Инновационные технологии на уроках истории и обществознания
учебно-методический материал по истории (10 класс) на тему

Малахова Алена Николаевна

Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания

 Приоритетным направлением исторического образования   считаю формирование  у учащихся ключевых компетенций, общеучебных  умений и навыков, универсальных способов деятельности. В ходе работы развиваю у школьников умение самостоятельно и мотивированно организовать познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно- функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления.  На уроках применяю различные образовательные технологии, с помощью которых организую и провожу учебно-исследовательскую работу, в том числе развиваю умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приёмами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

Для реализации данных задач необходимо  свою деятельность строить на основе применения инновационных образовательных технологий:  информационно-коммуникативные, технологии интерактивного обучения, технология критического мышления, проектная технология, технология проблемно – диалогическая, здоровье сберегающие технологии и другие.

В современном преподавании  выделяют пассивные, активные и интерактивные стратегии. Умелое сочетание данных стратегий обеспечивает эффективность преподавания и качество образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии на уроках истории и обществознания

Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания

 Приоритетным направлением исторического образования   считаю формирование  у учащихся ключевых компетенций, общеучебных  умений и навыков, универсальных способов деятельности. В ходе работы развиваю у школьников умение самостоятельно и мотивированно организовать познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно- функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления.  На уроках применяю различные образовательные технологии, с помощью которых организую и провожу учебно-исследовательскую работу, в том числе развиваю умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приёмами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

Для реализации данных задач необходимо  свою деятельность строить на основе применения инновационных образовательных технологий:  информационно-коммуникативные, технологии интерактивного обучения, технология критического мышления, проектная технология, технология проблемно – диалогическая, здоровье сберегающие технологии и другие.

В современном преподавании  выделяют пассивные, активные и интерактивные стратегии. Умелое сочетание данных стратегий обеспечивает эффективность преподавания и качество образования.

Проектная технология,  проблемное обучение, технология дебатов позволяют реализовать учащимся самостоятельные проекты, определять и аргументировано доказывать свою позицию, точку зрения, раскрывать,  творческий потенциал личности, способствуют самореализации и самоопределению.

Активно внедряю интерактивное обучение, поскольку  это специальная форма организации познавательной, практической и творческой  деятельности. Из  интерактивных методик использую такие, как «коврик идей», «дерево решений» и т.д.

Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Один из результатов применения  интерактивных методов обучения является:

создание комфортных условий обучения,

формирование чувства успешности у ученика,

продуктивность самого процесса обучения,  

что необыкновенно важно для решения стратегического развития школы.

Через  интерактивное обучение  выхожу на решение следующих задач: практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности,  причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют развивать навыки самостоятельной, исследовательской, творческой работы, способствуют самовыражению и  саморазвитию личности. Мои учащиеся   показывают достаточно высокие результаты в их использовании -  составляют презентации, в настоящее время активно осваивают теорию и практику создания школьной электронной газеты. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс  позволило усилить наглядность и эмоциональную составляющую  обучения, позволило проводить виртуальные экскурсии по музеям и т.д.

Для себя отмечаю,  что использование современных информационных технологий  повысило активность учащихся на уроках,  позволило эффективно организовать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся, усилило наглядность и эмоциональную наполненность урока,  а все это способствует развитию креативных качеств учащихся и их самореализации.

Организую лекции (урок изучения нового материала), семинары, исследования, лабораторные работы (уроки совершенствования знаний, умений, навыков), зачёты (уроки учёта и оценки знаний и умений).

В 9-11 классах считаю перспективной проектную и исследовательскую деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Реализуя проект, учащиеся под моим руководством синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности (умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, брать ответственность за выбор решения  на себя, разделять ответственность с другими, анализировать результаты деятельности и др.)

За определённое время (от одного урока до 2-3-х месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую либо иную задачи. За последнее время реализованы несколько учебных проектов . Среди них «Демидовы», «Революция и судьба русской культуры», «Культура в эпоху перемен» и другие.

При организации проектной деятельности учащихся  широко применяю технологию работы в группах.

