Возможности воспитательного пространства школы-интерната для детей с ОВЗ
методическая разработка
Воспитательное пространство – это результат творческой и интегральной деятельности школы, нацеленный на создание общего ценностно-нормативного уклада жизни школы; это пространство возможностей, динамическая система взаимосвязанных педагогических событий, которые составляют основы жизнедеятельности школы, направленных на личностное развитие учащегося, развитие его жизненных компетентностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Возможности воспитательного пространства школы-интерната для детей с ОВЗ | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможности воспитательного пространства школы-интерната
для детей с ОВЗ
Современная школа требует переосмысления подходов к воспитанию, постепенного совершенствования содержания, форм и методов воспитания личности как творца и проектировщика своей жизни, который умеет определять свою жизненную стратегию, стремиться быть компетентной, ответственной, социально активной и мобильной личностью, способной к социальным действиям. С целью формирования такой личности в воспитательный процесс внедряется компетентностный подход, одним из принципов которого и является принцип проектирования и конструирования воспитательного пространства школы.
Воспитательное пространство – это результат творческой и интегральной деятельности школы, нацеленный на создание общего ценностно-нормативного уклада жизни школы; это пространство возможностей, динамическая система взаимосвязанных педагогических событий, которые составляют основы жизнедеятельности школы, направленных на личностное развитие учащегося, развитие его жизненных компетентностей.
Составными воспитательного пространства являются следующие содержательные элементы:
- жизненное пространство ученика (интегральное отображение результатов его движения в воспитательном пространстве);
- самообразовательное пространство (пространство эвристических заданий, ученических мастер-классов, индивидуальных проектов, конференций, клубов);
- творческое пространство (пространство творческих работ, массовых праздников);
- трудовое пространство (мастерские, кружки);
- игровое пространство (деловые, сюжетно-ролевые, моделированные, исторические и спортивные игры);
- социальное пространство (социальная практика, социальные проекты по краеведению, по профориентации, участие в социальной работе школы).
Общая задача школы состоит в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду.
Важная роль в организации воспитания в образовательном учреждении отводится классному руководителю и воспитателю.
Основная задача воспитателя и классного руководителя – создать в классе такие условия, при которых дети могут реализовать свои способности. С самого начала взаимодействия с классом надо работать над созданием психологически комфортной атмосферы. Одним из главных принципов нашей работы является уважительное отношение к детям, терпимость к их мнению и недостаткам.
Мы прилагаем все усилия, чтобы школьная жизнь была интересной увлекательной, насыщенной, чтобы школа стала очагом добра, справедливости, чтобы школа стала «вторым домом», в котором хорошо, комфортно и интересно каждому ребенку.
Так как речь сегодня идет о ключевых компетенциях, мы остановимся на системе работы по формированию общекультурной и учебно-познавательной компетенции.
Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать знаниями и опытом деятельности.
Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно- нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
К этой компетенции также относятся забота о собственном здоровье, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.
Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном развитии личностных качеств, формировании культуры мышления и поведения.
В ходе деятельности формируются:
- убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества;
- высокий уровень самосознания, самодисциплины;
- понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия;
- уважение человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию;
- уважение к членам своей семьи;
- умение видеть прекрасное в окружающей жизни.
Приоритет в формировании общекультурных компетенций отводится воспитательной работе. Именно воспитательная работа создает развивающую среду, эмоционально насыщает, духовно обогащает жизнедеятельность детей и подростков.
И еще один момент. Каким бы не был путь формирования общекультурной компетенции, центральной фигурой, как уже отмечалось ранее, является воспитатель, классный руководитель. Он сам должен обладать высоким уровнем культурной компетентности, которая проявляется и во внешнем облике, и во внутреннем содержании.
В нашей школе ведется большая работа по формированию общекультурной компетенции. Для достижения полученного результата мы используем различные формы проведения: это классные часы и беседы, экскурсии, викторины, дискуссии, КВНы, просмотр фильмов и т.д. За истекший период были подготовлены и проведены ряд мероприятий.
В целях воспитания духовно-нравственных качеств личности, патриотизма, любви к Родине и гордости за свое Отечество, свой народ:
- классные часы «Великое сражение великой войны. Сталинградская битва»,
«Мы гордимся Вами… Величайшая женщина 20 столетия В. Терешкова»;
- смотр строя и песни, посвященный Дню защитника Отечества;
- беседы «Символы Российского государства», «4 ноября – День народного единства», «Блокада Ленинграда» и др.;
- организован просмотр фильма «Битва за Москву».
В целях формирования уважения и любви к женщине, воспитания внимания, заботливости к мамам, уважения к родным и близким, вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность:
- праздничные мероприятия, посвященные Дню матери, Международному женскому дню;
- беседы «Моя семья», «Поговорим о маме» и др.
В целях формирования у учащихся толерантного мышления, уважения к своим правам и правам других людей, уважения к культуре других народов, воспитания культуры общения:
- классные часы «Я, ты, он, она – вместе целая страна», «Спешите делать добро» и др.;
- диспут «Дорогою добра»;
- беседы «Вы сказали «здравствуйте»!», «Мальчики и девочки» и др.;
- ролевая игра «Учимся дружить».
