Особенности логопедической работы в системе психолого-медико-педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП).
статья по теме
Предварительный просмотр:
Особенности логопедической работы
в системе психолого-медико-педагогического сопровождения
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП).
Детский церебральный паралич - заболевание центральной нервной системы при вед ущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. При ДЦП имеет место раннее органическое поражение двигательных и речедвигательных систем мозга. Причины этих нарушений: инфекционные заболевания, интоксикации, несовместимость крови матери и плода по резус — фактору или группе принадлежности.
ДЦП может возникать и после рождения в результате перенесенных инфекций, тяжелых ушибов головы.
У детей задержано и нарушено формирование всех двигательных функций. Двигательные нарушения являются ведущим дефектом и представляют собой аномалию моторного развития, которая без коррекции оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно — психически функций ребенка.
Особенностью двигательных нарушений у детей является не только трудность или невозможность выполнения движений, но и слабость и ощущений, у ребенка не формируются правильные представления о движении, с трудом развивается пространственно — временная организация.
Слабое ощущение своих движений и затруднения в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь (стереогнозиса).Это, в свою очередь, еще больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии ребенка.
У детей могут быть нарушения эмоционально — волевой сферы, снижение интеллекта, судорожный синдром, нарушения зрения и слуха. Характерны нарушения умственной работоспособности в виде повышенной утомляемости.
Особое место в клинике ДЦП занимают расстройства речи . Частота их составляет до 80 %.
Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависит от локализации и степени поражения мозга.
Отставание в развитии речи связано не только с более медленным созреванием речевых зон, но и с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметно — практической деятельности и социальных контактов.Ошибки воспитания могут утяжелять отставание в развитии речи.
Важное значение в патогенезе речевых нарушений имеет сама двигательная патология.Особенностью нарушений моторики при ДЦП является не только несформированность произвольных движений, но и сохранение врожденных примитивных двигательных автоматизмов.
Поражение речедвигательного анализатора приводит к нарушениям артикулирования звуков речи, расстройствам голоса, дыхания, темпа и ритма речи, ее интонационной выразительности.
Отмечается неточность кинестетического восприятия. Ребенок не только с трудом и в ограниченном объеме выполняет движения, но и слабо ощущает положение и движение своих конечностей и органов артикуляцииЭто способствует затруднению выполнения целенаправленных действий и усиливает нарушения звукопроизношения. Для улучшения ощущений артикуляционных движений используются упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми глазами со зрительным контролем движений с помощью зеркала и с закрытыми глазами с целью сосредоточения на ощущениях.
Наблюдаются нарушения функции рук. Связь движений руки с речью была отмечена еще В. М, Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движений рук на развитие речи.Наиболее тяжелые нарушения артикуляционной моторики отмечаются у детей, у которых значительно поражены верхние конечности.
Важной предпосылкой развития и обогащения словаря является формирование восприятия и представлений об окружающих предметах и явлениях.Восприятие надо развивать в повседневной жизни, когда ребенка учат смотреть, наблюдать, слушать, т. е. осмысленно воспринимать предметы и явления окружающего мира. Все это обогащает кругозор, формирует функцию активного внимания, развивает обощенный способ умственной деятельности.
Психическое развитие детей с дизартрией имеет свою специфику. Необходимо учитывать особенность высших психических функций , последовательность основных этапов формирования психических процессов и этапность развития каждой психической функции в онтогенезе.
Коррекционная работа включает : развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики, зрительного гнозиса, пространственных представлений, просодической стороны речи, фонематического восприятия. Работа по постановке, автоматизации и введению в речь звуков. У детей со стертой формой дизартрии нарушен функции и процессы, учавствующие в становлении письменной речи. Занятия проводятся как с группой детей, имеющих данный речевой диагноз, так и индиидуально.Необходимо закрепление полученных на занятиях навыков в домашних условиях.
