Доклад «Нравственно - патриотическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школе интернате».
учебно-методический материал по теме
Доклад затрагивает нравственно-патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате. Может быть использован МО, педсовете, для обобщения опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno.docx | 35.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа - интернат»
Доклад на тему:
«Нравственно - патриотическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школе интернате».
Выполнила:
воспитатель школы-интерната
Иванова С.И.
Доклад на тему:
« Нравственно - патриотическое воспитание обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья в школе интернате »
Алексеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида находится на окраине города и значительно удалена от основных объектов культуры. Так как школа коррекционная, к нам поступают дети с отклонениями в развитии. В школе обучаются дети из разных категорий семей. Специальная (коррекционная) школа осуществляет обучение и воспитание детей, которые в силу своего недоразвития или нарушения не могут обучаться в массовой школе. Многие дети из неблагополучных семей.
Нравственность- это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности граждан.
Патриотизм- это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и и практической деятельности человека.
Вопросы нравственно - патриотического развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственно-патриотического воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственно-патриотического воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не воспитатель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно в связи с этим школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить
ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственно- патриотическое воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
В специальной коррекционной педагогике и психологии выдвигается на первый план проблема эмоционального развития детей с нарушением интеллекта (школа VIII вида). Эти нарушения являются важным фактором, затрудняющим социальную адаптацию, любое воспитание ( включая и патриотическое) при умственной отсталости. Школьники ограничены в возможностях выражения переживаний и отношений социально- приемлемым способом; испытывают затруднения в понимании эмоциональных состояний других людей. Всё это сказывается на качестве учебно – воспитательного процесса. Следовательно, возникает необходимость в комплексном, целенаправленном , своевременном, систематическом коррекционном воздействии на эмоциональные рецепторы умственно отсталых школьников, с учётом их индивидуальных особенностей.
Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:
-воспитание ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу.
-формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-воспитание уважения к труду;
-развитие интереса к русским традициям и промыслам;
-формирование элементарных знаний о правах человека;
-расширение представлений о городах России;
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи являются решаюшими во всех видах детской деятельности:
на занятиях, в играх, в труде, в быту- так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства. Но и формируют его взаимоотношении со взрослыми и сверстниками.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка-сложный педагогический процесс . В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье , к самым близким людям- к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Быть гражданином, патриотом-это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, доброжелательного отношение к культуре других народов , к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создаётся у ребёнка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живёт данный народ , о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.
К концу начального периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции , искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.
Таким образом я строю свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы;
-«позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста );
-непрерывность и преемственность педагогического процесса;
-дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
-рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
-деятельный подход
-развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Тематические планирование способствовало эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут . Причем темы повторяются в каждом классе. Изменяются только содержание, объём познавательного материала и сложность, следовательно и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочить к конкретным событиям и праздника, например, знакомство с правами и обязанностями- в декабре (перед Днём Конституции), Богатыри земли Русской – в феврале ( перед Днём защитника Отечества), обеспечивая тем самым связь с общественными событиями. Следует подчеркнуть, что для наших детей характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей вниманию и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой , музыкой, изодеятельностью.
Проводилась сказкотерапия .У каждого народа свои сказки , и все они передают от поколения , к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа , но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Все задачи по нравственно-патриотическому воспитанию были внутри работы я ставила задачу отобрать из массы впечатлений , получаемых ребенком наиболее доступные ему: природа и мир животных родного края, труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными , вызывающими интерес
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответсвующего
материала позволяет формировать у школьников представление о том, чем славен родной край. Внимание детей постарше привлекалось к объектам. Которые расположены на ближайших улицах: школа. Кинотеатр, почта, аптека, рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу,
наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. На занятиях прививались детям важные понятия, как «Долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу». Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили потому что любим свою отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей . Их имена увековечены в названиях героев , отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины , с гимном, флагом и гербом государства.
При исследовании нравственного опыта младших школьников я использовала ряд взаимодополняющих методик: беседа по сюжетному рассказу, метод незаконченных рассказов, опрос.
Беседа. При использовании беседы по сюжетному рассказу, испытуемому предлагалось прослушать рассказ, содержащий нравственную проблему. Герои рассказа попадали в ситуацию морального выбора. После прослушивания рассказа школьникам задавались вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме.
Незаконченный рассказ. При использовании метода незаконченных
рассказов, ученикам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом
является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их.
При определении особенностей нравственного опыта младших школьников использовались следующие критерии: степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости.
Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как понимание ими содержание моральных норм, знание способов поведения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или несоблюдения моральной нормы.
О нравственном отношении узнавала по оценочным суждениям школьников о поступках другого человека, о своих поступках, а также по особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам.
Опрос. Задавались вопросы..
Скажи, как ты думаешь, что такое ответственность?
Как обычно ведет себя ответственный человек?
Как обычно ведет себя безответственный человек?
Скажи, как ты думаешь, что такое доброжелательность?
Как обычно ведет себя доброжелательный человек?
Как обычно ведет себя недоброжелательный человек?
При проведении опроса перед детьми был поставлен моральный выбор ,школьники с низким уровнем нравственного опыта 15% терялись в ответах, остальные 85% объяснили значение слов ,как они и понимают.
