Круглый стол по теме "Обучение педагогов способам распознавания кризисных и предсуицидальных состояний обучающихся, изменения в их поведении, способам оказания психологической поддержки участников образовательного процесса"
методическая разработка на тему
Одним из основных направлений деятельности образовательной организации в рамках профилактики суицидов обучающихся является выявление детей группы суицидального риска.
Анализ случаев суицидов и информации по организации профилактики суицидов, предоставленной областными образовательными организациями, отделами образования районов и городов РО показывает, что работа по выявлению детей группы суицидального риска организована и проводится не во всех образовательных организациях области, в ряде учреждений проводится не систематически, а начинается только после факта совершения суицида.
Организация работы по выявлению детей группы суицидального риска позволит своевременно оказывать им психолого-педагогическую поддержку и организовывать комплексное сопровождение.
Для проведения качественного выявления детей группы суицидального риска необходимо организовать обучение педагогов, которое должно быть направлено на знакомство с процедурой выявления и овладение методом выявления детей группы суицидального риска. Педагоги должны быть также ознакомлены с особенностями суицидов несовершеннолетних, овладеть навыками распознавания признаков суицидального поведения и оказания поддержки обучающимся в кризисном состоянии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_tekst.docx | 41.84 КБ |
suitsid.pptx | 225.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
Х. МАЛООРЛОВСКИЙ
Круглый стол
по теме
Обучение педагогов способам распознавания кризисных и предсуицидальных состояний обучающихся, изменения в их поведении, способам оказания психологической поддержки участников образовательного процесса
Педагог-психолог: Марченко Лидия Александровна
Октябрь 2016г.
ЦЕЛЬ: обучение методам выявления детей группы суицидального риска.
ЗАДАЧИ:
- ознакомить с особенностями суицидов несовершеннолетних;
-овладеть навыками распознавания признаков суицидального поведения ;
- вооружить знаниями по оказанию поддержки обучающимся в кризисном состоянии
Слайд 3
«Россия занимает первое место в Европе по детским суицидам – это катастрофа, причем, совершенно недопустимая, – подчеркнул заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов. – В июне текущего года был создан областной координационный совет с целью повышения эффективности работы по профилактике суицидов среди детей, а также осуществления тесного межведомственного взаимодействия по данной проблеме».
С начала 2016 года, девять детей совершили суицид, и ещё 12 детей совершили попытки суицида — такую печальную статистику озвучила начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Ростовской области Анжелика Синельникова. Данную информацию Синельникова обнародовала на первом открытом форуме прокуратуры в Ростовской области.
Для ликвидации этой грустной статистики на заседании координационного совета по профилактике суицидов среди несовершеннолетних приняли решение подготовить соглашение о взаимодействии и обмене информацией о случаях суицидального поведения несовершеннолетних между органами и службами, работающими с детьми.
Слайд 4
«Что такое суицид и как с ним бороться?»
Что такое суицид – это болезнь? или внешняя ситуация?
Однозначного ответа на данный вопрос дать нельзя. При самоубийстве есть комплекс причин, это и наличие болезни или кризисного состояния, психологические особенности и различные социальные факторы, не последнее место в которых занимает вопрос преподнесения информации новостей и о совершенных суицидах средствами массовой информации.
Какие причины подталкивают детей на этот шаг?
Как уже упоминалось, причин суицида множество, и нет одной причины. Это комплекс биологических, психологических и социальных причин. Суициды совершаются как в неблагополучных, так и социально благополучных семьях. По статистике преобладает суициды среди мужского населения, так же в возрасте 25-30 лет значительно повышается риск данного поведения.
Как понять, что человек готов свести счеты с жизнью?
Прежде всего – это изменение в поведении человека. Часто такие люди не видят перспектив, мрачно оценивают происходящее вокруг, находятся в плохом настроении. Часть из них обращается к близким за помощью, прямо или косвенно говорят о не желании жить, что является одним из самых главных признаков нахождении человека в состоянии кризиса.
Какая область науки и какие специалисты занимаются данной проблемой?
Суицидальное поведение это достаточно многогранное явление, которое включает в себя и философский аспект, и медицинский, и психологический, и социальный, и культуральный, и религиозный аспекты. И это далеко не полный перечень затрагиваемых граней проблемы самоубийства. С давних времен философы задаются извечным вопросом – в чем смысл жизни? Единого ответа на этот вопрос нет до сих пор. Психиатры и психотерапевты напрямую работают с людьми, находящимися в кризисной ситуации или страдающими различными психическими недугами. Психологи оказывают психологическую помощь, помогают решить трудные жизненные ситуации, определиться с каким либо выбором в повседневной жизни. Социологи изучают те социальные явления, которые влияют на самоубийство. С точки зрения культуры и религии – в большинстве мировых религий имеется резко отрицательное отношение к самоубийству, так как считается, что жизнь дана свыше, и покушение на свою жизнь, это покушение на Всевышнего.
