ПРЕДМЕТЫ «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК И «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА» КАК ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПОЗИТИВНЫХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
статья

Кардаш  Ольга  Алексеевна

Доклад на национальной ХХV лингвометодической конференции, посвященной Году семьи в НГПУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кардаш Ольга Алексеевна,  МКОУ Овчинниковская СОШ Коченевского района Новосибирской области, учитель русского языка и литературы, учитель высшей категории

ПРЕДМЕТЫ «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК И «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА» КАК ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПОЗИТИВНЫХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Воспитание современного ребёнка определяется условиями окружающего социума и историческими особенностями времени. Особенно актуальны разнообразные по форме процессы погружения обучающихся в национальную культуру, изучение духовного наследия народов Российской Федерации. Активными соучастниками этого процесса формирования призваны быть родители (законные представители) детей.

Важно использовать воспитательный потенциал русской литературы и русского языка. Эти предметы школьной программы могут оказывать значительное влияние на формирование ценностных ориентиров и присвоение нравственных категорий формировать ценностное отношение к этическим нормам. Особое значение среди таких норм, ценностей и ориентиров занимают ценности семьи, являя собой основу детско-родительских отношений.

ФГОС основного общего образования среди требований к предметным результатам изучения предметной области «Родной язык и родная литература» указывает  на «использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка; формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность» [12, 45.2.1.], а также «понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, особого способа познания жизни; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции» [12, 45.2.2.].

Семья в контексте духовной традиции русской литературы является местом формирования взаимного уважения, любви, самопожертвования, заботы о ближних. Основой семьи является родительская любовь, любовь детей к родителям, взаимная любовь между поколениями. В семье, основанной на русских духовных традициях, все события семейной жизни, радостные или горестные, объединяют, усиливают чувство взаимной любви.

Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» одной из метапредметных задач должно иметь обращение внимание на особую роль родителей в традиционной русской культуре, дать соответствующие примеры, отражённые в языке и литературе. Эта роль заключается в духовно-нравственном воспитании детей. В общении с родителями у ребенка формируются не только базовые компетенции мышления и речи, основные ориентации в рамках межчеловеческих отношений, но и нравственные качества, этические и этетические ценности, идеалы.

Этическое образование средствами родной русской литературы, использование ее эстетических возможностей в целях формирования нравственных категорий у обучающихся становится явлением необходимым и полезным.

Курс «Родной (русский) язык» также имеет практико-ориентированный характер, направленный на решение задач нравственного развития личности обучающихся. Важно сформировать интерес к русскому языку, а через него – к русской культуре, а значит системе ценностей русского народа.

Предмет «Родной (русский) язык»  содействует формированию представлений о базе духовных и интеллектуальных ценностей, традиционных стереотипах поведения человека. Особенно наглядно эти ценности представлены устойчивыми выражениями, фразеологизмами, идиомами, пословицами, поговорками, изучение которых и является элементами школьного предмета.

Очень важным для достижения целей и задач предметной области «Родной язык и родная литература» является погружение в особенности предметов родителей, их соучастие в постижении ребёнком нравственных законов и усвоении примеров. Вкладом в развитие родительских компетенций должно стать умение распознавать слова с национально-культурным компонентом значения, понимать традиционных русских эпических героев, значение фразеологических оборотов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Все эти элементы отражают русскую культуру и менталитет русского народа.

Особое место в погружении детей и их родителей в мир родного языка и русской литературы занимает детская литература. Непосредственно к детям, «формированию их внутреннего ценностного мира, была обращена обширная область фольклора – произведения различных жанров, созданные специально для детей или же отобранные для них из традиционной народной культуры, а также собственно детское творчество (песенки, считалки, дразнилки и др.) Лучшие образцы народной поэзии близки и понятны детям, они имеют ярко выраженную педагогическую направленность и отличаются художественным совершенством.» [8, с. 23–39] Именно фольклорные произведения доносят народные представления о добре и зле, верности и преданности, любви к семье и Родине. Они помогают разобраться в жизни, дать добрый совет, воспитывают патриотизм, любовь к Родине, основанной на развитии уважения к русской культуре.

