Работа с учащимися с нарушением опорно-двигательного аппарата на уроках технологии
статья по технологии на тему
В данной статье представлены осовные принципы работы с учащимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата на уроках технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_uchashchimisya_s_narusheniem_oporno-dvigatelnogo_apparata_na_urokah_tehnologii.docx | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с учащимися с нарушением опорно-двигательного аппарата на уроках технологии
Илюхина Ирина Николаевна
Учитель технологии
МБОУ ЦО № 21 г. Тула
Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата неоднородна по составу в связи с наличием у них значительного разброса первичных и вторичных нарушений развития. По типологии двигательных нарушений выделяются:
- Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич (ДЦП), полиомиелит.
- Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника (сколиоз), недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипозы.
- Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).
При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Для детей с ДЦП характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе нарушений психического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия обучения и воспитания. Эти дети очень часто не уверены в себе, для них характерна ограниченная самостоятельность и повышенная чувствительность.
Во многих образовательных учреждениях встречаются дети с заболеваниями нервной системы (ДЦП). Эти дети требуют к себе особого отношения педагога, поэтому для их успешного развития необходимо выполнение следующих принципов:
- Соблюдение непрерывности в развивающих занятиях.
- Индивидуализация обучения
- Использование наглядно-действенного характера содержания образования
- Упрощение системы выполняемых заданий.
- Тесное сотрудничество с семьей ребенка.
Одним из наиболее эффективных методов развития навыков и умений у детей с нарушениями нервной системы является проведение занятий по декоративно-прикладному творчеству. На таких занятиях вся работа должна быть построена с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. В процессе работы у учащихся формируются следующие умения и навыки:
- Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов.
- Распределение рабочего времени.
- Контроль и корректировка хода работы.
- Анализ задания.
- Организация рабочего места в зависимости от вида работы.
- Планирование трудового процесса.
- Экономное использование материала.
- Умение оценивать выполненную работу.
- Соблюдение последовательности выполнения технологических операций.
- Формирование навыков рационального и безопасного использования инструментов.
- Воспитывается Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов.
Для оценки эффективности занятий предлагается использовать Диагностическую карту сформированности трудовых навыков, представленную ниже.
Диагностическая карта сформированности трудовых навыков
Фамилия, имя ____________________________ Дата рождения___________________
Дата проведения начальной диагностики ________________
Дата проведения заключительной диагностики_______________
№ | Базовый уровень | Начальная | Заключитель-ная |
1 | Качество выполненной работы | ||
2 | Умение рационально планировать работу | ||
3 | Самостоятельность выполнения работы | ||
4 | Умение организовать свое рабочее место | ||
5 | Соблюдение нормы времени | ||
6 | Умение работать аккуратно, красиво, ритмично | ||
7 | Точность соблюдения технологической последовательности и трудовых приемов | ||
8 | Умение своевременно контролировать качество своей работы | ||
9 | Умение пользоваться технической документацией (семы, шаблоны, выкройки и т.д.) | ||
10 | Умение экономно расходовать материалы | ||
11 | Бережное отношение к оборудованию | ||
12 | Умение анализировать результаты своей работы | ||
13 | Умение предупреждать и исправлять недочеты | ||
14 | Соблюдение правил безопасности труда | ||
15 | Умение использовать, анализировать образец изделия (технология соединения деталей, обработка краев, выделение отделки) | ||
16 | Уровень развития общетворческих способностей (подбор цвета, подбор ткани по фактуре, использование самостоятельной отделки) | ||
17 | Уровень и специфика мотивации трудовой деятельности: | ||
А) мотивация | |||
Б) устойчивость интереса | |||
В) выраженный интерес к определенным видам работы | |||
Г) зависимость интереса от успешности работы | |||
Д) зависимость интереса от похвалы преподавателя | |||
Е) зависимость интереса от отношения товарищей |
Педагог ____________________________________________
Считается целесообразным проводить диагностику сформированности трудовых навыков учащихся 2-4 раза в год.
Таким образом, залогом успеха работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата является применение индивидуального подхода к каждому учащемуся, что позволит ему приобрести умения и навыки, необходимые для дальнейшей социализации в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Применение компьютерных технологий БОС в реабилитации и коррекционной работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата»
Применение компьютерных технологий БОС...
Доклад «Применение компьютерных технологий БОС в реабилитации и коррекционной работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата»
Применение компьютерных технологий БОС...
Организация работы леворуких детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата на уроках столярного дела в 5 классе
Данный проект предназначен для проведений занятий по предмету «Технология» в 5 классе. Внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий по техническому творчеств...
Адаптированная рабочая программа по предмету " История и культура родного края" для 9 класса для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальными нарушениями.
Данная адаптированная рабочая программа составлена на основе материалов книги "Культура родного края" авторов В.Н.Лупоядова и Л.Ю. Лупоядовой....
"Инновационная технология БАК (биоакустическая коррекция) в работе с учащимися, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата"
Говоря о современных технологиях реабилитации особых детей и взрослых, можно перечислить большой ряд форм и методов, созданных как зарубежными, так и отечественными производителями.Сегодня, на нашей в...
Дементьева Татьяна Валентиновна Педагогические технологии сопровождения учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
Дементьева Татьяна ВалентиновнаГБОУ общеобразовательная школа № 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга Педагогические технологии сопровождения учащихся с н...
Развитие критического мышления на уроках географии у учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Урок является формой реализации педагогических взаимодействий, где происходит общение учителя и ученика. Современные образовательные стандарты предъявляет новые требования к современному уроку. Теперь...