Куда можно обратиться в сложную минуту?
Есть круглосуточный телефон доверия, где Вам окажут помощь квалифицированные психологи. Обращения со стороны родителей, преподавателей и детей достаточно частые. При необходимости даются координаты частных и государственных специалистов в области психического и психологического здоровья.
Что важно сказать человеку, который находится в кризисной ситуации?
Любую проблему можно решить, обратитесь за помощью к своим близким, родным, специалистам психологам или врачам. Вам помогут!
Считаете ли вы, что соц.сети, онлайн-игры, мультфильмы с непонятными персонажами и сценами насилия могут довести до самоубийства детей?
Сами по себе одни мультфильмы или он-лайн игры с несвойственными нашему менталитету персонажами и сценами насилия без патологической почвы у несовершеннолетнего не приводят к суицидам, но могут негативно влиять на формирующуюся психику, особенно если доступ к телевизору и компьютеру у ребенка круглые сутки. Дефицит сна, отдыха, питания уже само по себе является мощным провоцирующим фактором кризисных состояний. На законодательном уровне приняты меры по ограничению рекламы и пропаганды сцен насилия, суицидального поведения и органы прокуратуры в течении последних лет ведут активную работу со средствами СМИ в этом направлении.
Слайд 5
Сегодня мы попробуем разобраться в том, что такое суицид и суицидальная попытка, мы попытаемся научиться распознавать признаки надвигающейся опасности, мы узнаем, что нужно делать, чтобы не испугаться и суметь помочь другу или просто знакомому отыскать способ выхода из кризиса, именно выхода, а не ухода. Ведь суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях.
Слайд (2)6
Ответ Пушкину.
Протоиерей Андрей Ткачев
Сверхштатный клирик храма Воскресения Словущего на Успенском вражке
Слайд 7
Павел Астахов. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка
30 декабря 2009 года - 9 сентября 2016 года
Слайд 8
Кузнецова Анна Юрьевна – уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ предложила ввести уголовную ответственность за склонение несоврешеннолетних к самоубийству в интернете.
Призвала внести поправки в статью 110 Уголовного кодекса РФ "Доведение до самоубийства", "распространив ее действие на современные виртуальные способы склонения несовершеннолетних к самоубийству с использованием сети Интернет и мобильной (сотовой) связи.
Слайд 9
ЦЕЛЬ: обучение методам выявления детей группы суицидального риска.
ЗАДАЧИ:
- ознакомить с особенностями суицидов несовершеннолетних;
-овладеть навыками распознавания признаков суицидального поведения ;
- вооружить знаниями по оказанию поддержки обучающимся в кризисном состоянии
Слайд 10
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).
Слайд 11
Мысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого пятого подростка.
С годами суицид «молодеет»: о суициде думают, пытаются покончить с собой и кончают совсем ещё дети.
Слайд 12
Суицид имеет характерные черты:
- предшествуют кратковременные, объективно не тяжелые конфликты в сферах близких отношений;
- конфликт воспринимается как крайне значимый и травматический, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
- суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле;
- суицидальное поведение регулируется скорее порывом;
- средства самоубийства выбраны неумело;
- подражательный характер.
Слайд 13
Основные мотивы суицидального поведения:
- Переживание обиды, одиночества, отчужденности.
- Действительная или мнимая утрата любви, ревность.
- Переживания, связанные со смертью, разводом родителей.
- Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия.
- Боязнь позора, насмешек или унижения.
- Страх наказания, нежелание извиниться.
- Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.
- Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.
- Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
Слайд 14
Основные факторы риска:
- Факторы семейного неблагополучия
- Травматические факторы
- Психопатологические факторы, когда развитие суицидального поведения обусловлено различными психотическими проявлениями (бред, галлюцинации) или резкой декомпенсацией психопатии и т.п.
- Время года.
Слайд 15
Типы суицида (суицидального поведения):
- Истинный, когда человек действительно хочет убить себя. Чаще использует повешение.
- Аффективный, с преобладанием эмоционального момента. Обусловлен сильным аффектом и сопровождается дезорганизацией и сужением сознания. Чаще прибегают к попыткам повешения, отравления токсичными препаратами.
- Демонстративный - самоубийство как способ привлечь внимание к своей личности, оказание давления на окружающих значимых лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону. Проявляется в виде порезов вен, отравлении лекарствами, изображении повешения.
Слайд 16 (17-19)
Признаки готовящегося самоубийства
- Словесные
1. Часто говорят о своем душевном состоянии:
- «Я решил покончить с собой».
- «Лучше умереть»
- «Пожил и хватит»
- «Ненавижу свою жизнь!»
- «Единственный выход - умереть!»
- «Я не могу так дальше жить»
- «Больше ты меня не увидишь!»
- «Я больше не буду ни для кого проблемой»
2. Много шутят на тему самоубийства.
3. Проявляют нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
- Поведенческие
- Приведение дел в порядок
- 2.Прощание.
- 3.Демонстрируют радикальные перемены.
- Ситуационные
Человек может решиться на самоубийство, если он:
1.Социально изолирован;
2. Живет в нестабильном состоянии;
3. Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
4. Предпринимал попытку суицида ранее.
5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
6. Перенес тяжелую потерю.
Слайд 17
«Самоубийство – мольбаопомощи,которуюникто неуслышал»
Р.Алев
«Таблица факторов наличия кризисной ситуации у обучающихся»
Факторы | Особенности | Фамилии |
ИДЕАЛЬНЫЕ | Открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством («Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так жить»). | |
Косвенные высказывания о возможности суицидальных действий («Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется за меня волноваться»). | ||
СИТУАТИВ НЫЕ | Суициды родственников, родителей. | |
Смерть близкого родственника. | ||
Неизлечимые или тяжелые соматические заболевания близких родственников, самого ребенка. | ||
Наличие в семье психических больных. | ||
Разводящиеся родители, конфликты в семье. | ||
Алкоголизм или наркомания родителей, асоциальная семья. | ||
Неполная семья, семья с отчимом или мачехой. | ||
Резкое изменение социального статуса родителей (потеря работы, разорение). | ||
Изменение места жительства, места учебы (в течение последнего года) | ||
Является отверженным. | ||
Является жертвой насилия: физического, эмоционального, сексуального (укажите какого). | ||
ПОВЕДЕН ЧЕСКИЕ | Резкая потеря интереса к деятельности (досуговой, учебной, домашней помощи. | |
Резкое изменение стиля поведения и способов общения (был таким – стал другим). | ||
Стремление к изоляции, устойчивое сильное уединение. | ||
Употребление подростком наркотиков. | ||
Изменение аппетита, сна, ритма жизни. | ||
Символическое прощание ребенка с ближайшим окружением (отказ от личных вещей, приведение их в порядок и т.п.) | ||
Стремление к рискованным действиям | ||
Резкое несоблюдение правил личной гигиены. | ||
Частые случаи травматизма, самоповреждение, членовредительство. |
Таблица факторов риска развития кризисных состояний
и наличия суицидальных знаков у обучающихся _____ класса
№ | Факторы | Ф.И.О. ребенка | |
Факторы социальной ситуации | 1. | Изменение места учебы в течение учебного года или смена двух или более школ за весь период обучения | |
2. | Недавняя перемена места жительства | ||
3. | Стойкое отвержение сверстниками | ||
4. | Разрыв отношений с близким другом, парнем / девушкой | ||
5. | Неприятности с законом, унижение, физическое или сексуальное насилие | ||
6. | Негативная стигматизация со стороны окружающих (позорные клички, прозвища) | ||
7. | Чувство стыда, связанное с нежелательной беременностью, раскрытием факта мастурбации или гомосексуальных контактов | ||
8. | Неудачные попытки стать лидером или удержать позицию лидера | ||
Факторы семейной ситуации | 1. | Резкое снижение социального или материального статуса родителей | |
2. | Тяжелое заболевание близких родственников или самого ребенка | ||
3. | Распад семейного очага (развод, измены, сожительство) | ||
4. | Хронические конфликты между супругами, враждебность между членами семьи | ||
5. | Неполная семья | ||
6. | Высокий уровень требований и санкций в отношении ребенка наряду с отсутствием эмоциональной поддержки со стороны родителей | ||
7. | Алкоголизм или наркомания родителей, асоциальная семья | ||
8. | Недавняя смерть близкого родственника | ||
9. | Наличие в семье психически больных | ||
10. | Суициды родственников | ||
Суицидальные знаки | 1. | Стремление к изоляции, уединению, подавленность | |
2. | Возбуждение, гиперактивность, нетерпеливость, озлобленность | ||
3. | Потеря интереса к увлечениям, спорту, развлечениям | ||
4 | Нерегулярный прием пищи - потеря аппетита и веса, или обжорство | ||
5. | Нарушение режима сна - бессонница, часто с ранним пробуждением или, наоборот, подъем позже обычного | ||
6. | Резкое изменение в соблюдении правил личной гигиены | ||
7. | Резкое изменение стиля поведения и способов общения | ||
8. | Стремление к рискованным действиям | ||
9. | Частые случаи травматизма | ||
10. | Употребление наркотиков, алкоголя | ||
11. | Интерес к литературе, музыке, связанной с темой смерти | ||
12. | Изображение темы смерти в собственной творческой продукции | ||
13. | Прямые или косвенные высказывания о возможности суицидальных действий (жизнь надоела, скорее бы все закончилось, вам без меня будет лучше и т.п.) | ||
14. | Символическое прощание обучающегося с ближайшим окружением (отказ от личных вещей, приведение дел в порядок и т.п.) | ||
15. | Смена аватара или ник - имени в социальных сетях интернета | ||
16 | Интерес, проявляющийся косвенно или прямо к возможным средствам самоубийства (отравляющие вещества, возможности приобретения оружия и т. п.). | ||
17. | Суицидальные попытки в прошлом |
Классный руководитель __________________________________ (фамилия)
Дата__________подпись__________________________________
По моему мнению, суицид несовершеннолетних - это…
По моему мнению, суицид несовершеннолетних - это…
По моему мнению, суицид несовершеннолетних - это…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога нам дана… митрополит Московского и Коломенского Филарета
Обсуждаемая проблема «Россия занимает первое место в Европе по детским суицидам – это катастрофа, причем, совершенно недопустимая, – подчеркнул заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов. В июне текущего года был создан областной координационный совет с целью повышения эффективности работы по профилактике суицидов среди детей, а также осуществления тесного межведомственного взаимодействия по данной проблеме».
«Что такое суицид и как с ним бороться?»
Что говорят эксперты ?
Протоиерей Андрей Ткачев Сверхштатный клирик храма Воскресения Словущего на Успенском вражке
Павел Астахов Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка 30 декабря 2009 года - 9 сентября 2016 года
Кузнецова А.Ю. Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Предложила ввести уголовную ответственность за склонение несоврешеннолетних к самоубийству в интернете.
ЦЕЛЬ: обучение методам выявления детей группы суицидального риска. ЗАДАЧИ: - ознакомить с особенностями суицидов несовершеннолетних; -овладеть навыками распознавания признаков суицидального поведения ; - вооружить знаниями по оказанию поддержки обучающимся в кризисном состоянии
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).
М ысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого пятого подростка. С годами суицид «молодеет»: о суициде думают, пытаются покончить с собой и кончают совсем ещё дети.
Суицид имеет характерные черты: предшествуют конфликты; суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле; суицидальное поведение регулируется скорее порывом; средства самоубийства выбраны неумело; подражательный характер.
Основные мотивы суицидального поведения: Переживание обиды, одиночества. Действительная или мнимая утрата. Переживания. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия. Боязнь позора, насмешек или унижения. Страх наказания. Любовные неудачи. Чувство мести, злобы, протеста. Желание привлечь к себе внимание.
Основные факторы риска: Факторы семейного неблагополучия Травматические факторы Психопатологические факторы Время года
Типы суицида ( суицидального поведения): Истинный. Аффективный. Демонстративный.
Признаки готовящегося самоубийства Словесные Поведенческие Ситуационные
Словесные признаки 1. Часто говорят о своем душевном состоянии: 2. Много шутят на тему самоубийства. 3. Проявляют нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки 1. Приведение дел в порядок 2.Прощание . 3.Демонстрируют радикальные перемены . .
Ситуационные признаки Человек может решиться на самоубийство, если он: 1. Социально изолирован; 2. Живет в нестабильном состоянии; 3. Ощущает себя жертвой насилия; 4. Предпринимал попытку суицида ранее . 5. Имеет склонность к самоубийству; 6. Перенес тяжелую потерю.
По моему мнению, суицид несовершеннолетних - это…
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песочная терапия как метод психологической помощи участникам образовательного процесса
Данная публикация составлена на основе краткого обзора литературы по использованию работы с песком в психолого-педагогической практике, а также отражает личный опыт автора по применению этой уникально...
Формы и методы психологического просвещения участников образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида (из опыта работы)
В данной статье рассматривается психологическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей СКШ 8 вида...
"Создание условий для укрепления и сбережения психологического здоровья участников образовательного процесса"
Психологическое здоровье, как составная часть здоровья, - важнейшее условие для сохранения высокой учебной мотивации учащихся, способствует становлению...
Семинар-практикум для педагогов "Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки к ОГЭ, ЕГЭ»
Цель – создание условий для повышения основных профессиональных компетенций педагогов по вопросам психологического сопровождения предэкзаменационного периода.Задачи: - способствовать осозна...
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ»
Данный материал содержит выступление на тему "Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ»", а так же презентацию по данной проблеме. Кр...
Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА»
Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАВ ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА»...
Семинар - практикум для педагогов "Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки к ГИА"
Психологическая подготовка обучающихся к прохождению ГИА является одним из приоритетных направлений работы психолога, от которой, порой, зависит больше половины результата...