Особенности работы над учебным исследованием в контексте школьной проектной деятельности: написание тезисов доклада.
статья
В настоящее время к учебно-исследовательским работам предъявляются все более строгие и жесткие требования: оформление печатной работы, соблюдение всех этапов исследования и норм представления своего опыта, объем работы и многое другое. Среди прочего стоит отметить трудности, с которыми учащиеся сталкиваются, когда речь заходит об оформлении тезисов учебно-исследовательской работы. Изначально следует признать, что и среди педагогов немногие имеют конкретные представления о том, что должны включать в себя и как должны быть оформлены тезисы к работе. А это значит, что зачастую работа с тезисами становится сильно затруднена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tezisy_k_issledovaniyu.docx | 15.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы над учебным исследованием в контексте школьной проектной деятельности: написание тезисов доклада.
В настоящее время во многих учебных заведениях среднего образования – школах, лицеях, гимназиях – предпринимаются активные действия по внедрению, отработке и совершенствованию различных разновидностей учебно-исследовательской деятельности. Это важный этап становления будущей научной деятельности, который учащиеся преодолевают постепенно. В учебных заведениях разрабатываются целые системы по работе над учебными проектами и исследованиями, целью которых является постепенное освоение всех ступеней самостоятельной проектной работы. В программы и разделы УМК входят особые задания, способствующие развитию навыков исследования и написания проектных работ.
Кроме каждодневного учебного процесса учащиеся принимают участие в различного рода учебных конференциях и семинарах, круглых столах и дебатах, где представляют свои работы, исследования, результаты своего творчества и интеллектуального труда.
В настоящее время к подобным учебно-исследовательским работам предъявляются все более строгие и жесткие требования: оформление печатной работы, соблюдение всех этапов исследования и норм представления своего опыта, объем работы и многое другое. Среди прочего стоит отметить трудности, с которыми учащиеся сталкиваются, когда речь заходит об оформлении тезисов учебно-исследовательской работы. Изначально следует признать, что и среди педагогов немногие имеют конкретные представления о том, что должны включать в себя и как должны быть оформлены тезисы к работе. А это значит, что зачастую работа с тезисами становится сильно затруднена.
Для точного и полного понимания сути понятия «тезис» обратимся к справочным данным:
В науке, философии, логике и лингвистике
- Тезисы — обычно приведённые в аннотации кратко сформулированные основные положения, главные мысли научного труда, статьи, доклада, курсовой или дипломной работы и т. д.
(по материалам Википедии)
Основная трудность возникает из-за того, что для оформления тезисов к учебно-исследовательской работе следует максимально сжато изложить основные этапы исследования и важные идеи, изложенные в докладе. После многочасовой работы над подбором материалов и их сортировки, после шлифования вариантов текста доклада, дополнения, уточнения, предстоит максимально сократить изложение и представить его в виде сухого остатка.
Тезисы призваны дать читателю основное представление о теме доклада, его цели и главных выводах. Именно этим обусловлена их сжатая структура.
В основном, требования к оформлению тезисов учебного доклада гласят о том, что их объем не должен превышать одного печатного листа. Иногда уточняется также оформление (размер шрифта, ширина полей и т.д.). Для наилучшего представления о требованиях следует всегда обращаться к положениям о семинарах, конференциях и пр. Кроме того, есть стандартный набор информации, которая должна быть представлена в тезисах:
- информация об авторе доклада и его научном руководителе,
- информация об ОУ, которое представляет докладчик,
- тема доклада,
- его цель (что в итоге требуется узнать? раскрыть?) и (кратко) задачи (что нужно сделать, чтобы достичь цели?),
- гипотеза (предположение, утверждение, требующее всестороннего рассмотрения и доказательства; часто содержит противоречие),
- актуальность исследования (чем эта тема актуальна для современного общества? для конкретного учащегося?),
- основные этапы работы и методы,
- главные выводы (кратко).
Следует помнить, что тезисы к учебному исследованию не раскрывают всей сути и особенностей работы, а лишь являются предисловием к ней. Написание тезисов – это особый навык краткого изложения мысли, которому стоит обучать уже на этапе школьного исследования.
10.10.2019 г. Русина Вероника Андреевна,
учитель ГБОУ СОШ № 263 г. Санкт-Петербурга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебно - познавательной компетентности учащихся через проектную деятельность
Материал статьи закомит с направлениями работы педага по формированию учебно-познавательной компетентности учащихся...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По учебной дисциплине УД.01 «Технология проектной деятельности» По профессии СПО 46.01.03 «Делопроизводитель»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом средне...
Технологическая карта урока в 5 классе «Методы исследования в биологии». Урок проектной деятельности.
Технологическая карта урока в 5 классе «Методы исследования в биологии».Урок проектной деятельности. Дата проведения сентябрь 2017 г. Учитель биологииМакарова Анна МихайловнаОУМБОУ &l...
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ПОО.03. Основы проектной деятельности
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии СПО 15.01.05 «...
Алгоритм работы над учебным исследованием по русскому языку и литературе
Методическая разработка «Алгоритм работы над учебным исследованием по русскому языку и литературе» является большим подспорьем в работе педагогов, которые занимаются проектной деятельность...
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
Публикация посвящена вопросу формирования универсальных учебных действий у учащихся. Автор рассматривает проектную деятельность, как один из возможных приемов для формирования УУД. В...
Макет проекта (учебного исследования): от проблемы к задачам деятельности и «продукту»
Макет проекта (учебного исследования):от проблемы к задачам деятельности и«продукту»...