Дементьева Татьяна Валентиновна Педагогические технологии сопровождения учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
статья
Дементьева Татьяна Валентиновна
ГБОУ общеобразовательная школа № 584 «Озерки»
Выборгского района Санкт-Петербурга
Педагогические технологии сопровождения учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики в области образования Российской Федерации.
Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни. Задача нас - педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с НОДА, в процессе которой у каждого обучающегося сформируется механизм компенсации имеющихся дефектов, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.
Дети достаточно неплохо справляются с обучением на первой ступени (основное общее образование), при этом закономерности между двигательными нарушениями и качеством освоения программ явно не выделяются.
Учащиеся второй ступени (среднее общее образование) обучаются по специально адаптированной Программе специальной общеобразовательной школы для детей с ОВЗ.
Задачами такой программы ставятся:
— обучение и социально-бытовая адаптация детей с интеллектуальными нарушениями;
— коррекционно-восстановительная работа по развитию двигательных, мыслительных, речевых умений и навыков.
Опираясь на опыт работы школы, можно сказать: образование детей с ОВЗ строится по специальным учебным планам, адаптированным программам обучения.
Организация УВП у детей с ОВЗ базируется на следующих общих принципах:
1. Работа с детьми должна осуществляться специалистами с дефектологическим образованием или людьми, специально подготовленными через систему повышения квалификации.
2. Каждый специалист планирует свою работу с учетом рекомендаций других специалистов (преемственность).
3. Индивидуально-дифференцированный подход необходимо сочетать с групповыми формами работы.
4. При определении объема и характера проводимых занятий с детьми, необходимо осуществлять ежедневный учет психофизического состояния учащихся.
5. Весь учебный процесс строится таким образом, что у детей формируется активная жизненная позиция, оптимизм, коммуникативная активность, уверенность в своих силах.
6. В коррекционном процессе работа по развитию нарушенных функций сочетается с формированием приемов их компенсации.
Сейчас перед учителем стоит задача не только дать учащимся знания, умения и навыки, но и сформировать у них универсальные учебные действия (УУД) для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации. Для формирования и развития УУД у учащихся, для получения полноценного образования учителю необходимы эффективные педагогические технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dementeva_t_584.docx | 33.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Дементьева Татьяна Валентиновна
ГБОУ общеобразовательная школа № 584 «Озерки»
Выборгского района Санкт-Петербурга
Педагогические технологии сопровождения учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики в области образования Российской Федерации.
Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни. Задача нас - педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с НОДА, в процессе которой у каждого обучающегося сформируется механизм компенсации имеющихся дефектов, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.
Дети достаточно неплохо справляются с обучением на первой ступени (основное общее образование), при этом закономерности между двигательными нарушениями и качеством освоения программ явно не выделяются.
Учащиеся второй ступени (среднее общее образование) обучаются по специально адаптированной Программе специальной общеобразовательной школы для детей с ОВЗ.
Задачами такой программы ставятся:
— обучение и социально-бытовая адаптация детей с интеллектуальными нарушениями;
— коррекционно-восстановительная работа по развитию двигательных, мыслительных, речевых умений и навыков.
Опираясь на опыт работы школы, можно сказать: образование детей с ОВЗ строится по специальным учебным планам, адаптированным программам обучения.
Организация УВП у детей с ОВЗ базируется на следующих общих принципах:
1. Работа с детьми должна осуществляться специалистами с дефектологическим образованием или людьми, специально подготовленными через систему повышения квалификации.
2. Каждый специалист планирует свою работу с учетом рекомендаций других специалистов (преемственность).
3. Индивидуально-дифференцированный подход необходимо сочетать с групповыми формами работы.
4. При определении объема и характера проводимых занятий с детьми, необходимо осуществлять ежедневный учет психофизического состояния учащихся.
5. Весь учебный процесс строится таким образом, что у детей формируется активная жизненная позиция, оптимизм, коммуникативная активность, уверенность в своих силах.
6. В коррекционном процессе работа по развитию нарушенных функций сочетается с формированием приемов их компенсации.