В целях ознакомления с народными традициями, развития интереса к своей культуре, чувства общности со своими истоками, воспитания уважения к укладу жизни, быту:
- мероприятия «Новый год», «Масленица»;
- беседа «Мудрые заповеди предков» и др.
Школьник, обладающий высоким уровнем общекультурной компетенции, активно познает эстетические ценности, обладает глубокими эмоциональными переживания прекрасного, вежлив в отношениях с людьми. Все это способствует возможности жить в гармонии с окружающим миром.
Не менее важна работа по формированию учебно-познавательных компетенций учащихся.
Учебно-познавательные компетенции – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, обще учебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
Для ребёнка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Поэтому в представлении таких детей о своём будущем школа занимает существенное место. Часто у детей с ограниченными возможностями имеются отклонения в развитии, связанные с перенапряжением нервной системы ребёнка, а также различных болезненных состояний нервной системы – неврозов. У значительной части детей наблюдаются затруднения в усвоении программного материала, связанные с нарушением развития речи и особенностями их психической деятельности.
Формирование учебно-познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке, но и воспитатели своей работой вносят ощутимый вклад.
Самоподготовка – это продолжение учебного процесса. Подготовка домашнего задания в условиях школы-интерната – это один из наиболее ответственных режимных моментов. По своей значимости он является вторым режимным моментом после учебной работы на уроке. Домашние задания в школе выполняются воспитанниками самостоятельно под контролем воспитателя. Успешное проведение самоподготовки способствует решению одной из главных задач коррекционной школы-интерната: формированию у воспитанников умения самостоятельно трудиться.
Среди учащихся, с которыми мы работаем, есть дети с нарушениями интеллектуального развития. Нарушения познавательной деятельности, свойственные этой категории детей и являются причиной снижения или отсутствия интереса к учебной деятельности в целом. Как ребёнка, которому порой не хочется выполнять домашнее задание, который не проявляет интереса ни к учебной деятельности, ни к её результатам, включить в эту деятельность? Опыт работы с детьми с ОВЗ, показывает, что они включаются в деятельность, если задание ими воспринимается как интересное. Отсюда следует вывод – преподнести детям самоподготовку не как обязательный режимный момент, а как занятие, вызывающее интерес и несущее позитивный настрой.
Как говорил известный русский педагог К.Д.Ушинский: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями».
Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у детей являются использование таких видов упражнений как соревнования, загадки, ну и конечно, не надо забывать о поощрении. Все это способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывают положительное отношение к выполнению задания, улучшают работоспособность, появлению познавательного интереса к учебным предметам.
В ходе самоподготовки мы вспоминаем правило, читаем задание, объясняем ход выполнения задания, вспоминаем работу в классе с аналогичным заданием, используем индивидуальные памятки, таблички, которые эффективны в работе с детьми, имеющими трудности при выполнении домашнего задания.
Таким образом, благодаря систематической работе на самоподготовке развиваются и совершенствуются различные учебные умения: работа с книгой, чтение текста, заучивание стихотворений, ответ на вопрос.
Одним из средств развития познавательного интереса у школьников является игра. Она используется и как приём, активизирующий мыслительную деятельность, стимулирующий детей к познанию. Также игры способствуют расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и воображения.
Мы с учащимися выходим на прогулку: гуляем, играем на свежем воздухе, например, в такие игры как «Слова», «Я знаю 5 названий …», «Придумай рифму к слову…», «Опиши предмет» и др.
Кроме того, формирование учебно-познавательных компетенций реализовывалось и через проведение следующих мероприятий:
- внеклассные мероприятия «Сказки А.С. Пушкина» и др.;
- викторины «Животный мир земного шара», «Растительный мир земного шара» и др.;
- экологические игры «Лукошко грибника» и др.;
- тематические кроссворды, ребусы.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что в школе проводится большая работа по использованию всех возможностей воспитательного пространства школы для личностного развития учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая тема: «Развитие культурно – гигиенических навыков у воспитанников среднего возраста с ограниченными возможностями в условиях школы-интерната».
Формирование здоровье - сберегающих условий в ОУ интернатного типа для детей с ОВЗ, оказание им разносторонней помощи в психологической и социальной адаптации....
Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида
Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без организации системы индивидуализаци...
Доклад «Нравственно - патриотическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школе интернате».
Доклад затрагивает нравственно-патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате. Может быть использован МО, педсовете, для обобщения опыта....
« ВОЗМОЖНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ».
Современная школа требует переосмысления подходов к воспитанию, постепенного совершенствования содержания, форм и методов воспитания личности как творца и проектировщика своей жизни, который умеет опр...
Возможности воспитательного пространства школы-интерната для детей с ОВЗ в процессе формирования общекультурной и учебно-познавательной компетентности обучающихся
Выступление на педагогическом совете...
«Краеведение как средство патриотического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школе-интернате»
Из опыта работы в коле-интернате для слабослышащих обучающихся...
«Краеведение как средство патриотического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школе-интернате»
Из опыта работы в школе-интернате для слабослышащих обучающихся...