Рабочие программы на 2018-2019гг.
рабочая программа
Рабочие программы по истории 5, 6, 9, 11 кл., по обществознанию 6, 9, 11 кл, по ОРКСЭ 4 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmy_2018-2019gg_-_na_sayt.rar | 379.61 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №2»
Кулундинского района Алтайского края
Согласовано методический совет школы протокол №12 от «30» 03.2018г. | Утверждено приказом директора школы от «30» 08.2018г. №51-Д |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
"Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль: Основы светской этики.
4 класс, начальная общеобразовательная школа.
на 2018-2019 учебный год
Составитель программы:
Афанасьева Е.А.
учитель истории
с.Кулунда 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «ОРКСЭ» разработана для преподавания в 4 классе по модулю «Основы светской этики». Нормативные документы и материалы, на основе которых был разработан документ: - Рабочая программа составлена на основе авторской программы - Основы религиозных культур и светской этики. Программы 4-5 класс./ А.Я.Данилюк–М.:Просвещение,2010г. - Федеральный перечень учебников на 2013-2014 гг. (в соответствии Федеральным приказом перечня учебников, допущенных с 2014-2015гг., данного учебника в перечне нет, но согласно Приказу, допускается использование учебников, допущенных ранее в течение 5 лет, т.е. до 2018-2019гг.). Цель и задачи учебного курса: Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции. Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные задачи комплексного учебного курса:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Срок реализации: 1 год (2018-2019гг.) Место комплексного учебного курса в учебном плане.
Комплексный учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в объёме 34ч.: модуль: Основы светской этики в 4 классе за 1-2 полугодие. НО! Согласно учебного плана ОУ, при 1 ч. изучения предмета и при 35 ч. учебной неделе в году, на курс отводят 35ч. В рабочей программе добавляется 1 ч. резерва (итого 35ч.) на защиту творческих проектов в отличие от авторской программы (34ч.).
Основные содержательные модули курса:
- Основы православной культуры
- Основы исламской культуры
- Основы буддийской культуры
- Основы иудейской культуры
- Основы мировых религиозных культур
- Основы светской этики (модуль выбран учащимися и родителями МБОУ «КСОШ №2»)
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей. Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля. В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом. УМК: - Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы.-М.: Просвещение, 2012г.
- Основы религиозных культур и светской этики. Программы 4-5 класс. / А.Я.Данилюк –
М.:Просвещение, 2010г.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. 4-5 классы.-М.: Просвещение, 2010г.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы/ В.А.Тишков, Т.Д.Шапошникова.-М.: Просвещение, 2010г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; — определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками. Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия — наша Родина.
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
№п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
1 | Россия – наша Родина. | 1 | ||
2 | Что такое светская этика | 1 | ||
3 | Культура и мораль | 1 | ||
4 | Особенности морали | 1 | ||
5-6 | Добро и зло | 2 | ||
7-8 | Добродетель и порок | 2 | ||
9 | Свобода и моральный выбор человека | 1 | ||
10 | Свобода и ответственность | 1 | ||
11 | Моральный долг | 1 | ||
12 | Справедливость | 1 | ||
13 | Альтруизм и эгоизм | 1 | ||
14 | Дружба | 1 | ||
15 | Что значит быть моральным | 1 | ||
16-17 | Подведение итогов | 2 | ||
18 | Род и семья-исток нравственных отношений | 1 | ||
19 | Нравственный поступок | 1 | ||
20 | Золотое правило нравственности | 1 | ||
21 | Стыд, вина и извинения | 1 | ||
22 | Честь. | 1 | ||
23 | Совесть | 1 | ||
24-25 | Образцы нравственности. | 2 | ||
26 | Образцы нравственности в культуре Отечества | 1 | ||
27 | Этикет | 1 | ||
28 | Семейные праздники | 1 | ||
29 | Жизнь человека-высшая нравственная ценность | 1 | ||
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | ||
31-35 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | 5 |
Формы, методы и средства работы с детьми,
испытывающие затруднения в освоении образовательной программы:
Способы деятельности педагога | Способы самодеятельности ребенка |
1. Познание ребенка | 1. Самопознание |
2. Понимание ребёнка и его жизнедеятельности | 2. Самопонимание |
3. Педагогическое проектирование | 3. Самопроектирование |
4. Созидание | 4. Самосозидание |
5. Педагогическая рефлексия | 5. Саморефлексия |
6. Педагогическая коррекция | 6. Самокоррекция |
Методы:
-объяснительно-иллюстративный (информационно - рецептивный) – использование иллюстраций из учебника и наглядного материала учителя по предмету ОРКСЭ;
-репродуктивный – чтение и анализ прочитанного (фрагменты из учебника, дополнительные тексты по темам, соответствующие темам по предмету ОРКСЭ)
-частично поисковый (эвристический) – выполнение творческих заданий, основанный на сказках по темам из курса ОРСКЭ;
-проблемное изложение;
-исследовательский – составление проекта, наряду со всеми учащимися класса, защита итоговых проектов происходит на последних уроках.
Формы организации работы в классе:
- фронтальная;
- подгрупповая;
- малые группы;
- индивидуальная;
- консультативная;
Лист внесенных изменений в Рабочую программу.
№п/п | ч.по плану | ч.по факту | выполнение | коррекция | причина |
1 | 35 | 34 (в 4 Б классе) | -1 | 24.12 №15+16 | 05.11 празд.день |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоги школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников (английский язык) 2018-2019гг
Протокол школьного этапа Всероссийской олиммпиады школьников 2018-2019 учебный год...
Справка об итогах входных контрольных работ в 2018-2019гг.
Согласно графику проведения мониторинга учебных достижений на начало 2018 – 2019 учебного года были проведены контрольные...
Справка по итогам рубежных контрольных работ в 2018-2019гг.
Согласно графику внутришкольного контроля на 2018 – 2019 учебный год были проведены контрольные работы п...
План воспитательной работы в 7 классе на 2018-2019гг.
План воспитательной работы (7 класс)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ 10 класса (девушки) 2018-2019гг.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ 10 класса (девушки)...
Программа КУРСА ПО ВЫБОРУ «ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОРФОГРАФИИ» 9 класс 2018-2019гг.
Курс по выбору «Трудные случаи орфографии» предназначен для учащихся 9 класса и носит теоретико-практический характер. Цель: повышение грамотности учащихся, развити...