Программа КУРСА ПО ВЫБОРУ «ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОРФОГРАФИИ» 9 класс 2018-2019гг.
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Анастасия Владимировна Абраменкова

Курс по выбору «Трудные случаи орфографии» предназначен для учащихся  9 класса  и носит теоретико-практический характер.  

Цель:  повышение грамотности учащихся, развитие  культуры письменной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пречистенская средняя школа имени И.И. Цапова»

Гагаринский район, Смоленская область

Согласовано

заместитель директора по УВР

_________________Е.В. Макаренкова

Утверждаю

директор МБОУ «Пречистенская средняя школа» __________________Н.В. Мелентьева

ПРОГРАММА

КУРСА ПО ВЫБОРУ

«ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОРФОГРАФИИ»

Учитель русского языка и литературы

первой категории

Абраменкова Анастасия Владимировна


С. Пречистое

2018-2019гг.

Паспорт программы

Наименование программы

Программа курса по выбору

 «Трудные случаи орфографии»

9 класс

Основание для разработки программы

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12.2010 г. №1897.

Разработчик программы

Учитель русского языка и литературы

первой категории

Абраменкова Анастасия Владимировна

     Цель программы

повышение грамотности учащихся, развитие  культуры письменной речи

Задачи программы

- обобщение и систематизация знаний учащихся в области правописания;

-  более глубокое  осмысление полученных  ранее сведений  по орфографии;

-  обучение умелому  пользованию  информацией при выборе правильного написания;

-  создание условий  для развития учащихся;

- привитие  интереса  к изучению родного языка.

Исполнители основных мероприятий

Учитель русского языка и литературы

первой категории

Абраменкова Анастасия Владимировна

Участники  программы

Обучающиеся 9 класса

 Система организации контроля  за ходом реализации Программы

Общий контроль за реализацией Программы осуществляет администрация школы.

Куратор Программы - зам. директора по УВР Макаренкова Е.В.

Время реализации программы

2018-2019 гг.

Вид Курса по выбору

Предметно-ориентированный

Разработка рабочей программы

  1. Планируемые результаты Курса по выбору: личностные, метапредметные, предметные
  2. Содержание курса
  3. Тематическое планирование

Формы работы

- лекция,

- практическая работа,

- самостоятельная работа,

- индивидуальная консультация

Виды деятельности

- групповая и индивидуальная работа,

- работа в парах,

- работа с тренажёрами в сети Интернет,

- работа с заданиями открытого банка ФИПИ,

- продуктивное чтение,

- составление схем, таблиц

Ожидаемые результаты реализации программы

- удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;

- развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;

- развитие навыков самообразования и самопроектирования;

- углубление, расширение и систематизация знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности;

- совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся;

- формирование умения осуществлять поиск нужной информации;

- формирование грамотности и научного мировоззрения у обучающихся.

Пояснительная записка

        Рабочая программа курса по выбору  «Трудные случаи орфографии» для  9 класса  составлена на основе:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12.2010 г. №1897.

–    Примерной программой основного общего образования по русскому языку- М.Т.   Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений . 5-9 классы» М., «Просвещение», 2016г. (Рекомендована Министерством образования и науки России);

 -  Положением о рабочей программе МБОУ «Пречистенская средняя школа»;

  - Учебным планом   МБОУ «Пречистенская средняя школа»  на 2018 -2019 учебный год.

 

     Курс по выбору «Трудные случаи орфографии» предназначен для учащихся  9 класса  и носит теоретико-практический характер.  

     Курс необходим и актуален в связи с тем, что данный материал востребован на экзаменах в выпускных классах. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе по выбору, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку, поэтому курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, поможет обучающимся оценить свои возможности по русскому языку.

   

 Цель:  повышение грамотности учащихся, развитие  культуры письменной речи.

 Задачи:

-  обобщение и систематизация знаний учащихся в области правописания;

-  более глубокое  осмысление полученных  ранее сведений  по орфографии;

-  обучение умелому  пользованию  информацией при выборе правильного написания;

-  создание условий  для развития учащихся;

- привитие  интереса  к изучению родного языка.

 

Планируемые результаты освоения  курса по выбору « Трудные случаи орфографии»

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

I) владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

владение разными видами чтения;

способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;

осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический).

Общая характеристика курса

     Курс по выбору "Трудные случаи орфографии " имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают  самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность.    

      В основу изучения орфографии и формирования орфографических навыков в школе положена работа над орфограммами. Школьники должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило.

