Технология творческих мастерских
статья
Технология творческих мастерских позволяет развивать творческие способности учащихся, позволяет учителю развить исследовательскую деятельность школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология творческих мастерских | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии творческих мастерских
на уроках русского языка и литературы
Современная педагогика провозгласила новые подходы в образовании: гуманистический, развивающий, компетентностный, деятельностный, личностно-ориентированный. Это продиктовано переменами, произошедшими в сознании общества, которому необходимы не исполнители, а творческие личности, готовые к самореализации и выполнению социально-востребованной деятельности в меняющемся современном мире.
Позиция педагога в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО становится принципиально иной: он не транслирует знания, а создает учебные условия для того, чтобы ученик имел возможность различными способами работать с имеющимся багажом знаний, продвигаться своим путем к достижению поставленной им самим же цели.
Педагогическая мастерская – это технология, нацеленная на раскрытие индивидуальности человека , разв –ая творческих способностей.
Итак, целью педагогической технологии мастерских является не прямая передача информации, а совместный поиск знаний.
Педагогу, которого в терминологии мастерских называют мастером, приходится отказаться от привычных функций лектора, авторитарного руководителя. Задача педагога (мастера) в ходе мастерской состоит прежде всего в том, чтобы создать атмосферу открытости, доброжелательности, обратиться к чувствам учеников, вызвать их на откровение, работать вместе с ними, не ставить оценки, но при этом дать почувствовать ученику собственное достижение, пусть даже небольшое.
Принципы построения мастерской
• Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера – руководителя мастерской.
• Право каждого на ошибку, самостоятельное преодоление ошибки – путь к истине.
• Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской созда¬ет условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы "педагогики успеха". Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.
• Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской; во-вторых, в праве не участвовать на этапе "предъявле¬ния продукта"; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руко¬водителя.
• Значительный элемент неопределенности, неяс¬ности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой - психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс.
• Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с са¬мим собой – необходимое условие личностного освоения элемен¬тов культуры, условие восхождения к новым истинам.
• Организация и перестройка реального простран¬ства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участни-ков, отдельные места для индивидуальной работы, возмож¬ность быстрого представления творческого "продукта" каж¬дого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д.
• Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера (руководителя) на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в неко¬торой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ста¬вит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу "на равных" с участниками — напри¬мер, в мастерской творческого письма.
Этапы построения мастерской
Первый этап — это индуктор. Он мотивирует дальнейшую деятельность. Есть два необходимых условия такого задания: оно всегда опирается на личный опыт учащегося и — иногда парадоксально — связано со смыслом дальнейшей деятельности.
В качестве индуктора могут выступать слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д. – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Дети формулируют проблему, проявляя при этом личное отношение к предмету обсуждения.
Например, в мастерской по философской лирике Тютчева «Вопросы или ответы?» предложим такое задание: "Представьте себе, что перед вами — ве¬ликий мудрец. Вы можете его спросить, о чём за¬хотите — самом важном для себя. Запишите, ка¬кие два вопроса будут первыми". Так мы получим основные вопросы, на которые обязательно захо¬чется искать ответы.
В мастерской построения знаний «Как понять текст?» предлагается нарисовать на листе бумаги что-нибудь, понятное только автору рисунка. После обсуждения и попыток объяснения рисунков учащиеся выходят на проблему урока: Как понять текст?
На уроке по повести Н.В.Гоголя «Нос» предлагается вспомнить поговорки и фразеологизмы, связанные с носом; нарисовать носы разной формы; объяснить, что ощущает владелец такого носа.
Второй этап связан с созданием, индивиду¬ально или в группе, творческого продукта. Здесь есть два этапа: деконструкция и реконструкция. Проще говоря, разберём нечто (текст?) на детали, а потом используем их как исходный строитель¬ный материал — можно и со своими "добавками". Например, давно уже предлагается ученикам вос¬становить "рассыпанное" стихотворение. А не по¬пробовать ли на базе этих, а также дополнительно необходимых слов написать своё?..
Третий этап — это "социализация", то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выстав¬ка рисунков и т.п.). В это время каждый про себя сравнивает, соотносит свои результаты с чужими и — осваивает все возможные открытия.
