Доклад по теме:"Современные инновационные технологии на уроках истории и обществознания"
статья на тему
Данный доклад содержит различние формы и методы инновационных технологий которые можно использовать на уроках истории и обществознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_innovatsion.teh_.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
Тема: «Современные инновационные технологии на уроках истории и обществознания»
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать»
Л.Н. Толстой
Действительно, наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. И умение творить себя, свою жизнь очень важно! Новая “Стратегия модернизации образования” сегодня в качестве главного результата рассматривает готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества. В этой связи меняется парадигма системы образования. Современное образование немыслимо без инновационных процессов. В общем смысле «инновация»– нововведение, изменение, обновление связывается с деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению нового. В то же время господствует позиция, согласно которой: «Инновация – это не просто создание …, распространение новшеств, это изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Специфика инноваций проявляется в следующем:
- инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
- использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащегося;
- внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы школы.
В современных условиях принципиально меняется позиция учителя. При использовании новых инновационных технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность, учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнёр. Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению, чтобы его познавательная активность мотивировала выработку личностного знания.
Исходя из этих позиций, мною сформулирована основная идея: Процесс активизации учебно – познавательной деятельности на уроках истории и обществознания, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников.
Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты.
Условия возникновения и становления опыта
- Внедрение новых педагогических технологий в работу;
- создание на уроках благоприятной атмосферы для работы, сопереживание, соучастие и т.д.;
- постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые будут увлекать учащихся;
- накопление краеведческого материала;
- накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег;
- наблюдение выраженной обратной связи в виде неподдельного интереса детей к изучению предметов.
Формы и методы
- объяснительно-иллюстративный (при помощи обобщающих таблиц, уроков-презентаций, различных схем, символических картинок, опорных конспектов);
- репродуктивный метод (работа по заданному учителем алгоритму);
- эвристический метод (решение лингвистических задач);
- методы самостоятельной работы учащихся;
- метод дифференцированного обучения;
- метод проектов.
Актуальность инновационной деятельности
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
- резко возросла информированность детей;
- современные дети мало читают;
- характерна ограниченность общения со сверстниками;
- большинство детей не участвуют в деятельности детских организаций;
- сегодня дети более открыто выражают и отстаивают своё мнение.
В последнее время интерес школьников к учению резко упал, чему в определённой степени способствовали устаревшие формы урока.
Чтобы вызвать у учащихся интерес к изучению предмета, я стараюсь включать детей в исследовательскую деятельность.
В целях достижения лучшего результата использовать разнообразные виды уроков: урок-практикум, урок-модуль, урок-лекция, урок-семинар, урок-исследование, урок-путешествие, урок-игра, урок-КВН, урок-презентация с использованием компьютера, урок-экскурсия.
Учитель стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему – именно этот процесс является инновацией. Изобретательная деятельность учителя на инновационном уроке раскрывается в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, конструировании хода урока, создании учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе научных фактов, организации творческой работы учащихся.
Основы моделирования инновационного урока:
Инновационный урок – это динамичная, вариативная модель организации обучения и учения учащихся на определенный период времени.
В его основе могут быть:
- элементы внеклассной работы, лабораторных и практических работ, экскурсий, форм факультативных занятий;
- обучение учащихся через художественные образы;
- раскрытие способностей школьников через активные методы творческой деятельности (при помощи элементов театра, музыки, кино, изобразительного искусства);
-научно-исследовательская деятельность, подразумевающая активное применение методологических знаний в процессе обучения, раскрывающая особенности мыслительной работы учащихся;
- применение психологических знаний, отражающих специфику личности учащихся, характер отношений в коллективе и т.д.
Приведу примеры некоторых видов информационных форм уроков, которые я использую:
- Урок самостоятельной деятельности (Позиция учителя: как и чему буду учить, позиция ученика: что и как сам буду изучать)
- Урок- тренинг
Цель – приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий. Необходимые элементы урока:
- подбор необычных заданий, разнообразие дидактического материала;
- Организация соревнований; взаимного контроля и т. д.
- Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах, по вариантам, зачет в парах и т.д.
Цель: обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива.
4. Урок исследовательской деятельности
Цель – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире.
Отличительные особенности урока:
- самостоятельная учебная деятельность школьника,
- ориентация учебы на конечный результат;
- смена урочных, замкнутых форм отношений между педагогом и учащимися на более открытые, направленные на совместную деятельность и сотрудничество.
Цель деятельности учащихся на исследовательском уроке – получение конкретного результата (продукта).
- Урок дифференцированного обучения
Цель – развитие и формирование способностей каждого учащегося.
Условия реализации таких уроков:
- определение уровней знаний учащихся и их способностей к обучению;
- выделение базового объема знаний, необходимого для закрепления;
- определение способов учения для каждого ученика;
- подготовка дидактического материала;
- подготовка блоков учебного материала;
- установление регламента для выполнения тех или иных заданий.
6. Урок проектной деятельности.
Цель - сделать учебный процесс творческим, целенаправленным, а ученика – ответственным и целеустремленным.
Задача – подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной познавательной деятельности.
