Статья "Учитель, как участник образовательного процесса в свете изменений профессионального стандарта"
статья
В статье описаны требования к должности учителя в свете последних изменений профессионального стандарта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_professionalnyy_standart_pedagoga.docx | 37.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель, как участник образовательного процесса в свете изменений профессионального стандарта.
Идея внедрения профстандарта в образование не нова. Профессиональный стандарт разрабатывался по поручению президента. В эпоху модернизации от педагогов потребовались новые умения. Содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих требования были признаны морально устаревшими. Это и стало основной причиной необходимости введения профессиональных стандартов - в 2012 году в Трудовом кодексе РФ появилось новое понятие «профстандарт».
Пилотный проект, предусматривающий пересмотр комплекса педагогических компетенций, был утвержден еще в 2013 году, но ввиду невозможности быстрой адаптации документа с учетом регионального, возрастного и материально - технического фактора его адаптация откладывалась. Вместе с тем утвержденный профессиональный стандарт педагога, нуждался в пересмотре, общественном обсуждении и внедрении в тестовом режиме, что и было реализовано на базе отдельных образовательных организаций.
Термины профстандарта
Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (Статья 195-1, Федеральный закон РФ).
Стандарт - это документ, включающий совокупность требований, предъявляемых к образованию, уровню профессиональных компетенций и личностных качеств учителя или лица, претендующего на такую должность.
Стандарт - инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
Стандарт - объективный измеритель квалификации педагога.
Стандарт - средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
Стандарт - основа формирования трудового договора.
Стандарт - основа должностной инструкции.
Цель применения профстандарта педагога:
- Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результат обучения и воспитания ребенка.
- Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
- Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиям.
- Содействовать вовлечению педагога в решение задачи по повышению качества образования.
Общие требования профстандарта
Прежде всего, профстандарт педагога устанавливает требования к образованию педагога или лица, желающего работать учителем или воспитателем.
При этом на работу может быть принят учитель, не имеющий практического опыта по специальности.
Не могут трудиться в роли педагогов лица:
- лишенные права заниматься такой деятельностью по решению суда;
- имеющие судимость (в т.ч. погашенную);
- признанные недееспособными;
- имеющие определенные заболевания.
Основные термины профессионального стандарта
Основные термины профессионального стандарта определены методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утвержденными Приказом Минтруда России № 170н от 29.04.2013 г.
Вид профессиональной деятельности – совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда.
Обобщенная трудовая деятельность – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившихся в результате разделения труда в конкретном производственном процессе.
Трудовая функция – система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции.
Трудовое действие – процесс взаимодействия.
Единица профессионального стандарта – структурный элемент профессионального стандарта, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции.
Квалификационный уровень – совокупность требований к компетенциям, дифференцируемым по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности.
Квалификация – готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках трудовой деятельности – официальное признание освоения компетенций.
Компетенция – способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.
Применение профессионального стандарта
Профессиональный стандарт применяется в сфере дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Профессиональный стандарт педагога может применяться при:
- формировании кадровой политики;
- организации обучения и аттестации работников;
- заключении трудовых договоров;
- установлении системы оплаты труда;
- разработки должностных инструкций.
Должностные обязанности отдельного работника «набираются из трудовых функций и трудовых действий», описанных в профессиональном стандарте.
Требования профессионального стандарта педагога, апробация которого последовательно осуществляется в отдельных образовательных организациях и скоро станет повсеместной, базируется на восприятии учителя как ключевой фигуры в системе образования, что обуславливает необходимость выделения комплекса новых компетенций.
Новые компетенции педагога, их 5:
- Работа с одарёнными обучающимися.
- Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
- Работа с обучающимися, имеющими проблемы в развитии.
- Преподавание русского языка обучающимся, для которых он не родной.
- Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми обучающимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении.
