Технологическая карта урока в 5 классе «Методы исследования в биологии». Урок проектной деятельности.
методическая разработка по биологии (5 класс)

Макарова (Коряковцева) Анна Михайловна

Технологическая карта урока в 5 классе «Методы исследования в биологии».

Урок проектной деятельности. Дата проведения сентябрь 2017 г.

 

Учитель биологии

Макарова Анна Михайловна

ОУ

МБОУ «Школа № 11» г.о. Балашиха Московской области

Предмет

Биология

Класс

5 класс

Базовый учебник

В.В.Пасечник. Биология.Бактерии, грибы, растения. Издательство Дрофа Вертикаль

Тема урока

Методы исследования в биологии

Тип урока (изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация и т.д.)

Урок проектной деятельности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx132.94 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 5 классе «Методы исследования в биологии».

Урок проектной деятельности. Дата проведения сентябрь 2017 г.

Учитель биологии

Макарова Анна Михайловна

ОУ

МБОУ «Школа № 11» г.о. Балашиха Московской области

Предмет

Биология

Класс

5 класс

Базовый учебник

В.В.Пасечник. Биология.Бактерии, грибы, растения. Издательство Дрофа Вертикаль

Тема урока

Методы исследования в биологии

Тип урока (изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация и т.д.)

Урок проектной деятельности

Цели урока в соответствии с планируемыми результатами

Личностные УУД

Формирование

-  осознания единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости

- толерантности и миролюбия, освоение социальных норм, правил поведения и форм социальной жизни в группах и сообществах;

- нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного  отношения к собственным поступкам;

- коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

Регулятивные  УУД:

развивать умение выделять  главное, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, делать выводы;

Познавательные УУД

- Сформировать у учащихся знания об основных методах изучения биологии; познакомить с приборами и инструментами, используемыми в биологических лабораториях; познакомить с правилами техники безопасности на уроках биологии.

- формирование умения работать с различными  источниками биологической информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями, справочниками, анализировать и оценивать информацию;

- формирование и развитие компетентности  в области использования информационно-коммуникативных технологий

Коммуникативные УУД: 

- выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей.

- формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, делать выводы.  

Основные понятия урока

Методы исследования, наблюдение, эксперимент, измерение, фенология

Место урока в тематическом планировании

№ 2

Материалы и оборудование

Учебник В.В.Пасечник 5 класс «Биология. Бактерии, грибы, растения», электронное приложение www.drofa.ru, компьютер, проектор, экран, весы, пробирки, рулетка, щипцы, микроскоп, бинокль, секундомер, линейка, мерный цилиндр, колба, спиртовка, стакан, фонарик, вода, соль, ложка, номера групп, задания для групп, оценочные листы  

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

(включая задания для учащихся)

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (включая УУД)

1

Организационный момент

Проверить готовность к уроку и явку учащихся.

Приветствие

Готовность учащихся к уроку. Приветствие учителя.

2

Проверка домашнего задания

Для 8 групп на столах находятся задания.

Задание 1

- Что изучает биология?

- Что называют биосферой?

- Что изучает экология?

Задание 2

- Какое значение имеет биология?

- Почему считают, что роль биологии в жизни человека в ХХI в. будет возрастать?

Задание 3

Заполните таблицу, используя полученные на предыдущем уроке знания

Название науки

Биология

Экология

Греческие слова, от которых произошло название

Что изучает?

Где можно применить полученные знания?

Задание 4

Составьте схему «Биологические дисциплины»

Задание 5

Заполните таблицу

Использование биологических знаний

В медицине

В окружающей среде

В сельском хозяйстве

В производстве продуктов питания

Задание 6

Подпишите на рисунке оболочки Земли, дайте их краткую характеристику, укажите их границы.

Определите значение озонового слоя

Задание 7

Что изучают перечисленные науки:

Вирусология - …

Генетика - …

Эмбриология -…

Зоология - …

Задание 8

Что изучают перечисленные науки:

Микология - …

Бактериология -…

Анатомия - …

Экология - …

Учащиеся работают в группах (5-7 мин). Один представитель из группы отвечает на вопросы задания

Р – учатся определять план действий;

К – создаётся ситуация для обсуждения, учатся задавать и отвечать на вопросы;

П - учатся осмысливать, анализировать;

Л – учатся уважать мнение другого человека, самоопределение к деятельности

3

Мотивация учебной деятельности

Постановка проблемы

«Многие люди поразительно слепы и, не тренируя свою наблюдательность, лишают себя возможности увидеть множество интересных вещей…» А.Ваксберг

Как можно разобраться во всем многообразии живой природы?

