Методическая тема: «Развитие культурно – гигиенических навыков у воспитанников среднего возраста с ограниченными возможностями в условиях школы-интерната».
методическая разработка по теме
Формирование здоровье - сберегающих условий в ОУ интернатного типа для детей с ОВЗ, оказание им разносторонней помощи в психологической и социальной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_metodicheskoy_temy.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ№6 КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА Г.САНКТ-ПЕТЕРБУГА.
Методическая тема: «Развитие культурно – гигиенических навыков у воспитанников
среднего возраста с ограниченными возможностями в условиях школы-интерната».
Воспитатель: Кожушная Л.Ф.
г.Санкт – Петербург
2013 год.
Х А Р А К Т Е Р И С Т И К А Г Р У П П Ы.
Группа состоит из восьми человек. В группе одни мальчики. Все мальчики в группе разновозрастные.
У всех детей физическое состояние здоровья слабое, часто болеющие дети.
Умственное развитие детей очень низкое. Большинство из них не умеют писать, считать, читать,
Нервно - психическое состояние детей неуравновешенное: то дети спокойны, то они агрессивны, возбуждены, истеричны.
Санитарно - гигиенические навыки и самообслуживание у детей очень плохо привиты.
Познавательный интерес проявляется в зависимости от эмоционального настроя.
Из восьми детей группы, один только мальчик, Пономарев Саша имеет внешнее спокойствие, любит помогать воспитателям, ответственно относится к знаниям, приобретаемым в школе, очень сильно переживает за полученные плохие отметки.
Любое поручение Саша выполняет с удовольствием. Мальчик не курит. По возрасту Саша является одним из старших детей в группе.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Актуальность моей разработки в том, что здоровье детей в любом обществе при любых социально – экономических и политических ситуациях является предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.
Разработка построена с учётом условий пребывания и особенностей развития воспитанников в условиях школы - интерната, с учётом закономерностей психического развития детей и способствует развитию у детей потребности в здоровом образе жизни, успешной социализации воспитанников в будущей жизни.
Выбирая тему «Развитие культурно – гигиенических навыков у воспитанников среднего возраста с
ограниченными возможностями в условиях школы-интерната», считаю, что ее актуальность очевидна.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.
Ребенка здоровым можно считать, если он:
- в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;
- в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
- в социальном плане – коммуникабелен;
- в эмоциональном плане – уравновешен.
У многих воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) специальных (коррекционных) школ-интернатов нарушено эмоциональное, психическое и физическое здоровье. Поэтому актуальность здоровья и здорового образа жизни является вопросом первостепенной важности.
В моей группе в силу специфики самого ОУ и нарушения здоровья дети ограничены в сфере связей с реальным окружающим миром, в общении, в доступе к культурным ценностям. И, как результат, – детский инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности.
В данной ситуации необходимо формирование здоровье - сберегающих условий в ОУ интернатного типа для детей с ОВЗ, оказание им разносторонней помощи в психологической и социальной адаптации, способствующей:
- адекватному восприятию воспитанниками окружающей среды и собственного организма;
- выстраиванию адекватной системы отношений и общения с окружающими;
- усвоению и принятию нравственных целей, ценностей, норм поведения, мотивов деятельности;
- формированию у воспитанников потребности и способности к самовоспитанию – самостоятельному развитию себя как личности, субъекта деятельности, индивидуальности, отвечающей за свое поведение, стремящейся к достойной самореализации в обществе.
Из выше перечисленного следует, что воспитанникам с ОВЗ в моей группе необходима программа по воспитанию этических навыков для дальней успешной социализации.
Цели и задачи программы:
ПЕРСПЕКТИВНАЯ ЦЕЛЬ.
За счет создания в группе надлежащих педагогических условий обеспечить воспитание личности, понимающей и принимающей моделирование навыков и знаний, приобретаемых воспитанниками для будущей успешной социализации в обществе:
- практическая подготовка детей к самостоятельной независимой жизни;
- формирование знаний и умений, необходимых в быту, в жизни;
- повышения уровня общего развития;
- успешная социализация.
БЛИЖАЙШАЯ ПЕРСПЕКТИВА.
Становление нравственных принципов, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном развитии и совершенствовании культурного уровня.
Задачи реализации указанных перспектив.
- Познакомить воспитанников с общечеловеческими нормами нравственности, основами этики, гигиены и культуры общения.
- Содействовать формированию у детей волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели.
- Развивать творческую и социальную активность воспитанников. Способствовать возрастанию их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива.
- Формировать нравственные отношения в детском коллективе.