Детский фольклор входит в жизнь с самого раннего возраста, прежде всего через «материнскую поэзию»: колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки и другие произведения малых жанров. «Обучение в начальной школе связано с такими фольклорными жанрами, как былина, песня, сказка, имеющими особую художественную и историческую ценность. Былина – это образец русского героического эпоса. Для современного читателя это одновременно и сказка, и действительность, вымысел и история. Подвиги богатырей, защищавших Русь от вражеских набегов, составляют основное содержание былин.» [1, с. 45]

Образцами устной народной поэзии является знакомая детям с младшего школьного возраста лирическая песня, например, «Ах вы, сени мои, сени», «Как у наших у ворот», «Из-за лесу, лесу темного» и другие. Песни отличаются особенным богатством образов-символов. Изучение текстов песен показывает красоту русского слова, рождает любовь к нему.

Особое место в формировании ценностных ориентиров в семье занимает сказка. Великий педагог В.А. Сухомлинский создал целую «систему воспитания детей сказкой – школу сказки.» [11, с. 68] «Именно сказки всегда учили отличать добро и зло, глупость и жадность, трусость и храбрость. Все самые важные нравственные понятия ребенок получает, знакомясь с произведениями этого жанра.» [9, с. 71]

«Становление и развитие русского фольклора было тесно связано с детской литературой, являясь основой духовной культуры народа, альфой и омегой времени» [2, с. 34], как говорил В.Г. Белинский.

Особый вклад в формирование русской литературы внес древнерусский период. Жития, сказания, повести входят в школьную программу среднего звена. Житийная литература представляет большой пласт русской национальной культуры, знакомство с которым полезно современному читателю в части формирования системы нравственных ценностей, этики внутрисемейных отношений.

Академик Д.С. Лихачев писал: «Нравственное начало всегда было необходимо в общественной жизни. Ни один урок житийной литературы не может быть воспринят нами прямо, но если учесть, что нравственность в конечном счете едина во все века и для всех людей, то, читая об устаревшем в деталях, мы можем найти для себя многое в общем. Честность, добросовестность в труде, любовь к Родине, правдолюбие – все это крайне важно для нас» [4, с. 37]. Образы и сюжеты из книг Ветхого и Нового Заветов оказали большое влияние на родную русскую литературу для детей. Так образы ребенка, матери, семьи в духовном, молитвенном единении проходят через лучшие повести о детстве и семье. Примеры таких произведений – «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова, «Детство» Л.Н. Толстого, «Детство Темы» Н.Г. Гарина-Михайловского.

XVIII век российской истории стал временем формирования родной литературы для детей как самостоятельного пласта литературного творчества. «Начало века было связано с коренными преобразованиями Петра Первого во всех сферах жизни: переход России на новое летоисчисление, реформа алфавита, открытие первого публичного театра в Москве, открытие многих профессиональных училищ, школ, активное развитие печатно-издательского дела, в связи с этим появ-ление массы журналов, что важно, журналов для детей («Юности честное зерцало», «Детское чтение для сердца и разума»), энциклопедии, учебная литература, научно-популярные книги, в том числе и занимательного, игрового характера, наставления, рассуждения, часто дополненные примерами в виде сказок, поучительных рассказов; сказки переводные и русские, созданные на фольклорной основе, басни и т.д.» [7, с. 89]

В характере произведений того времени отражаются особенности той эпохи: практицизм, рационализм, стремление к полезности. Ключевую роль сыграла в этот период деятельность Николая Михайловича Карамзина В.Г. Белинский считал: «В России писать для детей первый начал Карамзин, как и много прекрасного начал он писать первый…» [2, с. 59]. Его произведения «Прекрасная Царевна и счастливый Карла», «Дремучий лес», богатырская сказка в стихах «Илья Муромец», неоконченный роман «Рыцарь нашего времени» положили начало жанру повести о детстве.

