Формирование представлений обучающихся о ценностях семейной культуры во внеурочной деятельности и на уроках технологии
презентация к уроку по технологии на тему

Харченко Елена Михайловна
Задача современной школы – укрепить чувство сопричастности ребенка с семьей, раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование представлений обучающихся

о ценностях семейной культуры

во внеурочной деятельности и на уроках технологии

     

     Русский Север является уникальной сокровищницей культурных традиций.

   Внимание к истории и культуре Русского Севера значительно усилилось в XIX веке- так как здесь не просто сохранились традиционные формы жизни (бытовой уклад, обряды, ремесла), здесь сохранился дух архаики – носители культуры могли объяснить смысл этих форм, их содержание, символику, тогда как в других губерниях подобное понимание было во многом утеряно.

    Формирование ценностей семейной культуры очень важный и сложный процесс, требующий больших затрат со стороны всех членов семьи в течение длительного времени. Каждая семья уникальна и неповторима, но существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимание к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать поддержку, сохранение семейных традиций.

    И сегодня задача современной школы – укрепить чувство сопричастности ребенка с семьей, раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека. Главным в формировании представлений обучающихся о ценностях семейной культуры является тесное взаимоотношение семьи со школой. Необходимым звеном в этом взаимодействии является вовлечение семьи в воспитательную работу школы. Школа в свою очередь с помощью семьи во все времена стремилась реализовать способности ученика.

     Работая учителем технологии, я пришла к выводу, что мой предмет не только знакомит детей с современными технологиями обработки различных материалов, здесь происходит формирование представлений у учащихся о ценностях семейной культуры. Испокон веку жила и крепла на Руси традиция, что каждая девочка, с малолетства училась быть хозяйкой. Достичь совершенства, быть искусницей, можно было, только свято соблюдая традиции, а это предполагало ежедневный напряжённый труд.

      Так на занятиях по кулинарии школьницы не только овладевают навыками приготовления пищи, но и изучают традиции русской кухни, знакомятся со старинными рецептами, переданными им от бабушек, выполняют проекты в 5 классе «Завтрак для всей семьи», в 6 классе- «Праздничный ужин», в 7классе- «Праздничный обед».

     Ежегодно в нашей школе проходит «Конкурс кулинарных проектов»: сначала был «Завтрак для чемпиона» в рамках акции «Ярмарка здорового питания» ( мы знакомились с полезными свойствами продуктов, учились считать калории ), в прошлом году «Осенний микс» ( участвуют в конкурсе блюда приготовленные из овощей и фруктов ), в эту осень наш кулинарный конкурс  пройдет под девизом «Бабушкин рецепт».  В конкурсе участвуют порядка 80-100 блюд. Это индивидуальные  проекты, групповые и семейные. Активными участниками этого конкурса стали и учителя.  Оценивают конкурс два жюри- профессиональное ( состоящее из поваров и кондитеров, они же являются мамами и бабушками наших учеников), они определяют 3 места и приз зрительских симпатий вручается по мнению зрительского жюри ( это все желающие ) Учитываются при подведении итогов : оформление блюда, вкусовые качества и наличие рецепта.

А еще традиционными стали «Кулинарные поединки» между девочками параллельных классов. Очень активную позицию занимают родители: они – советчики, они –консультанты,   они-болельщики.

     А еще школа выполняет благороднейшую миссию –

знакомит детей с ремёслами Архангельской области, обучая традиционной вышивке, лоскутному шитью, народному костюму, изготовлению традиционной народной куклы, орнаментальному вязанию, всему тому, что умеют делать бабушки и мамы девочек и чему должны обучать своих детей.

   На уроках технологии происходит знакомство с различными видами декоративно-прикладного творчества, в том числе с лоскутным шитьем – традиционным северным ремеслом.

       Северное лоскутное шитье известно очень давно. Встречается несколько видов лоскутного рукоделия: тканые половики, лоскутные одеяла, кругляки-половики и т.д. Вещи, выполненные в лоскутной технике, радуют глаз своим неповторимым колоритом, удивляют и восхищают, передают тепло северного гостеприимства.

      Знакомятся  учащиеся с историей развития лоскутного шитья, с различными видами техник, с материалами  и приспособлениями. Изучают правила подготовки материалов к работе, способы соединения лоскутков, использование изделий, выполненных в лоскутной технике, для оформления интерьера жилища.

      Так, например, девушки работая над проектом – изделием   в лоскутной технике проводят исследовательскую работу: собирают материал по истории возникновения этого вида творчества, различным техникам, изучают изделия старинной ручной работы в краеведческом музее, и сохранившиеся семейные реликвии.  Результат работы оформляется в творческие проекты по рукоделию, которые представляются на традиционном окружном фестивале творческих проектов, на областном конкурсе  «Коллекция», где получают высокие оценки жюри - в Северодвинске мы получили 1 место и приз зрительских симпатий, на окружном фестивале - ежегодно становятся победителями и призерами. А самое главное – наши изделия очень нужны школьному хореографическому коллективу, детям детского сада «Алые паруса» №132, в котором  воспитываются младшие сестренки и братишки. Много лет мы тесно сотрудничаем и постоянно проводим акции «В детский сад с подарками».

Пользуясь моментом, приглашаю к участию учителей и учеников школ города на наш традиционный фестиваль творческих проектов, который проходит в конце апреля, в начале мая в МБОУ СОШ №82. В этом году тема

« Культура и искусство русского севера»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование представлений обучающихся о ценностях семейной культуры во внеурочной деятельности и на уроках технологии Учитель технологии МБОУ СШ №82 города Архангельска Харченко Елена Михайловна (высшая квалификационная категория)

Слайд 2

Русский Север является уникальной сокровищницей культурных традиций.

Слайд 3

Формирование ценностей семейной культуры очень важный и сложный процесс, требующий больших затрат со стороны всех членов семьи в течение длительного времени.

Слайд 4

И сегодня задача современной школы – укрепить чувство сопричастности ребенка с семьей, раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека.

Слайд 5

Жюри конкурса кулинарных проектов

Слайд 6

Любительское жюри

Слайд 7

«Кулинарный поединок»

Слайд 8

Жюри за работой

Слайд 9

Мастер-класс по карвингу

Слайд 10

На уроках технологии происходит знакомство с различными видами декоративно-прикладного творчества, в том числе с лоскутным шитьем – традиционным северным ремеслом.

Слайд 18

Акция «В детский сад с подарками»

Слайд 21

Процесс формирования семейных ценностей начинается в семье на личном примере родителей. Зависит от нравственной атмосферы в родительском доме, психолого-педагогической грамотности отца и матери. Так как родители не всегда обладают достаточной педагогической грамотностью, школа должна оказать им профессиональную помощь. В нашей школе успешно реализуется программа «Содружество» , основная цель которой- организовать сотрудничество педагогов, учащихся и родителей для успешности воспитания подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования"         ...

Опыт работы учителя музыки "Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий"

Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Не секрет, что английский язык – мировой язык, поэтому глобальной целью овладения иностранным языком считается  участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способност...

«Цикл внеурочных мероприятий, направленных на формирование у обучающихся интереса к физической культуре»

. Под внеурочной деятельностью понимают деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, организуемую во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содерж...