ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Курташкинская средняя общеобразовательная школа» Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Ипполитовой Татьяны Степановны
материал
Тема инновационного педагогического опыта:
«Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
собственного инновационного педагогического опыта
учителя русского языка и литературы
МБОУ «Курташкинская средняя общеобразовательная школа»
Атюрьевского муниципального района
Республики Мордовия
Ипполитовой Татьяны Степановны
В условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения методика обучения в современной школе переживает сложный период. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет в рамках нового Федерального государственного стандарта.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Эти обстоятельства требуют поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания.
Цели и задачи современной школы неразрывно связаны с требованиями общества, которое уже немыслимо вне современных компьютерных технологий. Учитель сегодня не является единственным источником знаний для учащихся. Он – помощник, сопровождающий детей в мир информации, помогающий и направляющий их. Следовательно, умение разрабатывать и применять на уроках электронно-образовательные технологии для учителя сегодня актуально, оно является требованием времени.
Тема инновационного педагогического опыта:
«Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения».
Школа сегодня требует от всех участников процесса максимальной отдачи.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе активно используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счёт снижения времени, отведённого на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии, в том числе и информационно-коммуникационные, позволяют учителю:
- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
- развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать учебную и самообразовательную деятельность;
- воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий;
- добиваться высоких результатов обученности учащихся.
Ведущая педагогическая идея
Ведущей педагогической идеей является применение современных образовательных технологий с целью развития интереса к русскому языку и литературе и, как следствие, повышения эффективности обучения.
На своих уроках я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования, не забывая при этом о физическом и психическом здоровье обучающихся.
Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы повышает интенсивность и результативность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество учебного материала, чем это происходило за то же самое время в условиях традиционного обучения. Использование компьютера благотворно влияет на качество усвоения знаний учащимися.
Создавая и используя электронно-образовательные технологии, мы можем:
- сделать уроки разнообразнее, ярче и привлекательнее, используя больше наглядности, в том числе анимацию, музыку, видеоматериалы;
- в урок вместить гораздо больше дидактического материала для объяснения и закрепления темы;
- уменьшить количество времени для проведения контроля и проверки знаний наших учеников;
- привить учащимся навыки контроля и самоконтроля;
- повысить объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
- обеспечить дифференцированное обучение, предлагая разно уровневые задания;
- пользоваться различными справочными системами, электронными библиотеками, другими информационными ресурсами на уроках;
- сформировать у учащихся навыки исследовательской деятельности и т.д.
Актуальность и перспективность опыта
Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить серьёзные цели и достигать их, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования невозможно представить без применения современных образовательных технологий на уроках, в том числе и на уроках русского языка и литературы.
Моё педагогическое кредо – «УЧИТЬ детей УЧИТЬСЯ». Отсюда и вытекает моя главная педагогическая задача – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.
Новые образовательные технологии и их отдельные элементы, которые я активно использую на уроках русского языка и литературы, а также и во внеурочное время, помогают мне в успешном решении данной задачи.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.
Педагогическая технология – «это продуманная во всех деталях МОДЕЛЬ совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». (В. М. Монахов)
На своих уроках, наряду с традиционными, я применяю современные образовательные технологии. Это позволяет мне успешно реализовывать принципы личностно ориентированного обучения, когда во главу угла ставится личность ребёнка, её самобытность, самоценность, когда субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Среди приоритетных технологий выделяю:
- технология проблемно-поискового обучения;
- тестовые технологии;
- проектная технология;
Проблемно-поисковое обучение формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, самостоятельно находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, делать самоанализ, а также содействует развитию у учащихся критического мышления.
Я активно использую технологию проблемного обучения на разных этапах урока: на этапе актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности, при постановке учебной задачи, а также при построении проекта выхода из затруднения и рефлексии деятельности и т.п.
Проблемные вопросы, поставленные перед учащимися, побуждают их к действию, обучают умению самостоятельно решать проблемы, намечать план поиска решения. Кроме того, проблемная ситуация на уроке приучает детей к анализу, креативному взгляду на вопросы.
Результаты использования данной технологии:
- совершенствуется умение учащихся обосновывать свою
позицию;
- воспитывается уважение к чужой точке зрения;
- активизируется познавательная деятельность учащихся;
- увеличивается количество творческих работ;
Цель использования тестовых технологий – определять степень усвоения материала учащимися, выявлять уровень знаний, умений и навыков, активизировать работу по усвоению учебного материала, создавать ситуацию успеха, готовить к успешной сдаче аттестационного экзамена в форме ГИА, ЕГЭ.
На уроках я активно использую тестовые задания при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала на уроках русского языка и литературы, для проведения промежуточного контроля, для проведения зачётных и итоговых контрольных работ, а также для осуществления систематического индивидуального и группового контроля знаний, полученных на уроках.
На уроках я, в основном, использую три формы работы с тестами: коллективную, групповую, индивидуальную. В тестах применяю разнообразные виды заданий: задания с выбором односложного ответа «да» и «нет» или с выбором одного из четырёх предложенных вариантов, с кратким ответом в виде одного-двух слов, задания со свободным развёрнутым ответом.
На уроках контроля применяю разноуровневые тестовые задания (элементы технологии уровневой дифференциации).
Проектная деятельность позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения.
На уроках стараюсь так организовывать познавательную деятельность учащихся, чтобы у них появлялась возможность самим открывать новые знания. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и являться предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты.
Мои ученики готовят индивидуальные и групповые проекты, принимают активное участие в районной конференции учебно – исследовательских и проектных работ учащихся школ Атюрьевского муниципального района «Шаг в будущее» (Ипполитова Маргарита, 2018 г.), в Республиканской научно – исследовательской конференции школьников по практическому краеведению «Историко – культурное и природное наследие родного края»
(Ипполитова Маргарита, 2016 г.), во Всероссийской конференции учебно – исследовательских работ учащихся «Живая культура: традиции и современность» (Алешкин Никита, 2018 г.)
