Методическая разработка "Система патриотического воспитания учащихся на уроках истории, краеведения и во внеклассной работе"
методическая разработка по краеведению по теме

Белёва Галина Николаевна

Родина, отечество, родной край, мой дом… Так называем мы землю, где родились и прожили многие годы, землю, где трудились и которую защищали наши отцы и прадеды, где находятся дорогие нам могилы.

От этих слов возникли  понятия «родиноведение» и «отечествоведение» (мы встречаем их в научных и педагогических трудах XIX и начала ХХ века) и «краеведение», которое утвердилось и получило широкое распространение

сравнительно недавно, лишь в 20-е годы прошлого века.

 Краеведение означает: знание о своей ближайшей родине, - от слов «ведать», «знать» свою родину, ее природу, историю, хозяйство, быт, взгляды, верования, традиции местного населения. Вместе с тем краеведение понимается и как путь, метод, процесс познания от ближнего к дальнему, далекому, от части к целому, от частного к общему.Родина, отечество, родной край, мой дом… Так называем мы землю, где родились и прожили многие годы, землю, где трудились и которую защищали наши отцы и прадеды, где находятся дорогие нам могилы.

Методическая разработка и приложения к ней находятся здесьhttps://yadi.sk/d/x4V0JF7UhLkte

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon https://yadi.sk/d/x4V0JF7UhLkte142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Гордино

Афанасьевского района Кировской области

Система

патриотического воспитания

на уроках истории, исторического краеведения и  во внеклассной работе

Автор работы: Белёва Галина Николаевна,

учитель истории, обществознания и краеведения,

учитель высшей категории

2015

«Без краеведения нет России»(Шмидт С.О., академик.)

      «Краеведение – основа нравственного воспитания народа»(Д.С.Лихачёв)  

Цели:

1. Формирование в человеке гордости за свою малую родину, привязанности к родному краю.

2. Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств, исторического сознания и социальной активности.

Задачи:

  • Приобщение учащихся к краеведческой и поисково–исследовательской деятельности;
  • воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края и народов, населяющих его.
  • сохранение исторической памяти, пополнение фондов краеведческого музея школы.

содержание

  1. Вступление. Школьное историческое краеведение         …. . . . . .  ….    4

II.  Основная часть

  1.     Краеведческая познавательная деятельность учащихся . . . . . . . . . .  5

2.    Краеведение и Закон Российской Федерации «Об образовании» . . . . 6

  1. 2. Содержание краеведческих знаний

1. 2. 1. Примерная модель исторического краеведения . . . . . 7

                        1. 2. 2. Предмет исторического краеведения . . . . . . . . . . . . .8  

                        1. 2. 3. Связь с другими областями краеведения . . . . . . . . . .9  

                1.  3.  Организационные формы историко-краеведческой

                        работы в школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  9

  1. 4.  Виды внеклассной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  10
  1. 5.  Краеведческие программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

3.Поисковые и исследовательские модели обучения школьников

        3.  1.  Экскурсии по родному краю . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

        3.  2.  Работа над проектами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

                3. 2. 1. Виды проектов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

                3. 2. 2. Разделы проекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  13

        3.  3.  Исследовательские работы учащихся во

                внеурочное время. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

                    3. 4.    Школьные музеи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

           4. Роль краеведения в формировании образовательных компетенций.  15

              5.   Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  .  17

III.Литература……………………………………………………………………..18

IV. Приложения

1.Сценарий «Русь, Россия, Родина моя!»

  1. Программа туристическо-краеведческого  лагеря «Экстрим». Отчет о работе лагеря.
  2. Проект «Память»
  3. Проект «Школьный музей»

I.Школьное историческое краеведение

Родина, отечество, родной край, мой дом… Так называем мы землю, где родились и прожили многие годы, землю, где трудились и которую защищали наши отцы и прадеды, где находятся дорогие нам могилы.

От этих слов возникли  понятия «родиноведение» и «отечествоведение» (мы встречаем их в научных и педагогических трудах XIX и начала ХХ века) и «краеведение», которое утвердилось и получило широкое распространение

сравнительно недавно, лишь в 20-е годы прошлого века.

