Особенности логопедической работы в системе психолого-медико-педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП).
статья по теме

Щербинина Елена Богратовна

методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dizartriya_rekomendatsii.odt38.11 КБ

Предварительный просмотр:

                      Особенности  логопедической работы

в системе психолого-медико-педагогического сопровождения

детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП).

         

          Детский церебральный паралич  - заболевание центральной нервной системы при вед ущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. При ДЦП имеет место раннее органическое поражение двигательных и речедвигательных систем мозга. Причины этих нарушений: инфекционные заболевания, интоксикации, несовместимость крови матери и плода по резус — фактору или группе принадлежности.

        ДЦП может возникать и после рождения в результате перенесенных инфекций, тяжелых ушибов головы.

         У детей задержано и нарушено формирование всех двигательных функций. Двигательные нарушения являются ведущим дефектом и представляют собой аномалию моторного развития, которая без коррекции  оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно — психически функций ребенка.

        Особенностью двигательных нарушений у детей является не только трудность или невозможность выполнения движений, но и слабость и ощущений, у ребенка не формируются правильные представления о движении, с трудом развивается пространственно — временная организация.

          Слабое ощущение своих движений и затруднения в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь (стереогнозиса).Это, в свою очередь, еще больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии ребенка.

         У детей могут быть нарушения эмоционально — волевой сферы, снижение интеллекта, судорожный синдром, нарушения зрения и слуха. Характерны нарушения умственной работоспособности в виде повышенной утомляемости.

         Особое место в клинике ДЦП занимают расстройства речи . Частота их составляет до 80 %.

         Особенности  нарушений речи и степень их  выраженности зависит от локализации и степени поражения мозга.

         Отставание в развитии речи связано не только с более медленным созреванием речевых зон, но и с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметно — практической деятельности и социальных контактов.Ошибки воспитания могут утяжелять отставание в развитии речи.

         Важное значение в патогенезе речевых нарушений имеет сама двигательная патология.Особенностью нарушений моторики при ДЦП является не только несформированность произвольных движений, но и сохранение врожденных примитивных двигательных автоматизмов.

         Поражение речедвигательного анализатора приводит к нарушениям артикулирования звуков  речи, расстройствам голоса, дыхания, темпа и ритма речи, ее интонационной выразительности.

        Отмечается неточность кинестетического восприятия. Ребенок не только с трудом и в ограниченном объеме выполняет движения, но и слабо ощущает положение и движение своих конечностей и органов артикуляцииЭто способствует затруднению выполнения целенаправленных действий и усиливает нарушения звукопроизношения. Для улучшения ощущений артикуляционных движений используются упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми глазами со зрительным контролем движений   с помощью зеркала и с закрытыми глазами с целью сосредоточения на ощущениях.

          Наблюдаются нарушения функции рук. Связь движений руки с речью была отмечена еще В. М, Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движений рук на развитие речи.Наиболее тяжелые нарушения артикуляционной моторики отмечаются  у детей, у которых значительно поражены верхние конечности.

         Важной предпосылкой развития и обогащения словаря является формирование восприятия и представлений об окружающих предметах и явлениях.Восприятие надо развивать в повседневной жизни, когда ребенка учат смотреть, наблюдать, слушать, т. е. осмысленно воспринимать предметы и явления окружающего мира. Все это обогащает кругозор, формирует функцию активного внимания, развивает обощенный способ умственной деятельности.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

         Психическое развитие детей с дизартрией имеет свою специфику.  Необходимо учитывать особенность высших психических функций , последовательность основных этапов формирования психических процессов и этапность развития каждой психической функции в онтогенезе.

         Коррекционная работа включает : развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики, зрительного гнозиса, пространственных представлений, просодической стороны речи, фонематического восприятия. Работа по постановке, автоматизации и введению в речь звуков. У детей со стертой формой дизартрии нарушен функции и процессы, учавствующие в становлении письменной речи.  Занятия проводятся как с группой детей, имеющих данный речевой диагноз, так и индиидуально.Необходимо закрепление полученных на занятиях навыков в домашних условиях.

