Особенности оценки индивидуального итогового проекта
статья (9 класс)

Атанова Зоя Владимировна

Оценка образовательных результатов выпускников основной школы на основе уровневого подхода. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iip.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности оценки индивидуального итогового проекта.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для каждого учебного предмета: регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом и, прежде всего, с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

Оценка образовательных достижений реализуется путём оценки трёх групп результатов: предметных, личностных, метапредметных. Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов являются: способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способность работать с информацией; способность к сотрудничеству и коммуникации; способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

ООП предусматривает итоговую оценку достижения метапредметных результатов в форме индивидуального итогового проекта для обучающихся 9 классов.

Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа(в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Результаты выполнения и защиты индивидуального проекта отражают:

  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
  • планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов

      Оценивание проектной работы осуществляется в ходе публичной защиты на основе уровневого подхода (базовый и повышенный) к оценке сформированности навыков проектной деятельности в соответствии с критериями:

  1. Сформированность познавательных учебных действий.

Базовый уровень (1 балл)

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем.        Способность поставить проблему и выбрать способы её решения, найти и обработать информацию, формулировать выводы и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.        

Повышенный уровень (2 балла)

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного.

Повышенный уровень (3 балла)

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы.

  1. Сформированность предметных знаний и способов действий. Умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

Базовый уровень (1 балл).

Умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

Повышенный уровень (2 балла).

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки.

Повышенный уровень (3 балла).

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют.

  1. Сформированность регулятивных учебных действий

Базовый уровень (1 балл)

Умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

Повышенный уровень (2 балла)

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося.

Повышенный уровень (3 балла).

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно.

  1. Сформированность коммуникативных действий

Базовый уровень (1 балл)

Умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, ответить на вопросы.

Повышенный уровень (2 балла)

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор аргументировано отвечает на вопросы.

Повышенный уровень (3 балла)

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы.

         Таким образом, в соответствии с ФГОС ООО, оценка образовательных результатов выпускников основной школы на основе уровневого подхода за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований ФГОС. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-защита индивидуальных итоговых проектов "Технология мультимедиа"

Итоговый урок по теме: "Компьютерные презентации в среде Power Point"....

Индивидуальный итоговый проект обучающихся основной школы

Кушнерёва Ольга Валентиновна ежегодно, с 2016 – 2017 учебного года по настоящее время, реализует программу итогового проекта в соответствии с основной образовательной программы основного о...

Положение об индивидуальном итоговом проекте

Данное Положение регламентирует деятельность образовательного учреждения по организации работы над итоговым индивидуальнымпроектом (далее ИИП) в связи с переходом на ФГОС ООО...

Обобщение опыта "Индивидуальный итоговый проект как оценка сформироанности метапредметных и личностных результатов в среднем общем обазовании на примере предметной области "Математика"

Статья содержит материал выступления  на районных педагогических чтениях "Управление качеством образования и эффективность образовательной организации" в секции "Поектирование как ...

Индивидуальный итоговый проект Тема проекта: «Сталин «Вождь народов» или «Тиран»».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАк проекту«Сталин «Вождь народов» или «Тиран»» Задачи исследования: Необходимость сформировать собственную точку зрения, на основании изуче...