Преимущества метода проектов:
- системное закрепление знаний по другим учебным предметам;
-развитие навыков и умений планирования,
-исследования и систематизации полученных данных;
-развитие социальных и физических умений и навыков;
- развитие уверенности в своих силах.
Дети учатся подходить к окружающему их миру творчески, обретают уверенность в том, что они могут улучшить свою жизнь и жизнь других людей.
7. Проблемное обучение
– форма организации обучения учащихся на основе создания проблемной ситуации.
На таком уроке перед школьниками либо ставится, либо вместе с ними определяется проблема.
Цель – активизация познавательной сферы деятельности учащихся на основе выявления причинно-следственных связей.
Задача – организовать учебную деятельность на основе активизации мышления учащихся на всех этапах урока.
Характер познавательной деятельности учащихся может быть различным:
- одни решают, используя вопросы и ответы;
- другие – методом анализа ситуации;
- третьи – методом диагностики и выводов;
- четвертые – подбором и т. д.
8. Моделирование на уроках.
1. С помощью метода моделирования на одном комплексе данных можно разработать целый ряд различных моделей, по-разному интерпретировать исследуемое явление.
2. В процессе построения модели можно сделать различные дополнения к исследуемой гипотезе и получить ее упрощение;
3. В случае сложных математических моделей можно применять ПК;
4. Открывается возможность проведения модельных экспериментов.
9. Использование компьютера:
- при объяснении нового материала для максимального его усвоения,
- для оптимального закрепления изученного материала,
- для улучшения контроля знаний учащихся,
- для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету, в том числе и поисково-исследовательской.
Итак, главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно изменяющемся мире. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Компетентный человек в современном информационном обществе должен уметь не просто использовать предлагаемые информационные источники, которые, не всегда являются достоверными, подталкивающими к созиданию, творчеству, но и понимать возможности их применения, уметь критически к ним относиться, осмысливать и дозировать для себя информацию, распространяемую СМИ, Интернет-источниками.
Главную цель уроков истории и обществознания помочь становлению и развитию ценностных ориентаций и убеждений обучающихся, позитивного мироощущения.
В этом смысле важную роль играют отношения учителя с учениками. Они должны выстаиваться как отношения сотрудничества, которые позволяют проявить интеллектуальную и социальную активность.
Создается психологическая система взаимоуважения на уроке, которая обязывает учителя быть готовой скорректировать свою точку зрения при возникновении разумных аргументов. Это стимулирует обратную связь: постановка проблемы, приглашение к раздумью, анализ источника, создание «образа эпохи», формирование своего отношения к событиям, возникновение новых нерешенных проблем и возможные альтернативы их решения.
В этом случае стимулируется познавательный интерес к предмету через некую «интеллектуальную напряженность», через положительные эмоции в процессе признания личной позиции ученика в обсуждении проблемы. В данной ситуации учитель не только транслятор социального опыта, то есть он не только формирует знания, умения, навыки, но передает опыт творческой деятельности и опыт эмоциональных отношений, в данной ситуации знания обращены к личности ребенка, они не оторваны от духовного опыта ученика, а, значит, возможно развитие ценностных представлений учащихся.
Подростковому возрасту свойственна социальная активность, старшим школьникам – стремление к самореализации. С учетом этих психологических особенностей мною используются разные формы обучения на уроках: групповая, индивидуальная, парная, коллективная. Однако особенностью организации урока является то, что ребенок занимает активную познавательную позицию через постановку и решение проблемы.
Очень важным моментом является создание положительной личностной мотивации на изучение каждой темы! Построить начало урока таким образом, чтобы ученик осознал – мне это важно! Мне это интересно!
Важно, что любая форма подачи материала строится на основе диалога.
Очень важна организация индивидуальной работы учащихся, в результате которой происходит не только систематизация знаний, но и формирование личной позиции при решении какой-либо проблемы.
Индивидуальная работа строится на самостоятельной работе с источником после вводных лекций и отработки вопросов в классе. Это приближает к ученику непосредственных участников исторического процесса, показывает личность, человека на фоне свойственных конкретной исторической эпохе социальных, духовных, нравственных проблем.
Я считаю, что современный учитель должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний учащимся и применение полученных знаний к жизни в комплексе. Тогда мы способны решить многие проблемы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания"
Инновационная деятельность – целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно – технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных ...
Презентация "Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания"
Инновационная деятельность – целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно – технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных ...
Публичная презентация "Инновационные технологии на уроках истории и обществознания. Использование ИКТ"
В презентации помещен материал портфолио учителя истории и обществознания. Он будет полезен тем, кто подает на высшую категорию или собирается участвовать в ПНПО...
Использование инновационных технологий на уроках истории и обществознания
Из опыта работы. Краткое описание педтехнологий, применяемых учителем на уроках....
доклад на тему: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания
Доклад на тему" Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания" предназначен для учителей истории и обществознания на заседании методического объединения...
Современные инновационные технологии на уроках истории и обществознания
Обобщение опыта работы по использованию некоторых современных технологий...
План работы над темой самообразования "Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС"
В индивидуальной теме по самообразованию намечены основные направления работы учителя истории и обществознания по повышению мотивации у учащихся к обучению...