 

         В нашей коррекционной школе VIII вида обучаются дети , имеющие в анамнезе диагноз «Детский церебральный паралич».Им оказывается помощь по обучению, воспитанию, коррекционному развитию и социальной адаптации.  Помимо двигательной патологии дети данного контингента имеют нарушения слуха,зрения, интеллектульную недостаточность.

  Заключения ПМПК, результаты диагностических обследований, наблюдения специалистов школы подтверждают неравномерность психического развития таких детей. Отмечается утрата и западание одних интеллектуальных функций при относительной сохранности других.Среди них выделяется отсутстии мотивации к познавательной  деятельности, и, как следствие, ее отставание.Большую трудность при обучении представляют нарушения речи.У большинства учащихся с ДЦП имеются речевые нарушения (дизартрии) с различной степенью речевого недоразвития , нарушения письменной речи (дисграфии).В значительной степени этому способствуют имеющиеся у детей нарушения стереогностического чувства, дефекты зрительного восприятия, пространственной ориентации, нарушения координации.

У большинства учащихся отмечается своеобразие формирования словарного запаса, что находит выражение в употреблении одних и тех же слов для обозначения предметов и действий с ними, в отсутствии ряда слов  - названий, в несформированности родовых и обобщающих понятий.Особенно ограничен у них запас слов, обозначающих признаки и качества предметов, действия с ними.Исследования показали, что такое своеобразие обусловлено ДЦП , который не позволяет свободно передвигаться и действовать с предметами, ограничивает общение с миром.Хотя многие ученики с ДЦП имеют фразовую речь (разной степени сформированности), она у них бедна. Отсутствуют предлоги, искажаются предложно — флективные отношения, отображающие взаимное расположение предметов в пространстве и во времени.

Специфика заболевания определяет и своеобразие понимания речи: недостаточное понимание многозначных слов, трудности в различении синонимов, антонимов, в понимании предложно — флективных отношений и предложных конструкций, содержащих слова, выражающие пространственно — временные отношения.

           В основу коррекционной работы с детьми с ДЦП положен определенный подход, предусматривающий принцип системного подхода к характеру нарушений звукопроизносительной стороны речи, принцип формирования коммуникативной функции речи как результата психической деятельности учащихся, принцип деятельностного подхода к развитию речи, принцип поэтапного формирования всех сторон речи.

       Коррекция дефектов звукопроизношения осуществляется с учетом характера и структуры нарушений каждого ученика. Постановка звуков проводится  в тесном единстве с формированием зрительного и слухового анализа, пространственной ориентации и зрительно — моторной координацией. Особое внимание уделяется воспитанию кинестетических ощущений и самоконтроля при формировании необходимого артикуляционного уклада.

       Надо отметить, что уровень подготовки младших школьников по усвоению программы коррекционной школы VIII вида , состояние их двигательной и речевой систем неоднородны. Часть детей поступает  в школу из специальных дошкольных учреждений, где с ними проводилась коррекционно — воспитательная работа, позволяющая им овладеть необходимыми навыками обучения в школе, для жизни и работы в коллективе.Другая часть детей поступает в школу из семьи, не имея специальной подготовки.

        Система комплексной коррекционно — развивающей работы в школе включает в себя деятельность разных специалистов: учителя — психолога, учителя — дефектолога, учителя   - логопеда, инструктора ЛФК, воспитателя. Каждый из нас осуществляет специально разработанную программу коррекционно — развивающей направленности. Актуально проведение совместной работы специалистов. В ходе этой работы решаются проблемы, требующие включения , например, учителя — дефектолога на логопедических занятиях и учителя — логопеда на дефектологических занятиях. Среди них : недостаточность самостоятельности и планирования деятельности; отсутствие мотивации к познавательной деятедьности, недоразвитие гностических и практических представлений ,нарушения зрительно — моторной координации; развитие контроля и самоконтроля за собственной речью,дизартрии с различной степенью речевого недоразвития(нарушения артикуляции, звукороизношения и просодической стороны речи), нарушения письменной речи; недостаточность пассивного и активного словаря, формирования связной речи; недостатки фонематического слуха.

