Адаптация школьников к современному миру через информационные технологии, применяемые в проектной деятельности.
статья

Богатырева Татьяна Петровна

Определена актуальность и значимость использования информационных технологий в обучении, в процессе адаптации школьников к современному обществу. Представлен опыт освоения нововведений по информатизации процесса обучения на примере проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация школьников к современному миру через информационные технологии, применяемые в проектной деятельности.

Богатырева Татьяна Петровна

(LEDYASTRID@MAIL.RU)

Методист, учитель истории и обществознания

ГБОУ лицей № 82 Петроградского района санкт - Петербурга

Аннотация

Определена актуальность и значимость использования информационных технологий в обучении, в процессе адаптации школьников к современному обществу. Представлен опыт освоения нововведений по информатизации процесса обучения на примере проектной деятельности.

Социальный заказ современного общества связан с предъявлением принципиально новых духовно-нравственных и социально-экономических требований к системе образования. Выпускники школы должны владеть не только знаниями, но и быть способными самостоятельно, активно действовать, уметь подходить к решению проблем с позиции личностно-творческой сопричастности и ценностных ориентиров, прогнозировать и предупреждать последствия своей деятельности, сотрудничать, совершенствовать свои знания в различных областях, гибко адаптироваться в изменяющихся социально-экономических и культурных условиях.

Образованный член информационного общества должен:

  • знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться;
  • уметь понимать и сознательно использовать различные формы и способы предъявления данных в вербальной, графической и числовой формах;
  • владеть методами анализа и синтеза, уметь достоверность и практическую, полезность имеющихся данных с различных точек зрения, использовать их для решения конкретных практических задач.

Решить задачи подготовки молодежи к жизни в условиях информационного общества позволяет процесс изменения содержания, методов и организационных форм обучения в условиях становления школы, а именно, синтез информационных и образовательных технологий в процессе проектной деятельности обучающихся. 

Проектное обучение строится на принципах личностно – ориентированного развивающего обучения. Здесь через осмысление и принятие проблемы проекта как своей личной учеником самостоятельно организуется его собственная работа, мотивированная значимой целью проекта, в ходе которой происходит ревизия уже имеющихся знаний, выявление недостающих и добывание новых знаний.

Таким образом, возникает индивидуальный маршрут познавательной деятельности, приобретается уникальный опыт самостоятельного учения. Проектная деятельность, с использованием современных компьютерных технологий, стимулирует к инновациям, творчеству, способствует самореализации личности. Ученик находиться в постоянном поиске дополнительных возможностей для развития деятельности, инициирует участие в форумах, конференциях, конкурсах…

Этот процесс можно сделать более эффективным, если сознательно вести соответствующую работу, целенаправленно конструируя и осваивая нововведения по информатизации процесса обучения, проверяя их практикой учебной работы. «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие — самая трудная вещь на свете», — считал Гете.

Как от слов перейти к делу, с чего начать — вот вопрос, на который мы можем дать ответ:

  • Продолжить естественную интеграцию в учебный процесс доступных в школе новых информационных технологий (использовать ресурсы Интернет, интерактивные доски, ЦОР и т. д.)
  • Сознательно применять все богатство потенциально доступных сегодня методических и информационных средств (компьютерные среды, виртуальные лаборатории, интерактивные учебные материалы, тренажеры и т. д.)
  • Использовать все преимущества образовательной системы, решение стоящих перед обществом долгосрочных социальных проблем (сочетание методов и форм, образовательных технологий).
  • Необходимо изменить традиционные представления об основных функциях школьного учебного проекта: современные учебные проекты должны помимо текста включать в себя ссылки на   web–источники, мультимедийные.

Виды проектов, над которыми работают обучающиеся разнообразны:

  • творческие (проект программы партии «ДОМ», в рамках городского конкурса «Мы выбираем, нас выбирают»),
  • исследовательские («Православные храмы г. Йошкар – Олы: прошлое – настоящее – будущее» (Фестиваль мультимедийных проектов «Летопись родного города»); «Археологические исследования на территории города», по материалам археологической экспедиции),
  • монопроекты («Человек в информационном обществе: проблемы – решения», учебный проект по обществознанию),
  • межпредметные (обществознание – право «Правовой и политический статус личности гражданина РФ»),
  • по характеру контактов и продолжительности деятельности.

Участие в проектах способствуют вовлечению молодежи в процессы развития гражданского общества, помогают адаптации в информационной среде постиндустриальной цивилизации.

Проектная деятельность в сочетании с информационно – коммуникационными технологиями, способствует:

  • реализации личностно – ориентированного обучения: подчеркивают оригинальность проектов обучающихся, способствуют выявлению специфики работы над проектами;
  • повышению личной уверенности и ответственности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и самоактуализации
  • развитию у обучающихся осознания значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, повышению коммуникативной культуры.

Эффективность использования современных образовательных технологий определяет результат, полученный в процессе обучения и воспитания. Сегодня становится актуальной новая парадигма образования: ученик - предметно-информационная среда (в том числе, новые информационные технологии) – учитель.  Решить проблему адаптации школьников к современному миру, реально выполнить цели образования в новых социальных и экономических условиях помогают новые педагогические и информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволяет изменить саму парадигму образования и только новые информационные технологии позволяют наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускная квалификационная работа "Использование информационных технологий при организации проектной деятельности учащихся на уроках информатики"

Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся с...

Применение информационно - коммуникационных технологий при организации проектной деятельности на уроках физики, математики и во внеурочной деятельности.

Организация проектной деятельности с применение ИКТ  - это наглядно, красочно, информативно. «Визуализируйте работу! Одна картинка стоит тысячи слов». Использование новых информационных технологи...

Информационные технологии в организации проектной деятельности учащихся

Информационные технологии в организации проектной деятельности учащихся...

«СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО НА ТЕМУ: «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»...

Повышение качества образования через продуктивное освоение современных педагогических и информационных технологий в условиях школы-интерната

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимани...

Методическая разработка "Использование информационных технологий при организации проектной деятельности обучающихся на уроках математики"

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ученик живет в мире электронной культуры. Роль учителя -  стать координатором информационного потока. Проведение уроков с использо...