- Уделять особое внимание коррекции эмоциональной сферы воспитанников.
О С Н О В Н Ы Е Н А П Р А В Л Е Н И Я У С Л О В И Я Р Е А Л И З А Ц И И. I. Создание благоприятных условий для:
- нравственного становления и развития “я” личности каждого конкретного воспитанника;
- развития социально-адаптивных возможностей личности, способности к самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни;
- коррекции личности и психофизического развития воспитанников;
- сохранения и укрепления здоровья воспитанников, овладения навыками основ безопасности жизнедеятельности. II.Организация деятельности.
Основными направлениями были выбраны гигиена, культура, бытовое обслуживание.
Системообразующий вид деятельности – воспитательские занятия, часы общения.
Программа рассчитана на три года, занятия проводятся по методической теме три раза в неделю.
Занятия в группе проходят 45 минут и индивидуальные – 30 минут.
Я провела наблюдение за деятельностью воспитанников и пришла к выводу, что в большей мере им интересны дискуссии, ролевые игры, часы общения, занятия по интересам, этические беседы, моделирование и решение ситуаций с последующим исследованием. Поэтому отдаю им предпочтение при проведении занятий по воспитанию культурно-гигиенических навыков, а также большое количество практических занятий, позволяющих закрепить навыки культуры поведения.
С О Д Е Р Ж А Н И Е.
1.Основные направления:
- гигиена
- культура поведения в обществе
- бытовое самообслуживание.
Гигиена | Культура поведения в обществе | Бытовое самообслуживание |
I ГОД. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Предметы и средства личной гигиены, содержание их в порядке. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья теля. Душ, ванна, баня, сауна. Правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач. Пагубное влияние курения, алкоголя, наркотиков, токсических веществ на здоровье и развитие детского организма и окружающих. Практические работы.
ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
просмотре телепередач;
ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
II ГОД. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Особенности личной гигиены в жизни подростка. Особенности ухода за волосами. Пользование шампунем в соответствии с типом волос: жирные, сухие, нормальные. Средства борьбы с перхотью и выпадением волос. Практические работы.
ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
III ГОД. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Особенности личной гигиены юноши. Значение косметики для юноши. Правила и приемы ухода лица с использованием средств косметики: лосьон, крем, природные средства. Бритье. Правила и приемы бритья. Практические работы.
ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
| I ГОД. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Правила поведения в общественных местах: на улице, в общественном транспорте, в магазине, в театре, в музее, на выставке. Правила общежития. Правила поведения в семье. Практические работы.
ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
II ГОД. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Правила приема приглашения в гости и формы отказа. Подготовка к поездке в гости и приму гостей: внешний вид (одежда, обувь, прическа), подарки. Правила поведения в гостях. Правила поведения за столом. Общение с близкими людьми, сверстниками, взрослыми. Приемы общения с малознакомыми людьми. Практические работы.
ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
III ГОД. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Соблюдение законов РФ. Документы, необходимые каждому гражданину РФ (паспорт). Право на собственность. Как получить и сохранить жилье. Практические работы.
ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫЗНАТЬ:
ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
| I ГОД. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Значение одежды и обуви для сохранения здоровья человека. Правила и примы повседневного ухода за одеждой и обувью; предупреждение загрязнения, сушка, чистка. Уход за обувью, подготовка сезонной обуви к хранению. Поддержание одежды в порядке, правила выполнения мелкого ремонта. Правила и приемы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей. Глажение простых изделий. Практические работы.
ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
II ГОД. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Продления срока службы одежды. Уход за одеждой из разных тканей. Особенности стирки изделий из разных тканей. Использование бытовой техники при стирке одежды и белья. Правила и приемы глажения белья, одежды. Прачечная. Виды услуг, правила пользования прачечной. Химчистка. Виды услуг. Правила пользования химчисткой. Практические работы.
ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
III ГОД. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Виды одежды. Стиль одежды, мода. Приведение одежды в надлежащий вид с использованием услуг предприятий бытового обслуживания. Выбор одежды и обуви при покупке в зависимости от:
Практические работы.
ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
|
В группе первоначально проведена диагностика детей по данной методической теме,
тест составлен непосредственно мной, для того, чтобы определить уровень
наличия санитарно – гигиенических навыков.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА».
1.Моешься ли ты ежедневно под душем?
2.Моешь ли ты:
а) своё тело 1 – 2 раза в неделю тёплой водой с мылом и мочалкой?
б) руки перед едой?
в) руки после посещения туалета?
г) руки после игр с домашними животными?
