« ВОЗМОЖНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ».
методическая разработка на тему
Современная школа требует переосмысления подходов к воспитанию, постепенного совершенствования содержания, форм и методов воспитания личности как творца и проектировщика своей жизни, который умеет определять свою жизненную стратегию, стремиться быть компетентной, ответственной, социально активной и мобильной личностью, способной к социальным действиям. С целью формирования такой личности в воспитательный процесс внедряется компетентностный подход, одним из принципов которого и является принцип проектирования и конструирования воспитательного пространства школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 15.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
ПО ТЕМЕ: « ВОЗМОЖНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ».
Подготовила: Пономарева И.С.
2017
Современная школа требует переосмысления подходов к воспитанию, постепенного совершенствования содержания, форм и методов воспитания личности как творца и проектировщика своей жизни, который умеет определять свою жизненную стратегию, стремиться быть компетентной, ответственной, социально активной и мобильной личностью, способной к социальным действиям. С целью формирования такой личности в воспитательный процесс внедряется компетентностный подход, одним из принципов которого и является принцип проектирования и конструирования воспитательного пространства школы.
Воспитательное пространство – это результат творческой и интегральной деятельности школы ( учителя и учеников ), нацеленный на создание общего ценностно-нормативного уклада жизни школы; это пространство возможностей, динамическая система взаимосвязанных педагогических событий, которые составляют основы жизнедеятельности школы, направленных на личностное развитие учащегося, развитие его жизненных компетентностей.
Составными воспитательного пространства являются следующие содержательные элементы:
- жизненное пространство ученика ( интегральное отображение результатов его движения в воспитательном пространстве ); - самообразовательное пространство ( пространство эвристических заданий, ученических мастер-классов, МАН, индивидуальных проектов, конференций, клубов );
- творческое пространство ( пространство творческих работ, массовых праздников ); - трудовое пространство ( мастерские, кружки ); - игровое пространство ( деловые, сюжетно-ролевые, моделированные, исторические и спортивные игры );
- социальное пространство ( социальная практика, социальные проекты по краеведению, по профориентации, участие в социальной работе школы );
Важной составляющей воспитательного пространства школы, средством ее расширения на социальное пространство является социальная практика, которая играет роль механизма приобщения учащихся к жизни в социуме.
Социальная практика выполняет два основных задания:
1) Обеспечивает расширение границы школы, ее включение в реальную жизнь общества для успешного развития жизненных компетенций учащихся;
2) Способствует интенсивному развитию ключевых компетентностей, в первую очередь, социальной.
Социальная компетентность - означает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности ( выполнение роли гражданина, патриота, избирателя ), в социальной сфере ( потребителя, покупателя, хозяйственника ), в области семейных отношений и обязанностей; в вопросах экономики и права; в профессиональном самоопределении. В эту компетентность входит умение анализировать ситуацию, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Итак, Социальная компетентность – это сложная система качеств личности, которая формируется из комплекса социальных знаний, социальных мотивов, социальных способностей, навыков, привычек, способов деятельности и эмоционально-чувственного опыта.
Социальная компетентность наиболее универсальна, т. к. она вмещает элементы всех других компетентностей: поликультурных, коммуникативных, информационных, саморазвития и самообразования, творческой деятельности.
Формируя социальную компетентность, классные руководители и воспитатели воспитывают умение критически мыслить, принимать решения, разрешать конфликтные ситуации, определять идеалы, формировать собственное мировоззрение, систему ценностей, норм поведения, отвечать за свои поступки, готовность и способность реализовать знания и опыт в проблемной ситуации.
Педагоги школы особое внимание уделяют воспитанию культуры поведения, учат детей овладевать приемами построения общения в различных условиях, пониманию того, что успешность общения обеспечивается межличностным взаимодействием, для чего учителя стараются создавать в классных коллективах климат сотрудничества, атмосферу доверия и поддержки.
Жизненные навыки, связанные с основами социальной компетентности – это навыки, которые формируются в процессе приобретения социального опыта, системы ценностей общества, овладевание навыками поведения в социальной среде, восприятие и освоение социальных норм, традиций народа.
Одной из составляющих формирования социальной компетентности у учащихся является правовой аспект. С этой целью в школе ведется целенаправленная работа по профилактике правонарушений: это Совет профилактики, воспитательные часы, тренинги, встречи с сотрудниками ПДН, ГБДД, заседания клуба «Закон и порядок».
Профориентация учащихся также является одним из путей формирования их социальной активности, гражданского самосознания, формирования лучших качеств будущего профессионала и компетентного специалиста в выбранной сфере трудовой деятельности. Задача педагогов школы помочь учащимся в правильном и сознательном выборе будущей профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ в процессе формирования информационной компетентности учащихся на уроках физики.
Использование ИКТ в школьном курсе естествознания эффективно способствует развитию у учащихся информационной компетентности...
"Формирование социальной компетентности учащихся средствами искусства и музейной педагогики"
Школьнику на современном этапе необходимо развивать навыки самостоятельного поиска информации; умение ставить цели и их реализовывать; работать в группе, развивать аналитическое мышление; формировать ...
Обобщение опыта по теме "Формирование социальной компетентности учащихся"
материалы по обобщению опыта в модульной технологии для конкурса "Учитель года"...
Формирование социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через организацию проектной деятельности.
Главной целью трудового обучения в школе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни, что предполагает формирование личности...
Возможности воспитательного пространства школы-интерната для детей с ОВЗ в процессе формирования общекультурной и учебно-познавательной компетентности обучающихся
Выступление на педагогическом совете...
Профориентационная работа на уроках трудового обучения и СБО как один из путей формирования социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса. И уроки трудового обучения и СБО (социально-бытова...
Возможности воспитательного пространства школы-интерната для детей с ОВЗ
Воспитательное пространство – это результат творческой и интегральной деятельности школы, нацеленный на создание общего ценностно-нормативного уклада жизни школы; это пространство возможностей, ...