        Наличие данного факта привело к выводу о необходимости объединения усилий специалистов с целью повышения результативности коррекционно — педагогического процесса. Используем в работе совместные занятия как одну из форм занятий с детьми.Использование данного вида инновационной формы работы для детей с ДЦП представляется нам  одной из оптимальных форм организации коррекционно — педагогической помощи , ориентированной на достижение положительного результата.

    Комплексный подход специалистов к коррекционному процессу выстраивается поэтапно:

   1 этап :диагностика и  предварительная оценка результатов диагностики.

       Диагностика проводится каждым специалистом отдельно, предваряясь сбором анамнестических данных, работой с медицинскими картами детей, беседой с родителями;далее следует  совместная обработка результатов диагностики учителем — логопедом, учителем — дефектологом, педагогом — психологом.

   2 этап: совместное наблюдение за детьми. Обращение внимания на характерные специфические особенности речевого и познавательного развития детей

   3 этап: сравнение индивидуальных коррекционно — развивающих программ специалистов.Выстраивание программы совместной работы  для решения общих задач:

  • развитие самостоятельности и планирования деятельности (с учетом индивидуальных особенностей психо  - физического развития каждого ребенка);
  • развитие контроля и самоконтроля над собственной речью;
  • коррекция гностических и практических представлений;
  • работа по коррекции познавательной деятельности;
  • профилактическая работа по предупреждению нарушений письменной речи(формирование или коррекция пространственных представлений; развитие зрительно — моторной координации).                                                                                                                                                                      

   4 этап: проведение коррекционно — развивающих занятий.

   5 этап: контрол ьная диагностика результата совместной работы специалистов школы.

ВЫВОДЫ:

   Постановка общей коррекционной цели способствует достижению болеее высоких результатов в логопедической работе, в работе учителя-дефектолога. Наличие на групповом занятии двух специалистов стимулирует детей к повышению мотивации, что ведет улучшению их работоспособности, развитию самоконтроля, повышению дисциплины. Успешнее закрепляются знания, полученные ранее на индивидуальных занятиях. Совместная коррекционная работа, требующая большей профессиональной корректности и взаимоответственности, стимулирует повышение личностостного и профессионального роста специалистов.

  Пример блока целей, ставящихся на  групповых занятиях , проводимых двумя специалистами:

  1. 1.развитие умения планировать свою деятельность; формирование грамматически правильного построения фраз; развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса; активизация в речи глаголов; развитие контроля и самоконтроля над собственной речью; развитие временных представлений;

2.активное употребление прилагательных в речи; синтезирование целого из нескольких частей; развитие зрительно — моторной координации; развитие контроля и самоконтроля над собственной речью.

   Практические рекомендации по коррекционной логопедической работе с детьми с ДЦП.

               1.        Двигательная сфера.    Развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта.

  •     Начинаем обучение ребенка приемам самомассажа рук. Саомассаж — один из видов пассивной гимнастики, проводится ежедневно. Оказывает тонизирующее воздействие на центральную  нервную систему. Начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони  одной руки, затем другой. Далее проводится растирание другой ладони от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.
  • «Пунктиры». Подушечки четырех пальцев правой руки установлены у основании пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад — вперед смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. То же на другой руке.
  • «Пила». Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлнии вверх — вниз. То же для другой руки.
  • «Утюжок». Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.
  • «Каток». И. п. то же. Костяшками сжатых в калак пальцев правой руки двигаем вверх — вниз по левой ладони, разминая ее. То же для другой руки.
  • «Буравчик».И. п. то же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу «буравчика» на левой ладони. То же для другой ркуи.
  • «Краб». И. п. то же, пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.
  • «Согреем ладошки».Сильно растираем руки.
  •    После выполнения самомассажа можно приступать  следующим упражнениям.
  • «Горячо — тепло — холодно». Ребенок должен на ощупь сравнить и определить степень нагрева предмета (грелка — лед — мягкая игрушка — металлическая ложка).
  • «Найди ,из чего сделано».Ребенок вначале ощупывает 3 — 5 игрушек с различной фактурой поверхности, затем кусочки материалов, из которых сделаны игрушки. Необходимо соотнести на ощупь игрушку и материал, из которого она сделана.
  • «Волшебный мешочек».Ребенок должен на ощупь угадать, что находится в мешочке:бытовые предметы(карандаш, монета, кольцо); мелкие игрушки; геометрические фигуры разной величины и фактуры(наждачная бумага, фольга, бархатная бумага); буквы и цифры, различные по размеру и фактуре

       Движения  кистями рук.         

  Движения выполняются по образцу, производятся сначала одной, затем другой рукой и двумя руками одновременно.

  • Катание теннисного мяча по наклонной плоскости ладонью.
  • Сжимание резиновых игрушек, наполненной водой спринцовки.
  • Ударять по воздушному шарику, подвешенному к потолку(кулаком, ладонью
  • , указательным пальцем).
  • «Веселые маляры».Локти опираются на стол, пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу, производятся движения кистями по направлению вверх — вниз.
  • «Трусливый зайка». Локти опираются на стол, указательный и средний пальцы вытянуты и раздвинуты, остальные плотно прижаты к ладони, производятся движения кистями по направлению вверх — вниз.
  • «Курочка пьет воду». Локти опираются на стол, все пальцы вытянуты и собраны в «клювик», производятся движения кистями по направлению вверх  - вниз.
  • «Хорошо — плохо».Локти опираются на стол, пальцы плотно прижаты к ладони, кроме большого пальца, который оттопырен и напрвлен вверх - «хорошо», затем вниз - «плохо».

                              Движения пальцами  рук.

     Движения выполняются по образцу, производятся одной рукой, другой рукой, затем двумя руками одновременно.

  • «Жук». Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения производятся указательным пальцем по кругу — жук летит. Аналогично упражнение производится с другими пальцами.
  • «Змея» . Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения производятся указательным пальцем, имитируя движения змеи. Аналогично упражнения проводятся с другими пальцами.
  • «Зайчик» .Локти опираются на стол. Указательный и средний пальцы вытянуты, напрвлены вверх, остальные пальцы плотно рижаты к ладони, движения производятся вытянутыми пальцами — зайчик шевелит ушками.
  • «Коза». Локти опираются на стол,указательный палец  мизинец вытянуты и напрвлены вперед от себя, остальные пальцы плотно прижаты к ладони,движения производятся вытянутыми пальцами — коза бодается.
  • «Кошка». Локти опираются на стол, указательный палец и мизинец вытянуты и слегка согнуты,   средний и безымянный пальцы плотно прижаты  большим  к ладони, движения производятся вытянутыми пальцами — ушки шевелятся.
  • «Сова». Локти опираютя на стол, указательный, средний и безымянны пальцы согнуты так, чтобы подушечки были прижаты к основанию пальцев, большой палец и мизинец оттопырны в стороны. Ими производятся движения — сова летает.

      Дополнительно можно использовать перебирание круп, пуговиц, бусинок; шнуровку; работу с пластилином, глиной, ножницами.

                    Упражнения, выполняемые двумя руками вместе.

  • «Ковшик». Обе ладони соединены ребрами на столе, кончики пальцев левой и правой рук соприкасаются, большие пальцы прижаты к указательным пальцам.
  • «Пароход». Обе ладони соединены ребрами на столе, кончики пальцев левой и правой рук сорикасаются, большие пальцы оттопырены ввурх — труба парохода.
  • «Гнездо с яйцами». Обе руки соединены в том же положении, что и в предыдущем положении, но большие пальцы опущены внутрь.
  • «Крыша дома». Локти опираются на стол, ладони направлены вверх, пальцы обеих рук плотно прижаты и соприкасаются подушечками, кисти максимально раздвинуты.
  • «Скворечник». Локт опираются на стол, ладони направлены вверх, пальцы обеих рук загнуты внутрь ладоней.
  • «Очки». Локти опираются на стол, пальцы обеих рук собраны в кольцо и соединены.
  • «Ворота». Локти опираются на стол, ладони направлены вверх, подушечки среднего и безымянного пальцев обеих рук соединены, указательные пальцы и мизинец выпрямлены, большие пальцы плотно при жаты к указательным.
  • «Мельница». Локти опираются на стол, ладони направлены верх, пальцы обеих рук вытянуты и переплетены. Движения производят вытянутыми палцами, не расцепляя их — мельница работает.

                Динамическая координация движений.

   Движения выполняются одной рукой, другой рукой, затем двумя руками одновременно.

  • «Кулачок». Рука лежит на столе тыльной стороной. Поочередно сжимаем в кулачок пальцы, начиная с большого, и разжимаем, начиная с мизинца.
  • «Здравствуй, пальчик».Локти опираются на стол, все пальцы поочередно прикасаются к большому подушечками — здороваются.
  • «Человечек бегает».Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные прижаты к ладони большим пальцем. Выпрямленные пальцы передвигаются по столу.
  • «Мишка косолапый». Все пальцы, кроме среднего, стоят на столе, средний согнут и приподнят вверх — голова медведя. Выполняют движения поочередно большим и указательным пальцами — безымянным и мизинцем, как бы имитируя походку медведя.
  • «Игра на рояле».Ладони стоят на столе в позе пианиста (пальцы слегка согнуты). Попеременно постукивают первым — вторым, первым — пятым пальцами.
  • «Стул». Локти опираются на стол. Левая ладонь поднята вертикально вверх, пальцы плотно  сжаты. Правая рука согнута в кулак и приставлена к нижней части ладони левой руки, затем положение рук меняется.
  • «Стол». Левая рука, согнутая в кулак, ребром стоит на столе. Правая рука выпрямлена, накрывает сверху левую. Затем положение рук меняется.
  • «Указатель». Локоть левой руки опирается на стол, ладонь повернута к себе, пальцы сложены в кулак, большой палец отставлен в сторону. Правая рука выпрямлена, ладонь вниз, пальцы плотно прижаты. Пальцы правой руки рикасаются в горизонтальном положении к основанию мизинца левой руки. Затем положение рук меняется.
  • «Птенцы». Левая рука лежит на столе ладонью вверх, пальцы прижаты и выпрямлены вверх Правой рукой обхватываем пальцы левой. Зптем положение рук меняется.
  1. Имитация игры на рояле, гитаре, скрипке и т. д.

  Можно добавить «Разноцветные прищепки».Пластмассовые прищепки закрепляются во время выполнения упражнений на пальцы рук продолжительностью от 3 до 10 минут по схеме:

     1-3 день — большой палец;

      4-6 день — большой и указательный пальцы;

      7 день — большой, указательный и средний пальцы;

      10-12 день — большой, указательный палбцы;

       13 — 15 день — большой палец.

    В дни, не указанные в схеме, прищепки приклеплять не над.

                2.   Постановка и развитие навыков правильного дыхания.

      Дыхательные фазы содержат равное количество секунд — от 3 до 7.Начинаем работу с 3 секунд, постепенно удлиняя до 7 секунд.

          1 фаза — вдох носом, мышцы живота расслаблены, живот медленно «надувается», выдвигаа диафрагму вниз, воздух наполняет легкие, расширяя грудную клетку.

           2 фаза — задержка дыхания (пауза).

           3 фаза — выдох ртом, живот медленно втягивается, приподнимая диафрагму, межреберные мышцы расслсбляются, опуская ребра, грудина и ключицы опускаются.

            4 фаза — задержка дыхания (пауза).

    Упражнения:

  • Вдох и выдох через нос.
  • Вдох и выдох через нос.
  • Вдох через рот — выдох через нос.
  • Вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце.
  • Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.
  • Вдох через нос, выдох через рот толчками равными порциями.
  1. Затем можно совмнщать навыки дыхания с движениями. Упражнения выполняют в положении сидя на коленях либо в позе лотоса (спина выпрямлена).

         «Тряпичная кукла». На вдохе руки подниаются вверх, на выдохе опускаются перед собой, голова опускается к коленям., спина сгибается.

           На вдохе руки разводятся в стороны, на выдохе ребенок обхватывает себя руками руками, голова опускается, спина сгибается.

          Развести руки в стороны, плотно сжоть кулаки, большие пальцы оттопырены и смотрят верх. На вдохе большие пальцы отводятся назад, на выдохе — вперед.

         Следующие упражнения выполняются в положении стоя, спина прямая.

  • «Солнцепоклонники». Ноги на ширине плеч, руки сложены домиком на уровне груди. На вдохе руки и голова поднимаются вверх, на выдохе      - наклон, руки ладонями упираются в пол.
  • «Дровосек». И. п. То же. Вдох — руки поднимаются вверх, пальцы скрещены. Выдох — напряженные руки и верхняя часть тела резко опускаются вниз.
  • «Мельница».И. п. то же. Одна рука поднята вверх, другая опущена вниз.Н а вдохе и выдохе руки меняют положение.
  • «Насос». И. п. то же.Руки опущены. Ладони обращены вверх. На вдохе руки притягиваются к подмышкам. На выдохе руки опускаются ладонями вниз.

                                 Развитие речевого дыхания.

    Упражнения выполняются в положении сидя или стоя.

  • «Львенок греется».Вдох. Мягким долгим выдохом (беззвучно произнеся слог «ха») греем последовательно: ладони, локти, плечи, грудь, живот, колени, «хвост».Упражнение способствует разогреву голосовых связок и предшествует речевым упражнениям.
  • «Надоедливый комар». Руки вфтянуты перед грудью ладонями друг к другу. Вдох — руки развести в сторону. Выдох — очень медленно («чтобы не вспугнуть комара»)соединяем руки, одновременно произнося звук «з-з-з», затем следует резкий хлопок ладонями.
  • «Резиновый круг».Вдох. На выдохе произносим звук «о», представляя себя кругом, который сдувается (громко, потом тише).

         

           3.Развитие   голоса.

            “Имитация”. Подражания голосам взрослых жмвотных и птиц и их детенышей. Упражнение можно дополнить имитацией движений животных и птиц.

        «Маляр». Имитируем движения маляра, который красит забор, одновременно с движениями руки вниз — вверх понижается и повыщается голос.

        «Сказки». Разыгрываем сказки по ролям («Три медведя», «Маша и медведь» и др.).                                                                                                                      

               3. Мимические и артикуляционные упражнения.

                                        Артикуляционная гимнастика.

  Мимические упражнения.

     Нахмурить лоб, брови, зажмурить оба, один глаз, подмигнуть, надуть щеки, перемещать воздух из одной щеки за другую.

             Упражнения для губ.

  1. Рот закрыт, зубы сомкнуты, губы в обычном положении.Поднять и опустить верхнюю губу на счет «раз, два» . То же с нижней губой.

И. П. то же.Одновременно на счет «раз» поднять верхнюю губу, опустить нижнюю; на счет «два» опустть верхнюю губу, накрыть ее нижней.

Нижние зубы касаются верхней губы, легко ее поглаживают, затем то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы.

            Упражнение для языка.

  1. Рот открыт, язык лежит плоско, кончик языка у нижних передних резцов. На счет «один» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки, на счет «два»  - внутренней стороны равой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.

Губы улыбаются, кончик языка находится между неплотно сжатыми зубами. С усилием проталкиваем язык сквозь зубы, стараясь продвинуть как можно дальше, и втягиваем его обратно.

  1. Развитие зрительного восприятия, протранственных представлений.

         Правильно начинать формирование пространственных представлений с освоения телесного пространства.Ребенок осознает собственное тнло, знает части тела и их взаимное расположение.

  1. Назови, покажи верхние, затем нижние части тела.
  • «Верх». Показать и назвать действия, которые можно совершать верхними частями тела (повороты, наклоны головы, махи руками, вращение туловища).
  • «Низ». Показать и назвать действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседание, махи ногами, вращение бедрами).
  • Назвать и показать части тела, которые находятся у тебя спереди (сзади), сначала стоя около зеркала, затем по памяти.
  • «Вперед». Выполнять движения только в направлении  вперед (прыжки, ходьба, сгибание колен, наклон головы).
  • «Назад». Выполнять движения только в направлении назад.
  • Назвать и показать правые и левые часит тела.
  • Игры с мячом       - начинать с мяча большого диаметра, затем постепенно вводить в игру мячи поменьше.
  • «Право — лево». Дотронуться правой рукой до левой коленки, левой рукой до правого уха.
  1. Уточнение и обогащение представлений о внешнем пространстве.

1. «Моя квартира». Назвать предметы, находящиеся в верхней, средней, нижней зонах

2. «Водное царство» - нижняя зона. Вспомнить одоплавающих животных и птиц, имитировать их движения Опора на картинку.

  1. 3. «Пустыня» - вспомнить животных, живущих в пустыне, имитировать их движения.

4. «Царство зверей».Вспомнить животных, жмвущих в средней полосе, в жарких странах, на севере. Имитировать их движения, стоя на четвереньках (средняя зона) .

4.«Царство птиц» - вспомнить диких птиц.Имитирвать их движения, стоя на ногах — верхняя зона. Опора на картинку.

  1. 4.Восприятие и различение неречевых звуков.

Развитие слухового внимания.

1.«О чем говорит дом?» - предлагаем ребенку послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из кухни, другой комнаты.

2.«Узнай шум» - определение на слух бытовых шумов: звонок телефона, шуршание бумаги, звук льющейся воды.

3. «Волшебные коробочки». 2 набора непрозрачных коробочек, наполненных горохом, гречкой, песком, скрепками, нарезанной бумагой.

4. «Колокольчик».Передавать за спиной друг другу колокольчик.Отгадать, за чьей спиной зенел колокольчик.

Развитие чувства ритма.

  1. «Сосчитай удары». Вначале упражнение проводится с опорой на зрительный анализатор, затем с закрытыми глазами. Отстукиваем по столу 1-3 удара, просим сосчитатьихю

«Кошка и котенок».

                                        Список литературы:

  1. 1.«Логопедия» . Под редакцией профессора Л. С. Волковой, Москва «Просвещение» 1989 г.

2. Филимонова О.Г., Урлина В.О. «Взаимодействие дефектолога и логопеда в процессе организации коррекционно-развивающих занятий с детьми (на модели ДЦП)».

3. В. А. Киселева «Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии» Москва, «Школьная пресса», 2007 г.

4.  «Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом», под редакцией Ипполитовой М.В.,М,, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Система работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики была апробирована в работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата в течение...

Методические рекомендации "Причины нарушений и коррекционное воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа№439Петродворцового района Санкт-Петербурга     Методические рекомендации«Причины нарушений и коррекционное воспи...

Логопедическая работа для детей с нарушением опорно двигательного аппарата (сколиозом)

Хочу поделиться опытом логопедической работы в коррекционных классах VI вида....

Организация работы леворуких детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата на уроках столярного дела в 5 классе

Данный проект предназначен для проведений занятий по предмету «Технология» в 5 классе. Внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий по техническому творчеств...

Дементьева Татьяна Валентиновна Педагогические технологии сопровождения учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

Дементьева Татьяна ВалентиновнаГБОУ общеобразовательная школа   № 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга Педагогические технологии  сопровождения учащихся с н...

Индивидуальная адаптированная рабочая программа ООО дефектологического сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учётом психофизических особенностей обучающегося с задержкой психического развития

Индивидуальная адаптированная рабочая программа ООО дефектологического сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учётом психофизических особенностей обучающегося с задер...