Формирование представлений обучающихся о ценностях семейной культуры во внеурочной деятельности и на уроках технологии
презентация к уроку по технологии на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование представлений обучающихся
во внеурочной деятельности и на уроках технологии
Русский Север является уникальной сокровищницей культурных традиций.
Внимание к истории и культуре Русского Севера значительно усилилось в XIX веке- так как здесь не просто сохранились традиционные формы жизни (бытовой уклад, обряды, ремесла), здесь сохранился дух архаики – носители культуры могли объяснить смысл этих форм, их содержание, символику, тогда как в других губерниях подобное понимание было во многом утеряно.
Формирование ценностей семейной культуры очень важный и сложный процесс, требующий больших затрат со стороны всех членов семьи в течение длительного времени. Каждая семья уникальна и неповторима, но существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимание к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать поддержку, сохранение семейных традиций.
И сегодня задача современной школы – укрепить чувство сопричастности ребенка с семьей, раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека. Главным в формировании представлений обучающихся о ценностях семейной культуры является тесное взаимоотношение семьи со школой. Необходимым звеном в этом взаимодействии является вовлечение семьи в воспитательную работу школы. Школа в свою очередь с помощью семьи во все времена стремилась реализовать способности ученика.
Работая учителем технологии, я пришла к выводу, что мой предмет не только знакомит детей с современными технологиями обработки различных материалов, здесь происходит формирование представлений у учащихся о ценностях семейной культуры. Испокон веку жила и крепла на Руси традиция, что каждая девочка, с малолетства училась быть хозяйкой. Достичь совершенства, быть искусницей, можно было, только свято соблюдая традиции, а это предполагало ежедневный напряжённый труд.
Так на занятиях по кулинарии школьницы не только овладевают навыками приготовления пищи, но и изучают традиции русской кухни, знакомятся со старинными рецептами, переданными им от бабушек, выполняют проекты в 5 классе «Завтрак для всей семьи», в 6 классе- «Праздничный ужин», в 7классе- «Праздничный обед».
Ежегодно в нашей школе проходит «Конкурс кулинарных проектов»: сначала был «Завтрак для чемпиона» в рамках акции «Ярмарка здорового питания» ( мы знакомились с полезными свойствами продуктов, учились считать калории ), в прошлом году «Осенний микс» ( участвуют в конкурсе блюда приготовленные из овощей и фруктов ), в эту осень наш кулинарный конкурс пройдет под девизом «Бабушкин рецепт». В конкурсе участвуют порядка 80-100 блюд. Это индивидуальные проекты, групповые и семейные. Активными участниками этого конкурса стали и учителя. Оценивают конкурс два жюри- профессиональное ( состоящее из поваров и кондитеров, они же являются мамами и бабушками наших учеников), они определяют 3 места и приз зрительских симпатий вручается по мнению зрительского жюри ( это все желающие ) Учитываются при подведении итогов : оформление блюда, вкусовые качества и наличие рецепта.
А еще традиционными стали «Кулинарные поединки» между девочками параллельных классов. Очень активную позицию занимают родители: они – советчики, они –консультанты, они-болельщики.
А еще школа выполняет благороднейшую миссию –
знакомит детей с ремёслами Архангельской области, обучая традиционной вышивке, лоскутному шитью, народному костюму, изготовлению традиционной народной куклы, орнаментальному вязанию, всему тому, что умеют делать бабушки и мамы девочек и чему должны обучать своих детей.
На уроках технологии происходит знакомство с различными видами декоративно-прикладного творчества, в том числе с лоскутным шитьем – традиционным северным ремеслом.
Северное лоскутное шитье известно очень давно. Встречается несколько видов лоскутного рукоделия: тканые половики, лоскутные одеяла, кругляки-половики и т.д. Вещи, выполненные в лоскутной технике, радуют глаз своим неповторимым колоритом, удивляют и восхищают, передают тепло северного гостеприимства.
Знакомятся учащиеся с историей развития лоскутного шитья, с различными видами техник, с материалами и приспособлениями. Изучают правила подготовки материалов к работе, способы соединения лоскутков, использование изделий, выполненных в лоскутной технике, для оформления интерьера жилища.
Так, например, девушки работая над проектом – изделием в лоскутной технике проводят исследовательскую работу: собирают материал по истории возникновения этого вида творчества, различным техникам, изучают изделия старинной ручной работы в краеведческом музее, и сохранившиеся семейные реликвии. Результат работы оформляется в творческие проекты по рукоделию, которые представляются на традиционном окружном фестивале творческих проектов, на областном конкурсе «Коллекция», где получают высокие оценки жюри - в Северодвинске мы получили 1 место и приз зрительских симпатий, на окружном фестивале - ежегодно становятся победителями и призерами. А самое главное – наши изделия очень нужны школьному хореографическому коллективу, детям детского сада «Алые паруса» №132, в котором воспитываются младшие сестренки и братишки. Много лет мы тесно сотрудничаем и постоянно проводим акции «В детский сад с подарками».
Пользуясь моментом, приглашаю к участию учителей и учеников школ города на наш традиционный фестиваль творческих проектов, который проходит в конце апреля, в начале мая в МБОУ СОШ №82. В этом году тема
« Культура и искусство русского севера»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русский Север является уникальной сокровищницей культурных традиций.
Формирование ценностей семейной культуры очень важный и сложный процесс, требующий больших затрат со стороны всех членов семьи в течение длительного времени.
И сегодня задача современной школы – укрепить чувство сопричастности ребенка с семьей, раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека.
Жюри конкурса кулинарных проектов
Любительское жюри
«Кулинарный поединок»
Жюри за работой
Мастер-класс по карвингу
На уроках технологии происходит знакомство с различными видами декоративно-прикладного творчества, в том числе с лоскутным шитьем – традиционным северным ремеслом.
Акция «В детский сад с подарками»
Процесс формирования семейных ценностей начинается в семье на личном примере родителей. Зависит от нравственной атмосферы в родительском доме, психолого-педагогической грамотности отца и матери. Так как родители не всегда обладают достаточной педагогической грамотностью, школа должна оказать им профессиональную помощь. В нашей школе успешно реализуется программа «Содружество» , основная цель которой- организовать сотрудничество педагогов, учащихся и родителей для успешности воспитания подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования" ...
Опыт работы учителя музыки "Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий"
Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий....
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".
Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры - приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у детей с ограниченными возможностями ...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Не секрет, что английский язык – мировой язык, поэтому глобальной целью овладения иностранным языком считается участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способност...
«Цикл внеурочных мероприятий, направленных на формирование у обучающихся интереса к физической культуре»
. Под внеурочной деятельностью понимают деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, организуемую во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содерж...
«Формирование у обучающихся базовых ценностей российского общества в соответствии с инклюзивными принципами посредством добровольческой деятельности школьной волонтерской площадки «Созидатели»
В стате автор раскрывает принципы организации инклюзивного образования в образовательной организации...
Развитие у обучающихся устойчивой мотивации и познавательного интереса на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности через применение интерактивных технологий
Статья о применении интерактивных технологий на уроках физической культуры (из опыта работы)....