Как узнать, по каким законам живет природа? Как ученые изучают живые организмы?

Учащиеся делают предположения

Л - формирование мотивации на изучение методов биологии;

4

Актуализация знаний

Что вы знаете о живой природе из курса окружающего мира?

Что вы делали на уроках, чтобы получить определенные сведения о природе?

Вывод: существуют определенные способы изучения окружающей нас природы – методы.

Учащиеся отвечают на вопросы; определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися

5

Формирование целей и задач урока

Учитель обозначает тему урока и предлагает учащимся сформулировать цели и задачи урока. Проводит корректировку целей и задач урока.

Учащиеся формулируют цели и задачи урока

Р – определяют цели и задачи урока;

6

Изучение нового материала

Учитель предлагает учащимся выполнить мини-проекты по инструктивной карте, дает краткие пояснения к выполнению мини-проектов.

Темы мини-проектов в Приложении 1

Работа учащихся в группах по заданному алгоритму

Р – учатся определять план действий, организовывать свою деятельность;

К – создаётся ситуация для обсуждения, учатся задавать и отвечать на вопросы;

П - учатся осмысливать, анализировать, делать логические выводы, учатся работать с информацией, умение результативно мыслить;

Л – учатся уважать мнение другого человека, самоопределение к деятельности.

7

Проверка и оценка результатов (экспертиза) каждой группы

Учитель организует защиту каждой группы. По ходу защиты формулирует вопросы, предшествующие выступлению групп.

  • Какие методы исследования вы знаете?
  • Какие приборы, используемые в биологии, вам известны?  

Учащиеся выступают по поставленным вопросам, защищают мини-проекты

Р – учатся планировать, осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

К – умение полно логично выражать свои мыслив соответствии с поставленными заданиями;

П – структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; поиск и выделение необходимой информации.

8

Физкультминутка

9

Первичная проверка усвоения знаний.

Контроль и самопроверка знаний

Работа с электронным приложением к уроку 2

Учащиеся отвечают на задания в приложении, закрепляют учебный материал (отвечая на предложенные вопросы теста)

осуществляют контроль и коррекцию

Р - целеполагание, осуществлять самоконтроль и оценку своих умений, определение качества и уровня усвоения материала.

10

Подведение итогов. Рефлексия.

Мы познакомились сегодня с основными методами изучения живой природы. Получили возможность узнать, как мы будем постигать тайны природы, делать открытия на следующих уроках.

учащиеся

выясняют степень достижения поставленной цели, рефлексируют свою деятельность

задают вопросы учителю по материалу урока

П – анализируют, фиксируют результаты;

К – приходят к общему мнению в совместной деятельности

11

Задание на дом

Параграф 2 учебника, ответить на вопросы (устно)

Творческий уровень: подготовить информацию по теме «Как растения готовятся к зиме?», «Как животные готовятся к зиме?»

учащиеся

записывают домашнее задание

задают вопросы учителю по домашнему заданию

Приложение 1

Инструктивная карта для группы 1.

Подготовьте сообщение, ответив на вопросы. Для этого используйте текст, представленный вам в задании.

Текст.

Методы исследования в биологии.

 Люди с древнейших времен изучали окружающую их природу, используя различные методы (от греч. «методос» - способ познания, путь). К основным методам относятся наблюдение, эксперимент и измерения.

Наблюдение – восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств. В ходе наблюдения объекта или явления человек лишь фиксирует результаты, не вмешиваясь в сам процесс. Например, наблюдения за сезонными периодическими явлениями в жизни растений и животных, которые изучает фенология (от греческих слов «файно» - являю и «логос» - наука).

Задание.

  1. Что такое метод?
  2. Что такое наблюдение? Как человек проводит наблюдение?
  3. Назовите основные методы, применяемые при изучении биологических объектов и явлений?
  4. Составьте схему «Методы биологии»
  5. Что изучает наука фенология?

Инструктивная карта для группы 2

Подготовьте сообщение, ответив на вопросы. Для этого используйте текст, представленный вам в задании.

Текст.

Методом наблюдений пользуются ученые самых разных специальностей. Наблюдение – восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств. Наблюдая, человек давно заметил:

Чем Солнце выше на небосводе, тем день длиннее, ночь короче, на дворе теплее; если больше света и тепла – лучше растут растения; ветер с запада приносит дожди, северный ветер приносит похолодание, а южный – зной и засуху.

