Рабочие программы на 2018-2019гг.
рабочая программа

АФАНАСЬЕВА Елена Александровна

Рабочие программы по истории 5, 6, 9, 11 кл., по обществознанию 6, 9, 11 кл, по ОРКСЭ 4 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmy_2018-2019gg_-_na_sayt.rar379.61 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №2»

Кулундинского района Алтайского края

Согласовано

методический совет школы

протокол №12 от   «30» 03.2018г.

             Утверждено

             приказом директора школы

            от «30» 08.2018г. №51-Д          

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

"Основы религиозных культур и светской этики»  

Модуль: Основы светской этики.

4 класс, начальная общеобразовательная школа.

на 2018-2019 учебный год

Составитель программы:

Афанасьева Е.А.  

учитель истории  

с.Кулунда 2018

       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Рабочая программа учебного предмета «ОРКСЭ» разработана для преподавания в 4 классе по модулю «Основы светской этики».                                                                Нормативные документы и материалы, на основе которых был разработан документ:                 - Рабочая программа составлена  на основе авторской программы         - Основы религиозных        культур и светской этики. Программы 4-5 класс./ А.Я.Данилюк–М.:Просвещение,2010г.                - Федеральный перечень учебников на 2013-2014 гг. (в соответствии Федеральным приказом        перечня учебников, допущенных с 2014-2015гг., данного учебника в перечне нет, но согласно        Приказу, допускается использование учебников, допущенных ранее в течение 5 лет,                т.е. до 2018-2019гг.).                                                                                         Цель и задачи учебного курса: Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.                                                                                                                Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.                        Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

     

            Срок реализации: 1 год (2018-2019гг.)                                                                Место комплексного учебного курса в учебном плане.

Комплексный учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  изучается в объёме 34ч.: модуль: Основы светской этики в 4 классе за 1-2 полугодие. НО! Согласно учебного плана ОУ, при 1 ч. изучения предмета и при 35 ч. учебной неделе в году, на курс отводят 35ч. В рабочей программе добавляется 1 ч. резерва (итого 35ч.) на защиту творческих проектов в отличие от авторской программы (34ч.).

Основные содержательные модули курса:

  • Основы православной культуры
  • Основы исламской культуры
  • Основы буддийской культуры
  • Основы иудейской культуры
  • Основы мировых религиозных культур
  • Основы светской этики (модуль выбран учащимися и родителями МБОУ «КСОШ №2»)

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей. Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля. В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.                                                                                         УМК: - Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы.-М.: Просвещение, 2012г.

              - Основы религиозных культур и светской этики. Программы 4-5 класс. / А.Я.Данилюк –

М.:Просвещение, 2010г.

  - Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и                 светской этики. Книга для родителей. 4-5 классы.-М.: Просвещение, 2010г.

  - Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и                 светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы/ В.А.Тишков, Т.Д.Шапошникова.-М.: Просвещение, 2010г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; —        определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.        Учебный модуль «Основы светской этики»

Россия — наша Родина.

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

№п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Примечание

1

Россия – наша Родина.

1

2

Что такое светская этика

1

3

Культура и мораль

1

4

Особенности морали

1

5-6

Добро и зло

2

7-8

Добродетель и порок

2

9

Свобода и моральный выбор человека

1

10

Свобода и ответственность

1

11

Моральный долг

1

12

Справедливость

1

13

Альтруизм и эгоизм

1

14

Дружба

1

15

Что значит быть моральным

1

16-17

Подведение итогов

2

18

Род и семья-исток нравственных отношений

1

19

Нравственный поступок

1

20

Золотое правило нравственности

1

21

Стыд, вина и извинения

1

22

Честь.

1

23

Совесть

1

24-25

Образцы нравственности.

2

26

Образцы нравственности  в культуре Отечества

1

27

Этикет

1

28

Семейные праздники

1

29

Жизнь человека-высшая нравственная ценность

1

30

Любовь и уважение к Отечеству.

1

31-35

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

5

Формы, методы и средства работы с детьми,

испытывающие затруднения в освоении образовательной программы:

Способы деятельности педагога
Методы и приемы

Способы самодеятельности ребенка
Методы и приемы

1. Познание ребенка

1. Самопознание

2. Понимание ребёнка и его жизнедеятельности

2. Самопонимание

3. Педагогическое проектирование

3. Самопроектирование

4. Созидание

4. Самосозидание

5. Педагогическая рефлексия

5. Саморефлексия

6. Педагогическая коррекция

6. Самокоррекция

Методы:

-объяснительно-иллюстративный (информационно  - рецептивный) – использование иллюстраций из учебника и наглядного материала учителя по предмету ОРКСЭ;

-репродуктивный – чтение и анализ прочитанного (фрагменты из учебника, дополнительные тексты по темам, соответствующие темам по предмету ОРКСЭ)

-частично поисковый (эвристический) – выполнение творческих заданий, основанный на сказках по темам из курса ОРСКЭ;

-проблемное изложение;

-исследовательский – составление проекта, наряду со всеми учащимися класса, защита итоговых проектов происходит на последних уроках.

Формы организации работы в классе:

- фронтальная;

- подгрупповая;

- малые группы;

- индивидуальная;

- консультативная;

Лист внесенных изменений в Рабочую программу.

        

№п/п

ч.по плану

ч.по факту

выполнение

коррекция

причина

1

35

34 (в 4 Б классе)

-1

24.12 №15+16

05.11 празд.день


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоги школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников (английский язык) 2018-2019гг

Протокол школьного этапа Всероссийской олиммпиады школьников 2018-2019 учебный год...

Справка об итогах входных контрольных работ в 2018-2019гг.

Согласно   графику   проведения мониторинга учебных достижений на начало   2018 – 2019 учебного  года  были  проведены  контрольные...

Справка по итогам рубежных контрольных работ в 2018-2019гг.

Согласно   графику   внутришкольного  контроля  на 2018 – 2019 учебный  год  были  проведены  контрольные    работы   п...

План воспитательной работы в 7 классе на 2018-2019гг.

План воспитательной работы (7 класс)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ 10 класса (девушки) 2018-2019гг.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ 10 класса (девушки)...

Программа КУРСА ПО ВЫБОРУ «ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОРФОГРАФИИ» 9 класс 2018-2019гг.

Курс по выбору «Трудные случаи орфографии» предназначен для учащихся  9 класса  и носит теоретико-практический характер.  Цель:  повышение грамотности учащихся, развити...