Проектная деятельность как способ развития коммуникативных компетенций
статья по теме
Образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, но и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна формировать ключевые компетенции, одна из которых – коммуникативная. Одним из эффективных способов совершенствования коммуникативной компетенции учащихся является проектная деятельность. Основная идея – от развития проектной деятельности учебного заведения к формированию коммуникативных компетенций ученика. Социальная значимость проекта заключается в создании благоприятных социально-педагогических условий для развития творческих и организаторских способностей детей, а также в привлечении к выполнению проекта общественных организаций, развитие партнерских отношений между общеобразовательными учреждениями и управленческими структурами поселка Крутинка. Конечный продукт проекта – сборник лучших проектов. Перспективы проекта: - привлечение СМИ, работников культуры и образования района, других известных людей для сообщения о своей деятельности и включения их в работу по созданию или оцениванию проектов; - возможность организовать тьюторскую поддержку в других учебных заведениях, наладив с ними таким образом коммуникативные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Название проекта «Проектная деятельность образовательного
учреждения как способ развития коммуникативных компетенций»
Проект подготовлен Усковой Надеждой Сергеевной,
учителем русского языка и литературы
Место работы МБОУ «Крутинский лицей»
Субъект Российской Федерации Омская область
Муниципальное образование Крутинский район
Информационная карта проекта
Номинация | «Моя педагогическая инициатива» |
Название проекта | «Проектная деятельность образовательного учреждения как способ развития коммуникативных компетенций» |
Субъект Российской Федерации, муниципальное образование | Омская область, р.п. Крутинка |
Ф.И.О. автора, название образовательной организации или места работы, должность | Ускова Надежда Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Крутинский лицей» |
Контактные данные (почтовый адрес, мобильный телефон, е-mail)* | 646130, Омская область, р.п. Крутинка, ул. Комсомольская, д. 59 кв. 9 мобильный телефон 8 950 338 9005 е-mail rostovcewa@mail.ru |
Ф.И.О. научного руководителя | - |
Перечень рекомендательных писем к проекту | - Рекомендательное письмо администрации МБОУ «Крутинский лицей». |
География проекта | МБОУ «Крутинский лицей» с возможностью выхода на другие общеобразовательные учреждения р.п. Крутинка |
Цели и задачи проекта | Общая цель проекта – развитие коммуникативных компетенций учащихся и учителей через проектную деятельность образовательного учреждения. Задачи проекта: - организовать обучение проектных команд основам проектной деятельности; - провести конкурсы на лучший проект; - организовать тьюторскую поддержку в ОУ; - наладить коммуникативные связи «учитель – ученик», «ученик – ученик», «учитель- учитель». - создать сборник лучших проектов в качестве конечного продукта данного проекта и провести его презентацию. |
Краткое содержание проекта | Образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, но и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна формировать ключевые компетенции, одна из которых – коммуникативная. Одним из эффективных способов совершенствования коммуникативной компетенции учащихся является проектная деятельность. Основная идея – от развития проектной деятельности учебного заведения к формированию коммуникативных компетенций ученика. Социальная значимость проекта заключается в создании благоприятных социально-педагогических условий для развития творческих и организаторских способностей детей, а также в привлечении к выполнению проекта общественных организаций, развитие партнерских отношений между общеобразовательными учреждениями и управленческими структурами поселка Крутинка. Проект будет реализован в МБОУ «Крутинский лицей» Крутинского муниципального района Омской области. Проект рассчитан на три года и в соответствии с этим предполагает три этапа реализации. Первый этап охватывает 2018 – 2019 учебный год. Проект представляется на педагогическом совете лицея и на классных часах. Происходит обучение основам проектной деятельности, объявляется конкурс на лучший проект лицея, реализуются проекты, признанные проектной комиссией актуальными и интересными, в конце учебного года подводятся итоги реализации проектной деятельности и объявляются проекты-победители. Второй этап рассчитан на 2019 – 2020 учебный год. Принципы организации работы остаются прежними. Проходят тренинги и семинары, направленные на поддержку проектной деятельности и развитие коммуникаций в лицее и за его пределами. В проектную комиссию, оценивающую проекты и их реализацию, приглашаются работники образования и культуры района (возможно, люди иных сфер деятельности). В конце учебного года подводятся итоги и награждаются проекты-победители. Происходит налаживание коммуникативных связей с другими школами (школой) района. Третий этап является заключительным и охватывает 2020 – 2021 учебный год. Из числа победителей двух предыдущих конкурсов и активистов проектной деятельности формируется группа учеников и педагогов лицея, которые еще раз проходят обучение проектной деятельности в углубленном варианте, сдают по его итогам мини-экзамен и становятся тьюторами. Далее они делятся на две группы. Первая создает свой проект (либо берет за основу какой-либо из уже созданных членами группы проектов для лицея и совершенствует его) и представляет его в любой заранее выбранной школе района. В случае одобрения проект реализуется в данной школе силами проектной группы учеников и педагогов. Консультантом группы становится руководитель данного проекта и лица, выбранные группой для осуществления данной функции. Другая группа выполняет функцию тьюторов в лицее при поддержке руководителя данного проекта. Конечный продукт проекта – сборник лучших проектов. Перспективы проекта: - привлечение СМИ, работников культуры и образования района, других известных людей для сообщения о своей деятельности и включения их в работу по созданию или оцениванию проектов; - возможность организовать тьюторскую поддержку в других учебных заведениях, наладив с ними таким образом коммуникативные связи. |
Сроки выполнения проекта | сентябрь 2018 – май 2021г.г. |
Бюджет проекта | Не может быть определён точно (пояснения на с. 15). |
Проектная деятельность образовательного учреждения как способ развития коммуникативных компетенций
Обоснование актуальности проекта
В концептуальном документе Министерства образования и науки РФ «Стратегия модернизации российского школьного образования» главной целью названо формирование человека информационного общества, в котором выпускник видится развитой, творческой, самостоятельной и критически мыслящей личностью. Способность и готовность к сотрудничеству и диалогу, созидательной деятельности, толерантность – приоритетные качества современного человека.