 Краеведение означает: знание о своей ближайшей родине, - от слов «ведать», «знать» свою родину, ее природу, историю, хозяйство, быт, взгляды, верования, традиции местного населения. Вместе с тем краеведение понимается и как путь, метод, процесс познания от ближнего к дальнему, далекому, от части к целому, от частного к общему.

Границы «края» подвижны, изменчивы: родной дом и его окрестности, село, район, область .

О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать местный  материал в обучении и воспитании юных, приобщать их к исследованиям – об этом писали еще Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци  и другие зарубежные педагоги и ученые. В России эту идею развили В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович, Н. М. Карамзин, К. Д. Ушинский, В. П. Семенов – Тян – Шанский, В. О. Ключевский и многие другие ученые, педагоги, методисты, писатели, философы.

Около 150 лет тому назад  К. Д. Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики и школы, писал, что «поля родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека», что они помогают возгореться «искрам любви к отечеству». ¹

        Академик Д. С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать,  «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой  культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые и школьники». ²

¹ Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании//Педагогич. соч.: 6 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1988. – с. 253.

²  Лихачев Д. С. Учит земля родная//Вестник Союза краеведов России. – 1992. - №1. – с. 8.

  1.   Краеведческая познавательная деятельность учащихся

Когда мы говорим о краеведении в школе, следует различать «уровни» краеведческой познавательной деятельности учащихся:

        1) получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации;

2) самостоятельное приобретение знаний через  учебные пособия, научно-популярную литературу, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, Интернет и т.д.;

        3) изучение школьниками истории родного края в ходе  исследовательского поиска.

        Первый из этих уровней  является главным в начальных и младших классах. Для основной  школы характерны первый и второй уровни. В старших классах основной школы и в средней школе (особенно во внеурочное время) возрастает удельный вес краеведческой работы, характерной для третьего уровня. В ней, как правило, участвуют ребята, особо увлеченные историей, глубоко интересующиеся родным краем.

        Педагогу необходимо  держать в поле зрения все эти уровни краеведения, видеть их различия и связи, пути перехода от элементарных форм работы к более сложным. Это является важным условием эффективного использования краеведения в обучении и воспитании школьников.

        Урочные, факультативные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют:

  • развитию у  учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому;
  • накоплению систематических знаний по истории своей ««малой» родины: села,  района, области;
  • посильному, с учетом возраста учащихся, овладению методами исторического познания, выработке умения применять их к изучению и оценке событий прошлого и современности, работать с различными источниками научной информации;
  • помогают учащимся приобщиться к сбору историко-краеведческих материалов, к охране памятников истории и культуры, участию в культурно-просветительной и экологической работе в родной местности.

Занятия по краеведению тесно связаны с основным курсом Отечественной истории и  содействуют углубленному изучению истории народов Российской Федерации, расширению общеисторических знаний учащихся.

        Краеведение – важное средство формирования исторического мышления учащихся, их национального самосознания и чувства дружбы народов. Сегодня это приоритетные задачи школьного исторического образования вообще.

        Материалы краеведения помогают ученику глубже уяснить такие положения как: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях семьи, своего народа, в прошлом края и страны.

 2. Краеведение и Закон Российской Федерации «Об образовании»

       Краеведение, особенно историческое, является важным средством реализации концептуальных положений, сформулированных в Законе Российской Федерации «Об образовании».

         Основополагающая идея Закона – органическое единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Эта идея имеет прямое отношение и к краеведению, как к одной из составляющих в решении этой задачи.

        В процессе школьного обучения, обретая знания, учащийся накапливает свой интеллектуальный потенциал, что служит основой для реализации личностью своих гражданских свобод, прав и обязанностей. Знание о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала человека, гражданина.

         Краеведение – это поле для самостоятельных учебно-исследовательских поисков школьника, овладения им начала творческой деятельности, выработки умения понимать действительные ценности прошлого, настоящего и будущего.