В нашей коррекционной школе VIII вида обучаются дети , имеющие в анамнезе диагноз «Детский церебральный паралич».Им оказывается помощь по обучению, воспитанию, коррекционному развитию и социальной адаптации. Помимо двигательной патологии дети данного контингента имеют нарушения слуха,зрения, интеллектульную недостаточность.
Заключения ПМПК, результаты диагностических обследований, наблюдения специалистов школы подтверждают неравномерность психического развития таких детей. Отмечается утрата и западание одних интеллектуальных функций при относительной сохранности других.Среди них выделяется отсутстии мотивации к познавательной деятельности, и, как следствие, ее отставание.Большую трудность при обучении представляют нарушения речи.У большинства учащихся с ДЦП имеются речевые нарушения (дизартрии) с различной степенью речевого недоразвития , нарушения письменной речи (дисграфии).В значительной степени этому способствуют имеющиеся у детей нарушения стереогностического чувства, дефекты зрительного восприятия, пространственной ориентации, нарушения координации.
У большинства учащихся отмечается своеобразие формирования словарного запаса, что находит выражение в употреблении одних и тех же слов для обозначения предметов и действий с ними, в отсутствии ряда слов - названий, в несформированности родовых и обобщающих понятий.Особенно ограничен у них запас слов, обозначающих признаки и качества предметов, действия с ними.Исследования показали, что такое своеобразие обусловлено ДЦП , который не позволяет свободно передвигаться и действовать с предметами, ограничивает общение с миром.Хотя многие ученики с ДЦП имеют фразовую речь (разной степени сформированности), она у них бедна. Отсутствуют предлоги, искажаются предложно — флективные отношения, отображающие взаимное расположение предметов в пространстве и во времени.
Специфика заболевания определяет и своеобразие понимания речи: недостаточное понимание многозначных слов, трудности в различении синонимов, антонимов, в понимании предложно — флективных отношений и предложных конструкций, содержащих слова, выражающие пространственно — временные отношения.
В основу коррекционной работы с детьми с ДЦП положен определенный подход, предусматривающий принцип системного подхода к характеру нарушений звукопроизносительной стороны речи, принцип формирования коммуникативной функции речи как результата психической деятельности учащихся, принцип деятельностного подхода к развитию речи, принцип поэтапного формирования всех сторон речи.
Коррекция дефектов звукопроизношения осуществляется с учетом характера и структуры нарушений каждого ученика. Постановка звуков проводится в тесном единстве с формированием зрительного и слухового анализа, пространственной ориентации и зрительно — моторной координацией. Особое внимание уделяется воспитанию кинестетических ощущений и самоконтроля при формировании необходимого артикуляционного уклада.
Надо отметить, что уровень подготовки младших школьников по усвоению программы коррекционной школы VIII вида , состояние их двигательной и речевой систем неоднородны. Часть детей поступает в школу из специальных дошкольных учреждений, где с ними проводилась коррекционно — воспитательная работа, позволяющая им овладеть необходимыми навыками обучения в школе, для жизни и работы в коллективе.Другая часть детей поступает в школу из семьи, не имея специальной подготовки.
Система комплексной коррекционно — развивающей работы в школе включает в себя деятельность разных специалистов: учителя — психолога, учителя — дефектолога, учителя - логопеда, инструктора ЛФК, воспитателя. Каждый из нас осуществляет специально разработанную программу коррекционно — развивающей направленности. Актуально проведение совместной работы специалистов. В ходе этой работы решаются проблемы, требующие включения , например, учителя — дефектолога на логопедических занятиях и учителя — логопеда на дефектологических занятиях. Среди них : недостаточность самостоятельности и планирования деятельности; отсутствие мотивации к познавательной деятедьности, недоразвитие гностических и практических представлений ,нарушения зрительно — моторной координации; развитие контроля и самоконтроля за собственной речью,дизартрии с различной степенью речевого недоразвития(нарушения артикуляции, звукороизношения и просодической стороны речи), нарушения письменной речи; недостаточность пассивного и активного словаря, формирования связной речи; недостатки фонематического слуха.
