Повышение качества образования через продуктивное освоение современных педагогических и информационных технологий в условиях школы-интерната
материал
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedagogicheskiy_sovet_e.s.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.
Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
В настоящее время в России происходит изменение системы образования, которое ориентировано на вхождение в мировое образовательное пространство.
Все время растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных и изобретательных.
Школа должна поставить для себя главную задачу: научить детей жить в динамичном, меняющемся мире. Причем задача стоит не только в передаче знаний и технологий, но и в формировании различных компетенций: коммуникативных, информационных, интеллектуальных…
На современном этапе развития нашей цивилизации на детей обрушивается океан информации. Как успеть принять, обработать и применить такое количество информации? Не каждый взрослый с этим справляется. Чтобы помочь современному школьнику, нам необходимо самим не отставать от современности. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений.
«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности педагога, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой проблемы различные авторы подходят по- разному. Выделяют следующие.
На первое место в современной развивающейся школе выходит личность ребенка и его деятельность.
К личностно ориентированным технологиям обучения относят:
-Технология обучения как учебного исследования
-Технология коллективной мыслительной деятельности
-Технология эвристического обучения
-Проектная деятельность
-Развивающее обучение (Л.В. Занков,В.В. Давыдов,Д. Б. Эльконин)
Предметно – ориентированные технологии обучения:
- Технология постановки цели
- Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
- Технология педагогического процесса (С. Д. Шевченко )
- Технология концентрированного обучения
- Модульное обучение
Информационные технологии
-ИКТ
-Технологии дистанционного обучения
Технологии оценивания достижений обучающихся
-Технология «Портфолио»
-Безотметочное обучение
-Рейтинговые технологии
-Технология «Лестница достижений»
-Технология уровневой дифференциации
Интерактивные технологии
-Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
-Технология проведения дискуссий
-Технология «Дебаты»
-Тренинговые технологии
Перечисленные технологии лишь небольшая часть из существующих в современной образовательной практике. Естественно нет необходимости знать все, достаточно выбрать 1-2 приемлемые для себя и апробировать их в своей практической деятельности.
Из всего многообразия современных технологий наши учителя чаще всего используют ИКТ- технологии.
Информационные технологии уже сами по себе выступают достаточно сильным фактором повышения мотивации образования. Однако, можно выделить следующие пути и способы мотивации, которые рекомендуется учитывать при создании креативной образовательной среды на основе информационных и телекоммуникационных технологий:
- ориентация на достижение конкретных учебных целей и освоение конкретных действий; мотивация будет намного выше, если цели обучения и план действий выработаны самими обучающимися; разработаны специальные компьютерные программы, выступающие в качестве экспертных систем, облегчающих процесс целеполагания;
- повышение актуальности и новизны содержания; электронные учебники позволяют постоянно дополнять, модернизировать, обновлять материал без больших затрат на типографские расходы;
- раскрытие значимости профессиональных знаний; большое значение может играть показ средствами информационных и телекоммуникационных технологий происхождения знания, его эволюции, моделирование тенденций развития;
- обеспечение принятия обучающимся некоей роли в учебном процессе: исследователя - при работе с экспертной системой; конструктора - при работе с конструкторской программой; виртуального субъекта - в игровых программах и т. д.;
- предоставление обучающемуся свободы действий при управлении осваиваемыми объектами в рамках заданных ограничений; компьютер как нельзя лучше может моделировать реакцию сложных систем на действия обучающегося, без каких-либо последствий для этих систем;
- применение наглядности, занимательности, эмоциональности, эффекта парадоксальности, удивления; в данном вопросе компьютер просто незаменим; возможности моделирования явлений, трёхмерной графики, видео, мультипликации и звуков позволяют обучающемуся получить максимальное впечатление от осваиваемого материала, глубоко врезающееся в память и стимулирующее дальнейшее саморазвитие;
- использование сравнений и аналогий, ассоциаций, понятных и близких обучающемуся; большое значение для этого имеет индивидуализация образования при использовании информационных технологий, возможность построение динамической модели обучающегося;
- использование произведений искусства и литературы; динамическое включение в осваиваемый материал электронного учебника картин и фотографий, музыкальное оформление, звучащее в перерывах, организуемых для предотвращения утомления обучающегося позволяют "оживить" сухой материал, сделать его жизненным и интересным;
- применение активных, деятельностных методов и форм обучения: совместных сетевых проектов, компьютерных деловых игр, проблемного метода, обучения через открытия, подкрепляемых компьютерными банками информации, развитой поисковой системой, экспертными системами поддержки принятия решения и т. д.;
- структурирование учебного материала, разделение его на логически целостные, небольшие по размеру блоки; выделение главных идей и подчинённых мыслей; гипертекстовое представление материала в компьютере как нельзя более лучше способствует решению данной задачи;
- использование учебных заданий с элементами новизны и непредсказуемости; обновление материала электронных учебников можно производить достаточно часто; датчик случайных чисел ЭВМ позволяет сделать элемент непредсказуемости реальным, даже для самого преподавателя;
- разъяснение обучающемуся системы построения материала, последовательности и способов освоения дисциплины; использование разноуровневой помощи и специальных навигационных панелей в компьютерной обучающей программе, обеспечивающих обучающемуся лёгкость ориентирования в материале и динамическое отслеживание своего продвижения.