д) руки после езды в общественном транспорте?
е) ежедневно: шею; уши; ноги.
3.Меняешь ли ты:
а) ежедневно нижнее бельё?
б) ежедневно носки, колготы?
4. Содержишь ли ты:
а) волосы в чистоте?
б) ногти в порядке?
― Подсчитай количество ответов «да». Если их 11, ты умеешь содержать кожу в чистоте.
Ф.И. воспитанника | Правила и приемы ухода за зубами. | Правила и приемы ухода за волосами | Соблюдение личной гигиены тела. | Соблюдение личной гигиены рук и ног. | Навыки самообслуживания | Общая оценка |
Абазаров Руслан | + | + | - | + | + | + |
Луканин Саша | + | - | - | + | + | + |
Храповицкий Али | - | - | - | + | + | - |
Пономарев Саша | + | - | + | + | + | + |
Поваров Руслан | - | - | - | - | - | - |
Суймин Леша | - | - | - | - | - | - |
Диагностика помогла определить уровень освоения основ гигиенической культуры, подсказала, на что следует обратить особое внимание в работе с детьми.
50% воспитанников (3 человека) плохо владеют правилами и приемами ухода за зубами, 66,6% (4 воспитанника) не владеют правилами и приемами ухода за волосами, 83,6% воспитанников не владеют навыками личной гигиены тела,
33,3% (2 воспитанника) плохо владеют навыками гигиены рук и ног, 33,3% (2 воспитанника) плохо владеют навыками самообслуживания.
Программа первого года курса «Развитие культурно – гигиенических навыков у воспитанников среднего возраста
с ограниченными возможностями в условиях школы-интерната» имеет
Цель:
Создать условия для гармоничного развития и сохранить физическое и психическое здоровье
воспитанников.
Задачи: - прививать санитарно – гигиенические навыки;
- воспитывать сознательное отношение к укреплению здоровья;
- формировать у детей представления о здоровье и гигиене;
- формировать умения вести здоровый образ жизни.
Знания: - знать о состоянии своего здоровья;
- знать основы гигиенической культуры;
- знать все о здоровом образе жизни;
Умения: - уметь заботиться о своем здоровье;
- уметь правильно рассчитывать свои силы и возможности;
Название месяца | Гигиена | Культура поведения в обществе | Бытовое самообслуживание |
Сентябрь | Беседа «Предметы и средства гигиены». Беседа «Я буду чистым». Беседа» Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья теля. Душ, ванна, баня, сауна». | Беседа: «О красоте поведения в общественном транспорте, на улице». Беседа «Вежливый ли ты?». Беседа «Основы нравственной личности: стыд, жалость, доброжелательность». | Беседа» Значение одежды и обуви для сохранения здоровья человека». Беседа» Правила и примы повседневного ухода за одеждой и обувью». Практическое занятие «Обувь и уход за ней» |
Октябрь | Беседа «Уход за зубами, телом и волосами». Практическое занятие: «Выполнение утреннего и вечернего туалета». Беседа « Уход за волосами в соответствии с их типом». Практическое занятие «Определение своего типа волос». | Сюжетно-ролевая игра: «Правила поведения в общественных местах»; Беседа «Мы все такие разные и это круто!». Беседа «О вежливости». Экскурсия в осенний сквер». | Операция «Уют». Беседа «Личные вещи содержим в порядке». «Ремонтная мастерская». Починка личных вещей. |
Ноябрь | Беседа «Режим дня». Беседа «Особенности личной гигиены подростков». Практическое занятие »Чистка зубов, мытье рук, лица, ушей, шеи, ног». | Беседа «Я твой друг и ты мой друг». Тренинг по теме: «Я живу в общежитии». Беседа «Основы нравственной личности: жалость, стыд, доброжелательность». Беседа «Важный разговор о правдивости». | Беседа «Успех здоровья». Практическая работа «Сушка и чистка школьной формы». Беседа «Как не простудиться». |
Декабрь | Беседа «Уход за кожей лица». Практическое занятие «Уход за кожей лица» Беседа «Чистота - залог здоровья». | Игровой практикум «Уроки гостеприимства». Беседа «Хорошие слова». Беседа «Помощь друга - главное в жизни». | Беседа «Одежда и уход за ней». Практическое занятие «Уход за верхней одеждой». Беседа «Обувь и уход за ней» |
Январь | Беседа «В гостях у Мойдодыра». Практическое занятие «Уход за внешним видом». Беседа ««Косметические средства по уходу за телом и их хранение». | Дискотека «Я твой друг и ты мой друг». Беседа «Поговорим о доброте». Читаем басни И.А.Крылова. Беседа «Правила в театре и кино». | Практическое занятие «Уход за обувью» Беседа » Продление срока службы одежды». Практическое занятие «Продление срока службы одежды». |
Февраль | Практическое занятие «Косметические средства по уходу за телом и их хранение». Беседа «Правила ухода за руками, ногами». Практическое занятие «Уход за руками и ногами». | Беседа «Правила поведения в музее и на выставке». Экскурсия в музей. Беседа «Правила поведения в библиотеке». | Беседа «Глаженье одежды» Практическое занятие «Учусь гладить» Беседа «Правила и приемы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей». |