Сейчас перед учителем стоит задача не только дать учащимся знания, умения и навыки, но и сформировать у них универсальные учебные действия (УУД) для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации. Для формирования и развития УУД у учащихся, для получения полноценного образования учителю необходимы эффективные педагогические технологии.
Современная педагогическая технология в УВП - это модель педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению высокоэффективного учебного – воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя, т.е. содержательная техника реализации учебного процесса. Само слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
Переход из начальной в основную школу связан с непростым адаптационным периодом. Критерием успешной адаптации служит степень сохранности психологического и физического здоровья школьников. Понятие «адаптация» тесно связано с понятием «готовность к обучению в средней школе».
Можно выделить основные составляющие такой готовности:
- сформированность учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;
- способность сознательно управлять своими действиями и психическими процессами (вниманием, памятью, мышлением, чувствами);
- способность к саморегуляции;
- качественный тип взаимоотношений (более «взрослый») с учителями и одноклассниками.
Для успешного обучения детей с ОВЗ необходимо учитывать специфику возрастного психофизического развития обучающихся, психолого-педагогическую компетенцию родителей и педагогических работников. В современной школе много факторов риска дезадаптации, которая проявляется в проблемах школьного обучения:
- появление неуспешности в учебе;
- снижение учебной мотивации;
- возникновение конфликтных ситуаций в системе «ученик-учитель», «ученик-ученик»;
- нарушение поведения.
Но гораздо чаще адаптационные трудности связаны с учебой. Показателем адаптированности в первую очередь является сформированность универсальных учебных действий (УУД). Это означает: умение учиться.
Здесь на помощь педагогу приходят личностно – ориентированные технологии, которые ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, стремящегося к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации). Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный.
Строя УВП с учётом индивидуального подхода, учитывая особенности физического, психического развития обучающихся с ДЦП, необходимо использование здоровьесберегающих образовательные технологий:: системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. На всех этапах урока проводятся коррекционно-развивающие упражнения, суть которых заключается в коррекции нарушенных психофизических процессов. Следующим условием здоровьесбережения является возможность предоставления обучающимся двигаться. Это различные физминутки, элементы психогимнастики, динамические паузы в процессе урока.
Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе. С помощью информационных технологий учащимся становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры; управление непосредственно окружающей его обстановкой даёт ему веру в свои силы. Следует отметить, что в УВП активно используемые инновационные технологии (проектное обучение, ИКТ, практико-ориентированные технологии) дают положительный результат.
Современные технологии обучения и их использование в УВП
№ | Технология | Характерные черты технологии | Элементы технологии, используемые в коррекционной школе |
1 | Технология коррекционно-развивающего обучения | Урок как система реабилитации Обучение, основанное на интересе, успехе, доверии Адаптация содержания, коррекция учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия Одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления Использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов) Формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов Взаимообучение, диалогические методики Оптимальность темпа с позиции полного усвоения |
Продуктивная обработка информации: задания, предполагающие самостоятельную обработку информации. Чтобы облегчить процесс запоминания текстов изложений, стихов, песен применяется данный прием мнемотехники (пиктограммы), который заставляет работать не только механическую память, но и наглядно-образное мышление. Происходит продуктивная обработка информации |
2 | Игровая технология | Самостоятельная технология для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элемент более общей технологии; в качестве урока или его части (введение, контроль); технология внеклассной работы. |
|
3 | Технология дифференцированного обучения | Это технология обучения в одном классе детей с разными возможностями учебной деятельности.