Иногда на четвёртом этапе нужна промежуточ¬ная рефлексия. Он очень важен, если, например, нам пора заканчивать урок, а мастерская ещё не завершена. Здесь же часто появляется у участни¬ков работы потребность в новом или дополнитель¬ном знании — информационный запрос.
(Мастерская может поместиться и в 30-45 ми¬нут. Но этапы деконструкции и реконструкции могут повториться, а если продолжение через день-два, то понадобится и промежуточный индуктор. Вдохновить на продолжение мастерской способны и результаты чужой деятельности, творческие ра¬боты. В подготовленном классе их можно задать на дом.)
Пятый этап — обращение к новой информации и её обработка (разрыв). Что это будет? Словарные статьи, работы критиков? Фрагменты произведений, вы¬сказываний?..
Шестой этап — исправление или обновление созданного учеником (афиширование). Он сам продолжит или улучшит написанное. А может создать новое про¬изведение — это индивидуальная или групповая работа.
Седьмой этап — итоговая социализация. Все написанные сочинения читаются, все рисунки де-монстрируются, всепридуманные пантомимы ра¬зыгрываются... Здесь важно, что выслушаны все участники мастерской.
Последний этап — рефлексия. Что я открыл се¬годня — в себе, в тексте, в окружающих? К каким вопросам вышел? Чего не понял?
Рефлексия может быть эмоциональная и логи¬ческая. Выплеск впечатлений, по законам психо¬логии, — облегчение и даже исцеление (особенно это видно в мастерских для взрослых). Логический "самоотчёт" нужен для саморазвития: вот здесь я открыл нечто, а здесь было трудно, потому что... Вопросы к рефлексии предлагает педагог, проду¬мывая их для каждой мастерской.
Хорошо, если удаётся провести рефлексию уст¬но — высказываются все. Но часто нет времени — можно сделать это письменно за 5-8 минут. Тогда результаты прочитаем потом или вывесим их для всеобщего обозрения.
"Возможны иные варианты алгоритма работы при соблюдении общих принципов и правил веде¬ния мастерской"4. Эти законы подробно рассмотре¬ны в специальных работах.
Методы и приемы, используемые на основном этапе мастерской
1.Метод символического видения, который заключается в отыскании или
построении учеником связей между объектом и его символом. Мастер
предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и
изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме.
2.Метод сравнения версий. Он предполагает сравнение собственного
варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами,
которые формулировали великие ученые, философы и т. д. Сравнение
происходит после того, как ученики уже предложили свой способ решения.
3. Метод смысловых ассоциаций. Цель метода: актуализировать содержание
подсознания, пробудить чувства, ощущения, помочь ученику соотнести
предлагаемый для ознакомления материал со своим внутренним «я».
Последовательность действий: 1) учащимся предлагается записать к
заданному слову ассоциативный ряд слов (выполняя задание, ученик
воссоздает свое смысловое, семантическое поле данных слов); 2)
предлагается задание, связанное с осмыслением данного потока ассоциаций.
Например: 1) используя записанные слова, дайте определение исходному
слову-понятию; 2) выберите из этого потока ключевое для вас слово; 3)
соедините два любых слова из двух соседних столбиков и, используя
полученное словосочетание в качестве заголовка, напишите текст-
миниатюру и т.д.
4. Метод «Если бы». Ученикам предлагается составить описание или
нарисовать картину того, что произойдет, если в мире что-то изменится.
5. Метод «ключевых слов». Этот метод помогает учащимся актуализировать
смыслы при работе с текстом. Учащимся предлагается текст, из которого они
должны выписать ключевые слова (ключевые с точки зрения ученика).
Каждое ключевое слово, выбранное учеником, является своеобразным
сгустком смыслов данного текста. Ученик актуализирует значимый для него
смысл и делится своим пониманием текста с другими.
6. Метод самостоятельного конструирования определений понятий.
Формирование новых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у
детей представлений и их словесного оформления. После того как состоялось сопоставление и обсуждение предложенных учениками версий, предлагается художественный текст, где используется данное слово. Учащиеся заново формулируют определения, теперь уже ориентируясь на контекст, в рамках которого функционирует слово. Затем мастер при необходимости может предложить разные варианты определений, которые зафиксированы в словарях, учебниках, справочниках. Разные формулировки остаются в тетрадях учеников как условие их личностного самоопределения в отношении изучаемого понятия.
