Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Курташкинская СОШ» Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Алёшкиной Марины Николаевны
материал
Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность дальнейшего его развития. Путей решения данной проблемы много. Среди идей, направленных на совершенствование учебного процесса, определенное место занимает использование межпредметных связей в процессе преподавания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnoe_predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta_aleshkinoy_m.n.docx | 29.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного педагогического опыта
учителя физики МБОУ «Курташкинская средняя общеобразовательная школа» Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия
Алёшкиной Марины Николаевны
Педагогическая проблема: реализация межпредметных связей при изучении физики.
Целью своей работы считаю развить интерес обучающихся к предмету, научить учиться, дать определённую сумму знаний.
В своей педагогической деятельности ставлю следующие задачи:
- Помочь учащимся усвоить совокупность фактов и явлений в их развитии, овладеть общей картиной мира.
- Повысить интерес к учению и к предмету.
- Повысить практическую направленность обучения.
- Усвоение обучающимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности.
1.Актуальность и перспективность опыта Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность дальнейшего его развития. Путей решения данной проблемы много. Среди идей, направленных на совершенствование учебного процесса, определенное место занимает использование межпредметных связей в процессе преподавания.
Межпредметные связи - важнейший принцип обучения в современной школе. С помощью межпредметных связей учитель в сотрудничестве с учителями других предметов осуществляет целенаправленное решение комплекса учебно-воспитательных задач. Межпредметные связи активизируют познавательную деятельность учащихся, побуждают мыслительную активность в процессе переноса, синтеза и обобщения знаний из разных предметов. Использование наглядности из смежных предметов, технических средств, компьютеров на уроках повышает доступность усвоения связей между физическими, химическими, биологическими, географическими и другими понятиями. Таким образом, межпредметные связи выполняют ряд функций: методологическую, образовательную, развивающую, воспитывающую, конструктивную. На уроках физики прослеживается межпредметная связь не только с такими дисциплинами как, математика, информатика, но география, химия, биология, история, литература. Особо выделяется роль учителя и ученика в организации межпредметных связей.
Выдвигаемые принципы
-Побуждать к усвоению новых знаний, выявляет логические связи между отдельными частями содержания.
- Приобретение обучащимися индивидуального опыта познания ,самостоятельного применения знаний.
- Учить выделять в теме главное.
Практическая значимость данной проблемы научить обучающихся привлекать понятия из родственных дисциплин для расширения поля применимости теории и объяснения фактов, изучаемой в данном предмете.
2. Концептуальность
В своей профессиональной деятельности стараюсь учитывать индивидуальные способности детей и их образовательные потребности. В соответствии с этим планирую свою деятельность, ставлю конкретные задачи для каждого уровня развития детей. Подбираю дифференцированные задания. При ознакомлении обучающихся с новой темой, стараюсь создать такую ситуацию на уроке, чтобы она помогла увидеть важность и необходимость этого материала для решения практических задач. Обязательным этапом на любом уроке является беседа, где обучающиеся спорят, сравнивают, делают выводы. При этом очень важна доверительная атмосфера, так как без атмосферы психологического комфорта на уроке учебный процесс не принесет желаемых успехов. Пытаясь заинтересовать детей своим предметом, провожу нестандартные уроки (семинары, лекции). Стараюсь развивать у обучающихся коммуникабельность, используя работу в парах, индивидуальную работу. Итог всего этого–развитие самостоятельности, любознательности и стремление достичь большего.
3.Ведущая педагогическая идея
Каждый человек через собственную деятельность познаёт окружающий мир, ищет пути решения своих жизненных проблем. В школе дети выполняют свою деятельность, слушая учителя, одноклассников, при этоминогда не видя смысла в своих действиях. Это порождает массу педагогических проблем. Решить эту проблему можно, строя учебный процесс по принципу «человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научиться сам, то есть научиться, развиваться, воспитаться». Чтобы это произошло, учитель в учебном процессе должен выступать как организатор деятельности обучающихся. Построение урока зависит не только от содержания учебного материала, но и от творчества и мастерства преподавателя. Изучение самых трудных вопросов можно сделать самыми доступными, воссоздав на них атмосферу поиска и открытий. Дети идут на урок за общением, с ровесниками, учителями. Огромную радость и удовлетворение они испытывают от работы,позволяющей открывать себя: свои способности, возможности. А содержание курса обучения – лишь материал, который
способствует раскрытию личности ребенка.
