Обучение детей с особыми образовательными потребностями
статья на тему
Обучение детей с особыми образовательными потребностями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_sbornik_po_inklyuzii.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Не секрет, что каждый человек овладевает знаниями в соответствии со своими особенностями и возможностями. В школе мы учитываем особенности ребенка, хотим, чтобы он был успешен, чувствовал себя комфортно, пытаемся придать уверенность в своих силах и развить интерес к получению знаний, ведь целью образовательного учреждения остается достижение учениками определенного уровня знания. С развитием инклюзивного образования школы оборудуются разнообразными техническими средствами, призванными облегчить перемещение детей с ограниченными возможностями здоровья по территории и школы и в ее стенах. Но все же, детям с особыми потребностями этого не достаточно.
Очевидна необходимость в изменении самого учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования.
Обучение детей с особыми образовательными потребностями должно опираться на специальные учебные планы, содержание и формы занятий, а также величина учебной нагрузки и многое другое в учебном процессе должно быть построено с учетом их познавательных потребностей.
За последние десять лет количество детей-инвалидов в возрасте до 18 лет увеличилось в России в два раза, численность детей-инвалидов в России составляет 545 тысяч человек, 12,2% из них проживают в настоящее время в учреждениях-интернатах. Численность детей, впервые признанных инвалидами, - 67 121 человек. 23,6% детей-инвалидов страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3% - умственными нарушениями и 23,1% детей-инвалидов имеют двигательные нарушения.
По данным Министерства образования, в 2008-2009 учебном году в обычных школах обучалось 142,659 тысяч детей-инвалидов, в коррекционных классах обычных школ - 148,074 тысячи детей-инвалидов. В коррекционных школах и школах-интернатах - 210,842 тысячи детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
На сегодняшний день в большинстве западных стран признана важность инклюзивного образования для детей с особыми потребностями. Школы получают бюджетное финансирование на детей, официально зарегистрированных как инвалиды.
По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 - 2009 гг. модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях. В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования - лишь 47.
Как и все дети, ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в поддержке не только во время школьного обучения и после него, но и особенно в раннем и дошкольном возрасте.
Как уже указывалось, во многих европейских государствах, таких как Бельгия, Великобритания, Италия, Германия и др. психолого-медико-педагогическое сопровождение получают все дети с первых месяцев жизни.
Помощь эта оказывается как государственными структурами, так и силами общественных, в том числе родительских, и религиозно-благотворительных организаций.
Основываясь на практике инклюзивного обучения, возникает очевидная потребность в междисциплинарном подходе: медицинском, педагогическом, социальном и психологическом.Необходима система, обеспечивающая преемственность и учитывающая возрастные потребности ребенка, для успешного достижения результатов и для создания специальных условий развивающей среды.
Независимо от того, насколько хорошо ребенка обучают в школе, необходимо участие семьи, чтобы закрепить и применить знания дома или в иных жизненных ситуациях.сотрудничество с родителями – важнейшее звено концепции интегрированного обучения.Семья вместе с ребенком должна участвовать в процессе обсуждения его результатов и трудностей, ведь когда члены семьи и люди, окружающие ребенка, чувствуют себя партнерами педагогам, нужными, ощущают доверие, они могут стать важным источником помощи.
Некоторые исследования доказывают, что предубеждения взрослых, учителей, родителей, других членов семьи являются основным барьером на пути к инклюзии. Стереотипы у детей не сформируются, если только их не создадут сами взрослые.
Все дети разные, но все они могут учиться, не взирая на свои способности, потребности и особенности, именно поэтому так важно признание ценности различий всех детей, их способности и создание гибкой, подстроенной под ребенка, системы обучения, учитывающей потребности всех детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотов В. А. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях: Метод, письмо Министерства образования РФ. М., 2002.
2. Интегрированное обучение и сопровождение детей с особыми нуждами в общеобразовательной школе/ Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 2004.
3. Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом. Ч. 1. М., 1996.
4. Шипицына Л. М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе. СПб., 2002.
5. Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 5. М., 1983
6.Дименштейн Р., Ларикова И. Интеграция или инклюзия? Споры о словах и нерешенных проблемы образования особых детей – М., РБОО «Центр лечебной педагогики» (online): http://clp.ru
7.Ярская В.Н. Инклюзия – новый код социального равенства // Образование для всех: политика и практика инклюзии. Сборник научных статей и научно-методических материалов. – Саратов: Научная книга, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями
В статье представлены методы и приёмы обучения детей, испытывающих трудности в учебной деятельности...
Выступление на открытом заседании ПМПк "Обучение детей с особыми образовательными потребностями: поиск, перспективы, решения."
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида (школы, школы-интернаты, детские дома, центры) предназначены для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями интеллектуал...
Тематический семинар для педагогов "Обучение детей с особыми образовательными потребностями"
В связи с ноыми требованиями ФГОС современные педагоги должны знать и применять методы и приемы работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Семинар актуализирует важную информацию по тем...
Использование интерактивных учебных пособий на уроках русского языка, литературы, логопедических занятиях при обучении детей с особыми образовательными потребностями
В работе дано описание интерактивныз пособий, которые можно использовать при работе с детьми с ОВЗ...
Выступление по теме "Актуальные модели и технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями".
Общий алгоритм деятельности педагогов и специалистов сопровождения в рамках разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута. 1. Администрация школы определяет в какой класс и к каком...
материалы к семинару "Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями"
Представлены материалы из опыта работы методического объединения учителей математики....
Программа индивидуального обучения детей с особыми образовательными потребностями. Приложение
Предлагаемая программа предназначена для учащихся подготовительных классов ДМШ, ДШИ, для дошкольников и студентов Сургутского музыкального колледжа в рамках предмета «Учебная практика по педаго...