Для развития самостоятельности и творческой активности учеников при изучении истории, а также формирования навыка работы в группе я использую изучение в группах различного учебного материала с последующей презентацией и обсуждением. В рамках каждой группы происходит распределение деятельности между участниками проекта в соответствии с возможностями и склонностями каждого. Такие уроки  провожу при изучении однородного исторического материала,  например, по теме «Политические партии в России в начале XX века», «Боевые действия на восточном фронте в ходе Первой мировой войны (1914г., 1915 г., 1916г.)». Так  изучаем  вопросы культуры, группы исследуют отдельные её направления: литературу, живопись, скульптуру и т.п.   заранее готовлю листы с заданиями для каждой группы, которые затем выполняют эти задания (на уроке, вне его) с помощью компьютерного учебника и готовят выступление по результатам проделанной работы.

 В обучении обращаю внимание на требования, основанные на видах деятельности, соответствующих  психолого-возрастным особенностям и склонностям учащихся на ступени основного, среднего (полного) общего образования.  Стараюсь осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку, стремлюсь помочь развить личность ученика с учетом его склонностей, способностей и интересов. Это позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию отдельного ученика, осуществить личностно-ориентированный подход к обучению.

 Использование инновационных технологий позволило мне  повысить мотивацию детей к изучению истории и обществознания, усилить наглядность преподавания и активизировать деятельность детей на уроках.    Современные приемы и методы работы  на уроках истории и обществознания  способствуют тому, что из школы выходят выпускники, которые понимают и критически осмысливают общественные процессы и ситуации.

Есть много трактовок термина инновация, но основная мысль – это нововведение. К новшеству тянутся люди, которых не устраивает традиционная система.

В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует та, в основе которой – роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три метода:

1) Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы - это лекция, чтение, опрос.

2) Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.

3) Интерактивные: От англ. (inter - “между”; act – “действие”). Таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностоориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.

Основными инновационными методами в образовании являются: методы проблемного и проектного обучения, исследовательские методы, модульно - редуктивное обучение, игровые технологии, метод мозгового штурма, метод творческих заданий и т.д.

Остановимся на модульно – редуктивном обучении. Редукция – сведение сложного к более простому, понимаемому, более доступному для анализа и решения. Рассмотрим некоторые приемы модульно – редуктивного обучения истории, которые можно применить в среднем звене.

Кубик Блума. На гранях кубика написаны следующие слова: «Почему», «Назови», «Объясни» и т.д. Ученик бросает кубик. Задача – сформулировать вопрос по учебному материалу, который бы начинался со слова, оказавшегося на грани кубика. Этот прием очень удобен при проверке домашнего задания. Если ученики знают материал домашнего задания, они без труда смогут составить вопрос и ответить на него.

Ключевые слова. Можно предложить ученикам подобрать в тексте «ключевые слова» и обосновать свой выбор. Особенно полезно, когда к таким словам учащиеся будут обращаться неоднократно.

3) Игра «Три предложения».

Учитель зачитывает короткий рассказ или документ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа или документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание. Другой вариант игры – работа с печатным текстом. Это может быть отрывок из учебника. Три простых предложения ребята могут записать в тетради. В этом случае удобней выявить победителя.

Эта игра помогает развивать очень важное умение – выделять главное, на котором основываются и навыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, а также умение составить план, конспект, реферат.

Технология использования интерактивных методов на уроках истории:

Я использую интерактивные методы на уроках истории в виде

1. Уроков с применением кейс-технологии. Метод case-study или метод конкретных ситуаций ( от англ. сase-ситуация, случай) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (решение кейсов).

Цель метода case-study - совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию - case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение - определённый алгоритм решения проблемы, выявленной при анализе ситуации.

Акцент данной методики переносится не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учащегося и учителя, отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик - равноправное участие учащегося и учителя в процессе получений знаний.

Работа в группах с документами, разрешение поставленной проблемы, позиционный анализ.

Преимущество данной технологии состоит в том, что обучающимся предоставляется возможность погрузиться в конкретную ситуацию, осознать себя участником каких-либо исторических событий, встать на чью-либо позицию. Наиболее эффективно данная технология применяется на уроках, где необходимо рассмотреть конкретные события, взгляды, мнения например, при изучении тем: «Гражданская война», «Феодальная раздробленность», «Смутное время», «Общественное движение 30-50-х годов XIX в. в России» и др.

Метод ситуационного анализа направлен на развитие критического мышления, формирования интереса обучаемых к самому процессу добывания знаний в проблемных ситуациях. Кейс построен таким образом, чтобы побуждать школьников к сотрудничеству, использованию современных информационно-коммуникационных технологий.

2. Уроки – коллективный способ обучения

Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Посредством сочетания различных организационных форм коллективные способы обучения обеспечивают успешность учения каждому ребенку.

Можно выделить следующие виды работы в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка.

На коллективных учебных занятиях в разновозрастных и разноуровневых группах у учащихся развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Необходимые условия для осуществления взаимообучения:
– Ученики, объединившиеся в пару, должны знать разные фрагменты содержания: один ученик знает одно, второй – другое. Обеспечить взаимообучение можно только на новом материале!
– Эти фрагменты не должны быть логически зависимыми друг от друга.
– Обучать нужно малыми порциями.
«Учитель» должен изложить небольшой фрагмент материала, затем удостовериться, понят ли он, и лишь убедившись, что фрагмент понятен «ученику», переходить к следующему.
- Инициирование ученика на задавание вопросов на понимание.
- Восстановление обучающимся понятого, усвоенного материала.
- Проверка и закрепление усвоенного.
Понятно, что после изложения всех фрагментов следует задать вопросы, позволяющие проверить понимание всей темы.

Практический опыт применения КСО позволяет выделить следующие его преимущества:

В результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха;

Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение.

3. Уроков с применением ИКТ. Поле деятельности с применением данной технологии обширно, поэтому ее можно применять буквально на всех уроках. Пожалуй, наиболее распространённая форма уроков с использованием ИКТ- урок-презентация.

Я предлагаю различные варианты организации деятельности с презентациями:

Ученики используют фрагменты презентации при повторении пройденного.

Ученики получают презентацию, в которой слайды перемешаны. Задание: изучить материал и расположить слайды в нужном порядке.

Ученики получают презентацию и вопрос, затрагивающий лишь небольшую часть темы. Задание: уберите все лишние слайды, а с помощью оставшихся ответьте на вопрос.

Ученики получают презентацию и вопрос более широкий и объемный. Задание: дополните презентацию с помощью любых источников и ответьте на вопрос.

Задание: из большой презентации нужно вычленить подтемы и создать несколько маленьких презентаций, по которым подготовить сообщения.

Найти дополнительную информацию об исторических личностях, событиях, авторах картин, представленных в презентации и т.п.

Т.о. данный подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления обучающихся, поскольку школьник воспринимает изучаемый материал, как личностно значимый, важный для себя, а не только для преподавателя, нужный именно сейчас, а не завтра.

Результативность проекта.

К результативности данного проекта относиться:

Рост активности обучающихся на уроках истории в ходе практического применения многих интерактивных форм и методов обучения. Это выражается как в количественном, так и в качественном отношении. Такие уроки способствуют более глубокому пониманию исторических проблем и спорных вопросов обучающимися. Школьники учатся отстаивать свою точку зрения и работать в группе – это побуждает их к действию, а значит - повышает мотивацию к изучению истории.

2. Повышение уровня таких ключевых компетентностей, как коммуникативные, информационные и учебно-познавательные.

На уроках с применением интерактивных методов обучающимися двигают такие мотивы, как эмоции, идеалы, интересы, потребности, поэтому мотивация на подобных уроках возрастает, а, значит, повышается и качество

урока, что является первостепенным.

Следует отметить, что интерактивное обучение является, на мой взгляд, специфической формой организации познавательной деятельности. Одна из целей ИО состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что и делает продуктивным сам процесс обучения. Учебный процесс организуется мною таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Примером может служить использование такого элемента ИО, как «ОЖИДАНИЯ».

Технология его применения такова. Указанный элемент интерактивного обучения применяю в начале урока, когда совместно с учащимися определяются дидактические цели урока. На доске вывешивается чистый лист ватмана с надписью «Ожидания». Детям предлагаю после сообщения мной темы высказать свои ожидания от заявленной темы. Совместная работа в режиме: учитель - ученики на данном этапе контролируется мной так, чтобы были сформулированы цели урока. Учащиеся высказывают свои предложения по поводу того, что они хотят узнать, каким образом и для чего?

Записываю маркером на ватмане ожидания детей от урока и затем сообщаю им конкретные дидактические цели урока, говоря о том, что ученическое мнение, их желание тоже учтено при обозначении целей.

Анализируя «Ожидания» я, как учитель, могу:

• узнать какие вопросы интересуют детей по теме урока;

• выявить первоначальное представление ребенка по теме;

• помочь детям понять свою мотивацию;

• почувствовать себя личностью, желание которой учитывается;

• сравнить достигнутые результаты с «Ожиданиями»;

Учащиеся при применении на уроке этого элемента (ИО) имеют возможность рефлексировать по поводу того, что знают и думают.

Вышеизложенные приемы только малая часть инновационных методов, которые могут быть использованы в современной школе. Все они предполагают возрастание роли обучаемого в учебном процессе, усиление помощи со стороны учителя в организации индивидуального учебного процесса. Если ученики сами не достигнут успеха, настоящего желания к обучению не будет. Если ученикам задаются слишком легкие задачи, желание учиться может исчезнуть.

Внедрение инновационных педагогических технологий позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного, личностно-ориентированного обучения. Школьники учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать её. Всё это помогает ученикам самоутвердиться, а значит быть более подготовленным к будущей жизни.

Применение инновационных технологий на уроках истории

  Все методики, используемые мною на уроках истории, позволяют включить учащихся в целенаправленный творческий процесс мыслительной деятельности. Для того чтобы работать с тестами, перед изучением каждой темы обращаю внимание учащихся на то, что необходимо знать, какие знания и умения по истории могут контролироваться такими заданиями.

1. Хронологические знания и умения:

а) Называть даты важнейших событий.

б) Соотносить год с веком, устанавливать последовательность событий.

2. Знание фактов:

а) Называть место, обстоятельства, участников, результаты.

б) Обозначать границы государств и представлять знания по исторической географии.

в) Знать достижения культуры и науки.

3. Умение анализировать:

а) Сопоставлять единичные исторические факты и общие явления

б) называть характерные, существенные черты исторических событий и явлений

в) классифицировать исторические явления по указанному признаку

г) сравнивать исторические события и явления.

4. Знания понятий и терминов.

5. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

6. Знание и умение работать с историческими источниками.

а) Определять автора, время, время  создания

б) находить необходимую информацию

в) сравнивать несколько источников

г) умение работать с исторической картой.

В процессе обучения детям предлагается выполнить различные тесты.

1. Базисные тесты. Этот вид тестирования проводится после завершения изучения каждого раздела. Их главная задача состоит в том, чтобы закрепить у ребят знание основных ключевых понятий и терминов, исторических фактов, дат, имен.

2. Текущие тесты. Это тесты, которые мы используем для контроля знаний и умений, учащихся при изучении какой-либо отдельно взятой темы, параграфа. Такой вид работы особенно хорошо использовать для проверки текущих знаний на уроке для всего класса в целом, а возможно и для отдельно взятых учеников.

3. Итоговый тест. Такой вид работы проводится, как правило, по итогам четверти или полугодия. Особенность такого теста состоит в том, что результаты работы показывают не только уровень усвоенных учениками знаний, но и дают учителю общее представление о том, какие темы или вопросы оказались для ребят более сложными и вызвали затруднение. Таким образом, имеется возможность подкорректировать поурочное планирование, доработать какие-то вопросы, возможно, уделить им больше внимания. Но главная задача состоит в том, чтобы выяснить уровень усвоения учащимися учебного материала за достаточно длительный срок и по нескольким темам сразу.

Все более и более популярным в образовании становится метод проектов. Это вызвано тем, что проект – это открытая и динамичная форма организации учебной деятельности ребят и педагогической деятельности учителя, которая предполагает выбор темы и творческое решение. Этого не может в полной мере обеспечить традиционный урок. Проект устроен иначе. В нем основное содержание деятельности определяется учащимися самостоятельно и на основе выбора, что позволяет не только мотивированно усваивать отобранную информацию, но и накапливать опыт конструирования своей деятельности. Система проектов дает ученику большую степень свободы, возможность проявить мотивированный интерес к тому, что он выбрал в качестве предмета изучения, выработать и отстаивать собственную позицию и систему взглядов, развивая критическое мышление.   

Для групповой и индивидуальной работы иногда использую прием «кластер». 

Этот метод помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Методика составления кластера достаточно проста:

-       написать ключевое слово или предложение на бумаге

-       записывать слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме

-       выписывать можно столько идей, сколько захочется.

На уроках истории большим успехом у учеников пользуется составление синквейна. Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации. Так как в любой теме много ключевых понятий и терминов, то для более глубокого их понимания и используется синквейн.

Для погружения учащихся в тему можно применять метод слов-ассоциаций по ранее изученному или новому вопросу.

В течение урока для отработки какого-либо понятия учащимся предлагаю прием «корзина идей». Детям задается вопрос - что вам известно по данной теме?

Учащиеся вспоминают и записывают в тетради все, что знают по данной теме.

Затем происходит обмен информацией в парах. Ребята делятся друг с другом известными им знаниями.

Далее записываю на доске сведения, которые называют пары. В итоге дети пытаются самостоятельно дать определение понятию.

Прием «инсерт» или пометки на полях, особенно нравится детям, так как эта технология проста и доступна, а польза огромна: эта методика эффективна для развития критического мышления. А критическое мышление - это процесс творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления и переформулирования понятий и информации. Во время объяснения нового материала ученики помечают на полях «v» - если информация им известна; «+» - информация, которая услышана впервые; «-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями; «?» - то, что осталось непонятным.

На уроках учащимся как можно больше надо предлагать разнообразных творческих заданий. В арсенале учителя их может быть немало: кроссворды, ситуация-сценка, соцопрос, анкетирование, и так далее.

Таким образом, правильно подобранные вопросы и задания помогут учащимся сконцентрировать свое внимание на важнейших темах изучаемого материала, развивать творческое мышление, повысить активность на уроке.

Несомненно, важным моментом в организации учебной деятельности является формирование, развитие и совершенствование у школьников общеучебных интеллектуальных умений, определяющих результативность учебной деятельности.

Формированию этого вида умений способствуют алгоритмизированные «памятки», которые развивают последовательность, логичность, обоснованность суждений и выводов. Наряду с использованием специально разработанных развивающих знаний они помогают формировать культуру умственного труда, без которой усвоение знаний невозможно. Многие согласятся, что в последние годы учебно-методический комплекс по истории существенно пополнился различными сборниками познавательных заданий. Они могут быть использованы на всех этапах обучения: в качестве контрольных и проверочных работ, при изучении нового материала, решении проблемных задач, домашних работ поискового и творческого характера, стимулируя активную познавательную деятельность, укрепляя интерес учащихся к предмету. Каждый учитель стремится к тому, чтобы его урок был интересным и запоминающимся. Поэтому так важен поиск усовершенствованной системы оценивания и отслеживания индивидуального уровня знаний и учебной деятельности учащихся.

Возможность осуществлять личностный подход к учащимся позволяет использование дидактических игр. Практика показывает, что игра на уроке - это занятие серьезное. Она является одним из современных средств обучения, обладающим образовательной, воспитательной, развивающей функцией.

Считаю, что современный учитель обязан и даже вынужден искать эффективные методы и технологии в преподавании учебных предметов, потому что современное общество требует от образования подготовленных учащихся, которые должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика: - использование ИКТ способствует повышению интереса и качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей, а также позволяет более оптимально расходовать средства и время педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития; - использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса; с применением ИКТ появилась возможность организовывать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Конечно, существует масса технологий, которые выполняют свою миссию и на сегодняшний день, но ИК технологии - это наше будущее и будущее подрастающего поколения. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства - основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании.