Данная технология делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным и ориентирует учащихся на самостоятельную работу: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Результативность опыта
Я убедилась, что использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы даёт высокие результаты:
- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;
- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Применение современных образовательных технологий позволяет мне:
- наполнить уроки новым содержанием;
- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
- формировать элементы информационной культуры;
- прививать навыки рациональной работы с компьютерными
программами;
- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
- идти в ногу со временем.
Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения, для того чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников. Важными показателями результативности считаю, что мои выпускники успешно сдают ЕГЭ, поступают в вузы (по профилю) и другие специализированные учебные заведения.
Используя разнообразные технологии и приемы в своей работе, я добиваюсь неплохих результатов в работе с детьми. Участвуя в различных конкурсах районного, республиканского, Всероссийского, Международного уровня, мои ученики занимают призовые места:
- диплом Лауреат II степени Международного краеведческого конкурса «Красота родного края» ( Ипполитова Маргарита, 2018 г.)
- диплом победителя Республиканского конкурса сочинений «Герои рядом.
100 примеров мужества» ( Ипполитова М., 2018г.)
-диплом 1 место во Всероссийском конкурсе «Герои – земляки» (Ипполитова М., 2018г.)
- диплом 3 место в номинации «Публицистика» в Республиканском конкурсе литературных работ «Искусство слова» (Ипполитова М., 2018г.)
- диплом участника X Всероссийской конференции учебно – исследовательских работ учащихся «Живая культура: традиции и современность» (Алешкин Никита, 2018 г.)
-диплом участника районной конференции учебно – исследовательских и проектных работ учащихся школ Атюрьевского муниципального района «Шаг в будущее» (Ипполитова М., 2018г.)
- диплом 2 место в районном конкурсе «Наш святой» республиканского историко – патриотического конкурса, посвяшенного святому праведному воину Федору Ушакову (Ипполитова М., 2019 г.)
-диплом за участие в VII Республиканской научно – исследовательской конференции школьников по практическому краеведению «Историко – культурное и природное наследие родного края в номинации «Тропой православия» (Ипполитова М., 2016г.)
-Грамота 1 место в районном конкурсе литературных работ «Искусство слова» (Ипполитова М., 2017 г.)
-Грамота 3 место в районном конкурсе литературных работ «Искусство слова» (Ипполитова М., 2018 г.)
-Грамота 3 место в районном конкурсе сочинений «Вечная память Герою», посвященном 100-летию со Дня рождения Героя Советского Союза Е. Г. Акиняева (Ипполитова М., 2016 г.)
В течение ряда лет мои ученики принимают активное участие во Всероссийских играх-конкурсах по русскому языку: «Русский медвежонок- языкознание для всех», « Журавлик», добиваясь высоких баллов и занимая призовые места. Дипломом 1 степени за высокие результаты во Всероссийском конкурсе – игре по русскому языку награждены Чумарова Юля, Алешкина Варвара, Яшкина Алина. Призовые места занимают учащиеся и на предметных олимпиадах по русскому языку и литературе на муниципальном уровне. Ипполитова М. - призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 2017, 2018 гг.
Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях, выступлениях на семинарах (см. электронное Портфолио).
Заключение
Уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы.
Однако хотелось бы отметить, что внедрение современных образовательных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью.
Излишнее увлечение современными технологиями проведения занятий может стать причиной того, что ученик, вовлечённый в «нескучные» формы обучения, окажется неспособным к усвоению материала, предложенного в традиционной вербальной форме. Не стоит забывать, что живое, эмоциональное слово учителя-словесника никогда не заменит даже самая умная машина. Компьютерная деятельность на уроке русского языка и литературы ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему.
Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования учителя русского языка и литературы МБОУ «Кулангинская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» Клочковой Маргариты Михайловны Срок реализации 2014-2019год
В данном материале содержится комплекс мероприятий, которые запланированы на межаттестационный период с 2014 по 2019 год. Цели:· использовать элек...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики и информатики МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Козыревой Людмилы Анатольевны
Тема инновационного педагогического опыта: «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения математике для развития творческого потенциала учащихся и совершенств...
Характеристика-представление на учителя информатики и математики МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Козыреву Людмилу Анатольевну
Козырева Людмила Анатольевна в МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» работает с 1999 года после окончания в 1989 году МГПИ имени М.Е.Евсевьева по специальности «Математика и физика»....
План самообразования учителя русского языка и литературы МБОУ «Егоркинская средняя общеобразовательная школа Нурлатского муниципального района Республики Татарстан» Яллина Валерия Леонидовича
План самообразования учителя русского языка и литературы на 2018-2019 учебный год...
Портфолио АСЕССОРОВОЙ Е.М. учителя математики МБОУ «Кишалинская средняя общеобразовательная школа» Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия
Портфолио АСЕССОРОВОЙ Е.М. учителя математики МБОУ «Кишалинская средняя общеобразовательная школа» Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя немецкого и английского языков МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Чикнайкиной Наталии Васильевны
laquo;Великий ум проявит свою силу не только в умении мыслить, но и в умении говорить»Р. Эмерсон Знание иностранных языков сегодня не только культурная, но и экономическая потребность. Пер...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя обществознания МБОУ «Шугуровская средняя общеобразовательная школа» Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия Астайкиной Людмилы Дмитриевны
laquo;Проектно-исследовательская деятельность на уроке и во внеурочное время с использованием современных образовательных технологий»....
Комментарии
спасибо
спасибо