        Сегодня важно, чтобы подрастающая молодежь хорошо знали свой край, его историю и культурные традиции, природу, хозяйство, ресурсы, экологическую ситуацию, планы социально-экономического и культурного  развития.

        Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе «Об образовании»:

  • воспитание гражданственности и любви к Родине;
  • защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
  • формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;
  • формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры;
  • гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей.

Занятие краеведением поможет юным глубже уяснить  сущность  юридических норм, включенных в новую Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»¹.

Конечно, у учащихся разных регионов России конкретные знания о своем крае будут различными, «вариативными», но они должны войти (в определенном объеме) в состав обязательных базисных знаний по школьной истории. Это будет отвечать требованиям федерального государственного стандарта современного школьного исторического образования.

¹ Конституция Российской Федерации: (Статья 44, часть 3; статья 58)

1.2. Содержание краеведческих знаний

1. 2. 1. Примерная модель исторического краеведения

        В основу модели исторического краеведения в современной школе  можно условно положить принцип концентризма, когда учащиеся изучают историю родного края как бы по концентрам – своеобразным кругам:         

        Так  изучая свою родословную, учащиеся связывают ее с историей своего села,  края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, области, они возвращаются к фактам истории родного села, семьи.

         Если говорить об историческом краеведении не как об отдельном учебном предмете, а о краеведении непосредственно в программном курсе Отечественной истории на уроках истории России, то основное внимание обычно уделяется раскрытию темы «История нашей области (или края)», например, темы: «Наша область в первой половине XIX столетия», «Наш край в годы Великой Отечественной войны» (с включением отдельных сведений, фактов ).

  1. 2. 2. Предмет исторического краеведения

Каков же  содержательный компонент исторического краеведения.

Предметом исторического краеведения являются исторические и общественные процессы в местном крае – жизнь людей в ее развитии и результатах в границах определенной территории (деревня, село, район и т.д.).

Изучаются различные сферы общественной жизни: социальная, экономическая, политическая, духовная. Учащиеся знакомятся с событиями локальной истории, в которых проявилась деятельность многих поколений жителей края, их социальные, экономические, политические, духовные связи и отношения. Эти сферы связаны с развитием производительных сил края (техника и технология производства), с созданием жителями края материальных и духовных ценностей, с развитием культуры, с военной историей (участие земляков в защите Отечества и военных компаниях), с общественно-политическими движениями и деятельностью органов государственной власти и управления  в крае.

        Большое значение имеет изучение духовной жизни людей: знать живых людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы – значит понять саму эпоху, саму историю.

                Предметом историко-краеведческих изысканий и поисков могут быть и материалы о своих земляках, их потомках, оказавшихся в других регионах России, ближнего и дальнего зарубежья.

        Частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви.

        Учащиеся знакомятся на уроках и во внеурочное время с религиозными верованиями местного населения, изучают прошлое храмов и монастырей, жизнь и деяния местных подвижников, причисленных к лику святых, представителей духовенства; обращаются к различным источникам и памятникам церковной истории и культуры.

                Учащиеся изучают субъекты исторического процесса. Они знакомятся с непосредственными участниками событий далекого и близкого прошлого, а также наших дней.        К субъектам исторического процесса необходимо отнести и коллективы местных предприятий.

        История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое – настоящее – будущее. Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи событий, содействует формированию исторического мышления школьников.

         Необходимо предоставить возможность каждому ученику дать свою собственную оценку рассматриваемых событий.

                Изучая общественные процессы, проходившие в регионе, стране, мире, сравнивая различные события – явления и факты общественной жизни прошлого и настоящего, учащиеся получают возможность увидеть общее и особенное в истории родного края, России, мира. (Сценарий мероприятия-«Русь, Россия. Родина моя!» Приложение №1)

        Очень важно, чтобы у каждого учащегося постепенно формировалось понимание того, что он сам является частичкой бытия многих и многих поколений людей, продолжателем традиций своей семьи, земляков. Своего народа, непосредственным активным участником современной жизни, что он, являясь субъектом исторического процесса, несет моральную ответственность за будущее своей малой и большой Родины, а возможно и всего человечества.

