ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
статья

Сигарева Наталья Владимировна

Публикация  посвящена вопросу  формирования универсальных учебных действий  у учащихся. Автор рассматривает проектную деятельность, как один из возможных приемов для формирования УУД. В статье предлагаются варианты проектных работ на уроках географии. Проанализированы работы Беловоловой Е. А., Воюшиной М.П. Статья адресована учителям, студентам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_uud.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

Н.В. Сигарева

Концепция деятельностного подхода требует от учителя принятия и осознания новых целей и задач, глубокого понимания специфики учебно-познавательной деятельности и процессов усвоения содержания предмета, т.е. серьезной перестройки сложившейся методической системы, основанной на проектировании учебного процесса с позиции деятельности школьника[2]. Важное место в этой системе отводится организации учебной деятельности по освоению универсальных учебных действий (УУД).

Универсальный характер учебных действий означает, что они могут применяться как в различных предметных областях, так и при построении собственной деятельности, такие действия применимы при изучении любых учебных предметов и в то же время формируются средствами предмета.

К основным функциям УУД можно отнести [4]:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной  мобильности;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка[1]. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

География в школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально-ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий[2]. В процессе формирования всех вышеперечисленных знаний, мы имеем возможность формировать весь комплекс УУД.

В настоящее время в практике широко используются технологии проектной деятельности. Учебный проект это результат познавательной, интеллектуальной, коммуникативной, практической, оценочной видов деятельности.

В работе над проектом (проектной задачей) деятельность учащихся осуществляется на уровне переноса знаний. У школьников формируется готовность усвоенные знания и умения  в повседневной жизни: анализ, интерпретация, оценивание и прогнозирование[3].

Школьный проект - это Форма проблемного обучения, активная самостоятельная деятельность учеников, направленная на  создание нового продукта. В ходе этой деятельности у учеников происходит формирование новых знаний, умений, качеств личности.                              

Классификация и характеристики проектов:

По времени выполнения

  • Краткосрочные (урок, несколько уроков)
  • Среднесрочные (от недели до месяца во внеурочное время)
  • Долгосрочные

По предметной области

  •  По одному предмету
  •  Межпредметные

По преобладающей деятельности учеников

  • Исследовательские
  • Творческие
  • Ролевые, игровые (пример: выбор главы своей управы)
  • Практико-ориентированные

Формы представления проектов:

  • Макет географического  объекта        
  • Школьный праздник
  • Сайт школы, класса
  • Коллекция минералов, горных пород
  • Газета, журнал
  • Видеофильм
  • Урок для параллельного класса, младшего класса
  • Отчет о практике         
  • Путеводитель                  
  • Презентация
  • Карта
  • Школьный музей

Приведем  пример проекта для 9 класса «Дерево моей семьи». Данный проект длится 4-5 месяцев, учащимся предлагается составить дерево своей семьи до 4 колена, при этом необходимо узнать не только имя, фамилию, статус, профессию, но и  национальность родственников, и их места жительства. По окончании работы учащиеся представляют дерево своей семьи по средствам ИКТ – технологий и  составляют карту миграции семьи (если актуально).

В ходе данного проекта можно выделить следующие формирования универсальных учебных действий:

Личностные: внутренняя позиция школьника, личностная мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение

Регулятивные:   целеполагание,  планирование,   прогнозирование,  контроль,  оценка, саморегуляция.

Познавательные:  поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств,  структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Таким образом, проектная деятельность представляется нам полезным инструментом в арсенале современного учителя географии, позволяет решать множество задач географического образования, через формирование системы УУД.

Литература

[1]  География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: методическое пособие / Е. А. Беловолова. - М.: Вентана-Граф, 2014. – 118с.

[2]  К вопросу об усилении практической направленности школьной географии. География в школе  / Е. А. Беловолова, 2006, №6 – 39-43 с.

[3] Родыгина, О.А. проблемно-диалогический цикл как средство формирования УУД в школьном курсе «География России» /О.А. Родыгина / «Начальная школа плюс до и после», 2011, №12. – М.: Баласс, 2011. –  69-74с.

[4] Федеральный государственный образовательный стандарт URL: http://standart.edu.ru/ (дата обращения 20.09.15).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий учащихся»

В работе показаны возможности проектной деятельности для формирования универсальных учебных действий учащихся....

ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ (ГЕОГРАФИЯ И ТУРИЗМ)

В данной статье рассматривается взаимодействие общего и дополнительного образования как фактор формирования УУД учащихся на уроках географии и занятий туризмом. Также представлена технологическая карт...

Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»

В настоящее время –  время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Большинство российских школ страны включены в инновационную деятельность, потому что понимают, что без этого в наше время невозможно быть успешными и поддерживать должный уровень педагогического масте...