Последовательность действий при наблюдении.

  1. Постановка цели – что следует узнать о наблюдаемом объекте или процессах жизнедеятельности, явлении природы.
  2. Ход работы – основные этапы наблюдения.
  3. Оформление хода и результатов наблюдения: зарисовка объекта и его частей, описание процесса или явления, ответы на поставленные вопросы.
  4. Формулировка выводов. Умозаключение на основе цели о строении объектов, сущности наблюдаемых процессов.

Наблюдений в природе не всегда бывает достаточно. Чтобы лучше изучить многие явления, исследователи проводят эксперименты (опыты).

Задание.

  1. Дайте определение методу наблюдения
  2. Как вы думаете, с помощью какого органа чувств мы получаем наибольшую часть сведений об окружающем мире?
  3. Расскажите о некоторых наблюдениях человека
  4. Какова последовательность действий при наблюдении?
  5. Почему наблюдений не всегда бывает достаточно?

Инструктивная карта для группы 3

Подготовьте сообщение, ответив на вопросы. Для этого используйте текст и рисунки, представленные вам в задании.

Текст.

Эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, которые позволяют установить, как те или иные условия влияют на объект или явление. Например, мы можем поставить эксперимент, который позволит выяснить, какие условия необходимы для прорастания семян разных растений. Результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов, должны быть проверены и подтверждены новыми наблюдениями и экспериментами. Только после этого они могут считаться научными фактами.

Измерение – метод изучения природы, определяющий какую-либо величину тела или вещества. При проведении наблюдений и экспериментов всегда проводятся измерения. Каждый из вас неоднократно измерял длину и ширину тел, время, температуру, расстояние, скорость движения и т.д. именно анализ и сравнение измерений, полученных при проведении наблюдений и экспериментов, позволяют выявить определенные закономерности.

Небольшие заводы в пробирках — стоковое фото

Задание.

  1. Что такое эксперимент? Приведите пример эксперимента.
  2. Требует ли эксперимент повторной проверки? Ответ поясните.
  3. Какие методы всегда сопровождают измерения?
  4. Приведите примеры измерений.
  5. Каково значение измерений?

Инструктивная карта для группы 4

Подготовьте сообщение, ответив на вопросы. Для этого используйте текст и рисунки, представленные вам в задании.

Текст.

Слово «Эксперимент» в переводе с латинского языка означает опыт, проба. При проведении опыта человек повторяет, воспроизводит в лаборатории то или иное природное явление. При этом он внимательно следит за тем, как оно проходит. Если необходимо, исследователь повторяет один и тот же опыт много раз. Многие выдающиеся открытия стали результатом эксперимента. Полученные знания в результате проведенного эксперимента могут служить основой для установления определенных закономерностей.

Выяснено, например, что перелетные птицы во время своих путешествий ориентируются по солнцу и звездам. Узнать это помогли очень интересные опыты. Осенью и весной птиц содержали в специальной клетке, откуда они могли видеть солнце. Птицы поворачивались в ту сторону, куда они полетели бы, если бы были свободны. Когда с помощью зеркал учёные изменили направление солнечных лучей, как бы «передвинули» солнце, птицы повернулись вслед за ним. Так было доказано, что они ориентируются по солнцу.

        Подобные опыты проводили и по ночам. Пока птицы видели ночное небо, они располагались в правильном направлении. Но вот их поместили в планетарий и стали менять расположение звёзд на искусственном небе. И птицы, доверившись этому «небу», поворачивали совсем не туда. Это означало, что они действительно ориентируются по звёздам.

Картинки по запросу перелет птиц ориентирование фото

Задание.

  1. Что означает слово «Эксперимент» в переводе с латинского языка?
  2. Почему эксперимент следует проводить несколько раз?
  3. Что можно узнать с помощью эксперимента? Приведите примеры.

Инструктивная карта для группы 5

Подготовьте сообщение, ответив на вопросы. Для этого используйте текст, представленный вам в задании.

Текст.

Последовательность действий при проведении эксперимента

  1. Постановка цели – что следует выяснить с помощью эксперимента;
  2. Условия выполнения – воздействие на объект или процесс;
  3. Ход работы – основные этапы эксперимента;
  4. Оформление хода и результата эксперимента: составление схемы эксперимента, запись условий его проведения, результатов;
  5. Формулировка выводов – умозаключений на основе цели и результатов эксперимента (в отдельных случаях выводы сопровождаются требованием объяснить наблюдаемое на опыте явление, т.е. применить имеющиеся знания при ответе на вопрос).

