Развитие учебной мотивации у детей (материалы для семинара с педагогами)
презентация к уроку
В презентации рассмотрены некоторые методы и приёмы для развития учебной мотивации у школьников. Данная презентация использовалась нами при подготовке и проведении практического семинара с педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_uchebnoy_motivatsii_u_detey.ppt | 650 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Потребность мотив Потребность мотив мотивация Потребность мотив Мотива́ция (биол.) - активное состояние мозговых структур, побуждающее высших животных и человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей.
Внутренних психологических источников учебной мотивации существует очень много, и если все их грамотно задействовать, проблем может стать значительно меньше.
Потребность в социальном признании Естественная потребность для детей 8–12 лет, которые готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их любили, уважали значимые взрослые. Этот источник учебной активности мощно используется в сегодняшней педагогической практике и родителями и учителями. Слишком мощно, превращаясь в социальное давление. Мотивация из внутренней становится внешней.
Избегание наказания, получение материальных выгод и преимуществ Весьма распространенный и часто действенный способ стимуляции активности. Более того, для многих школьников младшего и среднего школьного возраста практически незаменимый: если внутренние источники познавательной активности слабы, желание проявить себя и заявить о себе не развито, без них трудно обойтись. Но нужно понимать, что такого рода гедонистические стимулы исчерпаемы и для своей подпитки требуют постоянного увеличения «габаритов» как наказания, так и поощрения. Если они — единственный источник активности, вряд ли мы можем ожидать от ребенка хороших учебных результатов.
Интерес к информации «Ужасно интересно все то, что неизвестно» — такова психологическая природа этого источника учебной мотивации. Большинство детей приходит в школу «почемучками», с огромным желанием узнать, понять, заглянуть туда, куда нет пути прямому человеческому взгляду. Конечно, в разные возрастные периоды содержание познавательных интересов различно. Младших школьников волнует вопрос, как все вокруг устроено, младших подростков — эта же тема, а еще то, что все работает, собирается и разбирается. Подростков постарше — как устроены они сами, старшеклассников — как устроен мир и то, что находится за пределами человеческого понимания. И конечно, во всех возрастах притягательны тайны, загадки, интриги...
Интерес к способу действия Нормальная и очень ценная человеческая потребность — понять, как что-то делается, и сделать это еще лучше. Дойти до эффективного способа решения задачи самому — это удовольствие. Передавая готовые способы действия и «натаскивая» учеников на их автоматическое стопроцентное воспроизводство, мы лишаем их истинно человеческого наслаждения.
Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем В любом деле кого-то интересует сам процесс, кого-то результат, а кого-то — возможность общения, построения отношений. Социальность — наша глубинная родовая черта. Возможность общаться в ходе учебного процесса для многих школьников — огромный стимул. Естественно, что общение в этом случае должно быть встроено в учебный процесс, надо не мешать ему, а, наоборот, продвигать, обеспечивать. Другой аспект — это общение с педагогом. Если учение построено таким образом, что у ребенка есть возможность выстраивать ценные для него отношения с педагогом, для целой группы учеников это может быть стимулом.
Потребность в самовыражении и самопрезентации Если человеку присуща такая черта, как демонстративность, — ее не спрячешь и в мешок не зашьешь. Она рвется наружу, и это нормально. Не нормально, когда демонстративные дети лишены возможности проявлять эту свою особенность «законным» путем, а вынуждены устраивать представления на последней парте, кривляться, нарушать ход урока, в общем — выступать в роли шутов и хулиганов. Но не только демонстративным детям нужны учебные ситуации, позволяющие презентовать себя, свои таланты и возможности. Они нужны всем, а следовательно — стимулируют к учебе.
Потребность в самопознании и самовоспитании Она актуализируется у большинства учащихся в подростковый период. Актуализируется... и почти никак не задействуется в учебном процессе ни на уровне учебного содержания, ни на уровне методических средств. Отсюда — огромный интерес к психологическим тестам : там ведь идет разговор о них самих. Между тем современные курсы литературы, истории, биологии и многих других школьных дисциплин могут быть поданы таким образом, чтобы опираться на эту потребность и тем самым повышать интерес учеников к предмету.
Актуализация творческой позиции Ситуации, предполагающие проявление нестандартности, творческости, создания абсолютно нового продукта (пусть даже чисто учебного по своей сути) — известный способ повышения интереса к учебе. Жаль только, что при всей своей известности он почти не находит места в учебном процессе...
Сталкивание мнений различных исследователей Формирование преподавателем вывода, не доведённого до логического разрешения Постановка проблемных вопросов Демонстрирование «лжезатруднений» Педагогически целесообразная перемена интонации, темпа, громкости речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
реферат Развитие учебной мотивации на уроках химии
реферат развитие учебной мотивации на уроках химии...
Развивающие онлайн-игры как средство формирования учебной мотивации у детей с выраженными нарушениями развития в рамках индивидуального обучения.
Обобщение опыта работы по применению развивающих онлайн игр на индивидуальных уроках с учащимися, имеющими нарушения интеллекта....
Памятка для педагогов «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ»
Для формирования активной позиции школьника учитель может воспользоваться рекомендациями, представленными в памятке по развитию учебной мотивации....
Материалы районного семинара молодых педагогов
доклад+брошюра...
Доклад на тему: " Развитие учебной мотивации у детей с ОВЗ"
Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченой цели, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относится к успехам и неудачам ребенка....
Рекомендации педагогам по развитию учебной мотивации.
Научиться грамотно сочетать все возможные способы побуждения ребенка к учебной активности, вовремя переходить от одного способа к другому, подбирая к каждому отдельному человеку его личную, индивидуал...
Доклад "Формирование и развитие учебной мотивации у детей с интеллектуальными нарушениями"
Доклад на МО 20.03.2023...