Наличие данного факта привело к выводу о необходимости объединения усилий специалистов с целью повышения результативности коррекционно — педагогического процесса. Используем в работе совместные занятия как одну из форм занятий с детьми.Использование данного вида инновационной формы работы для детей с ДЦП представляется нам одной из оптимальных форм организации коррекционно — педагогической помощи , ориентированной на достижение положительного результата.
Комплексный подход специалистов к коррекционному процессу выстраивается поэтапно:
1 этап :диагностика и предварительная оценка результатов диагностики.
Диагностика проводится каждым специалистом отдельно, предваряясь сбором анамнестических данных, работой с медицинскими картами детей, беседой с родителями;далее следует совместная обработка результатов диагностики учителем — логопедом, учителем — дефектологом, педагогом — психологом.
2 этап: совместное наблюдение за детьми. Обращение внимания на характерные специфические особенности речевого и познавательного развития детей
3 этап: сравнение индивидуальных коррекционно — развивающих программ специалистов.Выстраивание программы совместной работы для решения общих задач:
- развитие самостоятельности и планирования деятельности (с учетом индивидуальных особенностей психо - физического развития каждого ребенка);
- развитие контроля и самоконтроля над собственной речью;
- коррекция гностических и практических представлений;
- работа по коррекции познавательной деятельности;
- профилактическая работа по предупреждению нарушений письменной речи(формирование или коррекция пространственных представлений; развитие зрительно — моторной координации).
4 этап: проведение коррекционно — развивающих занятий.
5 этап: контрол ьная диагностика результата совместной работы специалистов школы.
ВЫВОДЫ:
Постановка общей коррекционной цели способствует достижению болеее высоких результатов в логопедической работе, в работе учителя-дефектолога. Наличие на групповом занятии двух специалистов стимулирует детей к повышению мотивации, что ведет улучшению их работоспособности, развитию самоконтроля, повышению дисциплины. Успешнее закрепляются знания, полученные ранее на индивидуальных занятиях. Совместная коррекционная работа, требующая большей профессиональной корректности и взаимоответственности, стимулирует повышение личностостного и профессионального роста специалистов.
Пример блока целей, ставящихся на групповых занятиях , проводимых двумя специалистами:
- 1.развитие умения планировать свою деятельность; формирование грамматически правильного построения фраз; развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса; активизация в речи глаголов; развитие контроля и самоконтроля над собственной речью; развитие временных представлений;
2.активное употребление прилагательных в речи; синтезирование целого из нескольких частей; развитие зрительно — моторной координации; развитие контроля и самоконтроля над собственной речью.
Практические рекомендации по коррекционной логопедической работе с детьми с ДЦП.
1. Двигательная сфера. Развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта.
- Начинаем обучение ребенка приемам самомассажа рук. Саомассаж — один из видов пассивной гимнастики, проводится ежедневно. Оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему. Начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание другой ладони от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.
- «Пунктиры». Подушечки четырех пальцев правой руки установлены у основании пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад — вперед смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. То же на другой руке.
- «Пила». Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлнии вверх — вниз. То же для другой руки.
- «Утюжок». Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.
- «Каток». И. п. то же. Костяшками сжатых в калак пальцев правой руки двигаем вверх — вниз по левой ладони, разминая ее. То же для другой руки.
- «Буравчик».И. п. то же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу «буравчика» на левой ладони. То же для другой ркуи.
- «Краб». И. п. то же, пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.
- «Согреем ладошки».Сильно растираем руки.
- После выполнения самомассажа можно приступать следующим упражнениям.
- «Горячо — тепло — холодно». Ребенок должен на ощупь сравнить и определить степень нагрева предмета (грелка — лед — мягкая игрушка — металлическая ложка).
- «Найди ,из чего сделано».Ребенок вначале ощупывает 3 — 5 игрушек с различной фактурой поверхности, затем кусочки материалов, из которых сделаны игрушки. Необходимо соотнести на ощупь игрушку и материал, из которого она сделана.
- «Волшебный мешочек».Ребенок должен на ощупь угадать, что находится в мешочке:бытовые предметы(карандаш, монета, кольцо); мелкие игрушки; геометрические фигуры разной величины и фактуры(наждачная бумага, фольга, бархатная бумага); буквы и цифры, различные по размеру и фактуре
Движения кистями рук.
Движения выполняются по образцу, производятся сначала одной, затем другой рукой и двумя руками одновременно.
- Катание теннисного мяча по наклонной плоскости ладонью.
- Сжимание резиновых игрушек, наполненной водой спринцовки.
- Ударять по воздушному шарику, подвешенному к потолку(кулаком, ладонью
- , указательным пальцем).
- «Веселые маляры».Локти опираются на стол, пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу, производятся движения кистями по направлению вверх — вниз.
- «Трусливый зайка». Локти опираются на стол, указательный и средний пальцы вытянуты и раздвинуты, остальные плотно прижаты к ладони, производятся движения кистями по направлению вверх — вниз.
- «Курочка пьет воду». Локти опираются на стол, все пальцы вытянуты и собраны в «клювик», производятся движения кистями по направлению вверх - вниз.
- «Хорошо — плохо».Локти опираются на стол, пальцы плотно прижаты к ладони, кроме большого пальца, который оттопырен и напрвлен вверх - «хорошо», затем вниз - «плохо».
Движения пальцами рук.
Движения выполняются по образцу, производятся одной рукой, другой рукой, затем двумя руками одновременно.
- «Жук». Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения производятся указательным пальцем по кругу — жук летит. Аналогично упражнение производится с другими пальцами.
- «Змея» . Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения производятся указательным пальцем, имитируя движения змеи. Аналогично упражнения проводятся с другими пальцами.
- «Зайчик» .Локти опираются на стол. Указательный и средний пальцы вытянуты, напрвлены вверх, остальные пальцы плотно рижаты к ладони, движения производятся вытянутыми пальцами — зайчик шевелит ушками.
- «Коза». Локти опираются на стол,указательный палец мизинец вытянуты и напрвлены вперед от себя, остальные пальцы плотно прижаты к ладони,движения производятся вытянутыми пальцами — коза бодается.
- «Кошка». Локти опираются на стол, указательный палец и мизинец вытянуты и слегка согнуты, средний и безымянный пальцы плотно прижаты большим к ладони, движения производятся вытянутыми пальцами — ушки шевелятся.
- «Сова». Локти опираютя на стол, указательный, средний и безымянны пальцы согнуты так, чтобы подушечки были прижаты к основанию пальцев, большой палец и мизинец оттопырны в стороны. Ими производятся движения — сова летает.
Дополнительно можно использовать перебирание круп, пуговиц, бусинок; шнуровку; работу с пластилином, глиной, ножницами.
Упражнения, выполняемые двумя руками вместе.
- «Ковшик». Обе ладони соединены ребрами на столе, кончики пальцев левой и правой рук соприкасаются, большие пальцы прижаты к указательным пальцам.
- «Пароход». Обе ладони соединены ребрами на столе, кончики пальцев левой и правой рук сорикасаются, большие пальцы оттопырены ввурх — труба парохода.
- «Гнездо с яйцами». Обе руки соединены в том же положении, что и в предыдущем положении, но большие пальцы опущены внутрь.
- «Крыша дома». Локти опираются на стол, ладони направлены вверх, пальцы обеих рук плотно прижаты и соприкасаются подушечками, кисти максимально раздвинуты.
- «Скворечник». Локт опираются на стол, ладони направлены вверх, пальцы обеих рук загнуты внутрь ладоней.
- «Очки». Локти опираются на стол, пальцы обеих рук собраны в кольцо и соединены.
- «Ворота». Локти опираются на стол, ладони направлены вверх, подушечки среднего и безымянного пальцев обеих рук соединены, указательные пальцы и мизинец выпрямлены, большие пальцы плотно при жаты к указательным.
- «Мельница». Локти опираются на стол, ладони направлены верх, пальцы обеих рук вытянуты и переплетены. Движения производят вытянутыми палцами, не расцепляя их — мельница работает.
Динамическая координация движений.
Движения выполняются одной рукой, другой рукой, затем двумя руками одновременно.
- «Кулачок». Рука лежит на столе тыльной стороной. Поочередно сжимаем в кулачок пальцы, начиная с большого, и разжимаем, начиная с мизинца.
- «Здравствуй, пальчик».Локти опираются на стол, все пальцы поочередно прикасаются к большому подушечками — здороваются.
- «Человечек бегает».Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные прижаты к ладони большим пальцем. Выпрямленные пальцы передвигаются по столу.
- «Мишка косолапый». Все пальцы, кроме среднего, стоят на столе, средний согнут и приподнят вверх — голова медведя. Выполняют движения поочередно большим и указательным пальцами — безымянным и мизинцем, как бы имитируя походку медведя.
- «Игра на рояле».Ладони стоят на столе в позе пианиста (пальцы слегка согнуты). Попеременно постукивают первым — вторым, первым — пятым пальцами.
- «Стул». Локти опираются на стол. Левая ладонь поднята вертикально вверх, пальцы плотно сжаты. Правая рука согнута в кулак и приставлена к нижней части ладони левой руки, затем положение рук меняется.
- «Стол». Левая рука, согнутая в кулак, ребром стоит на столе. Правая рука выпрямлена, накрывает сверху левую. Затем положение рук меняется.
- «Указатель». Локоть левой руки опирается на стол, ладонь повернута к себе, пальцы сложены в кулак, большой палец отставлен в сторону. Правая рука выпрямлена, ладонь вниз, пальцы плотно прижаты. Пальцы правой руки рикасаются в горизонтальном положении к основанию мизинца левой руки. Затем положение рук меняется.
- «Птенцы». Левая рука лежит на столе ладонью вверх, пальцы прижаты и выпрямлены вверх Правой рукой обхватываем пальцы левой. Зптем положение рук меняется.
- Имитация игры на рояле, гитаре, скрипке и т. д.
Можно добавить «Разноцветные прищепки».Пластмассовые прищепки закрепляются во время выполнения упражнений на пальцы рук продолжительностью от 3 до 10 минут по схеме:
1-3 день — большой палец;
4-6 день — большой и указательный пальцы;
7 день — большой, указательный и средний пальцы;
10-12 день — большой, указательный палбцы;
13 — 15 день — большой палец.
В дни, не указанные в схеме, прищепки приклеплять не над.
2. Постановка и развитие навыков правильного дыхания.
Дыхательные фазы содержат равное количество секунд — от 3 до 7.Начинаем работу с 3 секунд, постепенно удлиняя до 7 секунд.
1 фаза — вдох носом, мышцы живота расслаблены, живот медленно «надувается», выдвигаа диафрагму вниз, воздух наполняет легкие, расширяя грудную клетку.
2 фаза — задержка дыхания (пауза).
3 фаза — выдох ртом, живот медленно втягивается, приподнимая диафрагму, межреберные мышцы расслсбляются, опуская ребра, грудина и ключицы опускаются.
4 фаза — задержка дыхания (пауза).
Упражнения:
- Вдох и выдох через нос.
- Вдох и выдох через нос.
- Вдох через рот — выдох через нос.
- Вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце.
- Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.
- Вдох через нос, выдох через рот толчками равными порциями.
- Затем можно совмнщать навыки дыхания с движениями. Упражнения выполняют в положении сидя на коленях либо в позе лотоса (спина выпрямлена).
«Тряпичная кукла». На вдохе руки подниаются вверх, на выдохе опускаются перед собой, голова опускается к коленям., спина сгибается.
На вдохе руки разводятся в стороны, на выдохе ребенок обхватывает себя руками руками, голова опускается, спина сгибается.
Развести руки в стороны, плотно сжоть кулаки, большие пальцы оттопырены и смотрят верх. На вдохе большие пальцы отводятся назад, на выдохе — вперед.
Следующие упражнения выполняются в положении стоя, спина прямая.
- «Солнцепоклонники». Ноги на ширине плеч, руки сложены домиком на уровне груди. На вдохе руки и голова поднимаются вверх, на выдохе - наклон, руки ладонями упираются в пол.
- «Дровосек». И. п. То же. Вдох — руки поднимаются вверх, пальцы скрещены. Выдох — напряженные руки и верхняя часть тела резко опускаются вниз.
- «Мельница».И. п. то же. Одна рука поднята вверх, другая опущена вниз.Н а вдохе и выдохе руки меняют положение.
- «Насос». И. п. то же.Руки опущены. Ладони обращены вверх. На вдохе руки притягиваются к подмышкам. На выдохе руки опускаются ладонями вниз.
Развитие речевого дыхания.
Упражнения выполняются в положении сидя или стоя.
- «Львенок греется».Вдох. Мягким долгим выдохом (беззвучно произнеся слог «ха») греем последовательно: ладони, локти, плечи, грудь, живот, колени, «хвост».Упражнение способствует разогреву голосовых связок и предшествует речевым упражнениям.
- «Надоедливый комар». Руки вфтянуты перед грудью ладонями друг к другу. Вдох — руки развести в сторону. Выдох — очень медленно («чтобы не вспугнуть комара»)соединяем руки, одновременно произнося звук «з-з-з», затем следует резкий хлопок ладонями.
- «Резиновый круг».Вдох. На выдохе произносим звук «о», представляя себя кругом, который сдувается (громко, потом тише).
3.Развитие голоса.
“Имитация”. Подражания голосам взрослых жмвотных и птиц и их детенышей. Упражнение можно дополнить имитацией движений животных и птиц.
«Маляр». Имитируем движения маляра, который красит забор, одновременно с движениями руки вниз — вверх понижается и повыщается голос.
«Сказки». Разыгрываем сказки по ролям («Три медведя», «Маша и медведь» и др.).
3. Мимические и артикуляционные упражнения.
Артикуляционная гимнастика.
Мимические упражнения.
Нахмурить лоб, брови, зажмурить оба, один глаз, подмигнуть, надуть щеки, перемещать воздух из одной щеки за другую.
Упражнения для губ.
- Рот закрыт, зубы сомкнуты, губы в обычном положении.Поднять и опустить верхнюю губу на счет «раз, два» . То же с нижней губой.
И. П. то же.Одновременно на счет «раз» поднять верхнюю губу, опустить нижнюю; на счет «два» опустть верхнюю губу, накрыть ее нижней.
Нижние зубы касаются верхней губы, легко ее поглаживают, затем то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы.
Упражнение для языка.
- Рот открыт, язык лежит плоско, кончик языка у нижних передних резцов. На счет «один» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки, на счет «два» - внутренней стороны равой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.
Губы улыбаются, кончик языка находится между неплотно сжатыми зубами. С усилием проталкиваем язык сквозь зубы, стараясь продвинуть как можно дальше, и втягиваем его обратно.
- Развитие зрительного восприятия, протранственных представлений.
Правильно начинать формирование пространственных представлений с освоения телесного пространства.Ребенок осознает собственное тнло, знает части тела и их взаимное расположение.
- Назови, покажи верхние, затем нижние части тела.
- «Верх». Показать и назвать действия, которые можно совершать верхними частями тела (повороты, наклоны головы, махи руками, вращение туловища).
- «Низ». Показать и назвать действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседание, махи ногами, вращение бедрами).
- Назвать и показать части тела, которые находятся у тебя спереди (сзади), сначала стоя около зеркала, затем по памяти.
- «Вперед». Выполнять движения только в направлении вперед (прыжки, ходьба, сгибание колен, наклон головы).
- «Назад». Выполнять движения только в направлении назад.
- Назвать и показать правые и левые часит тела.
- Игры с мячом - начинать с мяча большого диаметра, затем постепенно вводить в игру мячи поменьше.
- «Право — лево». Дотронуться правой рукой до левой коленки, левой рукой до правого уха.
- Уточнение и обогащение представлений о внешнем пространстве.
1. «Моя квартира». Назвать предметы, находящиеся в верхней, средней, нижней зонах
2. «Водное царство» - нижняя зона. Вспомнить одоплавающих животных и птиц, имитировать их движения Опора на картинку.
- 3. «Пустыня» - вспомнить животных, живущих в пустыне, имитировать их движения.
4. «Царство зверей».Вспомнить животных, жмвущих в средней полосе, в жарких странах, на севере. Имитировать их движения, стоя на четвереньках (средняя зона) .
4.«Царство птиц» - вспомнить диких птиц.Имитирвать их движения, стоя на ногах — верхняя зона. Опора на картинку.
- 4.Восприятие и различение неречевых звуков.
Развитие слухового внимания.
1.«О чем говорит дом?» - предлагаем ребенку послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из кухни, другой комнаты.
2.«Узнай шум» - определение на слух бытовых шумов: звонок телефона, шуршание бумаги, звук льющейся воды.
3. «Волшебные коробочки». 2 набора непрозрачных коробочек, наполненных горохом, гречкой, песком, скрепками, нарезанной бумагой.
4. «Колокольчик».Передавать за спиной друг другу колокольчик.Отгадать, за чьей спиной зенел колокольчик.
Развитие чувства ритма.
- «Сосчитай удары». Вначале упражнение проводится с опорой на зрительный анализатор, затем с закрытыми глазами. Отстукиваем по столу 1-3 удара, просим сосчитатьихю
«Кошка и котенок».
Список литературы:
- 1.«Логопедия» . Под редакцией профессора Л. С. Волковой, Москва «Просвещение» 1989 г.
2. Филимонова О.Г., Урлина В.О. «Взаимодействие дефектолога и логопеда в процессе организации коррекционно-развивающих занятий с детьми (на модели ДЦП)».
3. В. А. Киселева «Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии» Москва, «Школьная пресса», 2007 г.
4. «Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом», под редакцией Ипполитовой М.В.,М,, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Система работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики была апробирована в работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата в течение...
Методические рекомендации "Причины нарушений и коррекционное воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа№439Петродворцового района Санкт-Петербурга Методические рекомендации«Причины нарушений и коррекционное воспи...
Логопедическая работа для детей с нарушением опорно двигательного аппарата (сколиозом)
Хочу поделиться опытом логопедической работы в коррекционных классах VI вида....
Организация работы леворуких детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата на уроках столярного дела в 5 классе
Данный проект предназначен для проведений занятий по предмету «Технология» в 5 классе. Внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий по техническому творчеств...
Тематика классных часов для 6 класса для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальными нарушениями
Календарное планирование классных часов для детей с ОВЗ...
Дементьева Татьяна Валентиновна Педагогические технологии сопровождения учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
Дементьева Татьяна ВалентиновнаГБОУ общеобразовательная школа № 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга Педагогические технологии сопровождения учащихся с н...
Индивидуальная адаптированная рабочая программа ООО дефектологического сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учётом психофизических особенностей обучающегося с задержкой психического развития
Индивидуальная адаптированная рабочая программа ООО дефектологического сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учётом психофизических особенностей обучающегося с задер...