При обязательном достижении базовой подготовки обучение происходит на индивидуальном максимально посильном уровне трудности. |
|
4 | Технологии коллективного способа обучения | Ориентация на конечный результат Передача полученных знаний друг другу Сотрудничество и взаимопомощь между учениками Обучение по способностям на основе разнообразия тем и заданий при разделении труда |
|
5 | Технологии проблемного обучения | Моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы; усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя |
|
6 | Здоровьесберегающие технологии | Совокупность принципов, приемов, методов, которые, дополняя все технологии обучения, наделяют их признаком здоровьесбережения | -Обстановка и гигиенические условия в классе -Количество видов учебной деятельности -Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности -Количество видов преподавания -Чередование видов преподавания -Место и длительность применения ТСО по СанПиН 2.4.2.28 21-10 -Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления -Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке -Психологический климат на уроке -Эмоциональные разрядки на уроке |
7 | Компьютерная технологии | Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения | - компьютерное моделирование при реализации творческих проектов (проектное обучение) - применение тестовой системы опроса на компьютере разных модефикаций - интерактивные учебники - частично поисковые задания, осуществляемые с использованием Интернет- ресурсов |
8 | Технология личностно-ориентированного обучения и индивидуализации обучения | Диалогичность Деятельностно-творческий характер обучения Поддержка индивидуального развития ребенка Предоставление ребёнку свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения |
|
Организация образовательного процесса
Содержание обучения для детей с тяжелыми двигательными нарушениями имеет ряд общих черт с содержанием обучения в общеобразовательной школе: обучение является цензовым, т. е. обеспечивает школьникам образование в объеме соответствующих ступеней общеобразовательной школы; в учебных планах и программах реализуется принцип последовательности изучения предметов; построение программ соответствует основным дидактическим принципам.
Сравнительный анализ традиционного и технологического подходов к процессу обучения
Позиции для сравнения | Традиционная практика обучения | Технологии обучения |
1 | 2 | 3 |
Возможность предварительного проектирования процесса обучения | Нет возможностей, поскольку учителю тема хорошо знакома, он проводил урок по данной теме уже много раз | Есть. Педагог, освоив технологию, может воспользоваться готовым проектом урока |
Основания для построения | Традиция, интуиция педагога, метод проб и ошибок; личностные качества и профессионализм педагога | Научные (в основе каждой их технологий обучения лежит одна или несколько научно-педагогических теорий) |
Возможности передачи и заимствования с другими педагогами | Ограничены. При изучении педагогического опыта перенимаются, в лучшем случае, отдельные приемы работы педагога | Большие: поскольку наука универсальна и объективна. В технологиях практически не проявляются личностные качества педагога |
Способ целеполагания | Через деятельность учителя или изучаемое содержание | Через действия учащихся, которые участвуют в разработке целей урока, учебной деятельности |
Контроль | Эпизодический (учащиеся опрашиваются по разным темам в разные дни); итоговый | «Встроенный» в процесс, обеспечивающий обратную связь: все учащиеся опрашиваются по всем учебным элементам |
Коррекция | Коррекция проблем усвоения учебного материала (корректируется учителем) | Учащиеся формулируют затруднения, проблемы и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель помогает, консультирует) |
Достижение запланированного результата | Результат достигается не всегда | Результат достигается. Если нет, то технология пока не освоена или для ее применения нет соответствующих условий |
Организационно-педагогическое обеспечение
Программно-методическое обеспечение | |
Основная образовательная программа | Основная образовательная программа по выбору школы |
Коррекционные программы | Программы логопедических и дефектологических занятий и уроков |
Программы дополнительного образования | Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Под ред. В.Л. Андрианова. Л., 1987 |
Формы и методы инклюзивного образовательного процесса в классе: |
|
Формы работы | Формы работы на уроке с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные; возможен лабильный подход к уровню усвоения материала разными детьми |
Вариативные формы образования | Информационные методы — беседа, консультирование, методы использования средств массовой информации, литературы и искусства, Интернет ресурсы, примеры из окружающей жизни, личный пример педагога, экскурсии, встречи; Практически-действенные методы — приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность; Нетрадиционные методы — арттерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства), ритмика. Побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, порицание). |
Система оценивания достижений | В Программах для специальных (коррекционных) образовательных учреждений имеется перечень того, что должны знать дети (уровень минимальной готовности обучения в общеобразовательной школе должны знать по программе VI вида, уровень максимальной готовности должны знать ФГОС) |
Для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата в коррекционной части общеобразовательной программы должны быть предусмотрены занятия по коррекции недостатков двигательных и психических функций.
