерпракс, 1994. – 144 с.
Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании//Педагогич. соч.: 6 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1988. – с. 253.
Сейненский А. Е. Родной край: страницы истории. В помощь педагогу-краеведу. – М., Интерпракс, 1994. – 144 с.
Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании//Педагогич. соч.: 6 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1988. – с. 253.
Воронова В. Разнообразие форм воспитательной работы // Воспитание школьников. 2005. № 6.
Данильченко Л. Чему учит история родного края // Воспитание школьников. 2005. № 6
Парфенова Е. А. О роли исторических вечеров в патриотическом воспитании учащихся // Преподавание истории в школе. 2004. № 2.
Работа со школьниками в краеведческом музее. Сценарии занятий. // Под ред. Н.М.Ланковой. – М.:ВЛАДОС. – 2001.
Ляшенко Е.А. Школа юного краеведа. Волгоград. – 2007.
Ермолаева Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе.-2002.-№ 3.- С.40-47.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины...
статья "Краеведение – как средство патриотического воспитания учащихся на уроках истории."
в статье описывается опыт использования краеведческого материала на уроках истории. Характеризуются формы и методы применения краеведческого материала....
Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории.
Патриотическое воспитание учащихся на уроках историиАвтор Гейнц Любовь Михайловна, учитель истории и обществознанияhttp://festival.1september.ru/articles/101362/...
практико-значимый проект на тему: «Патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и в системе внеклассной работы по предмету»
В данной работе рассмотрен теоретический и практический материалы по теме проекта...
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории и во внеурочное время
опыт работы, презентация, к выступлению на ЕМД, гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время...
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории
Доклад (с презентацией) на методическом объединении учителей на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории в коррекционной школе 8 вида»...
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории...