Использование инновационных технологий на уроках истории и обществознания
статья по истории на тему

Из опыта работы.  Краткое описание педтехнологий, применяемых учителем на уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

М.В. Токарева учитель истории

 МБОУ «Новонадеждинская СОШ

 Городищенского района Волгоградской области»

Использование инновационных педагогических технологий

Термин «педагогическая технология» в переводе означает учение о педагогическом мастерстве. Любая современная педтехнология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и рождённого социальным прогрессом, демократизацией и гуманизацией общества.

        В своей педагогической практике я использую технологию блочно-модульного обучения, технологии социализации, игровые технологии, информационно-коммуканикационные технологии. Подробнее остановлюсь на технологии проблемного обучения.

Проблемное обучение – это создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активная деятельность учащихся по их разрешении. В результате происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями, развиваются мыслительные способности. В нашей стране большой вклад в разработку теории проблемного обучения внесли И.Я.Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов.

При создании проблемной ситуации я применяю следующие методические приёмы:

  • Подвожу уч-ся к противоречию, предлагаю им самим найти его разрешение;
  • Излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • Предлагаю рассмотреть явление с различных позиций;
  • Побуждаю уч-ся делать сравнения, обобщения, выводы;
  • Определяю конкретные теоретические и практические задания, ставлю проблемные задачи.

Проблемное обучение на уроках истории необходимо, потому что существует ряд проблем в исторической науке, по которым продолжаются дискуссии (норманнская теория, альтернативы развития после февраля 1917г, оценка деятельности многих государственных деятелей). Кроме того, преподавание истории в старших классах требует не дублирования материала 5-9 классов, а работы по основным проблемам истории. На уроках мы с ребятами выявляем сущность исторических явлений, причинно-следственные связи, закономерности исторического развития. Большое место на своих уроках и во внеурочной деятельности я отвожу исследовательской работе учащихся. Ребята изучают исторические факты, события и явления на основе документов, исторических источников.

Цели проблемного обучения:1) приобретение знаний, умений и навыков; 2) развитие самостоятельной деятельности; 3) развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

При работе с технологией проблемного обучения выделяют основные этапы, которых я придерживаюсь: 1. постановка проблемы (например: Пётр I – реформатор или диктатор?), 2. выдвижение гипотез, 3. поиск решений, 4. дискуссия, обобщение и выводы.

        На своих уроках я использую индивидуальную, групповую, коллективную формы работы. Применяю следующие приёмы мыслительной деятельности: игровая проблемная ситуация, проблемные задания, проблемное решение задач. Проблемные ситуации применяю на всех этапах обучения: при объяснении, закреплении и контроле.

        Для реализации проблемной технологии я применяю проблемное изложение, эвристическую беседу, отбираю актуальные задачи, демонстрирую кино- и видеофрагменты. Личностно-деятельный подход и способность вызвать активную познавательную деятельность у школьника – это тоже необходимые условия для реализации проблемной технологии на уроках истории.

Результативность: создавая проблемную ситуацию, я направляю учащихся на поиск путей её решения. Ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность проблемного обучения в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от меня требуется дифференцированный и индивидуальный подход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания"

Инновационная деятельность – целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно – технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных ...

Презентация "Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания"

Инновационная деятельность – целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно – технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных ...

Публичная презентация "Инновационные технологии на уроках истории и обществознания. Использование ИКТ"

В презентации помещен материал портфолио учителя истории и обществознания. Он будет полезен тем, кто подает на высшую категорию или собирается участвовать в ПНПО...

Доклад по теме:"Современные инновационные технологии на уроках истории и обществознания"

Данный доклад содержит различние формы и методы инновационных технологий которые можно использовать на уроках истории и обществознания....

Использование инновационных технологий на уроках истории и обществознания

Аннотация. В статье рассматривается необходимость использования инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания в школе.Ключевые слова: уроки истории и обществознания, иннов...

Использование инновационных технологии на уроках истории и обществознания

Использование инновационных технологий на уроках истории и обществознания...