Анализ ответов показывает, что нравственные знания неоднозначны для своей выборки.
Нравственные знания у этих учеников находятся на уровне представлений, хотя по своей глубине и широте они намного отличаются от знаний учащихся с низким уровнем нравственного опыта.
Очевидно, что нравственная воспитанность детей соответствуют возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Многие из ребят имеют представление о таких понятиях, как доброжелательность и ответственность. Вместе с тем, осознавая их положительную или отрицательную направленность, они не всегда были в состоянии сформулировать многие из понятий более конкретно. Поэтому возникла необходимость в дальнейшей работе по совершенствованию представлений младших о нравственных категориях. Кроме того, в ходе исследования выяснилось, что большинство
детей, даже осознавая потребность нравственного поведения в повседневной жизни, регулярно попадают под аморальное влияние кумиров, сверстников и т.д. Следовательно, младшие школьники находятся на «малоустойчивой стадии нравственной воспитанности» (по определению А.В. Зосимовского).
Нравственная культура-это еще и православие. Совесть, любовь, благо, истина, красота. Нравственные нормы почитания родителей, предков, старших, и конечно 10 главных заповедей. На занятиях дети были ознакомлены с 10 заповедями. Рассмотрели как они их понимают.
Младшие дети должны знать что они граждане своей страны, уметь воспитывать в себе доброту, волю.
-любить Родину, людей,
-беречь свое человеческое достоинство, охранять памятники культуры
-проявлять заботу о людях в повседневной жизни
-творить в учебе
-помогать товарищам, быть неравнодушным к злу, обману, несправедливости
-любить природу и бережно к ней относиться, учавствовать в деятельности по охране природы.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляя сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. « В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин . Всё что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно проходить к детям,»- эту заповедь Макаренко А.С, необходимо использовать при работе с детьми и их родителями.
В нашей работе применяются следующие формы: наблюдение, беседы, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, подготовка небольших сообщений по проблеме, викторины. Формулировка собственных определений некоторых понятий, морально-правовые беседы с эмоциональных контекстом, опорой на художественные образы.
Необходима целенаправленная работа, направленная на ликвидацию разрыва между их нравственными представлениями и особенностями поведения в повседневной жизни, а также систематическое педагогическое подкрепление.
Для диагностики и выявления уровня сформированности нравственных качеств учащихся начальной школы методами исследования были выбраны: наблюдение, беседа, рассказ, опрос и анкетирование.
Данные анкетного опроса родителей и учащихся выявили значимость и актуальность исследуемой проблемы. Так, абсолютное большинство опрошенных (91%) оценили её как актуальную .В формировании ценностных ориентаций, по мнению родителей и педагогов, существенную роль играют идеальные личности, на основе подражания которым и происходит формирование ценностей. Анкетирование учащихся 1-2 классов (10 человек) показало, что такими идеалами у младших школьников являются родители и ближайшие родственники (24,6%), преуспевающие бизнесмены (25, 3%), учителя (18,4%), герои литературных фильмов (19,2%), друзья и знакомые (12,5%).
по нравственному воспитанию использует множество разнообразных методов и приемов:
· этические беседы (на уроках внеклассного чтения, если позволяет материал, во внеурочное время),
· рассказы на этическую тему,
· диспуты (проводятся раз в месяц, при этом дети выбирают тему из предложенных учителем),
· письменные размышления на нравственную тему (некоторые из сочинений зачитываются перед классом),
· пример (герои художественных произведений, герои «Ералаша» и т. п.),
· встречи с «интересными» людьми (в класс приходили милиционер, врач).
· разъяснение (в основном индивидуальное, после совершения плохого поступка),
· рассказ на этическую тему,
· чтение (рассказов и сказок).
Нравственная норма “доброжелательность” характеризовалась в большей мере взаимоотношениями между людьми. Доброжелательность определяется нашими познаниями, как стремление видеть в другом положительные качества, вера в возможность изменения человека к лучшему и в его способности, готовность придти на помощь советом и делом.
На указанные признаки моральных норм мы ориентировались при определении особенностей нравственного опыта испытуемых.
Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:
1) словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.);
2) практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.);
3) наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива
Статья раскрывает роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива....
Нравственное и эстетическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии в школе VIII вида
Формирование личности ребёнка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определённой нравственной позиции – сложный педагогический процес...
Доклад и презентация на тему "Патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и пения, и во внеурочной деятельности".
В материале представлены доклад и презентация на актуальную тему нашего современного общества: "Патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и пения, и во вн...
«Паломнические поездки и экскурсии как эффективные формы духовно-нравственного воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Паломнические поездки и экскурсии являются одной из эффективных форм духовно-нравственного воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В центре «Гармония» определены пут...
«Краеведение как средство патриотического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школе-интернате»
Из опыта работы в коле-интернате для слабослышащих обучающихся...
«Краеведение как средство патриотического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школе-интернате»
Из опыта работы в школе-интернате для слабослышащих обучающихся...
Выступление на методическом объединении воспитателей Тема: «Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья, как средство развития нравственных качеств личности».
Тема патриотизма – всегда очень важная, в данное время особенно актуальна. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, но его над...