1. 2. 3. Связь с другими областями краеведения

        Историческое краеведение тесно взаимодействует, органично связано с другими областями (направлениями) краеведения: географическим, литературным  и т.д. Оно является частью единого комплекса знаний о местном крае, с которыми учащиеся знакомятся во время уроков и внеклассных занятий по истории и другим предметам на протяжении всех лет обучения в школе. Учащиеся изучают, наряду с прошлым края, его природу (рельеф местности, климат, растительный и животный мир, водные ресурсы и полезные ископаемые), экономику, фольклор, литературные связи, экологическую ситуацию в регионе и т.д.

        В  МКОУ СОШ с.Гордино  краеведение изучается постоянно, за счет школьного  и регионального компонента отводятся часы для преподавания   географического  и исторического краеведения в среднем звене, т.е. в 5-9 классах. С переходом на ФГОС, учителя истории школы, в начальной школе   ведут часы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению и связывают их  с историей семьи, школы, села.

  1. 3. Организационные формы историко-краеведческой работы в школе

Один из компонентов модели – организационные формы историко-краеведческой работы в школе. Эти формы разнообразны.

К ним можно отнести:

  1. Изучение материалов краеведения на уроках основного курса Отечественной истории. Речь идет об уроках истории России с включением элементов краеведения и о специальных уроках по истории края (уроках исторического краеведения) в рамках учебных часов по курсу Отечественной истории, а также ближнего и дальнего зарубежья (курс «Мир и Россия»).
  2. Факультативные курсы (по преимуществу в полной средней школе, а также в старших классах основной школы). Имеются в виду специальные краеведческие факультативы как, например, «Родной край: страницы истории», «Наш край в ХХ столетии», и общеисторические, программа которых предусматривает включение локальных материалов, например: «Страницы боевого прошлого народов нашей страны», «Великая Отечественная война советского народа и Вторая мировая война», «Из истории религий», «История русской культуры IX – XX веков».
  3. Довольно широко распространенны в школах, в том числе сельских, внеклассные занятия: работа кружков,  клубов и т.д.
  4. В педагогической литературе и школьной практике историческое краеведение  нередко делят на три направления (организационные формы): учебное (уроки, факультативные занятия), внеурочное (занятия краеведческих кружков и групп, ученических клубов и обществ, проведение предметных недель)  и внешкольное (проводимое под руководством Домов культуры и станций юных туристов).

Педагогически продуманное, разумное сочетание этих форм – условие успешной организации и функционирования системы школьного краеведения. Это в значительной мере зависит от объединения усилий учительства,  внешкольных учреждений, методистов различных уровней, преподавателей педагогических курсов, участников краеведческих обществ.

1. 4. Виды внеклассной работы

        Заметное распространение получили различные виды внеклассной работы: экскурсии и осмотр памятников истории и культуры, экспедиции по родному краю, ученические конференции, исторические вечера, «круглые столы», организация выставок и музейных экспозиций. В ряде школ внеурочный краеведческий поиск успешно сочетается с туризмом, походами.

        Непременными участниками внеклассной работы, связанной со сборами и пропагандой материалов по истории родного края, возрождением, воссозданием местных национально-культурных и трудовых традиций, могут стать члены кружков, клубов, студий, а также местное население, в первую очередь родственники учащихся. В МКОУ СОШ с.Гордино мы традиционно в летнее время ходим в походы по родному краю, привлекаем к этому родителей и выпускников школы. В период летних каникул при школе работал туристско-краеведческий лагерь «Экстрим». Походы, встречи с ветеранами, поездки на самую высокую точку Кировской области-Краснояр, что находится в нашем районе-это лишь маленькая частичка большого летнего труда детей, который принес много пользы всем: и детям и взрослым. (Программа лагеря»Экстрим». Отчет о работе лагеря. Приложение № 2)

                Залог успеха в работе по изучению прошлого родного края состоит в том, чтобы учебные и внеклассные занятия были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследовательским принципом, эмоциональным накалом. Чтобы ученики постоянно обращались к различным методам раскрытия того или иного явления, учились участвовать в диалоге,  обсуждать события прошлого и настоящего, которые волнуют их, учились извлекать уроки, выводы из событий истории, активно участвовать в возрождении и обновлении прогрессивных национальных и региональных культурных традиций.