4. Оптимальность и эффективность.
Эффективность технологии реализация межпредметных связей при изучении физики в том, что она способствует развитию познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности обучающихся, становлению личности ученика, готовности выпускников школы использовать усвоенные знания, умения реальной жизни для решения практических задач. Осуществление связи физики с другими предметами облегчается тем, что на занятиях по физике изучают материал, имеющий большое значение для всех, и особенно для тех дисциплин, которые используют физические теории, законы и физические методы исследования явлений природы. Важно также, что на занятиях по физике учащиеся получают большое количество практических навыков и умений, необходимых в трудовой деятельности и при изучении других предметов. Разумеется, что в равной мере межпредметные связи необходимы и для успешного изучения физики.
5. Наличие теоретической базы.
Стараясь следить за качеством усвоения программного материала, применяю различные виды контроля обучающихся: тестирование, проверочные и контрольные работы, зачеты. Оценки и результаты работ доводятся до обучащихся, проводится анализ работ с целью устранения ошибок. На таких уроках стараюсь создать спокойную обстановку доверия, справедливого отношения к каждому ребенку. Разрабатываю поурочные планы-конспекты уроков, проверочные и тестовые работы. В течение нескольких лет на уроках я использую информационно коммуникационные технологии. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы и равноправным его членом. Внедрение ИКТ на уроках физики позволили мне повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объём самостоятельной работы. Компьютер позволяет красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационные технологии реализую с помощью следующих программ: программа подготовки компьютерных презентаций PowerPoint. Использую презентации при объяснении нового материала, решении задач, закреплении и обобщении, а также при контроле знаний. Ученики также принимают активное участие при создании презентаций к урокам. Так же на уроках использую Интернет.
Внеклассная работа открывает дополнительные возможности для осуществления межпредметных связей, стимулирующих самообразование учащихся: их обращение к дополнительной литературе, повторение учебного материала по разным предметам под новым углом зрения, расширение кругозора в результате организованного общения.
Опыт показывает, что большой интерес у учащихся вызывают мероприятия, темы которых охватывают широкий круг вопросов, связанных с изучением двух и нескольких школьных предметов. Цель такого мероприятия в яркой увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроках физики и применить в другой области, раздвинуть границы учебников, пробудить желание как можно глубже понимать факты. Исходя из этого, проводятся литературно-физические викторины: «Новогодняя», «Физики и лирики», работа над исследовательским проектом «Вклад ученых физиков в дело Победы над фашизмом», проектом «Физика в шоколаде».
На основе формирования опыта я считаю, что для достижения высоких результатов в учебной деятельности, использование новых межпредметных связей в изучении физики отвечает современным требованиям. Благодаря им, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.
6. Результативность опыта
Использование в работе уроков с межпредметными связями оказалось наиболее реальным путем обеспечения положительной мотивации учащихся к изучению физики, формирования устойчивого познавательного интереса к предмету, повышению качества знаний, создание педагогических условий для развития способностей учащихся.
Результативность выбранного похода к обучению:
1. Улучшение качества знаний по предмету. Учащиеся применяют знания смежных дисциплин, раскрывая проблему в комплексе.
2. Межпредметный принцип обучения помогает развитию личности школьника, формирует потребность к учению и саморазвитию.
3. Развивает интерес к предмету, формирует целостность понимания единства "человек - природа-общество".
Мои учащиеся принимали участие в IV Всероссийских предметных олимпиадах по физике в 2014 году.
В 2016 году ученица 9 класса Липатова Анастасия призер научно-практической конференции «Фундаментальные законы и современные тенденции развития науки», г. Краснослободск.
В 2017 году ученица 10 класса Липатова Анастасия участница районной научно-практической конференции учебно-исследовательских и проектных работ учащихся школ Атюрьевского муниципального района «Шаг в будущее» в секции естественных наук.