   Необходимы некоторые обобщенные комментарии к понятиям «орфограмма», «опознавательные признаки орфограмм», а также комментарии к некоторым формулировкам правил. Создание элективного курса  по трудным вопросам орфографии диктуется также необходимостью прокомментировать как с практической, так и с теоретической стороны ряд трудных орфографических тем. Русская орфография справедливо считается одной из лучших орфографий буквенно-звуковых систем письма, однако и в ней есть трудные случаи, у них разная «природа» и разная степень трудности, особенно много трудностей в области слитных, раздельных и дефисных написаний. Есть и такие трудности в орфографии, которые выходят за рамки трудностей чисто орфографических: бывают трудны для интерпретации сами языковые категории, с которыми связано орфографическое оформление. К числу последних относится, например, разграничение частиц не и ни, а также разграничение частицы и приставки не.

    Нам представляется, что наиболее рациональным видом ответа на возникающие перед учениками вопросы будет описание отдельных трудностей русской орфографии на фоне общей системы русского правописания. Поэтому изложение трудных вопросов орфографии ведется в предлагаемом элективном курсе по разделам и на основе орфографических принципов, действующих в каждом из отдельных разделов русской орфографии.

        При комментировании так называемых трудных случаев орфографии (или спорных случаев) исходной точкой рассуждений служат основные положения стабильного свода правил.

        Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями ее реализации.

Место курса по выбору в  учебном плане.

  Согласно  учебному  плану  МБОУ «Пречистенская средняя школа» на 2018-2019 учебный год  на  изучение курса «Трудные случаи орфографии» в  9 классе  отводится  17  часов  (из расчета 1 час  в неделю, 17 недель – 1-ое полугодие).  

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

Актуальность программы определяется и тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний,  русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

В программе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический).   Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового

материала. В этом состоит отличительная особенность данной программы.

Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:

- повышение качества знаний учащихся по русскому языку;

-  поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению русского языка;

-  подготовка к успешной сдаче ОГЭ;

- формирование функциональной грамотности учащихся, необходимой для дальнейшей жизни.

 Формы организации учебного процесса.

  Программа предусматривает проведение  лекционных и практических занятий, обобщающих уроков.    На лекционных занятиях дается обзор системы языка, классификация языковых единиц. Каждое лекционное занятие завершается контрольными вопросами по теме. После каждой темы проводится практикум.

 

Виды промежуточного контроля:

• текущий (в процессе изучения темы);

• промежуточный (в конце изучения темы);

• итоговый (в конце изучения раздела)

Формы промежуточного контроля:

• тест;

• мини-исследование;

• анализ текста;

•сообщения;

• самостоятельная работа;

• контрольная работа.

Итоговый контроль проводится в форме контрольной  работы по типу ОГЭ.

Содержание учебного материала

    В программе повторяются разделы русского языка, материал углубляется, расширяется.

  Базовые понятия курса:

-  орфография,

- орфограмма,

-  орфографическое правило,

-  морфема,

- самостоятельные части речи.

   Рассматриваются трудные случаи орфографии русского языка.  Одновременно с этим идет работа над стилистикой русского языка, средствами художественной выразительности. Много внимания уделяется работе с контрольно-измерительными материалами ОГЭ. 

Содержание

Кол-во часов

Практикумы

Контрольные и проверочные работы

Знакомство с содержанием курса. Входной контроль

1

1

Трудные случаи орфографии

15

3

1

Итоговая контрольная работа

1

1

ИТОГО

17

3

3

Тема 1. Знакомство с содержанием курса. Входной контроль.

Знакомство учащихся с темами курса. Проверка знаний по орфографии за 5 – 8 классы.

             

Тема 1. Правописание приставок. 

 Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на з/с.  Приставки при/пре. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Употребление в научном стиле речи слов с иноязычными приставками.  

Тема 2. Правописание гласных и согласных в корне слов.  

Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая гласная в корне.  Ы и И после приставок.  О и Е после шипящих в корне.  Ы – И после Ц в корне слова. Чередование гласных О/А, Е/И.  Сомнительная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная согласная в корне.  Орфографический анализ текста. 

Тема 3. Употребление Ь и Ъ.

Ь для обозначения мягкости согласного. Разделительный Ь и Ъ.  Употребление Ь в числительных. – ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. Орфографический анализ текста. 

Тема 4 . Мягкий знак после шипящих в различных частях речи.

Употребление Ь после шипящих в конце слова в различных частях речи. Орфографический анализ текста.

Тема 5. Слитные, раздельные и дефисные написания.

Слитные, раздельные и дефисные написания различных частей речи.  Дефисные написание сложных существительных, прилагательных.  Правописание наречий и предлогов.  Дефисные написания в научной и художественной речи.  

Практикум «Правописание приставок и корней. Употребление Ъ и Ь. Слитные, раздельные  и дефисные написания».

Тема 6. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных.  Правописание безударных падежных окончаний существительных.  Правописание 0 и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных.  Н и НН в суффиксах существительных. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением существительных. 

Тема 7. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.  

Правописание безударных падежных прилагательных.  Правописание О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных. Н и НН в суффиксах прилагательных. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением прилагательных в речи.  

 Тема 8. Правописание суффиксов наречий.  

Правописание О и Е после шипящих в суффиксах наречий.  Н и НН в суффиксах наречий.  Правописание суффиксов –о, -а на конце наречий.  Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением наречий в речи.

Тема 9. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов.

 Правописание личных окончаний глаголов.  Правописание гласных в суффиксах глаголов –ова-, -ева- и –ыва-, -ива-.  Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением глаголов в речи.

Тема 10. Правописание суффиксов и окончаний причастий.

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Правописание  Е и Ё после шипящих в суффиксах причастий. Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание окончаний причастий. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением причастий.

Практикум «Правописание суффиксов и окончаний».

Тема 11. Правописание предлогов, союзов, частиц.  

Правописание производных предлогов.  Слитное и раздельное написание производных предлогов.  Слитное и раздельное написание союзов.  Частицы НЕ, НИ, их различение на письме.  Употребление производных предлогов в научном и официально-деловом стиле речи.

 Практикум «Правописание служебных частей речи».  

Тема 12. Итоговая контрольная работа.

Проверка знаний, полученных на курсе по выбору

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса  ученик должен

Знать/понимать

- роль и значение правильного, грамотного письма;

 - принципы русской орфографии;

- условия, от которых зависит написание;

- норму, действующую при данных условиях;

- последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;

- приёмы разграничения схожих написаний.

Уметь

 - применять на практике  правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

- орфографически грамотно оформлять письменные работы (диктанты, изложения, сочинения);

- анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования;

- проводить этимологический анализ слов с привлечением словарей и справочной литературы;

- работать со словарями, справочной литературой;

- применять полученные теоретические знания на практике при выполнении диагностических и тренировочных работ на основе КИМов ОГЭ.

 

   

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

1.

Знакомство с содержанием курса.

Входной контроль

1

Правописание приставок.

1

2.

Правописание гласных и согласных в корне слова.

1

3.

Употребление Ъ и Ь.

1

4.

Мягкий знак после шипящих в различных частях речи.

1

5

Проверочная работа

1

6.

Слитные, раздельные и дефисные написания.

1

7.

Практикум «Правописание приставок и корней. Употребление Ъ и Ь. Слитные, раздельные  и дефисные написания».

1

8.

Правописание суффиксов и окончаний имен существительных.

1

9.

Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

1

10.

Правописание  суффиксов наречий.

1

11.

Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов.

1

12.

Правописание суффиксов и окончаний причастий.

2

13.

Практикум «Правописание суффиксов и окончаний».

1

14.

Правописание предлогов, союзов, частиц.        

1

15

Практикум «Правописание служебных частей речи».

1

16.

Итоговая контрольная работа.

1

Ожидаемые результаты реализации программы

- удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;

- развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;

- развитие навыков самообразования и самопроектирования;

- углубление, расширение и систематизация знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности;

- совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся;

- формирование умения осуществлять поиск нужной информации;

- формирование грамотности и научного мировоззрения у обучающихся.

Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса.

       

Литература для учителя

1) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений.» М.: Просвещение, 2011;

2) Обучение русскому языку в 9 классе: Методические рекомендации к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений». Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др. – М.:Просвещение, 2002;

3) Е.П. Черногрудова. «Тесты по русскому языку.  9 класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык.9 кл.»».М.: Экзамен, 2013;

4) М.В. Григорьева, Т.Н. Назарова. «Диктанты по русскому языку.9класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской  и др. «Русский язык. 9класс»». М.: Экзамен, 2014;

5) Е.В.Петрова. «Тесты по русскому языку.9 класс. К учебнику Л.А.Тростенцовой и др.».М.: Экзамен, 2011;

6) Л.А. Тростенцова, Н.М. Подстреха. «Русский язык. Дидактические материалы. 9класс», М.: Просвещение, 2013;

7) ОГЭ – 2017: Экзамены в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты/ авт.- сост. И. П. Цыбулько, Л. С. Степанов – М. АСТ: Астрель, 2016, - ФИПИ;

8) Львова С. И. комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. – М., 2004;

9) Панов Е. Н. Знаки, символы, языки. – М. 1983;

10) Панов М. В. Занимательная орфография. – М., 1984;

11) Розенталь Д. Э. А как сказать лучше? – М., 1988.

