Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ «Дачная СОШ» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия Поповой Надежды Владимировны
опыты и эксперименты по истории на тему
Тема инновационного педагогического опыта:
«Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочное время».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного инновационного
педагогического опыта учителя истории и обществознания
МБОУ «Дачная СОШ»
Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия
Поповой Надежды Владимировны
Тема инновационного педагогического опыта:
«Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочное время».
1. Актуальность и перспективность опыта.
Наше время, перенасыщенное всевозможной и разнообразной информацией, предъявляет особые требования к образованию и, конечно, учителю. Важно не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, но и необходимо научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию.
Одним из приоритетов современного образования является организация проектно-исследовательской деятельности на уроках. Она призвана формировать не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряжённые с практической деятельностью, учит мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки. Сложилось новое понимание цели образования: формирование у современного школьника готовности к саморазвитию, самообразованию, социализации.
Реализация данной цели требует выполнения комплекса задач:
- обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты этой деятельности;
- формирование личностных качеств – мышления, воли, чувств, творческих способностей, мотивов деятельности;
- формирование картины мира, адекватной образовательной программе и уровню знаний.
Учащиеся, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, становятся активнее, учатся грамотно задавать вопросы, у них расширяется кругозор, становятся более коммуникативными.
Гипотеза
Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы с применением не только учебного, но и реального жизненного опыта. Проект эффективен, потому что он ориентирован на достижение целей самих учащихся и формирует невероятно большое количество общеучебных умений и навыков:
- Рефлексивные
- Поисковые (исследовательские)
- Умения и навыки работы в сотрудничестве
- Менеджерские
- Коммуникативные
- Презентационные
- Умение аргументировать собственные высказывания
- Умение отвечать на незапланированные вопросы
- Умение понимать задания в различных формулировках и контекстах
- Умение находить требуемую информацию в различных источниках
Практическая значимость:
Проектно-исследовательская деятельность учащихся направлена на самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действий; предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешение которых приводит к активному усвоению новых знаний; обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности, умение ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.
2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта).
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение исследовательской деятельности на уроках позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование исследовательской деятельности отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.
Ведущая педагогическая идея.
Повышение качества обучения, развитие познавательного интереса и логического мышления, развитие ученика как личности за счет использования элементов исследовательской деятельности в учебном процессе.
Мою позицию педагога характеризует стремление к максимальному личному вкладу в скорейшее осуществление прогрессивных преобразований в школе.
Предмет свой знаю и очень люблю. Да и как можно не любить свою историю: историю своей великой державы и своей малой Родины.
Проектно-исследовательская деятельность личностно ориентирована, характеризуется возрастанием интереса к работе по мере её выполнения, позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах, способствует обучению на собственном опыте, на реализации конкретного дела, приносит удовлетворение ученикам , видящим продукт своего труда, учит по настоящему мыслить.
В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой- либо проблемы. И важно, чтобы эта проблема была взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка. Считаю, что если творческая и познавательная деятельность начинается с сильного мотива, актуальна с точки зрения ученика и имеет практическую направленность, она всегда эффективна.
3. Наличие теоретической базы опыта.
За годы работы, а я работаю в школе уже шестнадцатый год, я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз, уходя домой, думаешь, а что будет завтра, как сделать, чтобы твой урок запомнился? Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что, только, вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке.
За время работы у меня накопился достаточный теоретический материал, который я использую при подготовке к урокам.
Мною собрана коллекция документальных исторических фильмов на видеокассетах и DVD-дисках. Данный материал я использую на уроках истории. Эта форма работы очень продуктивна, так как позволяет одновременно задействовать зрительные и слуховые рецепторы учащихся. Кроме того, документальное кино и фрагменты художественного, являются превосходной базой для источниковедческого анализа и большим дополнительным материалом к содержанию учебника.
В школе есть необходимая техника, без которой нельзя представить себе современный урок: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска. Имеется возможность выхода в Интернет. Коллекция электронных учебных модулей, цифровых ресурсов к учебникам, иллюстративные материалы, используется в качестве иллюстративного материала на уроках при объяснении нового материала, во внеклассной и внеурочной деятельности; для выполнения практических заданий; для проверки знаний учащихся.
Наличие материальной базы, пройденные курсы, использование информационно-коммуникативных технологий и таких образовательные технологий, как: метод проблемного обучения, проектного обучения, организационно — деятельностного (игрового) обучения, обучения в сотрудничестве, позволяют мне разнообразить свои уроки. В условиях классно-урочной системы, эти технологии легко вписываются в учебный процесс. Они обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но обеспечивают и развитие самостоятельности, доброжелательности, коммуникабельности; воспитываются такие ценности как открытость, честность, сопереживание, толерантность.
4. Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых условий, содействующих раскрытию потенциальных мыслительных возможностей каждого ученика посредством проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочное время, которые позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения путём сочетания приёмов и методов развития навыков критического мышления в педагогической практике учителя.
Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.
5. Оптимальность и эффективность средств.
Главным в работе считаю продуманное отношение к урокам, подбор интересного материала. Строю урок так, чтобы он представлялся целым и законченным, отражал органическую часть работы над темой. Стараюсь на уроке создать атмосферу творческую, что раскрепощает детей, снимает напряжение, неуверенность в своих силах.
Уроки провожу разные: стандартные и нестандартные. Предпочтение отдаю урокам, наполненным эстетическими и нравственными переживаниями, трудом и радостью добывания знаний о людях, о жизни. Использую в своей работе уроки-поиски, уроки-размышления, на которых при помощи проблемных вопросов, школьники учатся мыслить, рассуждать, сопоставлять разные точки зрения. Постоянно поддерживаю интерес к изучаемому материалу. Широко применяю элементы игры, работу над мини-сочинениями, красочную наглядность, художественную литературу, элементы знакомства с персоналиями. Всё это помогает включить ребят в исторический процесс, соединить полноту эмоциональных впечатлений с глубоким осмыслением материала. Обращаюсь к нравственно — патриотическому воспитанию, стараюсь вести школьников по пути уважительного отношения к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям.
Стараюсь оптимально организовать учебный труд учащихся: дифференцированно подойти к каждому ученику, с учетом степени его развития, состояния здоровья, склонностей и интересов.
Уроки истории и обществознания – это особые уроки: именно здесь закладываются основы патриотического воспитания, именно здесь воспитывается чувство национальной гордости за свой великий народ. Поэтому в своей внеурочной работе стараюсь проводить как можно больше мероприятий о Великой Отечественной войне, об уроженцах земли мордовской, о своей малой родине.
Уроки истории тесно взаимосвязаны практически со всеми предметами в школе: мы изучаем научные открытия великих ученых, географические открытия, развитие живописи, скульптуры, архитектуры, живописи, литературы, музыки. Поэтому очень хочется, чтобы дети не просто знали, но и любили историю. Провожу в старших классах уроки с опережающим обучением. И это дает определенный результат: дети не просто слушают объяснение учителя, но и принимают самое активное участие в обсуждении темы: высказывают свое мнение, доказывают свою точку зрения. И радостно видеть, что на таких уроках «работают» не только отличники и хорошисты, но и «рядовые» троечники.
6. Результативность опыта.
Я уже более пяти лет занимаюсь исследовательской работой. За это время мои дети участвовали во многих конкурсах. Это районные конкурсы, республиканские, российские. Результаты участия видны в таблице:
Год | Название конкурса | Ф.И участника, класс | Результат |
2012 | Районный этап Открытого международного историко-краеведческого конкурса «Морской венок славы: моряки на службе Отечеству», посвященного 200-летию Отечественной войны 1812 года. | Попова Валентина, 7 кл. | 2 место |
2013 | IX Саранском региональном историко-литературный конкурсе Св.Мученика Цесаревича Алексiя «Династия Романовых: 400 лет служения Богу и России» | Шустенко Екатерина, 10 кл. | Грамота участника |
2013 | Районный конкурс новогодней игрушки «Зимний серпантин» | Попова Валентина, 9 кл. | Диплом |
2014 | Республиканский конкурс «Защитим лес» Республиканский конкурс творческих работ «Сделай выбор!» | Попова Валентина, 9 кл Валягина Арина, 7 кл. | 1 место Диплом победителя |
2015 | I районная научно-практическая конференция школьников «Малая академия юных дарований», посвященной 70-тилетию со дня Победы в Великой Отечественной войне. | Шаронова Дарья, 8 кл. | Грамота участника |
2015
| XVII Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия – ХХ век» | Шаронова Дарья, 9 кл.
Баранова Маргарита, 8кл. | Поощрительная грамота
Грамота участника |
2015 | Районный конкурс «На лучшие макеты Памятки молодому избирателю среди учащихся средних общеобразовательных школ Теньгушевского района» | Буркаева Татьяна, 10 кл. | 1 место |
2015 | Игра «Конституция России» | Команда «Патриоты России» | 1 место |
Принимаем участие в Международном Конкурсе «Золотое Руно», Всероссийском конкурсе по истории «Альбус». Имели неплохие результаты.