Золотым веком русской литературы называют XIX век. В это время вклад в развитие русской детской литературы внесли В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, П.П. Ершов, А. Погорельский, В.Ф. Одоевский, С.Т. Аксаков, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой. «Все произведения этих писателей входят в Золотой фонд литературы для детей. Все написанное в XIX веке так или иначе обращено к детям, обширно по объему, полифонично по звучанию. Эта литература высоко художественная, в ней угадываются философские и педагогические воззрения авторов» [10, с. 112]

XX век отмечен серьезными и исторически значимыми событиями: русско-японская война, Первая мировая война, революция, гражданская война, Великая Отечественная война. Литературу для детей в этот период развивали В.Г. Короленко, А.И. Куприн, И.А. Бунин, А.П. Чехов, Д.Н. Мамин-Сибиряк – самобытные, талантливые, яркие авторы начала ХХ века. Тема детства в родной литературе данного периода – это зеркальное отражение сути эпохи. В концепции образования и воспитания развивалась мысль о целостном развитии ребенка под влиянием произведений словесного искусства и художественного творчества в целом.

«В центре внимания находится личность рефлексирующая, когда ребенок не только на глазах читателя постигает нравственные законы жизни, но и обращается к своим поступкам, к их результатам, анализирует, осознает их природу» [6, с. 103–198]. Именно так происходит осмысление собственных действий, мотивов поведения, мыслей (мальчик Егорушка из повести А.П. Чехова «Степь»). Духовное становление ребенка мы видим в повести П.С. Романова «Детство», пережваем за героев романа В.А. Каверина «Два капитана» и т.д.).

«К своему современному состоянию русская детская литература подошла с огромным багажом, который накапливался веками: мудростью русского фольклора, библейскими, христианскими догмами, взятыми из богатейшего древнерусского периода, чувством долга и гражданской позицией, глубоким пониманием красоты художественного слова, патриотизмом и любовью к Родине, что дала литература военных лет, а также постижением богатейшего внутреннего мира человека. Именно незыблемые культурные ценности родной русской литературы, накопленные опытом предыдущих поколений, несомненно, могут стать действенным инструментом формирования гармоничной личности современного читателя» [3, С. 23–29].

Исходя из выше изложенного можно сказать, что предметная область «Родной язык и родная литература» несёт в себе мощный воспитательный потенциал, позволяющий на конкретных примерах, терминах и образах формировать нравственные ценности ребёнка, и в особенности семейные ценности.  

Родители, с одной стороны, должны становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, который они стремятся привить детям, с другой стороны, создавать и поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Все необходимые личностные качества возможно формировать, погружаясь в удивительный мир русской литературы, наследие, отражённое в русском языке.

Список литературы

 1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 2013. – С. 45–59

2. Белинский В. Г., Чернышевский Н.Г., Н.А. Добролюбов о детской литературе. – М. 1983. – С. 34–63

3. Гурович Л. М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. – М. 1992. С. 23–29

4. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном – М., 1985. – С. 37

5. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М. 1987. – С. 30–57

6. Мещерякова М.И. Русская детская, подростковая и юношеская проза 2 половины 20 века: проблемы поэтики. – М., 1997. – С. 103–198

7. Павлова Н.И. Образ детства – образ времени. – М., 1990. – С. 89–102

8. Петровский М.С. Книги нашего детства. – М., 2008. – С. 23–39

9. Пропп В.Я. Морфология сказки. – М., 1999. – С. 65–80

10. Сивоконь С.И. Уроки детских классиков. – М., 2010. – С. 112–118.

11. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., 2019. – С. 60–83

12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»). https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию речи учащихся на уроках русского языка с родным (нерусским) языком обучения

Главной целью методических рекомендаций является развитие учащегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: познание, коммуникации, пр...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Конспект урока родного (русского) языка "Орфоэпические нормы русского языка"

Конспект урока родного языка. Возможно для использования при подготовке к ЕГЭ...