  1. 5. Краеведческие программы

Для определения содержания историко-краеведческой работы в школе, в том числе тематики конкретных ученических исследований, представляющих научный интерес, педагогу и учащимся полезно обратиться к специальным краеведческим программам, рекомендованным в последние годы  различными общественными организациями и научными учреждениями Российской Федерации (Российским фондом культуры, Союзом краеведов России, Российской Академией сельскохозяйственных наук, Экспериментальным Центром краеведения, этнографии и экскурсий и Центром детско-юношеского туризма  и др.).

Приводим наименование ряда предлагаемых программ:

  • Возвращение забытых имен;
  • Земляки (о жителях края, выехавших в разные годы в другие регионы России, ближнее и дальнее зарубежье);
  • Некрополь России и русского зарубежья (кладбища-памятники российской истории и культуры);
  • Энциклопедия российских деревень;
  • Малые города России;
  • Исчезнувшие памятники России;
  • Великая Отечественная война;
  • Летописание;
  • Архивы;
  • Программа по топонимике и другие.

3.        Поисковые и исследовательские модели обучения школьников

3.1. Экскурсии по родному краю

Экскурсия как метод, позволяющий организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях (исторические места, предприятия и т.д.) или в музеях и на выставках является неотъемлемой частью поисково-исследовательской работы школьников. Сюда можно также отнести экспедиции и походы по родному краю.

Важна работа учащихся после проведенной экскурсии, похода.  Это: обработка и изучение собранных краеведческих материалов, использование их при подготовке сообщений, рефератов, сочинений, докладов к урокам, семинарским занятиям, конференциям, для создания проектов; изготовление карт, схем, диаграмм, рисунков, муляжей, макетов и т.д.;  оформление выставок, пополнение экспозиций школьных музеев, проведение собраний-отчетов, исторических вечеров, диспутов, викторин; участие в работе научно-практических конференций, в олимпиадах, в районных и областных конкурсах и т.п.

3.2. Работа над проектами

        Учитель, применяющий в своей педагогической деятельности метод проектов должен:

  • создать мотивацию;
  • создать образовательную среду;
  • определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы;
  • уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений;
  • представлять возможные способы презентации  ситуаций для осмысления проблемы исследования;
  • организовать работу (в малых группах, индивидуально);
  • владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижения гепотез, аргументирования выводов и т. п.;
  • консультировать (по методу убывающих подсказок);
  • иметь критерии объективной оценки.

В ходе планирования следует обращать особое внимание на соответствие знаний и умений, приобретаемых учащимися в задуманном проекте, требованиям к обязательному минимуму содержания образования и к уровню подготовки выпускников основной школы.

3.2. 1. Виды проектов

Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, которые заранее неизвестны, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространённых форм этого вида деятельности.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм.

В год 70-летия Победы над фашисткой Германией в МКОУ СОШ с.Гордино осуществлялся годичный проект «Память». Работа проделанная учащимися под руководством педагогов была очень плодотворной. Данный проект частично возможно использовать в любой школе или в отдельно взятом классе. (Проект «Память». Приложение №3)

Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации (ролевая игра, «круглый стол», деловая игра). Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты таких проектов чаще вырисовываются только к моменту завершения действия.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов.

Практико-ориентированные (прикладные) проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата.

3.3. Исследовательские работы учащихся во внеурочное время

По своему характеру внеурочная исследовательская деятельность учащихся бывает самой разнообразной. Школьники включаются  в самостоятельную работу с различными историко-краеведческими источниками, выполняют отдельные поисковые и учебно-исследовательские задания, готовят сообщения к учебным и внеклассным занятиям, пишут рефераты к научно-практическим конференциям, принимают участие в викторинах и конкурсах на уровне школы, района, области.

Последние годы тематика исследовательских работ учащихся МКОУ СОШ с.Гордино была связана с историей Великой Отечественной войны.  Особое место в школьном краеведческом музее сейчас занимают следующие исследовательские работы:

  • «Наши земляки на фронте», Гордина Екатерина, 10 класс                  

                  (http://nsportal.ru/node/1689102)

3. 4. Школьные музеи

        Музеи в школах и других учебно-воспитательных заведениях создавались еще в дореволюционной России. Это одно из самых самобытных явлений в отечественной истории.

        Массовое развитие школьных музеев и их упадок всегда были связаны с политическими процессами, господствующей идеологией, экономическими преобразованиями и общественным сознанием, уровнем духовности и культуры.

        Деятельность школьных музеев неотделима от краеведческого движения, процессов в области культуры, досуга. Следовательно, реализация программы развития школьных музеев возможна лишь при тесном сотрудничестве и координации действий учреждений народного образования, науки, культуры, туризма, властных структур и общественных организаций. В первую очередь это обусловлено тем, что школьные музеи являются хранителями бесценного фонда историко-культурного наследия наряду с сетью соответствующих государственных учреждений. Необходимо учитывать и еще не до конца востребованный потенциал школьных музеев в учебно-воспитательном процессе.

        Прекращение жизнедеятельности школьных музеев может нанести непоправимый урон национальной культуре, делу воспитания молодого поколения.

В МКОУ СОШ с.Гордино, вот уже 33 года  работает  школьный краеведческий музей. Основные задачи работы музея: использовать местный материал для дополнения и углубления знаний по историческому краеведению . Основные разделы музея: археология, история с.Гордино, традиции и быт крестьян в 19-начале 20 вв, история Гординской школы, зал боевой славы, позволяют не только заинтересовать ребят краеведческим материалом и пробудить в них желание оставить в музее частицу своего труда-  работы, находки. (Проект «Школьный музей». Приложение № 4)

4. Роль краеведения в формировании образовательных компетенций

Школьное историческое краеведение может способствовать формированию образовательных компетенций. Рассмотрим каждую группу компетенций и их реализацию.

Ценностно-смысловые:

- формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;

- владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;

- уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

- осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.

- выбор темы для исследовательской работы;

- постановка цели и определение направления своих действий и поступков;

- определение логики, последовательности выполнение работы

Учебно-познавательные:

- ставить цель, организовывать её достижение;

- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;

- выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями;

- описывать результаты, формулировать выводы;

- выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации) и др.

- проведение школьных краеведческих конференций и «круглых столов»;

- проведение фестиваля исследовательских работ на темы «Моя родословная», «Великая Отечественная война глазами моей бабушки» и др.;

- исследовательские проекты «Истори моего села», «Летопись нашей школы»;

- участие в районных и региональных краеведческих конференциях.

Общекультурные компетенции:

- определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;

- владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;

- владеть эффективными способами организации свободного времени;

- иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;

- владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя и др.

- изучение традиций, игр, тувинских народных песен и народов России;

- экскурсии по историческим;

- экскурсии в школьный краеведческий музей;

- работа школьного краеведческого кружка «Юный краевед».

Коммуникативные компетенции:

- уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

- уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;

- владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми,событиями;

- выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести  диалог;

- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; и др.

- сбор материала для школьной краеведческой экспозиции

Информационные компетенции:

- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;

- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;

- владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона и др.

- подготовка и демонстрация мультимедийных презентаций  на уроках и внеклассных мероприятиях .

- участие в Интернет-конкурсах и олимпиадах

Социально-трудовые компетенции:

- владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;

- определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;

- действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых, гражданских взаимоотношений.

- акции «Мое чистое село»,  «Мы за ЗОЖ», Неделя добра и т.д.