Результатом использования современных педагогических технологий являются:
— повышение качества образования по предметам;
— повышение познавательного и творческого интереса к предмету не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Результаты итоговой аттестации в форме ГИА:
Уч. год | предмет | % обученности | % качества |
2012-2013 | Обществознание | 100 | 55 |
2015-2016 | обществознание | 100 | 55 |
Результаты итоговой аттестации в форме ЕГЭ:
Учащиеся | год | предмет | ЕГЭ баллы | Поступление в вузы по специальности |
Буркаева Екатерина | 2012
| история | 68 | Экономический факультет МГУ им. Огарёва |
Конкин Владислав | 2013 | история | 49 | Академия права и управления ФСИН. Институт подготовки государственных и муниципальных служащих, юридический факультет, г.Рязань |
Валягин Иван Шустенко Екатерина | 2014 | история | 57 44 | Самарский юридический институт ФСИН России Факультет физической культуры МГПИ им. М. Е. Евсевьева |
Иванов Вадим Валягина Татьяна | 2015 | история | 59 43 | Самарский юридический институт ФСИН России Математический факультет МГПИ им. М. Е. Евсевьева |
Фролов Сергей | 2016
| история | 57
| Самарский юридический институт ФСИН России |
Работая над проектами, занимаясь исследовательской деятельностью, мои ученики сотрудничают с организациями местного социума: обращаются в школьный музей, проводим опросы жителей села, сотрудничаем с редакцией районной газеты «Примокшанье».
Список статей, опубликованных за последние годы:
«Славы и наград не искала, просто честно выполняла свою работу», о труженице тыла Нюхалкиной П.Н. – учащиеся 9 кл.
«Прикоснулись к истории края», учащиеся 7 кл.
«Судьба царя – судьба России», Шустенко Е.
«Начал я войну под Смоленском…», о ветеране войны Ивашкине М.Ф. - Попова В.
«Удивительная женщина» - о бывшей учительнице Поповой Л.М. - Баранова М.
Возможность тиражирования опыта.
Постоянно повышаю свой профессиональный уровень, регулярно посещаю заседания РМО учителей истории, открытые уроки своих коллег. Сама провожу открытые уроки для учителей школы в рамках недели истории, общешкольные открытые уроки для учащихся и учителей школы, выступаю с докладами на педагогических совещаниях.
Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию. Особенно остро стоят эти вопросы перед учителем истории: нужно не только сообщить объем знаний, но и воспитывать думающего человека, умеющего разумно мыслить, сопереживать.
Приложения.
- Тема самообразования: «Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочное время»
Материалы из опыта работы размещены на сайте по адресу:
http://nsportal.ru/popova-nadezhda-vladimirovna
В народной мудрости есть такая пословица: «Кто не успел, тот опоздал». Я думаю, что эта пословица как нельзя, кстати, определяет основные шаги в модернизации российского образования. Если мы хотим видеть Россию среди ведущих стран мира, если мы хотим, чтобы наши дети были способны строить не только свою судьбу, но и судьбу России, надо искать, искать и находить пути педагогического решения назревших проблем образования. Идти только вперед, иногда оглядываясь назад, чтобы избежать многих просчетов и ошибок.
И в заключение мне хочется сказать, что невозможно стать настоящим учителем без любви и уважительного отношения к детям, какими бы они не были: плохими или хорошими, «круглыми отличниками» или стабильными «троечниками». Дети это тонко чувствуют и обязательно ответят тебе тем же, и, как следствие придут успехи и высокие результаты. Ибо нет большей награды для учителя, чем ученик, превзошедший его по знаниям и умениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания Каргиной Елены Александровны.
Педагогическая проблема, над которой работа ведется в течение последних трех лет «Формирование исследовательской компетентности учащихся посредством проектной деятельности на уроках ...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Ефремовой Натальи Геннадьевны
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Ефремовой Натальи Геннадьевны...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с УИОП г. Алдан РС (Якутия) Забелиной Екатерины Геннадьевны
А работе представлен опыт по теме «Формирование гражданско-правовой культуры учащихся через проектно-исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания и во внеурочное время».Сего...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ НСОШ №2 г.Нюрба Тартыева Артура Сергеевича
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознанияМБОУ НСОШ №2 г.Нюрба Тартыева Артура Сергеевича...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания Хлебиной Е.Н.
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознанияМБОУ «Большеигнатовская СОШ» Большеигнатовского муниципального района Республики М...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания
Публичное представление собственного инновационногопедагогического опыта учителя истории и обществознания...