    Литература для учащихся

1) Г.Г. Граник. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991;

2) Кодухов В. И. Рассказы о синонимах/ В. И. Кодухов. - М., 1986;

3) Голуб И. Б. , Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика. – М. 1989;

4) Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова.  М.: Просвещение, 2006;

5) Голуб И. Б. Основы культуры речи. М.: Просвещение, 2005.

 Справочная литература для учащихся

1) Д.Н. Ушаков. Орфографический словарь. М.: Просвещение, 1990 (41 изд.);

2) М.Т. Баранов. Школьный орфографический словарь русского языка. М., Просвещение, 2007 (11 изд);

3) Б.Т. Панов, А.В. Текучев. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка.М.,1991;

4) М.С.Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. Школьный толковый словарь русского языка. М., 1998 ( 3 изд) ( под редакцией Ф.П.Филина);

5) В.В. Одинцов и др. Школьный словарь иностранных слов. Под редакцией В.В. Иванова.-8 изд..- М.: Просвещение, 2006;

6) М.Т. Баранов. Школьный словарь образования слов русского языка.- 4 изд.- М.: 2006;

7) З.А.Потиха. Школьный словарь строения слов русского языка.- 2 изд.- М.: Просвещение, 1998;

8) А.Н.Тихонов. Школьный словообразовательный словарь русского языка.- 2 изд., перераб. -М. :Просвещение, 1991;

9) В.П. Жуков. А.В. Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка.- 5 изд., перераб. и дополн. -М.: Просвещение, 2005;

10) М.Р. Львов. Школьный словарь антонимов русского языка.- 8 изд., испр. и дополн. -М.: Просвещение, 2006;

11) Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. Школьный этимологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1997;

12) П.А. Лекант, В.В. Леденева. Школьный орфоэпический словарь русского языка.- 3 изд.- М.: Просвещение, 2006;

13) Р.П. Рогожникова, Т.С. Карская. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII-XIX вв.).М.: Просвещение, 1996;

14) М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. Русский язык: справочные материалы. Под редакцией Н. М. Шанского- 10 изд.-М.: Просвещение, 2007;

15) А.А. Семенюк, А.А. Матюшина. Школьный толковый словарь русского языка.- 3 изд.- М.: Просвещение, 2006.

Мультимедийные пособия.

  1. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
  2. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка».
  3. Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
  4. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий.
  5. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс. Посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся.  
  6. Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.

Интернет- ресурсы:

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/ 

Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/ 

Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp 

Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/ 

Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm

Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm

Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2 

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm 

Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/ 

Толковый словарь В.И. Даля  http://www.slova.ru/ 

Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/ 

Словарь-справочник русского языка http://slovar.boom.ru/ 

Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html 

Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/ 

Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/ 

Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/ 

Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm 

Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4 

Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/ 

Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/ 

Русское слово http://www.rusword.com.ua 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору для учащихся 9 класса по теме "Решение текстовых задач"

Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к р...

Программа курса по выбору для учащихся 9 класса по теме "Решение текстовых задач"

Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к р...

Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.

1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами."  2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...

Рабочая программа курса по выбору "Проба пера", 9 класс.

Рабочая программа ориентационного курса по выбору "Проба пера", преподаваемого в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов....

Программа курса по выбору для учащихся 9 классов «Знай свой край» (краеведение)

В работе представлена программа курса по выбору для учащихся 9 классов «Знай свой край» (краеведение) в соответствии с концепцией предпрофильного обучения в 9 классах. Поскольку учебный предмет «...

Программа курса по выбору для 9-х классов "Архитектура и дизайн"

Данная образовательная программа «Архитектура и дизайн» художественно-эстетической направленности создана для решения проблемы воспитания через приобщение детей к ...

Программа курса внеурочной деятельности "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"

ТВОиП позволит учителю углубить знания обучающихся 5 и 6 классов...