Структура профессионального стандарта
Доработанный и обновленный профстандарт педагога 2019 г., утвержденный Правительством РФ, структурно практически не отличается от аналогичных документов, что обусловлено едиными нормами к нормативным актам такого образца, закрепленными приказом Минтруда РФ № 147н от 12.04.2013 г.
Документ разделен на такие структурные блоки:
В первой части - указаны общие сведения по профессии: наименование и основная цель вида профессиональной деятельности, группы занятий, отнесение к видам экономической деятельности.
Во второй части – описание трудовых функций: функциональная карта вида профессиональной деятельности с указанием уровней и подуровней квалификации.
В третьей части – описание каждой обобщенной трудовой функции: наименование профессии, код по классификатору, квалификационный уровень работника, наименование должностей работников, требуемый уровень их профессионального образования и обучения, практического опыта работы по профессии; описание трудовых действий, необходимых умений, необходимых знаний по обучению и воспитанию.
Трудовые функции педагога
Профессиональная деятельность по обучению
Педагог должен:
- Иметь образование соответствующее занимаемой должности учителя, старшего учителя, ведущего учителя.
- Демонстрировать знание предмета и программы образования.
- Уметь планировать и проводить уроки.
- Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.д.
- Использование специального подхода к обучению для того, чтобы включить в образовательный процесс всех учащихся: одаренных, со специальными потребностями, с ограниченными возможностями и т.д.
- Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
- Владеть ИКТ - компетенциями.
Трудовые функции педагога
Профессиональная деятельность по воспитанию
Педагог должен:
- Владеть методами и формами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
- Владеть методами организации экскурсии, походов и экспедиций, музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
- Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.
- Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно - познавательную деятельность.
- Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии с уставом и правилами поведения в школе.
- Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
- Уметь строить воспитательную деятельность с учениками культурных различий и индивидуальностей.
- Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
- Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации или неблагоприятных условиях.
Помимо перечисленных выше компетенций, профессиональный стандарт педагога с 1 января 2019 года предусматривает систему дифференцирования владения профессиональными компетенциями по трем уровням: учитель, старший учитель, ведущий учитель.
Теперь, как мы и говорили ранее, подробнее остановимся на этом вопросе.
Учитель
- Образование: высшее или среднее профессиональное.
- Опыт практической работы: нет требования к опыту.
- Трудовые функции: (трудовые действия, необходимые умения, знания) осуществляет подачу учебного материала в соответствии с требуемыми параметрами, строит продуктивное взаимодействие с детьми, в том числе имеющими особые образовательные потребности и причисляемыми к группе риска, сотрудничает с родителями, систематически повышает уровень квалификации.
Старший учитель
- Образование: высшее.
- Опыт практической работы: при наличии высшего образования – бакалавриата стаж педагогической работы не менее 4-х лет.
При наличии высшего образования – специалитета, высшего образования – магистратуры стаж педагогической работы не менее 2-х лет.
- Особые условия доступа к работе: наличие установленной (действующей) первой или высшей квалификационной категории по должности «учитель».
- Трудовые функции: (трудовые действия, необходимые умения, знания) разрабатывает передовые приемы работы, проектирует программы коррекционной деятельности для участников образовательного процесса. Ведёт работу по улучшению широко распространенных педагогических методик. Оказывает методическую поддержку коллегам – педагогам.
Ведущий учитель
- Образование: высшее.
- Опыт практической деятельности: при наличии высшего образования – бакалавриата стаж педагогической работы не менее 5-ти лет; при наличии высшего образования – специалитета, высшего образования – магистратуры стаж педагогической работы не менее 3-х лет.
- Особые условия доступа к работе: наличие установленной (действующей) высшей квалификационной категории по должности «учитель».
- Трудовые функции: (трудовые действия, необходимые умения, знания) координирует деятельность педагогов и узких специалистов, курирует образовательную работу по вопросам внедрения инноваций, выполняет функции наставника молодых педагогов.
В отличие от первых двух должностей (учитель, старший учитель) к ведущему учителю предъявляются дополнительные требования.