Задание.

  1. Какова последовательность действий при проведении эксперименте?
  2. На основе сообщения проведите простой эксперимент и расскажите о нём одноклассникам. Практическая часть задания.

Докажите, что наиболее прозрачна чистая вода.

Для этого налейте воду в стакан. Включите фонарик, возьмите в руку стакан с водой и через него посмотрите на лампочку. Хорошо ли видна лампочка? Положите в воду столовую ложку соли, размешайте. Посмотрите на лампочку. Так ли хорошо видна лампочка, как в первой части опыта? Что доказали вы, проведя этот опыт. Какая вода является наиболее прозрачной?

Инструктивная карта для группы 6

Подготовьте сообщение, ответив на вопросы. Для этого используйте текст, представленный вам в задании.

Текст.

Приборы и инструменты.

В современных биологических лабораториях используются самые различные, иногда очень сложные и дорогие, приборы и инструменты (рис. 4 учебника). В школе при проведении наблюдений и экспериментов вы также будете использовать различные приборы, инструменты и оборудование. Многие из  них вам хорошо известны, с другими вы встретитесь впервые (рис.5 учебника). При проведении лабораторных работ в школьном кабинете важно правильно использовать имеющееся оборудование и строго соблюдать правила техники безопасности при работе с ним.

Задание.

  1. Какие приборы и инструменты могут быть использованы при проведении биологических исследований?
  2. Какие приборы вы используете для измерения длины, объёма, веса?
  3. Что можно измерить?
  4. Какой прибор вы будете использовать, чтобы рассмотреть мельчайшие детали объектов, которые не видны простым глазом?
  5. Какой прибор необходим для определения температуры тела?

Инструктивная карта для группы 7

Подготовьте сообщение, ответив на вопросы. Для этого используйте текст и рисунки, представленные вам в задании. Выполните практическое задание.

Текст.

Измерить можно размеры тел, температуру, давление, скорость движения, время, расстояние, массу тел, объём жидкости.

Существуют различные измерительные приборы: часы, телескопы, секундомер, весы, рулетка, тонометр, термометр, микроскоп, динамометр, мензурка, колбы, термосы, лупы, бинокли, банки, складной метр.

Используют следующие единицы измерения:

Длина – метр, сантиметр, миллиметр

Масса – тонны, килограммы, граммы, миллиграммы

Температура – градусы

Время – часы, минуты, секунды

Скорость – метры в секунду (м/с)

Давление – миллиметры ртутного столба (мм.рт.ст.)

Объём жидкости – литры, миллилитры.

Картинки по запросу школьные приборы и инструменты для измерения фото

Задание.

1.Что можно измерить?

2. Какие измерительные приборы вам известны?

3. Каковы основные единицы измерения массы тела?

Практическое задание. Какие измерительные приборы нужно использовать, чтобы измерить:

- массу арбуза

- объём молока

- расстояние между партами

- температуру своего тела

- давление крови

- количество эритроцитов – красных кровяных клеток

Инструктивная карта для группы 8

Выполните практическое задание. Подготовьте сообщение о проделанной работе.

Внимательно выслушайте выступления участников других групп. Это поможет вам ответить на последний вопрос задания карточки.

  1. Измерьте рост двух учащихся. Какой инструмент из имеющихся в классе вам понадобиться? Кто из учащихся выше, а кто ниже?
  2. Отмерьте 100 мл воды. Какой прибор вам для этого понадобиться?
  3. Найдите площадь поверхности стола. Какие измерения вы произведёте?
  4. Какой метод вы использовали для проведения исследований?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ФГОС 5 класс «Методы исследования в биологии»

Урок по ФГОС  5 класс «Методы исследования в биологии»...

Урок биологии 5 класс "Методы исследования в биологии"

Презентация к уроку  "Методы исследования в биологии" для обучающихся 5-го класса. Учебная линия В.В. Пасечника....

Технологическая карта Технология 7 класс Освещение жилого помещения. 1 урок

Технологическая карта Технология 7 класс Освещение жилого помещения. Лампы и виды освещения. 1 урок. История, характеристика ламп и освещения, практическая работа....

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...

Методы исследования в биологии. Дидактическая информационно-познавательная пятиминутка на уроке биологии в 5 классе

Цель: расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы.Задачи Образовательные: закрепить полученные знаний на практи...