Результаты внутришкольного контроля текущего учебного года по предметам гуманитарного, естественно научного циклов показали, что к наиболее часто используемым в учебном процессе нашими педагогами средствам ИКТ относятся:
1) электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
2) электронные энциклопедии и справочники;
3) тренажеры и программы тестирования;
4) образовательные ресурсы интернета;
5) DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
6) видео и аудиотехника;
7) научно-исследовательские работы и проекты
Прорыв в области ИКТ, происходящий в настоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационного обеспечения познавательной деятельности. ИКТ технологии используются:
1) для поиска литературы, в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых систем и программ для работы в режиме online (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru и т.д) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование, создание слайдов-презентаций в режиме online);
2) для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: Microsoft Word позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; Microsoft Power Point позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; Microsoft Excel позволяет выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; Microsoft Office Publisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д;
Главная задача на уроке - вызвать у обучающихся интерес к предмету и пробудить желание заниматься.
На своих уроках педагоги активно используют различные мультимедийные презентации, которые помогают решить проблему аудиовизуального обеспечения урока и являются эффективными средствами обучения.
Опыт применения презентаций показывает, что повышается качество урока и более рационально используется время. Компьютерные презентации – это самые современные технологии представления информации. Форма и место использования презентации на уроке зависят от содержания урока, от цели, которая ставится на уроке, и могут быть использованы на любом этапе урока: для формулирования темы и целей урока, в начале урока с помощью вопросов и иллюстраций создавать проблемную ситуацию, сопровождать объяснения учителя, применять для контроля знаний обучающихся.
3) для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);
4) для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, Flash-диски);
5) для общения (Internet, электронная почта, Skype, Hangout и т.д);
6) для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, zplayer, программы для просмотра изображений CorelDraw, PhotoShop), программы для создания схем, чертежей и графиков (Visio и др).
При изучении многих тем на занятиях просматриваются небольшие видеоролики, из которых обучающиеся получают дополнительную информацию.
Таким образом, использование ИКТ в преподавании значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность в глубоком изучении материала.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что система образования должна быть основана на максимальной свободе обучающихся. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, грамотно работать с информацией (уметь собирать факты, анализировать, обобщать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, делая аргументированные выводы).
Эти задачи возможно решить при условии:
- вовлечения каждого ученика в активно-познавательный процесс;
- четкое осознание учеником, где, каким образом, как эти знания могут быть применены;
- умение работать в сотрудничестве для решения разнообразных проблем, проявляя при этом коммуникативные навыки.
ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат»
Повышение качества образования
через продуктивное освоение современных педагогических и информационных технологий в условиях школы-интерната
Педагогический совет
Зам. директора – Е.С. Жилкина
Март, 2021 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Повышение качества образования через внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс»
Человек на протяжении всей своей жизни совершенствует и углубляет знания. И на всех стадиях нужно задумываться над тем, насколько эффективно ты получаешь, используешь и совершенствуешь свои знания....
«Повышение качества образования через внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс»
laquo;ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС»...
Научная статья на тему: "Повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках физической культуры и внеклассных мероприятиях"
ктуальность исследования заключается в том, что за это время внедрение ИКТ (информационных компьютерных технологий) стало доступно на уроках физической культуры, как бы несравнимо это ни звучало. Сост...
Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГОС»
Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГ...
Повышение качества образования через продуктивное освоение современных педагогических и информационных технологий
Текст выступления на заседании педагогического совета...
Представление педагогического опыта по теме: "Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГОС"
В статье описан метод кейс - технологии и его эффективность в повышении качества образования...
Повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках физкультуры.
Повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках физкультуры....