особенности диагностикии оценивания предметных и метапредметных образовательных результатов
учебно-методический материал

Емельянова Ирина Владимировна

выступление на ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenivanie_metapredm._rez.docx26.05 КБ
Файл otsenivanie.pptx93.25 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на Школьном методическом объединении

учителей математики, информатики и физики

по теме: «Особенности диагностики и оценивания предметных и метапредметных образовательных результатов»

учитель математики МБОУ СОШ

 № 14 г. Красногорска

Емельянова Ирина Владимировна

В рамках перехода образовательных учреждений на ФГОС меняются не только цели и технологии обучения, но и диагностика, а также оценивание образовательных результатов.

Основным направлением нового стандарта можно считать развитие у обучающегося  умения учиться, способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

В следствии чего появляется необходимость оценивать на ряду с предметными результатами личностные результаты и метапредметные.

  Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:

      самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

       смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

     морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Личностные результаты в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

С целью диагностики уровня развития метапредметных компетенций проводят комплексные метапредметные проверочные работы.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Комплексные проверочные работы могут быть как внешними так и внутренними. Задания для внутренних проверочных работ каждое методическое объединение проектирует именно как метапредметные. Задания могут быть сформированы специальной кафедрой, образованной из представителей ШМО

Задания могут быть сгруппированы в несколько блоков:

  • соответствие полученного результата поставленной учебной задаче;
  • планирование, контроль и оценка учебных действий;
  •  использование знаково-символических средств представления информации;
  • овладение логическими действиями и умственными операциями;
  • решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий;
  • смысловое чтение;
  •  различные способы поиска и использования информации.

Примеры заданий по каждому из блоков:

1. Соответствие полученного результата поставленной учебной задаче

Биология

Ученик при выполнении задания нарушил последовательность этапов эволюции позвоночных животных. Напишите правильную последовательность в виде букв:

А) рыбы;

Б) птицы;

В) земноводные;

Г) пресмыкающиеся.

История

Прочитайте отрывок из книги ученного начала XVIII века И.Т. Посошкова «Доношение о ратном поведении» и сформулируйте основные направления преобразований в военной сфере, которые необходимо было провести Петру I: «У пехоты ружье было плохо, и владеть им не умели: только боронились ручным боем, копиями и бердышами, и то тупыми… а если на конницу посмотреть, то не то что иностранцам. Но и самим нам на них смотреть зазорно; у них клячи худые, сабли тупые, сами нужны (бедны) и безодежны и ружьем владеть никаким не умелые… Я видал, что иной дворянин и зарядить пищали не умеет, а не то что ему стрелять по цели хорошенько… Того и смотрят, чтоб где во время бою за кустом притулиться».

2. Планирование, контроль и оценка учебных действий.

Русский язык

Отметь, какие действия ты должен выполнить, чтобы определить суффикс причастия «купленный»:

  1. Определить спряжение;
  2. Определить, есть ли зависимое слово;
  3. Определить, полная или краткая форма причастия;
  4. Определить вид глагола, от которого образовано причастие.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

Информатика

Какая фигура будет вычерчена при исполнении программы: ЛВ 120 ВП 30 ЛВ 60 ВП 30 ЛВ 150 ВП 40 (где ЛВ а – поворот влево на а градусов)?

4. Овладение логическими действиями и умственными операциями

Биология

Раздели указанных животных на группы по способу их питания, заполни таблицу: слон, крокодил, комар, блоха, карп, орел, медведь, кузнечик, заяц, малярийный плазмодий, акула, кабан.

растительноядные

хищные

всеядные

паразиты

5. Решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий.

Литература

Составьте 2 синквейна, отражающих характеры Андрия и Остапа (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»).

Английский язык

Напиши поздравительную открытку своему другу по переписке из англоязычной страны.

6. Смысловое чтение

География

О каком лесе идет речь? Подчеркните признаки, по которым вы определили этот природный комплекс.