Предметы коррекционного цикла выбираются в зависимости от имеющихся у детей нарушений.
В них включены:
1. Занятия адаптивной физкультурой.
2. Логопедические занятия.
3. Индивидуальные и групповые занятия по коррекции нарушенных психических функций.
Содержание коррекционных занятий определяется в зависимости от структуры речевых, двигательных нарушений для каждого обучающегося
индивидуально.
Рекомендации
В своей работе специалист должен руководствоваться следующими положениями:
приучение учащихся к самостоятельному овладению знаниями;
- выбор для каждого обучающегося индивидуального темпа обучения;
- достижение результата, а не затраченное время — главный критерий обучения;
- использование системы контрольных промежуточных работ, которые корректируют результаты деятельности учащихся;
- обязательное владение базовым компонентом образования при максимальной индивидуализации обучения.
Вопросы индивидуализации обучения решаются через:
- гибкий учебный план (или индивидуальный маршрут);
- адаптирование программы обучения в соответствии с возможностями ребенка;
- общеобразовательные программы, приспособленные для коллективного и индивидуального обучения;
- вариативные программы обучения с увеличением сроков обучения;
- реализация базового стандарта образования за 10—11-й классы с увеличением сроков обучения на 1—2 года;
- компьютеризация обучения (компьютеры и сопутствующие компьютерные средства), позволяющая включить в учебный процесс всех учащихся и, самое главное, учащихся с тяжелым поражением рук.
Для возможности организации индивидуально - дифференцированного подхода в классе одновременно с учителем работает помощник учителя (воспитатель).
Учитывая психологические и психопатологические особенности детей с тяжелыми нарушениями в развитии при ДЦП, можно условно разделить видоизменение учебных программ на два направления:
- адаптация базисных школьных программ в соответствии с особенностями детей;
- выделение самостоятельных направлений в учебном процессе с разработкой индивидуальных учебных программ, соответствующих индивидуальным психологическим особенностям учащихся.
Инклюзия детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условия современной школы может быть успешно реализованной при наличии и соблюдении двигательного, ортопедического режима и режима нагрузок, а также наличия специального оборудования для передвижения, специальной мебели и приспособлений для воспитания и обучения данной категории детей (доступная среда).
Адаптивная школа – это школа для всех учащихся с разными уровнями способностей. В адаптивной школе должна быть создана определённая образовательная среда, помогающая каждому ребёнку быть личностью.
«Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать» (Коко Шанель.)
Список использованной литературы:
Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Сфера, 2001.
Максимов А.Е. Развитие двигательных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением функций опорно-двигательного аппарата с применением тренажерных устройств в условиях коррекционного учреждения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности логопедической работы в системе психолого-медико-педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП).
методические рекомендации...
Использование природных материалов различной структуры для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
Необходимость решения проблемы осознания младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья собственной уникальности, своих скрытых талантов, необходимость раскрытия творческого потенци...
авторской программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения самоопределения обучающегося раннего юношеского возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата как часть адаптированной образовательной программы.
Проект программы сориентирован на ребенка юношеского возраста, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата и предусматривает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение основных новообр...
Работа с учащимися с нарушением опорно-двигательного аппарата на уроках технологии
В данной статье представлены осовные принципы работы с учащимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата на уроках технологии....
Адаптированная рабочая программа по предмету " История и культура родного края" для 9 класса для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальными нарушениями.
Данная адаптированная рабочая программа составлена на основе материалов книги "Культура родного края" авторов В.Н.Лупоядова и Л.Ю. Лупоядовой....
"Инновационная технология БАК (биоакустическая коррекция) в работе с учащимися, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата"
Говоря о современных технологиях реабилитации особых детей и взрослых, можно перечислить большой ряд форм и методов, созданных как зарубежными, так и отечественными производителями.Сегодня, на нашей в...
Развитие критического мышления на уроках географии у учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Урок является формой реализации педагогических взаимодействий, где происходит общение учителя и ученика. Современные образовательные стандарты предъявляет новые требования к современному уроку. Теперь...