Компетенции личностного самосовершенствования:

- ценностно-смысловая ориентация в мире (понимание ценности бытия, жизни, здоровья; ценности культуры, науки, производства, истории цивилизации, собственной страны, религии);

- способность к рефлексии (осознанию, осмыслению, прогнозированию процесса и результатов своей деятельности и поведения);

- владение способами самопознания, самосовершенствования, формирования психологической грамотности, культуры мышления и поведения

- ребёнок, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет;

                            5. Выводы

        Изучение передовой школьной практики, педагогических идей, анализ личного опыта позволяет сформулировать некоторые принципы организации и функционирования системы  исторического краеведения в современной школе:

  • концентризм – изучение учащимися истории родного края по концентрам: 1. Родной дом. Моя родословная. – 2. Родная школа, ее история, традиции. – 3. Село (город): прошлое, настоящее, перспективы обновления и развития. – 4. История района. – 5. История области (края);
  • изучение различных сторон общественной жизни края: социальной, экономической, политической и культурной. Особое внимание уделяется познанию духовно-нравственной сферы деятельности людей.

Изучение субъектов исторического процесса: деятельность жителей края, представителей разных поколений своей семьи; истории социальных групп, местных этносов, общественных организаций и объединений;

  • история края («малой родины») рассматривается как часть истории России,  как частица всемирной истории;
  • наблюдается сочетание с другими областями краеведения: географическим, экономическим, литературным, естественнонаучным, этнографическим и др.;
  • направленность на воспитание у молодежи  нравственности, духовности и патриотизма на основе приобщения их к общечеловеческим, национальным и региональным духовным ценностям, идеалам, традициям;
  • направленность на решение задач социальной адаптации воспитанников школы, формирования у них готовности жить и трудиться в своем селе, городе, крае, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении; связь с проблемами экологии, охраны природы, памятников истории и культуры;
  • приобщение учащихся к самостоятельному изучению различных источников по истории края, в том числе  реликвий истории семьи, народа, обращение к «устной истории»; исследовательский, творческий подход к организации познавательной деятельности учащихся; использование разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы, включая факультативные занятия;  связь с туризмом;
  • постоянные связи с краеведческими и другими общественными организациями, научными учреждениями, библиотеками, архивами, музеями; участие в работе местной общественности, родственников учащихся.

литература

Конституция Российской Федерации: (Статья 44, часть 3; статья 58)

Лихачев Д. С. Учит земля родная//Вестник Союза краеведов России. – 1992. - №1. – с. 8.

Сейненский А. Е. Родной край: страницы истории. В помощь педагогу-краеведу. – М., Интерпракс, 1994. – 144 с.

Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании//Педагогич. соч.: 6 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1988. – с. 253.

Сейненский А. Е. Родной край: страницы истории. В помощь педагогу-краеведу. – М., Интерпракс, 1994. – 144 с.

Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании//Педагогич. соч.: 6 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1988. – с. 253.

Воронова В. Разнообразие форм воспитательной работы // Воспитание школьников. 2005. № 6.

 Данильченко Л. Чему учит история родного края // Воспитание школьников. 2005. № 6

 Парфенова Е. А. О роли исторических вечеров в патриотическом воспитании учащихся // Преподавание истории в школе. 2004. № 2.

 Работа со школьниками в краеведческом музее. Сценарии занятий. // Под ред. Н.М.Ланковой. – М.:ВЛАДОС. – 2001.

 Ляшенко Е.А. Школа юного краеведа. Волгоград. – 2007.

Ермолаева Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе.-2002.-№ 3.- С.40-47.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории

Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины...

статья "Краеведение – как средство патриотического воспитания учащихся на уроках истории."

в статье описывается опыт использования краеведческого материала на уроках истории. Характеризуются формы и методы применения краеведческого материала....

Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории.

Патриотическое воспитание учащихся на уроках историиАвтор Гейнц Любовь Михайловна, учитель истории и обществознанияhttp://festival.1september.ru/articles/101362/...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории и во внеурочное время

опыт работы, презентация, к выступлению на ЕМД, гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории

Доклад (с презентацией) на методическом объединении учителей на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории в коррекционной школе 8 вида»...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории...