27.04.2020 Психология личности и проф. самоопределение Тема Модель профессионального развития гр. 202-от/18 Ушакова О.А
план-конспект

Ушакова Ольга Александровна

Практическое занятие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования  и молодежной политики

Свердловской области

ГАПОУ СО «Ревдинский  многопрофильный  техникум»

        

ПРАКТИКУМ

Тема: Модель профессионального развития

Учебная дисциплина «Психология личности и профессиональное самоопределение»

для студентов группы 202-от/18, профессия  

«Мастер отделочных строительных и декоративных работ»

Автор: Ушакова Ольга Александровна,

Преподаватель

 ГАПОУ  СО «Ревдинский многопрофильный техникум»

Городской округ Ревда

2020

Для конспектов завести отдельную тетрадь.

Фото конспектов и практических заданий  отправлять по почте или в личных сообщениях в контакте

Задание сдать до 28.04.2020  включительно.

Преподаватель Ушакова  Ольга Александровна

В период дистанционного обучения все задания,  выполненные студентами отправляются в личном сообщении по электронной почте  oaushakova_revda@mail.ru, для проверки выполнения и оценивания заданий.

Также все задания будут размещаться в группе в контакте https://vk.com/board163534796 и отчет о выполнении студентами  всех заданий. По всем вопросам звонить по телефону 89089122073 (Ушакова Ольга Александровна).  

Тема  Модель профессионального развития

ЗАДАНИЯ:

1.Лекция (конспектировать)

Одновременно с понятием стадиальности Д. Сьюпер вводит понятие профессиональной зрелости, относящееся к личности, поведение которой соответствует задачам профессионального развития, характерным для данного возраста (цит. по Кондаков, Сухарев, 1989). В отечественной литературе представлены периодизации Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, А.К. Марковой и других авторов. Знание эти особенностей имеет важное значение для того, чтобы обозначать более адекватные возрасту цели профориентационной работы и более строго разрабатывать и подбирать конкретные практические методики профессионального самоопределения.

В качестве примера приведена периодизация В.А. Бодрова (2001), которая включает девять стадий:

1. Стадия предигры(от рождения до, примерно, 3 лет), когда в процессе общения со взрослыми ребенок овладевает и развивает функции избирательного восприятия, координированных манипуляторных действий, речи, простейшие правила поведения и моральных оценок; на основе первичного познавания окружающего мира и исходного формирования личностных структур (потребностных, когнитивных, эмоциональных и др.) создаются предпосылки для включения в игровую деятельность.

2. Стадия игры(от 3 до 6-8 лет), на протяжении которой закладываются элементы эмоционально-волевой регуляции поведения; ребенок овладевает «основными смыслами» человеческой деятельности, межлюдскими отношениями, соответствующими действиями в системе игр (планирование действий и поведения, мысленное предвосхищение, ориентация в пространстве, координация движений, развитие когнитивных процессов и т.д.).

3. Стадия овладения учебной деятельностью(от 6-8 до 11-12 лет), в ходе которой происходит начальное ознакомление ребенка с содержанием различных сфер жизнедеятельности человека; проявляются первичные интересы к труду; в игровой деятельности моделируются элементы трудовой деятельности, развиваются способности самоконтроля и самооценки, воображения, планирования, самоанализа.

4. Стадия оптации –подготовки к жизни и труду(от 13-14 до 16-18 лет), когда осуществляется овладение системой социально-значимых ценностных представлений о построении жизни и профессионального пути; усвоение системы отношений людьми; активный самоанализ отношения к миру взрослых; формирование информационных основ моральной, социальной и профессиональной направленности, самооценки собственной пригодности; активные попытки самосовершенствования, самовоспитания, самообразования, самоорганизации.

5. Стадия профессионального обучения (17-23 года) на протяжении которой происходит целенаправленное освоение системы знаний и практических навыков и умений в избранной профессиональной деятельности, ценностных представлений о данной профессиональной общности; развитие и наполнение предметным содержанием мотивов и целей будущей деятельности; формирование профессиональной пригодности к обучению профессии (ближняя цель) и к реальной практической деятельности (отдаленная цель).

6. Стадия профессиональной адаптации(от 19-21 до 24-27 лет), характеризующаяся процессами приспособления к социальным и профессиональным нормам, условиям, процессам трудовой деятельности; дальнейшим развитием самоопределения в избранной профессии; самоосознанием правильности выбора профессиональною пути; согласованием жизненных и профессиональных целей и установок; формированием значимых черт личности профессионала; развитием профессионально значимых качеств, специальных способностей, эмоционально-волевых свойств личности.

7. Стадия развития профессионала(от 21-27 до 45-50 лет), когда совершенствуются личностные структуры профессионала; развиваются операционные качества, формируются адекватные структуры психологического обеспечения реализации трудовых задач.

8. Стадия реализации профессионализма(от 45-50 до 60-65 лет), в которой отмечается полная или частичная реализация профессионального потенциала личности; личностные черты носят устойчивый характер, хорошо выражена компенсация некоторых психических функций, намечаются признаки жизненной активности, корректируются жизненные цели.

9. Стадия спада (от 61-66 лет до завершения жизни), когда наблюдается прогрессивное снижение профессиональной активности или сужение ее сферы; угасают многие профессиональные интересы; перестраиваются жизненные установки; меняются ценностные ориентации; возникают противоречия между функциональными возможностями личности и намерениями, желаниями, ближайшими целями; происходит изменение жизненной направленности вследствие влияния ухудшения функционального состояния.Данная периодизация описывает процесс профессионального развития личности на протяжении всего ее жизненного пути. Однако в современных условиях, когда взрослому человеку приходится становиться профессионально мобильным специалистом, способным оперативно менять профиль своей деятельности или род занятий, чтобы не только соответствовать требованиям работодателей, но и успешно реализовывать себя в изменяющихся социальных и экономических условиях, временные рамки последних трех периодов оказываются размытыми.

2.Практическое задание:

В соответствии с периодизацией развития человека как субъекта труда Е.А. Климова (см.таблицу выше) определите, на какой стадии развития находится:

1)выпускник 11 класса общеобразовательной школы;

2)студент очной формы обучения в вузе;

3)студент заочной формы обучения в вузе;

4)студент, получающий второе высшее образование;

5)преподаватель вуза, имеющий ученую степень кандидата наук;

6)преподаватель вуза, имеющий ученую степень доктора наук;

7)выпускник вуза, начинающий свою трудовую деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты