ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса.
статья по теме
В статье дана характеристика изменений в деятельности учителя при введенни ФГОС ворого поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmeneniya_v_deyatelnosti_uchitelya._fgos.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса.
СЛАЙД 2
Ориентация образовательных стандартов на результат делает понятие результата образования принципиальным элементом концепции ФГОС нового поколения. В стандартах первого поколения в качестве результата образования рассматривалось получение обучающимся определенной суммы знаний с последующей их репродукцией. Этим объясняется ведущая роль Обязательного минимума содержания образовательных программ в конструкции этих стандартов.
Особенностью реализации системно-деятельностного подхода при разработке стандартов образования второго поколения является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности (такое построение целей позволяет обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения). При таком подходе учебный предмет строится как система знаний и существенных свойств и отношений, характерных для определенной предметной области, которые осваиваются в ходе целенаправленно организованной учебной деятельности.
Внедрение механизмов обеспечения высокого качества образования через введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов – одна из главных комплексных задач программы развития образования нашей школы.
Повышение качества образования, возможно лишь с опорой на каждого субъекта образовательной среды.
На сегодняшний день рабочей группой школы по введению ФГОС из состава педагогов школы 1 ступени были организованы различные семинары «Формирование универсальных учебных действий», «Здоровье участников образовательного процесса. Реализация программы формирования здорового образа жизни», серия открытых уроков и семинаров по организации уроков с требованиями ФГОС нового поколения, введения системы Портфолио учащихся и др.
Данные мероприятия были организованы не только для учителей нашей школы, но и для заместителей директоров, методистов и учителей Нижневартовского района. СЛАЙД 3
Но все же, информации о федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а тем более основного общего образования рассмотрено недостаточно – многим учителям неясно как отслеживать формирование и развитие универсальных учебных действий, как анализировать урок с точки зрения формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций, как строить самоанализ урока, что такое «технологическая карта урока», как рационально организовать самостоятельную деятельность обучающегося на уроке, как организовывать обратную связь, и какие методические инструменты для этого существуют. Сегодня на педагогическом совете мы попытаемся найти ответы на некоторые из этих вопросов.
Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС) привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности как на уровне организации образовательного процесса в школе, так и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом классе школы. Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними. СЛАЙД 4
Если прежде компетентностный подход к профессиональным качествам работников образования носил декларативный характер, то в настоящее время он предусмотрен правовой нормой. Приказом Минздравсоцразвития от 14.08.2009 № 593 утвержден новый раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих "Квалификационные характеристики должностей работников образования", в котором определены требования к знаниям работников образования*. Теперь, помимо прочего, РАБОТНИКИ ОБРАЗОВАНИЯ должны знать:
- приоритетные направления развития образовательной системы РФ;
- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
- методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- основы экологии, экономики, социологии;
- трудовое законодательство;
- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием и т. п.*
В управлении школой произошли изменения, начиная с содержания локальных документов и заканчивая вопросами взаимодействия с родительской общественностью.
Большое внимание уделяется формированию в школе единой образовательной среды, развитию материально-технической базы.
Появилась необходимость в написании основной образовательной программы начального общего образования с участием всех педагогических работников школы 1 ступени, в совершенствовании рабочих программ учебной и написании рабочих программ внеурочной деятельности педагогов, разработке новых схем анализа уроков. СЛАЙД 5
Объектами контроля учителя и администрации стали достижения учащихся (промежуточные, накопительные и итоговые; предметные, метапредметные и личностные результаты обучения).
Одно из главных направлений новых стандартов – формирование компетентности ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей и пр. на основе освоения универсальных способов деятельности (авторы: А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский). При этом процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Все это компоненты понятия "новое качество образования".
В современной школе каждый должен принимать участие в управлении. Педагоги и родители – в управлении школой, ученики – процессом своего образования. Только в этом случае они смогут принять на себя ответственность за результат обучения и образования, будут вносить вклад в эффективную и успешную работу школы. Учителю и классному руководителю отводится роль координатора всех усилий в направлении общих целей, а основными методами его работы становятся консультирование, организация сопровождения, мотивирование.
Замечено, что при подготовке к уроку с требованиями ФГОС нового поколения учитель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами, но при этом помимо учебника и методических рекомендаций он может воспользоваться ресурсами Интернета. Кроме того, свои наработки учителя оформляют в электронном виде, что позволяет обмениваться опытом с коллегами.
Вместо конспекта учитель готовит сценарный план, который предоставляет ему большую свободу и определяет последовательную деятельность учащихся. Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными.
Теперь педагоги не должны быть привязаны к своему классному кабинету; если возникает необходимость, они могут использовать любые оборудованные помещения: библиотеку, музей, кабинет внеурочной деятельности, кабинет информатики и т. п. Конечно, оборудование учебных кабинетов в нашей школе остается большой проблемой, но мы, администрация школы, пытаемся решить эту непростую задачу.
Изменения в деятельности обучающихся СЛАЙД 6
Изменения коснулись и деятельности обучающихся. Самостоятельной работе детей на уроке должно отводиться больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся, знакомясь с планом урока, самостоятельно ставят цели своей учебной деятельности на уроке. Выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки. СЛАЙД 7
Как показывает результат диагностических работ, школьники 2 классов, обучающиеся по ФГОС нового поколения не боятся выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению. Такой вывод мы сделали по результатам обязательной диагностики первоклассников в конце учебного года.
Характеристика изменений в деятельности обучающихся в соответствии с ФГОС представлена на слайде 8-12
Характеристика изменений в деятельности обучающегося в соответствии с ФГОС
Предмет изменений | Деятельность обучающегося до введения ФГОС | Деятельность обучающегося после введения ФГОС |
Вид деятельности | Пассивное слушание | Активные действия |
Выполнение заданий по указанию учителя | Самостоятельный поиск решения поставленной задачи | |
Работа с источниками информации по рекомендации учителя | Самостоятельный выбор необходимых информационных ресурсов | |
Использование литературы (справочники, словари). Использование интернет-ресурсов (только с помощью учителей и родителей) | Использование интернет-ресурсов самостоятельно | |
Переспрашивание заданного вопроса | Уточнение вопроса (ученики задают вопросы с целью уточнить, пояснить детали задания) | |
Фронтальная работа | Групповая работа (коммуникативная компетенция детей значительно развита, они свободно взаимодействуют в группах). Умеют применять правила работы в группе | |
Ведущие средства обучения – учебник и тетрадь | Значительно расширен ассортимент учебных материалов (лего-конструктор, средства ИКТ и т. д.) | |
Самостоятельная деятельность детей на уроке возможна только с целью контроля учителем уровня знаний и умений | Самостоятельная деятельность детей на уроке осуществляется, в основном, для достижения поставленной цели | |
Учителем организована деятельность детей по выполнению заданий из учебника | Учителем организована деятельность детей: • по поиску, обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. | |
Взаимодействие ученика и учителя | Пассивное принятие информации обучающимися; субъект-объектные отношения | Активное включение обучающихся в образовательный процесс; постепенное выстраивание субъект-субъектных отношений |
От ребенка требуется четкое выполнение задания и – часто – краткий ответ на поставленный вопрос учителя | Детям предоставлена возможность вариативного выполнения задания; учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя | |
Адаптация к школьному обучению | Уровень тревожности обучающихся в адаптационный период повышен | Наблюдается снижение уровня тревожности обучающихся в адаптационный период |
Средний срок адаптации обучающихся – 2 месяца | Средние сроки адаптации обучающихся – 3–5 недель | |
Вид ведущей деятельности детей в период адаптации – учебная | Виды ведущей деятельности детей в период адаптации – игровая и проектная | |
Результаты обучения | Знания, умения и навыки приобретаются из учебников. Дети справляются в основном со стандартными заданиями | Дети могут самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, умеют применять знания на практике, способны действовать в нестандартных ситуациях |
Оценка деятельности обучающихся | Осуществляется учителем | Учителем формируется адекватная самооценка детей; учащиеся знакомы с критериями оценивания (на начальной стадии), у них есть опыт самоконтроля и самооценки |
Изменения в деятельности педагогов
Деятельность педагога, работающего по ФГОС, также изменилась.
Укажем ряд факторов, входящих как в ключевые компетентности, так и в профессиональные, от которых зависит компетентное поведение учителя:
- высокая степень абстрактно-аналитического мышления, благодаря которому он в состоянии выявить негативные факторы, разрушающие образовательный процесс, негативно действующие на результаты обучения и образования;
- готовность включаться в субъективно значимые действия, например, стремиться повлиять на развитие школы, повышение качества образования;
- формирование у учащихся способности к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как субъектом;
- инициативность и готовность к переменам;
- готовность поделиться властью;
- способность работать в критических ситуациях;
- готовность к поражению, выносливость, самодисциплина;
- умение демонстрировать уважение к чужой точке зрения, достигать компромисса;
- способность к принятию решения о действии, т. е. компетентность в решении проблем. СЛАЙДЫ 14- 16
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами | |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандартное ведение уроков | – | Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет (или редко) портфолио обучающегося | Создание портфолио обязательно для каждого | |
Основная оценка – оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки | |
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Изменения во взаимодействии между педагогами
Изменения в работе педагогов первых классов повлекли за собой изменения в деятельности всех учителей начальной школы.
Третий год в школе создана и функционирует рабочая группа педагогов по введению ФГОС, целью которой стали трансляция опыта, творческая работа по созданию методического инструментария, организация образовательного процесса требованиям новым ФГОС.
Выросло количество взаимопосещений уроков с целью их дальнейшего анализа.
Учителя обмениваются опытом, не только в школе или районе, но и используя единую информационную среду, размещают авторские материалы в профессиональных интернет-сообществах.
Изменения во взаимодействии педагогов с родителями обучающихся
Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители учащихся могут превратиться в активных участников дискуссий, тренингов и т. п.
Характеристика изменений в организации работы учителя с родителями первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС, представлена на слайде. СЛАЙДЫ 17-19
Характеристика изменений в организации работы учителя с родителями в соответствии с ФГОС
Предмет изменений | Особенности работы с родителями до введения ФГОС | Особенности работы с родителями после введения ФГОС |
Технология проведения родительского собрания | Родительские собрания проводятся в традиционной форме (тематическая часть и анализ успеваемости) | Родительские собрания проводятся с использованием передовых педагогических технологий, например, проектной, исследовательской и игровой |
Адаптационный период | Родители не участвуют в организации адаптационного периода | Родители выступают в роли тьюторов: • присутствуют на уроках с целью оказания помощи детям; • активно участвуют в организации подвижных игр на переменах; • помогают детям в осуществлении самообслуживания и т. п. |
Организация внеурочной деятельности совместно с родителями обучающихся | Отсутствует | Родители осуществляют выбор курса вместе с детьми. Школа согласует расписание внеурочной деятельности с родителями |
Участие родителей в проведении уроков | Родители присутствуют на уроках по просьбе учителя (обычно родители детей, требующих повышенного педагогического внимания) | Родители присутствуют на уроках по собственному желанию. Организовано совместное проведение уроков педагогами и родителями обучающихся |
Совместная проектная деятельность | Отсутствует | Осуществляется партнерство "учитель – родитель – ребенок" |
Участие в праздниках | Родители выступают в роли зрителей | Родители принимают участие в организации праздников, в ходе праздника |
Информационное взаимодействие "родитель – учитель – ребенок" | Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече | Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече. |
Взаимодействие в информационном пространстве Интернета (сайт школы, электронная почта). | ||
Работа ресурсного центра для родителей и детей: предоставление литературы, видеоматериалов, мультимедийных презентаций, картотеки ссылок на информационные ресурсы |
СЛАЙД 20
ФГОС нового поколения обеспечивает переход от «догоняющей» к «опережающей» модели образования. СЛАЙД 21
Хочу обратить ваше внимание, на официальный сайт федерального государственного стандарта, где находятся все нормативные документы для учителя начальной, основной и старшей ступени образовании. СЛАЙД 22
Здесь представлены примерные рабочие программы по всем предметам, на основании которых мы и разрабатываем собственные рабочие программы.
И последнее, хочу познакомить вас со средними региональными критериальными значениями показателей деятельности общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2012-2013 учебный год.
Обратите внимание на соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (средний процентный балл общеобразовательного учреждения, %).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое родительское собрание "ФГОС НОО: изменения в деятельности участников образовательного процесса «Педагогическое сопровождение развития успешности младших школьников"
Материал для заместителей директоров, курирующих начальную школу. Важно увидеть изменения в связи с введением ФГОС НОО и довести до понимания родителей...
Создание положительной мотивации деятельности участников образовательного процесса как средство повышения качества образования на уроках русского языка.
На сегодня государство требует от школы выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личнос...
Деятельность участников образовательного процесса в экологическом воспитании учащихся
1. При экологическом воспитании в процессе внеклассной работы для получения эффективных результатов необходимо учитывать индивидуальные психофизиологические возрастные способности, в...
«Виды деятельности участников образовательного процесса»
Российская педагогика и практика накопила огромный опыт в организации образовательного процесса, но все больше детей проявляют свое нежелание учиться, говорят о том, что учиться не интересно, тр...
Круглый стол по теме "Обучение педагогов способам распознавания кризисных и предсуицидальных состояний обучающихся, изменения в их поведении, способам оказания психологической поддержки участников образовательного процесса"
Одним из основных направлений деятельности образовательной организации в рамках профилактики суицидов обучающихся является выявление детей группы суицидального риска.Анализ случаев суицидов и ин...
Статья "Учитель, как участник образовательного процесса в свете изменений профессионального стандарта"
В статье описаны требования к должности учителя в свете последних изменений профессионального стандарта....
Педагогические чтения «Современные педагогические технологии и инновационная деятельность участников образовательного процесса в рамках реализации, актуализированных ФГОС СПО»
Педагогические чтения «Современные педагогические технологии и инновационная деятельность участников образовательного процесса в рамках реализации, актуализированных ФГОС СПО&r...