Современные инновационные технологии на уроках истории и обществознания
методическая разработка

Зотова Анна Валерьевна

 Обобщение опыта работы по использованию некоторых современных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные инновационные технологии

на уроках истории и обществознания

Зотова Анна Валерьевна, учитель истории и обществознания

МКОУ «Лицей № 1 им.А.П. Гужвина г. Камызяк»

Свою статью мне бы хотелось начать словами  директора Института САТЬИ САИ-образования Таиланда, доктора Арта-Онга Джумсаи: «Учителю принадлежит самая главная роль в формировании будущего страны. Из всех профессий его самая благородная, самая трудная и самая важная».

Профессия учителя — одна из важнейших в современном мире. От усилий учителя зависит будущее человеческой цивилизации. Если процесс обучения детей прекратится, то неизбежно наступит кризис.

Современному обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. Общество поставило  перед образованием новый социальный заказ: формирование  конкурентоспособного человеческого

потенциала.(1, с.4)

Конкурентоспособность-социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха, определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром. Для формирования таких социально ориентированных качеств личности необходимы новые, инновационные по своей сущности условия, которые в традиционно функционирующей системе образования создать не удается.(5, с.38)

Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим? Уверена, что создать комфортный климат на уроке можно только вызвав светлые чувства и положительные эмоции.

Целью моей педагогической деятельности является формирование разносторонней личности школьника через современные инновационные образовательные технологии и умение ориентироваться в новом обществе.

Развитие личности зависит не только от врожденных  способностей человека, социального окружения, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Большая роль в воспитании этих качеств отводится, в частности, урокам истории и обществознания.

Я хочу  поделиться некоторыми интересными технологиями, которые использую в своей работе.

Одной из таких технологией является «Связь». На уроках обществознания есть огромное количество тем, которые направлены на воспитание обучающихся.

Например, урок обществознания, 10 класс, тема: «Общение как понимание», на стадии вызова я даю ребятам задание, достать свои мобильные телефоны, открыть обычное текстовое сообщение и набрать следующие слова: «Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу ещё сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать. Но вы, к моей несчастной доле. Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня», и затем говорю, чтобы они отправили это сообщение своим близким людям, которые  им очень дороги. Далее следует вопрос - для чего это? что это такое? Вы, конечно, узнали строки из  известного из романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Это, к сожалению, увядающий, но при этом претерпевающий удивительную метаморфозу эпистолярный жанр. Таким образом, люди раньше общались, а сегодня все по-другому. После чего они определяют цель и проблему урока. В ходе  урока  рассматриваются средства общения, дают характеристику общению в современном обществе, выявляют современные способы общения. В конце урока остается время для прочтения ответов, которые поступили ребятам на телефон. Такая технология на уроке позволяет мотивировать учащихся на работу, и опять же главным связующим является воспитательный момент (признание в своих чувствах близким  людям).

Еще, на мой взгляд, эффективная технология - Кубик Блума на основе Таксономии педагогических целей в познавательной сфере, предложенной группой учёных под руководством американского психолога Бенджамина Блума. На гранях кубика написаны следующие слова: «Почему», «Назови», «Объясни» и т. д. Ученик бросает кубик. Задача – сформулировать вопрос по учебному материалу, который бы начинался со слова, оказавшегося на грани кубика. (2, с.23). Этот прием очень удобен при проверке домашнего задания. Если ученики знают материал домашнего задания, они без труда смогут составить вопрос и ответить на него. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

В рамках формирования смыслового чтения можно применять такие приемы как:

«Ключевые слова». Можно предложить ученикам подобрать в тексте «ключевые слова» и обосновать свой выбор. Особенно полезно, когда к таким словам учащиеся будут обращаться неоднократно.

Игра «Три предложения». Учитель зачитывает короткий рассказ или документ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа или документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание. Другой вариант игры – работа с печатным текстом. Это может быть отрывок из учебника. Три простых предложения ребята могут записать в тетради. В этом случае удобней выявить победителя. Эта игра помогает развивать очень важное умение – выделять главное, на котором основываются и навыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, а также умение составить план, конспект, реферат.

Очень эффективны уроки с применением кейс-технологии. Цель технологии - совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию - кейс, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение - определённый алгоритм решения проблемы, выявленной при анализе ситуации. Акцент данной методики переносится не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учащегося и учителя. (4,с.15-31)

Предлагаю пример учебного кейса с формированием проблемы, выведенной из конкретной ситуации.

Урок обществознания, 11 класс, учитель  создает конкретную ситуацию: Перед вами лежит описание ситуации (кейс), пакет документов и вопросы, которые помогут вам найти реальный выход из создавшейся ситуации.

«Катю не захотели принять в 10-й класс родной школы, потому что 9-й класс она окончила с тройками. А это для престижного лицея, в который за время её учебы превратилась школа, совсем не подходит. Но Ольга Николаевна, мама девочки, юрист по профессии, так не считала. Она…»

- Продолжите мысль. Что, на ваш взгляд, сделает мама? Обоснуйте свою позицию.

ИЛИ

- Как вы считаете, какое  право нарушено?

-На основании, каких нормативных документов можно квалифицировать нарушение права?

- Кем конкретно нарушено право (персоналии, орган)?

- Что можно (нужно) сделать для его восстановления?

- Кто обязан это сделать?

Осуществляется работа в группах с документами, идет разрешение поставленной проблемы, позиционный анализ.