7. Метод эвристического исследования. Выбирается объект исследования (природный, культурный, научный, словесный или иной). Учащимся предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: 1) цель исследования; 2) план работы; 3) факты об объекте; 4) опыты; 5) новые факты; 6) возникшие факты и проблемы; 7) версии ответов; 8)рефлексивные суждения.
8. Метод конструирования вопросов. Он предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту. Последовательность работы:
1) предъявление объекта изучения; 2) индивидуальное конструирование вопросов каждым участником мастерской; 3) озвучивание вопросов в группе; 4) фиксация всех вопросов на общем листочке; 4) обмен листочками между группами; 5) экспертиза и коррекция предложенных другой группой вопросов (отбор «качественных» с точки зрения содержания и формы); 6)выступления экспертов: взаимный анализ и оценка качества составленных вопросов; 7) отбор вопросов; 8) отбор вопросов для последующей работы по построению новых знаний.
9. Метод смыслового видения. Цель данного метода - расширить
представление учащихся о каком-то объекте исследования: от
узкопредметного до общефилософского, сменить акценты смыслового
видения. Структура метода: - учащиеся выполняют привычные для них
действия; - мастер ставит перед участниками вопрос, который носит
неожиданный, пародоксальный характер (с узкопредметной точки зрения)
характер и переводит учащихся в сферу общефилософских категорий. В
результате участники переживают состояние разрыва, что служит импульсом
к дальнейшему поиску
.
10. Метод вживания. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри. Рождающиеся при этом мысли, чувства и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может быть выражен им в словесной форме, знаковой, двигательной, музыкальной или художественно-изобразительной форме. Например: «Представьте, что вы - цветок. Что вы видите, слышите, чувствуете?»
11. Метод образного видения. Он предполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попытку эмоционально-образного видения и изображения объекта. Например: «нарисуйте счастье»; «дорисуйте картину по открывшемуся вам фрагменту» и т.д.
12. Прием «Чтение с пометками». Он предполагает «живой» диалог с автором текста, возможно полемику по поводу авторского видения проблемы. Суть приема: учащиеся читают текст, делая на полях по ходу чтения различные пометки, например: «+» - согласен; «-» - не согласен; «?» - есть вопросы, непонятно; «!» это интересно; «?!» - надо подумать и т.д.
13. Прием «Толстый и тонкий вопрос». Он направлен на формирование умения задаваться вопросами по поводу прочитанного текста. Учащимся предлагается составить и записать вопросы, которые у них возникли по ходу чтения, после чего они обсуждают составленные вопросы в группе и выбирают среди них «толстые» (т.е. такие, которые требуют размышлений, важные, существенные для понимания данного текста) и «тонкие» (вопросы, требующие однозначного ответа «да» - «нет» или простого привлечения фактов). Каждая группа представляет свой набор «толстых» вопросов всему классу. Таким образом формируется мотивационная основа и программа дальнейшей работы над текстом (на основе вопросов, составленных самими учениками, а не заданных извне учителем)
14. Прием «Закончи предложение». Его цель - организовать диалог
участника мастерской с авторитетным мнением. Мастер предлагает
вниманию участников начало предложения (из художественного,
критического, научного текста, связанного с идеей мастерской) и просит
закончить предложение. Каждый ученик создает свой вариант, затем
знакомится с версиями других учеников. Только после того, как состоялось
знакомство со всеми предложенными вариантами, мастер предлагает
авторский вариант. На заключительном этапе проводится рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Технология творческих мастерских, или как открывать знания вместе с учениками"
В теоретической части пособия рассматривается технология проведения уроков литературы в форме творческих мастерских, в практической приводятся разработки уроков литературы в форме творческих мастерски...
Технология творческих мастерских
описание технологии...
Сценарий мастер-класса технология творческих мастерских
Сценарий мастер-класса проведенного на муниципальном уровне. На примере темы "Строение и работа сердца" показана технология творческих мастерских....
Инновационные процессы в современном образовании. Технологии творческих мастерских.
В статье говорится об инновационной деятельности в образовании и рассматривается одна из форм организации учебного процесса - творческие мастерские....
Кабинет технологии - творческая мастерская учителя
Кабинет технологии. Оснащение кабинета....
Технологии творческих мастерских на уроке музыки.
Предлагаю свой опыт по использованию технологии творческиой мастерской....
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...