Необходимые знания:
- последние достижения в научно-предметной области и направления ее развития;
- инновационные методики обучения;
- лучшие практики в создании партнерских отношений с родителями (законными представителями) обучающихся и др.
Необходимые умения:
- разрабатывать планы профессионального развития педагогов;
- выявлять и описывать инновационные методики и технологии, лучшие практики профессиональной деятельности педагогов и др.
Трудовые действия:
- формировать образцы лучшей практики планирования занятий;
- формировать и применять образцов лучшей практики создания инклюзивной и мотивирующей образовательной среды;
- формировать образцы профессионального сотрудничества с коллегами;
- разрабатывать индивидуальные учебные планы для обучающихся с особыми образовательными потребностями и др.
На основании профессионального стандарта определяется характеристика современного педагога. Внедрение профессионального стандарта кардинально изменяет сам подход к определению педагога, его функций, обязанностей и возможностей к самореализации.
Характеристики современного педагога:
- мобилен и прогрессивен;
- способен находить нестандартные решения различных задач;
- имеет глубокие знания по профильному предмету;
- хорошо ориентируется в смежных дисциплинах и успешно интегрирует эти знания для изучения своей дисциплины;
- активно внедряет в систему обучения IT - технологии;
- эффективно взаимодействует с другими специалистами (психологами, дефектологами и прочими);
- обязан быть терпимым и толерантным, умеет работать с разными детьми и находить к каждому ребенку индивидуальный подход.
Это могут быть дети с ограниченными возможностями, одаренные дети или дети - мигранты, у которых могут возникать трудности с восприятием и пониманием русского языка.
На стиль его работы и процесс обучения и воспитания никак не должны влиять:
- религиозные направления;
- политические убеждения;
- разнообразие культур.
Этика для педагога – очень важный момент его профессиональной деятельности.
Педагог находится в постоянном контакте с коллегами, учениками, родителями. Поэтому важно понимать основные аспекты психологии поведения и общения.
Профессиональный стандарт определяет педагога, как вежливого, уважительного и корректного сотрудника. Педагог поддерживает культуру образовательного учреждения. Педагог никогда не злоупотребляет своим авторитетом.
Профессиональный стандарт педагога РФ призван стать официальным документом, который регламентирует различные аспекты трудовой деятельности, в том числе, прием на работу и карьерный рост.
Использование профессионального стандарта педагога позволит вывести качество образования на новый уровень, привести его в соответствие с требованиями времени.
Педагогов он мотивирует к поиску наиболее эффективных методов работы, к стремлению повышать квалификацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое родительское собрание "ФГОС НОО: изменения в деятельности участников образовательного процесса «Педагогическое сопровождение развития успешности младших школьников"
Материал для заместителей директоров, курирующих начальную школу. Важно увидеть изменения в связи с введением ФГОС НОО и довести до понимания родителей...
Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования (тезисы к региональной НПК)
Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования (тезисы к региональной НПК)Качество образования рассматривается как к...
ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса.
В статье дана характеристика изменений в деятельности учителя при введенни ФГОС ворого поколения....
Профессиональная компетентность учителя: главный ресурс качества образовательного процесса при переходе на новые стандарты
Сегодня школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить умением учи...
Круглый стол по теме "Обучение педагогов способам распознавания кризисных и предсуицидальных состояний обучающихся, изменения в их поведении, способам оказания психологической поддержки участников образовательного процесса"
Одним из основных направлений деятельности образовательной организации в рамках профилактики суицидов обучающихся является выявление детей группы суицидального риска.Анализ случаев суицидов и ин...
Доклад «Развитие коррекционно-развивающей воспитывающей среды для формирования социально-интегрированной личности в свете организации комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса».
Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по созданию коррекционно-развивающей среды....
Статья "Роль учителя в образовательном процессе в свете изменений профессионального стандарта"
Профессиональный стандарт применяется в сфере дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования.Профессиональный стандарт педагога может применяться при:формир...