Преимущество данной технологии состоит в том, что обучающимся предоставляется возможность погрузиться в конкретную ситуацию, осознать себя участником каких-либо событий, встать на чью-либо позицию.(3,с.360)

Наиболее эффективно данная технология применяется на уроках, где необходимо рассмотреть конкретные события, взгляды, мнения (например,  при изучении тем: «Роль Ивана IV Грозного в российской истории», «Гражданская война», «Великая Отечественная война» и др.).

ПОПС - формула – этот интерактивный приём, направленный на рефлексию учащихся, этот прием создан профессором права Дэйвидом Маккойд - Мэйсоном: PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary). В результате перевода получилась аббревиатура ПОПС: П– позиция, О– объяснение (или обоснование), П– пример, С– следствие (или суждение).

Для того чтобы прием был технологичным и обладал законченностью, я предлагаю ученикам начало предложений для каждого положения.

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…»

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере …».

Четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме. Данный прием можно применять на любом этапе урока, работая с различными источниками.

Данная формула развивает у учащихся умение анализировать материал, рассуждать, самостоятельно находить подтверждения своим предположениям, аргументировать собственную точку зрения, также ПОПС-формула используется при организации дебатов и дискуссий.

Приведу пример: Работа учащихся 9 класса по теме: Последствия Отечественной войны 1812 г.

«Я считаю, что Отечественная война имела необратимые исторические последствия для России.

1812 год оказал большое влияние на все стороны жизни общества и государства.

Я могу доказать это следующими примерами, во-первых значительно возрос международный авторитет России. Во-вторых, Отечественная война стала одной из главных тем культуры России в XIX веке. В- третьих, победа вызвала бурный рост национального самосознания и направила лучших людей к освободительной борьбе против самодержавия и крепостничества. Зачинатели этой борьбы, декабристы, прямо называли себя «детьми 1812 года». В-четвертых, война вызвала  новый прилив патриотических чувств среди всех слоёв населения – крестьян, горожан, солдат. 

Исходя из этого, я делаю вывод о том, что Отечественная война вызвала бурный рост национального самосознания и направила лучших людей к освободительной борьбе против самодержавия и крепостничества; дала толчок и развитию русской культуры; подняла русское военное искусство на новую ступень развития».

На тему «Отечественная война» существуют прекрасные художественные произведения, так можно составить ПОПС-формулу на тему «Бородино - судьбоносное сражение?!» взяв за основу картины  художников Петер фон Хесс «Бородинское сражение», Аверьянова А. Ю. «Князь П. И. Багратион В Бородинском Сражении. Последняя Контратака», стихотворение М. Лермонтова «Бородино».

Аналогично, этот прием можно провести при работе учебными материалами: учебником, картами, диаграммами, высказываниями, историческими источниками.

Можно предложить следующий вариант задания для 9 класса: составить свою ПОПС – формулу взяв за источник басню И.А. Крылова «Волк на псарне». В раздаточном материале должен быть представлен текст басни и алгоритм ПОПС-формулы. Источник исследования басня Крылова «Волк на псарне», в которой описаны события Отечественной войны 1812 года. Тема размышления для всех одна:

«Докажите, что в басне показаны Кутузов и Наполеон». Класс делится на 2 группы, где каждая получает свое задание:

Задание для 1 группы – необходимо составить свой вариант ПОПС – формулы на основании текста басни.

2 группа работает с уже готовым вариантом формулы (заранее составленным учителем), где внимательно ищет ошибочные суждения.

Таким образом, мы можем использовать этот прием на уроках истории, обществознания, литературы.

Готовность к переменам в педагогической деятельности в современных условиях - важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.

Поэтому в своей работе я пытаюсь найти новые технологии и методы обучения.

Более 2500 лет назад Конфуций сказал: «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я помню. То, что я делаю, я понимаю». Эти простые утверждения обосновывают необходимость использования активных и интерактивных методов обучения. Процесс обучения не автоматическое вкладывание учебного материала в голову ученика. Ученик постоянно должен тренировать не сколько память, сколько способность решать творческие задания.

Библиографический список:

  1. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. Утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. стр.1-124
  2. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушкин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. — М., 2004
  3. Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения. – М.:ГЭОТАР – Медиа, 2008.
  4. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе//Экономика в школе. –2007.– № 4 
  5. Шаповалов В.И. Формирование конкурентоспособности школьников в условиях дополнительного образования. Автореферат диссертации доктора педагогических наук - Ярославль,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания"

Инновационная деятельность – целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно – технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных ...

Презентация "Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания"

Инновационная деятельность – целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно – технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных ...

Публичная презентация "Инновационные технологии на уроках истории и обществознания. Использование ИКТ"

В презентации помещен материал портфолио учителя истории и обществознания. Он будет полезен тем, кто подает на высшую категорию или собирается участвовать в ПНПО...

Использование инновационных технологий на уроках истории и обществознания

Из опыта работы.  Краткое описание педтехнологий, применяемых учителем на уроках....

Доклад по теме:"Современные инновационные технологии на уроках истории и обществознания"

Данный доклад содержит различние формы и методы инновационных технологий которые можно использовать на уроках истории и обществознания....

Инновационные технологии на уроках истории и обществознания

Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания  Приоритетным направлением исторического образования   считаю формирование у учащихся ключе...

Инновационные технологии на уроках истории и обществознания

Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания Приоритетным направлением исторического образования   считаю формирование  у учащихся ключевых к...