В 2019 году ученица 7 класса Алёшкина Алина участница открытой республиканской учебно-практической конференции проектных работ учащихся «Фундаментальные законы и современные тенденции развития науки» в номинации «Удивительная физика 7-11классы», г. Краснослободск.
В 2019 году ученик 9 класса Алёшкин Никита призер 4-районной конференции учебно-исследовательских и проектных работ учащихся школ Атюрьевского муниципального района «Шаг в будущее».
Результативность применения моей педагогической проблемы проявляется в участии в районных, республиканских и всероссийских конкурсах.
Возможность тиражирования.
Работая в школе с 1992 года, главным в своей работе считаю постоянное повышение своей педагогической и методической культуры. Я постоянно занимаюсь изучением новинок методической литературы, изучаю опыт своих коллег.Учитель остаётся учителем до тех пор, пока сам учится. Такова специфика педагогического труда, которая заставляет меня ежедневно пополнять свои знания, совершенствоваться мастерство обучения и воспитания. Чтобы обеспечить глубокие и прочные знания учащихся по физике, привить им умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, я сама должна иметь достаточно высокий научно-теоретический уровень по своему и смежным дисциплинам, обладать кругозором, богатой эрудицией. Поэтому я важное место уделяю самообразованию. Участвую в работе методических объединений района, выступая с докладами. Посещаю уроки коллег, а также сама провожу открытые уроки. Принимаю участие в работе педсовета школы. Своевременно прохожу курсы повышения квалификации. Участвую в интернет-олимпиадах по предмету, принимаю участие в вебинарах на международном педагогическом портале «Солнечный свет» и дистанционного института современного образования (ДИСО) по темам «Современные образовательные технологии и новые результаты» и «Особенности организации внеклассной работы»
На личном сайте регулярно обновляется информация, где можете ознакомиться с опытом моей работы hhtt://nsportal.ru/alyoshkina-marina-nikolaevna.
Литература:
1. Ильченко, В.Р. Перекрёстки физики, химии и биологии [Текст]: книга для учащихся / В.Р.Ильченко – М.: Просвещение, 1986. – 174 с.
2. Ланина, И.Я. Не уроком единым: развитие интереса к физике [Текст]: книга для учителя / И.Я.Ланина – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
3. Синяков А. П. Дидактические подходы к определению понятия «межпредметные связи» учителей / Синяков А. П. [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://cyberleninka.ru /
4. Тихомирова, С.А. Дидактический материал по физике: физика в художественной литературе [Текст]: учебное издание / С.А.Тихомирова – М.: Просвещение, 1996. – 95 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт — ФГОСОО [Режим доступа] http://standart.edu.ru /.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35» г.о. Саранск Дружевецкой Елены Николаевны
Мой опыт адресован учителям, готовым перестроить взаимодействия с учащимися посредством работы с бросовым материалом для развития творческих способностей, обуславливающих в дальнейшем у участников уро...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ «Дачная СОШ» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия Поповой Надежды Владимировны
Тема инновационного педагогического опыта:«Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочное время»....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики и информатики МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Козыревой Людмилы Анатольевны
Тема инновационного педагогического опыта: «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения математике для развития творческого потенциала учащихся и совершенств...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физической культуры МОУ «Атемарская СОШ» Лямбирского муниципально района Фадеев Сергей Николаевич «Сохранение здоровья подрастающего поколения и формирование здорового образ
1. Актуальность и перспективность опытаАктуальность проблемы, над которой я работаю, обусловлена тем, что сейчас трудно встретить абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного т...
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства МОУ «СОШ №28» г.о. Саранск, Республики Мордовия, Лошкаревой Натальи Павловны.
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя ИЗО...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя немецкого и английского языков МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Чикнайкиной Наталии Васильевны
laquo;Великий ум проявит свою силу не только в умении мыслить, но и в умении говорить»Р. Эмерсон Знание иностранных языков сегодня не только культурная, но и экономическая потребность. Пер...
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Курташкинская средняя общеобразовательная школа» Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Ипполитовой Татьяны Степановны
Тема инновационного педагогического опыта:«Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения»....
Комментарии
спасибо
спасибо