ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
статья
Публикация посвящена вопросу формирования универсальных учебных действий у учащихся. Автор рассматривает проектную деятельность, как один из возможных приемов для формирования УУД. В статье предлагаются варианты проектных работ на уроках географии. Проанализированы работы Беловоловой Е. А., Воюшиной М.П. Статья адресована учителям, студентам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_uud.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
Н.В. Сигарева
Концепция деятельностного подхода требует от учителя принятия и осознания новых целей и задач, глубокого понимания специфики учебно-познавательной деятельности и процессов усвоения содержания предмета, т.е. серьезной перестройки сложившейся методической системы, основанной на проектировании учебного процесса с позиции деятельности школьника[2]. Важное место в этой системе отводится организации учебной деятельности по освоению универсальных учебных действий (УУД).
Универсальный характер учебных действий означает, что они могут применяться как в различных предметных областях, так и при построении собственной деятельности, такие действия применимы при изучении любых учебных предметов и в то же время формируются средствами предмета.
К основным функциям УУД можно отнести [4]:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка[1]. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
География в школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально-ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий[2]. В процессе формирования всех вышеперечисленных знаний, мы имеем возможность формировать весь комплекс УУД.
В настоящее время в практике широко используются технологии проектной деятельности. Учебный проект это результат познавательной, интеллектуальной, коммуникативной, практической, оценочной видов деятельности.
В работе над проектом (проектной задачей) деятельность учащихся осуществляется на уровне переноса знаний. У школьников формируется готовность усвоенные знания и умения в повседневной жизни: анализ, интерпретация, оценивание и прогнозирование[3].
Школьный проект - это Форма проблемного обучения, активная самостоятельная деятельность учеников, направленная на создание нового продукта. В ходе этой деятельности у учеников происходит формирование новых знаний, умений, качеств личности.
Классификация и характеристики проектов:
По времени выполнения
- Краткосрочные (урок, несколько уроков)
- Среднесрочные (от недели до месяца во внеурочное время)
- Долгосрочные
По предметной области
- По одному предмету
- Межпредметные
По преобладающей деятельности учеников
- Исследовательские
- Творческие
- Ролевые, игровые (пример: выбор главы своей управы)
- Практико-ориентированные
Формы представления проектов:
- Макет географического объекта
- Школьный праздник
- Сайт школы, класса
- Коллекция минералов, горных пород
- Газета, журнал
- Видеофильм
- Урок для параллельного класса, младшего класса
- Отчет о практике
- Путеводитель
- Презентация
- Карта
- Школьный музей
Приведем пример проекта для 9 класса «Дерево моей семьи». Данный проект длится 4-5 месяцев, учащимся предлагается составить дерево своей семьи до 4 колена, при этом необходимо узнать не только имя, фамилию, статус, профессию, но и национальность родственников, и их места жительства. По окончании работы учащиеся представляют дерево своей семьи по средствам ИКТ – технологий и составляют карту миграции семьи (если актуально).
В ходе данного проекта можно выделить следующие формирования универсальных учебных действий:
Личностные: внутренняя позиция школьника, личностная мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Таким образом, проектная деятельность представляется нам полезным инструментом в арсенале современного учителя географии, позволяет решать множество задач географического образования, через формирование системы УУД.
Литература
[1] География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: методическое пособие / Е. А. Беловолова. - М.: Вентана-Граф, 2014. – 118с.
[2] К вопросу об усилении практической направленности школьной географии. География в школе / Е. А. Беловолова, 2006, №6 – 39-43 с.
[3] Родыгина, О.А. проблемно-диалогический цикл как средство формирования УУД в школьном курсе «География России» /О.А. Родыгина / «Начальная школа плюс до и после», 2011, №12. – М.: Баласс, 2011. – 69-74с.
[4] Федеральный государственный образовательный стандарт URL: http://standart.edu.ru/ (дата обращения 20.09.15).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий учащихся»
В работе показаны возможности проектной деятельности для формирования универсальных учебных действий учащихся....
ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ (ГЕОГРАФИЯ И ТУРИЗМ)
В данной статье рассматривается взаимодействие общего и дополнительного образования как фактор формирования УУД учащихся на уроках географии и занятий туризмом. Также представлена технологическая карт...
Проектная деятельность на уроках информатики и ИКТ как метод формирования универсальных учебных действий учащихся
Итоговая работа по курсам повышения квалификации...
Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»
В настоящее время – время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Большинство российских школ страны включены в инновационную деятельность, потому что понимают, что без этого в наше время невозможно быть успешными и поддерживать должный уровень педагогического масте...