Применение мнемотехники на занятиях с детьми с ОВЗ.
статья
Применение мнемотехники на занятиях с детьми с ОВЗ
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он их усвоит налету» (К.Д.Ушинский).
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Как правило, у детей с ОВЗ отмечается снижение познавательной активности, психических процессов, нарушение речи, изменяется поведение ребенка, нарушаются функции центральной нервной системы, память, внимание, усидчивость, работоспособность.
Правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения. Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов мы пробуем применять наряду со стандартными методиками, дополнительные технологии, посредством которых можно, хотя бы частично снять возникающие трудности в развитии детей данной группы. Известно, что наглядный материал у школьников усваивается лучше, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Считается, что слово мнемотехника придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.
Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой
Большое место занимает использование мнемотехники в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами. Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Использование мнемотехники для школьников с ОВЗ не теряет свою актуальность, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, а ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
- речь
Метод организации с детьми отличается:
1. Интегративностью - образовательная деятельность реализуется в нескольких областях.
2. Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат;
3. Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;
4. Здоровьесбережением - проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.
5. Универсальностью - может использоваться педагогами при работе с детьми разного возраста и имеющими разные ограничения здоровья.
Мнемотехника многофункциональна, т.е. ее можно с успехом применять в любой образовательной области.
Как любая работа, применение мнемотехники строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, затем переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
Мнемоквадраты – это своего рода работа над словом. С их помощью дети преобразуют абстрактные символы в образы. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащают словарный запас.
Освоив игру со словом, можно переходить к поэтапному кодированию сочетания слов. Например: “большая машинка”.
Дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а следовательно,идет работа по составлению предложения.
Последовательно можно переходить к работе над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой:
Без окон, без дверей, полна горница людей. Огурец
Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко освоят мнемотаблицы. Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все произведение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.
Мнемотаблицы - схемы используются для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихотворений.
Данная работа с дошкольниками способствует их подготовке к успешному обучению в школе и формированию у них одной из ключевых компетенций — владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации их в современном информационном обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_mnemotehniki_na_zanyatiyah_s_detmi_s_ovz.docx | 21.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение мнемотехники на занятиях с детьми с ОВЗ
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он их усвоит налету» (К.Д.Ушинский).
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Как правило, у детей с ОВЗ отмечается снижение познавательной активности, психических процессов, нарушение речи, изменяется поведение ребенка, нарушаются функции центральной нервной системы, память, внимание, усидчивость, работоспособность.
Правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения. Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов мы пробуем применять наряду со стандартными методиками, дополнительные технологии, посредством которых можно, хотя бы частично снять возникающие трудности в развитии детей данной группы. Известно, что наглядный материал у школьников усваивается лучше, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Считается, что слово мнемотехника придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.
Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой
Большое место занимает использование мнемотехники в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами. Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Использование мнемотехники для школьников с ОВЗ не теряет свою актуальность, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, а ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
- речь
Метод организации с детьми отличается:
1. Интегративностью - образовательная деятельность реализуется в нескольких областях.
2. Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат;
3. Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;
4. Здоровьесбережением - проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.
5. Универсальностью - может использоваться педагогами при работе с детьми разного возраста и имеющими разные ограничения здоровья.
Мнемотехника многофункциональна, т.е. ее можно с успехом применять в любой образовательной области.
Как любая работа, применение мнемотехники строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, затем переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
Мнемоквадраты – это своего рода работа над словом. С их помощью дети преобразуют абстрактные символы в образы. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащают словарный запас.
Освоив игру со словом, можно переходить к поэтапному кодированию сочетания слов. Например: “большая машинка”.
Дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а следовательно,идет работа по составлению предложения.
Последовательно можно переходить к работе над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой:
Без окон, без дверей, полна горница людей. Огурец
Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко освоят мнемотаблицы. Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все произведение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.
Мнемотаблицы - схемы используются для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихотворений.
Данная работа с дошкольниками способствует их подготовке к успешному обучению в школе и формированию у них одной из ключевых компетенций — владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации их в современном информационном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение арт-терапевтической технологии на музыкальном занятии с детьми дошкольного возраста в школе раннего развития.
Цель:Развитие музыкальных способностей детей на основе применения арт–терапевтической технологии.Задачи:-научить правильно выполнять дыхательные упражнения- чисто интонировать звук-формировать вокальн...
Открытый урок с применением технологии телеприсутствия на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Открытый урок с применением технологии телеприсутствия на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
«Применение средств адаптивной физической культуры для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Главным средством, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Адаптивная физкультура – это одна из возможностей приобрести силы, укрепить з...
Применение игровых технологий на занятиях с детьми 5-6 лет в хореографическом коллективе
Педагог хореографического коллектива использует много различных приемов и методов, которые вызывают у детей желание творчества. Один из немаловажных педагогических приемов – игровой....
Доклад "Использование мнемотехники в работе с детьми с ТНР"
Приёмы мнемотехники помогают в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. С их помощью дошколятам легче составлять предложения, пересказывать небольшие тексты, заучивать стихи....
«Использование приемов мнемотехники в работе с детьми ОВЗ»
Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций....
Использование мнемотехники в работе с детьми с ОВЗ.
Используемые приёмы мнемотехники с детьми разного возраста....