Адаптация школьников к современному миру через информационные технологии, применяемые в проектной деятельности.
статья
Определена актуальность и значимость использования информационных технологий в обучении, в процессе адаптации школьников к современному обществу. Представлен опыт освоения нововведений по информатизации процесса обучения на примере проектной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Адаптация школьников к современному миру через информационные технологии, применяемые в проектной деятельности.
Богатырева Татьяна Петровна
(LEDYASTRID@MAIL.RU)
Методист, учитель истории и обществознания
ГБОУ лицей № 82 Петроградского района санкт - Петербурга
Аннотация
Определена актуальность и значимость использования информационных технологий в обучении, в процессе адаптации школьников к современному обществу. Представлен опыт освоения нововведений по информатизации процесса обучения на примере проектной деятельности.
Социальный заказ современного общества связан с предъявлением принципиально новых духовно-нравственных и социально-экономических требований к системе образования. Выпускники школы должны владеть не только знаниями, но и быть способными самостоятельно, активно действовать, уметь подходить к решению проблем с позиции личностно-творческой сопричастности и ценностных ориентиров, прогнозировать и предупреждать последствия своей деятельности, сотрудничать, совершенствовать свои знания в различных областях, гибко адаптироваться в изменяющихся социально-экономических и культурных условиях.
Образованный член информационного общества должен:
- знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться;
- уметь понимать и сознательно использовать различные формы и способы предъявления данных в вербальной, графической и числовой формах;
- владеть методами анализа и синтеза, уметь достоверность и практическую, полезность имеющихся данных с различных точек зрения, использовать их для решения конкретных практических задач.
Решить задачи подготовки молодежи к жизни в условиях информационного общества позволяет процесс изменения содержания, методов и организационных форм обучения в условиях становления школы, а именно, синтез информационных и образовательных технологий в процессе проектной деятельности обучающихся.
Проектное обучение строится на принципах личностно – ориентированного развивающего обучения. Здесь через осмысление и принятие проблемы проекта как своей личной учеником самостоятельно организуется его собственная работа, мотивированная значимой целью проекта, в ходе которой происходит ревизия уже имеющихся знаний, выявление недостающих и добывание новых знаний.
Таким образом, возникает индивидуальный маршрут познавательной деятельности, приобретается уникальный опыт самостоятельного учения. Проектная деятельность, с использованием современных компьютерных технологий, стимулирует к инновациям, творчеству, способствует самореализации личности. Ученик находиться в постоянном поиске дополнительных возможностей для развития деятельности, инициирует участие в форумах, конференциях, конкурсах…
Этот процесс можно сделать более эффективным, если сознательно вести соответствующую работу, целенаправленно конструируя и осваивая нововведения по информатизации процесса обучения, проверяя их практикой учебной работы. «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие — самая трудная вещь на свете», — считал Гете.
Как от слов перейти к делу, с чего начать — вот вопрос, на который мы можем дать ответ:
- Продолжить естественную интеграцию в учебный процесс доступных в школе новых информационных технологий (использовать ресурсы Интернет, интерактивные доски, ЦОР и т. д.)
- Сознательно применять все богатство потенциально доступных сегодня методических и информационных средств (компьютерные среды, виртуальные лаборатории, интерактивные учебные материалы, тренажеры и т. д.)
- Использовать все преимущества образовательной системы, решение стоящих перед обществом долгосрочных социальных проблем (сочетание методов и форм, образовательных технологий).
- Необходимо изменить традиционные представления об основных функциях школьного учебного проекта: современные учебные проекты должны помимо текста включать в себя ссылки на web–источники, мультимедийные.
Виды проектов, над которыми работают обучающиеся разнообразны:
- творческие (проект программы партии «ДОМ», в рамках городского конкурса «Мы выбираем, нас выбирают»),
- исследовательские («Православные храмы г. Йошкар – Олы: прошлое – настоящее – будущее» (Фестиваль мультимедийных проектов «Летопись родного города»); «Археологические исследования на территории города», по материалам археологической экспедиции),
- монопроекты («Человек в информационном обществе: проблемы – решения», учебный проект по обществознанию),
- межпредметные (обществознание – право «Правовой и политический статус личности гражданина РФ»),
- по характеру контактов и продолжительности деятельности.
Участие в проектах способствуют вовлечению молодежи в процессы развития гражданского общества, помогают адаптации в информационной среде постиндустриальной цивилизации.
Проектная деятельность в сочетании с информационно – коммуникационными технологиями, способствует:
- реализации личностно – ориентированного обучения: подчеркивают оригинальность проектов обучающихся, способствуют выявлению специфики работы над проектами;
- повышению личной уверенности и ответственности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и самоактуализации
- развитию у обучающихся осознания значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, повышению коммуникативной культуры.
Эффективность использования современных образовательных технологий определяет результат, полученный в процессе обучения и воспитания. Сегодня становится актуальной новая парадигма образования: ученик - предметно-информационная среда (в том числе, новые информационные технологии) – учитель. Решить проблему адаптации школьников к современному миру, реально выполнить цели образования в новых социальных и экономических условиях помогают новые педагогические и информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволяет изменить саму парадигму образования и только новые информационные технологии позволяют наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОСВОЕНИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Смотри файл презентацию программы "Слайдер"...
Выпускная квалификационная работа "Использование информационных технологий при организации проектной деятельности учащихся на уроках информатики"
Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся с...
Применение информационно - коммуникационных технологий при организации проектной деятельности на уроках физики, математики и во внеурочной деятельности.
Организация проектной деятельности с применение ИКТ - это наглядно, красочно, информативно. «Визуализируйте работу! Одна картинка стоит тысячи слов». Использование новых информационных технологи...
Информационные технологии в организации проектной деятельности учащихся
Информационные технологии в организации проектной деятельности учащихся...
«СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО НА ТЕМУ: «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»...
Повышение качества образования через продуктивное освоение современных педагогических и информационных технологий в условиях школы-интерната
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимани...
Методическая разработка "Использование информационных технологий при организации проектной деятельности обучающихся на уроках математики"
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ученик живет в мире электронной культуры. Роль учителя - стать координатором информационного потока. Проведение уроков с использо...