В связи с этим в названном выше документе зафиксировано Положение о том, что образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, но и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна формировать ключевые компетенции, своего рода «мерило» современного качества образования. Из текста Послания Президента РФ Федеральному Собранию: «В школе нужно активно развивать творческое начало, школьники должны учиться самостоятельно мыслить, работать индивидуально и в команде, решать нестандартные задачи, ставить перед собой цели и добиваться их, чтобы в будущем это стало основой их благополучной интересной жизни». Кроме того, проектно-исследовательская деятельность учащихся является одним из способов оценки достижения метапредметных результатов основной образовательной программы основного общего образования.
Понятие коммуникативной компетенции появилось в связи со сменой приоритетов российского образования. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся. Одним из эффективных способов совершенствования коммуникативной компетенции учащихся является проектная деятельность.
Проект – особый способ постановки и решения проблемы, при котором происходит развитие творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся, их способности к общению с разными категориями людей, самостоятельному добыванию новых знаний, сбору необходимой информации, умению выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, оформлять свои высказывания, пользуясь нормами устной и письменной речи. Данная форма работы вызывает интерес и стремление к дальнейшему развитию потенциала человека. Таким образом, проектная деятельность предполагает проблемный подход к предмету исследования.
Проектная деятельность не является принципиально новой в педагогический практике, но вместе с тем, по мнению Е.С. Полат, ее сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века, так как она предусматривает умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
В связи с изложенным выше понятно, что для успешной реализации концепции современного образования в школе необходимо наладить принципиально новые коммуникативные связи «учитель – ученик», «ученик – ученик», «учитель – учитель», так как прежнее классно-урочное общение не позволяет в полной мере раскрыть коммуникативный потенциал обеих сторон.
Следовательно, актуальным сегодня представляется формирование коммуникативной компетенции в процессе проектной деятельности.
Проектная идея и замысел
Основная идея – от развития проектной деятельности учебного заведения к формированию коммуникативных компетенций ученика.
Замысел проекта: вовлечение учащихся и учителей в проектную деятельность включает их в решение значимых для класса, учебного заведения, населенного пункта проблем, дает возможность для новых форм коммуникации, взаимоотношений, ставит в условия поиска и переработки необходимой информации, а значит, способствует развитию коммуникативных компетенций.
образовательного учреждения.
Социальная значимость проекта заключается в создании благоприятных социально-педагогических условий для развития творческих и организаторских способностей детей, а также в привлечении к выполнению проекта общественных организаций, развитие партнерских отношений между управленческими структурами поселка Крутинка.
Новизна проекта заключается в формировании у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и результаты (продукты) такой деятельности. Проект обеспечивает требования Стандарта к организации системно-деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся, развитие критического и формирование инновационного мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный или прикладной интерес
Цели и задачи проекта
Общая цель проекта – развитие коммуникативных компетенций учащихся и учителей через проектную деятельность образовательного учреждения.
Участники проекта должны уметь: - анализировать ситуацию;
- формулировать проблему;
- находить пути решения проблемы;
- облекать проект в соответствующие
речевые формы (устные и письменные);
- реализовывать и защищать проект;
- налаживать коммуникативные связи.
Задачи проекта: - организовать обучение проектных команд основам
проектной деятельности;
- проводить конкурсы на лучший проект;
- организовать тьюторскую поддержку в ОУ;
- наладить коммуникативные связи «учитель – ученик»,
«ученик – ученик», «учитель - учитель».
- создать сборник лучших проектов в качестве конечного
продукта данного проекта и провести его презентацию.
Сроки реализации проекта - сентябрь 2018 – май 2021г.г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа как способ развития коммуникативных компетенций учащихся на уроках французского языка.» Тема урока: «Мой друг»
Урок-обобщение по теме: «Мой друг».Представляю урок французского языка для начальной школы "В рамках новых ФГОС".Второй год обучения французскому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/04/picture-159427-1399174398.jpg)
Игровые технологии на уроках немецкого языка как способ развития коммуникативной компетенции.
Главная цель моей педагогической деятельности – развитие способностей учащихся к общению на немецком языке, создание условий успешности учителя и учеОбучение на основе общения посред...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/17/picture-471418-1479399547.jpg)
Педагогическая концепция «Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетенции»
В настоящее время с введением ФГОС второго поколения все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать...
Учебно - проектная деятельность как способ развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка в средней школе.
На уроках английского языка метод проектов используется регулярно, так как предусмотрен программой и включен в материал учебника. Чаще это краткосрочные, индивидуальные проекты, которые да...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/05/picture-559123-1420452271.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Групповые формы работы с использованием дидактических игр - эффективный способ развития коммуникативных компетенций и творческого мышления учащихся в процессе обучен
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методиче...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/08/picture-228156-1365434855.jpg)
Статья "Общение с зарубежными сверстниками как способ развития коммуникативной компетенции учащихся в рамках Международного проекта Penfriends"
Статья опубликована в сборнике "Потенциал дополнительных общеобразовательных программ в развитии обучающихся в процессе внеурочной деятельности по предмету "Иностранный язык"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/02/picture-763888-1456928795.jpg)
Проектная деятельность как средство развития коммуникативных компетенций в среднем звене
Аттестационная работа...