«Густой огромный лес…на десятки и сотни км… Огромные колонны стволов, от которых отходят воздушные корни. Гигантские лианы обвивают деревья. В самом низу – царство мхов, выше поднимаются кустарники и молодые деревца. Множество растений-паразитов. Здесь можно наблюдать все стадии жизни растений. Как темные погреба, бедны светом эти леса».

7. Различные способы поиска и использования информации.

Литература

Тебе поручено подготовить сообщение о писателе на 3 минуты. Какую информацию нужно включить в сообщение? К каким источникам ты обратишься при подготовке к сообщению (указать 3)

География

По карте атласа охарактеризуйте политическую карту мира: какие сведения можно из нее извлечь (не менее 5)?

Учитывая, что образовательные результаты одного человека всегда будут отличаться от результатов другого, обработка и фиксация результатов ведется по форме, позволяющей выявить результат каждого обучающегося. По каждому из блоков ученику выставляют от 0 до 3 баллов: 3 балла, если данный признак соответствует высокому уровню; 2 балла, если данный признак в основном соответствует среднему уровню; 1 балл, если признак проявляется незначительно; 0 баллов, если данный признак практически не проявляется обучающимся.

Учителя, независимо друг от друга, заполняют таблицу результатов.

Список

Класса

соответствие полученного результата поставленной учебной задаче

планирование, контроль и оценка учебных действий

использование знаково-символических средств представления информации

овладение логическими действиями и умственными операциями

решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий

смысловое чтение

Итог

Предметные

результаты

Метапредметные

результаты

Предметные

результаты

Метапредметные

результаты

Предметные

результаты

Метапредметные

результаты

Предметные

результаты

Метапредметные

результаты

Предметные

результаты

Метапредметные

результаты

Предметные

результаты

Метапредметные

результаты

Предметные

результаты

Метапредметные

результаты

Александров

1

3

3

2

6

3

0

0

1

3

0

1

11

11

Борисов

0

0

4

3

6

3

1

0

1

3

1

1

13

10

Анализ результатов позволяет составить диагностическую карту развития метапредметных компетенций для каждого обучающегося, помогающую построить индивидуальную траекторию его развития. Кроме того эти данные дают возможность учителю строить коррекционные программы, которые помогают выделить метапредметные умения, над совершенствованием которых надо работать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности диагностики и оценивания предметных и метапредметных образовательных результатов .

Слайд 2

Основным направлением нового стандарта можно считать развитие у обучающегося умения учиться, способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин . В следствии чего появляется необходимость оценивать на ряду с предметными результатами личностные результаты и метапредметные .

Слайд 3

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока : самоопределение смыслообразование морально этическая ориентация Лич­ностные результаты в полном соответствии с требовани­ями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

Слайд 4

Метапредметные результаты могут оцениваться по следующим критериям: соответствие полученного результата поставленной учебной задаче; планирование, контроль и оценка учебных действий; использование знаково-символических средств представления информации; овладение логическими действиями и умственными операциями; решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий; смысловое чтение; различные способы поиска и использования информации.

Слайд 5

1.Соответствие полученного результата поставленной учебной задаче Биология Ученик при выполнении задания нарушил последовательность этапов эволюции позвоночных животных. Напишите правильную последовательность в виде букв: А) рыбы; Б) птицы; В) земноводные; Г) пресмыкающиеся .

Слайд 6

История Прочитайте отрывок из книги ученного начала XVIII века И.Т. Посошкова « Доношение о ратном поведении» и сформулируйте основные направления преобразований в военной сфере, которые необходимо было провести Петру I : «У пехоты ружье было плохо, и владеть им не умели: только боронились ручным боем, копиями и бердышами, и то тупыми… а если на конницу посмотреть, то не то что иностранцам. Но и самим нам на них смотреть зазорно; у них клячи худые, сабли тупые, сами нужны (бедны) и безодежны и ружьем владеть никаким не умелые… Я видал, что иной д ворянин и зарядить пищали не умеет, а не то что ему стрелять по цели хорошенько… Того и смотрят, чтоб где во время бою за кустом притулиться».

Слайд 7

2. Планирование, контроль и оценка учебных действий . Русский язык Отметь, какие действия ты должен выполнить, чтобы определить суффикс причастия «купленный»: определить спряжение; определить , есть ли зависимое слово; определить , полная или краткая форма причастия; определить вид глагола, от которого образовано причастие.

Слайд 8

3. Использование знаково-символических средств представления информации . Информатика Какая фигура будет вычерчена при исполнении программы: ЛВ 120 ВП 30 ЛВ 60 ВП 30 ЛВ 150 ВП 40 (где ЛВ а – поворот влево на а градусов )?

Слайд 9

растительноядные хищные всеядные паразиты 4. Овладение логическими действиями и умственными операциями Биология Раздели указанных животных на группы по способу их питания, заполни таблицу: слон, крокодил, комар, блоха, карп, орел, медведь, кузнечик, заяц, малярийный плазмодий, акула, кабан.

Слайд 10

5. Решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий . Литература Составьте 2 синквейна , отражающих характеры Андрия и Остапа (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба »). Английский язык Напиши поздравительную открытку своему другу по переписке из англоязычной страны.

Слайд 11

6 . Смысловое чтение География О каком лесе идет речь? Подчеркните признаки, по которым вы определили этот природный комплекс. «Густой огромный лес…на десятки и сотни км… Огромные колонны стволов, от которых отходят воздушные корни. Гигантские лианы обвивают деревья. В самом низу – царство мхов, выше поднимаются кустарники и молодые деревца. Множество растений-паразитов. Здесь можно наблюдать все стадии жизни растений. Как темные погреба, бедны светом эти леса».

Слайд 12

7. Различные способы поиска и использования информации . Литература Тебе поручено подготовить сообщение о писателе на 3 минуты. Какую информацию нужно включить в сообщение? К каким источникам ты обратишься при подготовке к сообщению (указать 3 ) География По карте атласа охарактеризуйте политическую карту мира: какие сведения можно из нее извлечь (не менее 5)?

Слайд 13

Учитывая, что образовательные результаты одного человека всегда будут отличаться от результатов другого, обработка и фиксация результатов ведется по форме, позволяющей выявить результат каждого обучающегося. По каждому из блоков ученику выставляют от 0 до 3 баллов: 3 балла, если данный признак соответствует высокому уровню; 2 балла, если данный признак в основном соответствует среднему уровню; 1 балл, если признак проявляется незначительно; 0 баллов, если данный признак практически не проявляется обучающимся.

Слайд 14

Список Класса соответствие полученного результата поставленной учебной задаче планирование, контроль и оценка учебных действий использование знаково-символических средств представления информации овладение логическими действиями и умственными операциями решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий смысловое чтение Итог Предметные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты Метапредметные результаты Александров 1 3 3 2 6 3 0 0 1 3 0 1 11 11 Борисов 0 0 4 3 6 3 1 0 1 3 1 1 13 10

Слайд 15

Анализ результатов позволяет составить диагностическую карту развития метапредметных компетенций для каждого обучающегося, помогающую построить индивидуальную траекторию его развития. Кроме того эти данные дают возможность учителю строить коррекционные программы, которые помогают выделить метапредметные умения, над совершенствованием которых надо работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы "ТЕКСТОВЫЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИКИ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ"

В работе описан один из возможных вариантов проведения диагностики предметных и метапредметных результатов по физике - текстовые практико-ориентированные задачи и система вопросов/заданий к ним; в раб...

Приемы оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроках физики.

Введение федерального государственного стандарта основного общего образования требуют переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. На мой взгляд, сегодня наиболе...

"Система оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы учителя).

Сложившаяся в школе привычная отметочная система оценивания  не всегда способствует формированию внутренних мотивов учебной деятельности, так как является внешним фактором, зачастую навязанным са...

Приемы оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроках русского языка.

Приемы оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроках русского языка....

Разработка критериев оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся 6 классов

Разработка критериев оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся 6 классов по теме «Почвенное питание растений»...

Приемы оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроках литературы

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-...