Проектная деятельность как средство развития коммуникативных компетенций в среднем звене
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Тема выпускной работы: Проектная деятельность как средство развития коммуникативных компетенций в среднем звене
Актуальность:
внедрение федерального государственного общеобразовательного стандарта в среднее звено ставит целью перед учителем всестороннее развитие и формирование личности, личностных компетенций.
Особое место занимает коммуникативная компетенция. Именно от уровня ее развития зависит адаптация ребенка, его эмоциональное благополучие, а соответственно, и благополучие в жизни.
Несомненно, самым эмоционально насыщенным периодом в жизни школьника считается переход в среднее звено. Бурно протекает созревание личности ребенка, развитие его интеллектуальной и чувственной сфер. Кроме того, в этом возрасте ребенок открыт для влияния из вне. Учитывая это, становится необходимым дать ему правильные установки и обеспечить всестороннее развитие.
Федеральным стандартом предлагается множество методов для осуществления это цели, однако среди этого разнообразия предпочтение отдается проектной деятельности.
Предмет исследования: развитие коммуникативных компетенций в среднем звене.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных компетенций посредством проектной деятельности в среднем звене.
Цель: демонстрация развития коммуникативной компетенции через проектную деятельность в среднем звене.
Задачи:
- Дать определение понятию «коммуникативная компетенция»;
- Рассмотреть проектную деятельность: определение, виды, функции;
- Рассмотреть специфику средне школьного возраста;
- Проанализировать процесс развития коммуникативных компетенций в процессе проектной деятельности;
- Сделать выводы.
Коммуникативная компетенция
Коммуникативная компетенция – способность средствами языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности. В ее основе лежит комплекс умений, позволяющих участвовать в речевом общении в его продуктивных и рецептивных видах.
Виды коммуникативных компетенций:
- Лингвистическая (языковая) компетенция (это владение знанием о системе языка, о правилах функционирования единиц языка в речи);
- Речевая компетенция (знание способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка, а также способность пользоваться языком в речи);
- Социокультурная компетенция (знание национально-культурный особенностей социального и речевого поведения носителей языка);
- Социальная компетенция (желании и умении вступать в коммуникацию с другими людьми);
- Стратегическая (компенсаторная) компетенция (восполнить пробелы в знании языка, а также речевом и социальном опыте общения в иноязычной среде);
- Дискурсивная компетенция (способность использовать определенные стратегии для конструирования и интерпретации теста);
- Предметная компетенция (способность ориентироваться в содержательном плане общения в определенной сфере человеческой деятельности).
Особенности учащихся среднего звена
- Включение их в общественную жизнь;
- Ставятся на одну ступень со взрослыми;
- Рост и развитие всего организма;
- Половое созревание;
- Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы не стабильны;
- Предъявление более серьезных требований не только со стороны родителей, но и со стороны общества и коллектива;
- Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов;
- Эмоциональные перепады.
Проектная деятельность
Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
Цель проектной деятельности - понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Проектную деятельность делят:
- по комплексности;
- по временным рамкам;
- по количеству участников;
- по координации.
Выделяют следующие виды:
- Исследовательские проекты;
- Коммуникационные проекты;
- Творческие проекты;
- Игровые проекты;
- Практико-ориентированные проекты.
Из опыта работы
В 6 классе была проведена проектная работа «Guidebook».
Проектная деятельность осуществлялась на уроке английского языка в рамках изучения темы «Россия».
Характеристики проектной работы.
№ п/п | Параметры | По факту |
1. | Вид деятельности | Урок |
2. | Комплексность | Межпредметный (английский язык, искусство, география, история) |
3. | Временные рамки | Мини-проект |
4. | Количество участников | Групповой (9 человек) |
5. | Координация | Скрытая |
6. | Вид проекта | Игровой |
Цель проекта: создать буклет для путешественников по Лондону, включив туда наиболее интересные достопримечательности и места.
Задачи:
1. Изучить достопримечательности Лондона (где находятся, чем знамениты, как проехать);
2. Решить какие наиболее интересные места будут занесены в буклет;
3. Создать макет буклета;
4. Заполнить его картинками, описанием достопримечательностей и маршрутом;
5. Сделать выводы.
Для увеличения скорости создания подобного проекта поиск информации был задан в виде домашнего задания на предыдущем уроке.
Вся деятельность была проанализирована и занесена в таблицу соответственно этапам создания проекта.
ТАБЛИЧИЩА!!!
Результат
Был создан буклет для путешественника по Лондону с фотографиями и небольшим описанием достопримечательностей, а так же маршрутом.
Цель коммуникативной компетенции (способность средствами языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности) была достигнута.
Заключение
В результате активного внедрения метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и обобщенные способы деятельности:
1. В ходе самостоятельного решения ими же поставленных задач происходит более прочное усвоение полученных знаний;
2. Учащиеся приобретают опыт поиска и обработки информации, полученной из разных источников;
3. Происходит развитие коммуникационной компетентности, а так же ряда других навыков, таких как планирование, оценивание, принятие решений, разработка стратегий и т.д.;
4. Проектная деятельность на уроке и во внеурочное время способствует формированию у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Метод проектов востребован школой, так как он демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки, повышение творческого потенциала учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультфильмы как средство развития коммуникативной компетенции учащихся начальной и средней ступеней.
Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка непросто, поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общен...
Педагогическая концепция «Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетенции»
В настоящее время с введением ФГОС второго поколения все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать...
Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции.
Сегодня не для кого ни секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам, неоправданно мало учебного времени отводит на развитие устной речи...
Учебно - проектная деятельность как способ развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка в средней школе.
На уроках английского языка метод проектов используется регулярно, так как предусмотрен программой и включен в материал учебника. Чаще это краткосрочные, индивидуальные проекты, которые да...
статья "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА"
Из опыта работы...
Проектная деятельность как способ развития коммуникативных компетенций
Образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, но и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна...
Проектная деятельность как средство развития жизненных компетенций и профессионального самоопределения обучающихся с ЗПР
Опыт моей работы в качестве классного руководителя показал, что участие детей с ОВЗ в различных конкурсах, проектах, коллективных творче...