Март | Беседа «Гигиена зрения». Практическое занятие «Уход за зрением». Беседа «Пагубное влияние курения, алкоголя, наркотиков, токсических веществ на здоровье и развитие детского организма и окружающих». | Экскурсия в библиотеку. Беседа «Правила общежития». Тренинг по теме: «Я живу в коммунальной квартире». | Практическое занятие «Учусь стирать». Беседа «Хороший тон в одежде». Операция «Уют». |
Апрель | Беседа «Скажем – нет наркотикам». Тренинг «Чистота – залог здоровья». Игра « Ты - чистюля, я – чистюля». | Беседа «Правила поведения в семье». Сюжетно-ролевая игра «Я и моя семья». Беседа «Правила поведения за столом». | Беседа «Покупка одежды и обуви». Экскурсия в магазин одежды и обуви. Практическое занятие «определение размеров одежды и обуви». |
Май | Практическое занятие «Школа чистюли». Игра « Наша пятая группа – всегда чистая». Ролевая игра «Поговорим о чистоте». | Беседа «Правила приема пищи». Практическое занятие « Я в столовой». Экскурсия в кафе-мороженое. | Беседа «Где можно сделать ремонт одежды и обуви». Экскурсия в швейное ателье. Экскурсия в обувное ателье. |
Конечные результаты программы:
-, воспитанники должны усвоить основные понятия: этикет, нравственность, мораль, культура, воспитанность, вежливость, деликатность, толерантность, культура речи, мода, красота, гармоничность, честь, достоинство, совесть, порядочность, рыцарство;
- иметь четкое представление о том, кто может называться воспитанным, культурным человеком;
- соблюдать школьный этикет;
- обладать культурой речи;
- соблюдать правила нравственного поведения в школе, в общественных местах;
- уметь одеваться, со вкусом использовать мужскую косметику;
- уметь культурно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки;
- знать и иметь навыки приема гостей;
- владеть столовыми приборами;
- в общении быть вежливым, тактичным, уважать другие вкусы и взгляды;
- быть толерантным, уважать в любом человеке человека;
- уметь анализировать свои поступки.
Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья должны быть социально адаптированы и подготовлены к независимой жизни в обществе.
Я убеждена, что организованная таким образом педагогическая работа в условиях детского дома, будет способствовать расширению представлений воспитанников по вопросам охраны и укрепления здоровья, закаливания организма путем правильного гигиенического поведения, физического воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"
Программа “Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната” отображает необходимый обществу и государству социальный заказ н...
Выступление на семинаре воспитателей школ-интернатов и детских домов Курской области на тему "Роль мониторинговых исследований в условиях школы-интерната"
Опыт использования образовательного мониторинга, как эффективного инструмента повышения качества воспитания в условиях школ-интернатов....
Этнокультурный аспект развития коммуникативных навыков у учащихся старших классов в условиях школы-интерната
Статья о проблеме развития коммуникативных навыков подростков....
План работы по самообразованию . Воспитателя школы –интерната 8 вида. Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,воспитанников с ОВЗ в условиях школы-интерната»
План работы по самообразованию . Воспитателя школы –интерната 8 вида. Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,в...
Доклад «Формирование жизненных компетенций в условиях школы-интерната посредством социально-бытовых и культурно-гигиенических навыков»
С целью формирования компетенции в бытовой сфере в школах-интернатах необходимо проводить работу по развитию и совершенствованию навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоват...
Методическая разработка по развитию коммуникативных навыков детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью в условиях школы-интерната
Программа бесед и упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков детей-сирот с ОВЗ. В данном материале описан цикл занятий для повышения коммуникативного уровня детей, находящихся в сиро...
Тема самообразования: "Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях школы - интерната"
Участие в конкурсе педагогических проектов "Мой вклад в совершенствовании работы школы-интерната" доклад с темой самообразования "Формирование здорового образа жизни у воспитанников в у...