Как учитель - предметник, я стараюсь использовать ИКТ в своей педагогической практике. В данный момент у меня сформировался опыт по внедрению ИК технологий в свою практическую деятельность. Компьютер дает мне новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Повысить положительную мотивацию обучения, ведь в настоящее время существует большое количество энциклопедических мультимедийных программ демонстрационного характера.

Систематическое использование персонального компьютера и информационных технологий на уроках приводит к целому ряду положительных результатов:

1.    Повышение положительной мотивации к предметам

2.    Использование наглядности на уроке.

3.    Повышение производительности труда.

4.    Установление межпредметных связей.

5.    Учитель способствует организации проектной деятельности учащихся.

6. Учитель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание подачи учебного материала. Что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

Главным в работе педагога является результат - хорошие знания ученика, которые могут быть получены, в том числе и путем правильного подбора форм и методов обучения.    В процессе обучения истории я использую цифровые образовательные ресурсы.

 Кроме того, большую ценность представляет работа с персоналиями, документами, историческими источниками. На школьных олимпиадах есть вопросы, включающие сведения о государственных, общественных и культурных деятелях. Этот материал не всегда есть в нужном объеме даже в районной библиотеке. Данная проблема решается в этом случае очень просто: обратиться к интернету, портреты, картины, архитектурные сооружения, музыкальные произведения и т.д. На уроке отпадает необходимость обеспечивать документом индивидуально каждого ученика, достаточно вывести его на экран. Уроки истории играют огромную роль в патриотическом воспитании учащихся. И здесь на помощь снова приходят ИКТ. Они позволяют заинтересовать, вовлечь в учебный процесс даже самого слабого ученика.

Очень полезно использовать на уроках в процессе объяснения и закрепления нового материала презентации. Презентация составляется в той форме, которая кажется наиболее эффективной, есть возможность составить ее дифференцированно для каждого класса с учетом его особенностей. В старших классах дети с удовольствием сами участвуют в этом процессе, составляя презентации по пройденным темам, демонстрируя их классу. Однако не следует забывать и о значении для учащегося общения с учителем. Помню всегда о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием той самой презентации.

В моём распоряжении имеются презентации, заимствованные у коллег и собственные. Данные презентации используются при изучении и закреплении нового материала.

Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала, более глубокую заинтересованность предметами.

В заключении хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках традиционной технологии - "мел и доска", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием информационных технологий.

Таким образом, приоритетным направлением исторического образования   считаю формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В ходе работы развиваю у школьников умение самостоятельно и мотивированно организовать познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно- функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления.  На уроках применяю различные образовательные технологии, с помощью которых организую и провожу учебно-исследовательскую работу, в том числе развиваю умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приёмами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 города Челябинска»

Отчет

по теме самообразования

«Использование инновационных технологий обучения в процессе подготовки учащихся 10-11 классов на уроках истории и обществознания»

учитель: Малахова Алена Николаевна,

Срок работы над темой: первый год

2018 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания"

Инновационная деятельность – целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно – технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных ...

Презентация "Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания"

Инновационная деятельность – целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно – технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных ...

Публичная презентация "Инновационные технологии на уроках истории и обществознания. Использование ИКТ"

В презентации помещен материал портфолио учителя истории и обществознания. Он будет полезен тем, кто подает на высшую категорию или собирается участвовать в ПНПО...

Использование инновационных технологий на уроках истории и обществознания

Из опыта работы.  Краткое описание педтехнологий, применяемых учителем на уроках....

Доклад по теме:"Современные инновационные технологии на уроках истории и обществознания"

Данный доклад содержит различние формы и методы инновационных технологий которые можно использовать на уроках истории и обществознания....

Инновационные технологии на уроках истории и обществознания

Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания  Приоритетным направлением исторического образования   считаю формирование у учащихся ключе...

Современные инновационные технологии на уроках истории и обществознания

Обобщение опыта работы по использованию некоторых современных технологий...