Эссе Возможности практической работы учителя русского языка и литературы по выполнению требований современных государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования.
статья (11 класс)
Процесс исследования может применяться на всех этапах обучения, по разным предметам и темам. С помощью учителя происходит выстраивание своей индивидуальной программы развития (ИОП –индивидуальная образовательная программа), тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности, к проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_vozmozhnosti_prakticheskoy_raboty_uchitelya_russkogo_yazyka_i_literatury.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе
Возможности практической работы учителя русского языка и литературы по выполнению требований современных государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования.
Автор: Смирнова Галина Александровна, преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ «Средняя Общеобразовательная школа № 11» г. Усть-Илимска Иркутской области
Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы. Прежде всего - ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных компетенций.
Необходимое условие жизни человека – это основная идея, заложенная в ФГОС, – идея развития. Учителю должна быть ясна главная цель педагогической деятельности – дать человеку умение действовать и помочь в формировании способа действий, подготовить обучающегося к саморазвитию, к умению применять знания в практической деятельности.
Есть ли возможности в работе учителя русского языка и литературы по выполнению требований современных государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования?
Конечно, есть. Но необходимо желание самого учителя учиться и учить по новым стандартам, увлечь за собой школьников. Чтобы заинтересовать учащихся своим предметом,
подготовить их к новым открытиям, нужно использовать различные методы в работе.
Очень интересен метод исследования. Известно, что идея исследования как метода познания мира и метода обучения берёт своё начало в глубокой древности. В современном понятии учебное исследование – это всегда исследование уже познанного. Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой. Что же даёт ученику исследование, которым он занимается на уроках русского языка и литературы? Расширение кругозора, помогает формировать самосознание школьника, "освежить" атмосферу уроков, воздействовать на все стороны и приемы преподавания! Особенно, когда выступление на форумах и конференциях приносит победу ученику! Это еще вселяет уверенность в своих силах. Исключительную важность при этом приобретает одно условие: не переоценивать возможности учащихся, оберегать их от от самоуверенности, приучать к научной строгости и ответственности. Работа эта нелегкая, требующая настойчивости, накопления знаний по крупицам! Такие реферативные и исследовательские работы – процесс достаточно долгий. Но это - дорога к творческому труду и победе!
Процесс исследования может применяться на всех этапах обучения, по разным предметам и темам. С помощью учителя происходит выстраивание своей индивидуальной программы развития (ИОП –индивидуальная образовательная программа), тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности, к проектной деятельности.
Такая деятельность имеет свой алгоритм, делится на определенные этапы по времени и уровню сложности. Например.
Этапы создания индивидуального образовательного маршрута:
- определение интересов и стремлений ученика;
- совместная формулировка цели для ученика;
- отбор средств и форм по организации деятельности ученика;
- анализ и корректировка полученных результатов процесса обучения;
- реализация своего проекта;
- мониторинг деятельности.
Рефлексия индивидуальных образовательных траекторий учащихся на каждом этапе пути позволяет учащимся понять правильность своего выбора и по желанию изменить траекторию дальнейшего продвижения; отследить результаты собственной деятельности; эффективность педагогических техник при коррекционной работе над индивидуальным образовательным проектом.
Результатом такого исследования может быть публичное выступление в школе или на уровне города, публикация в печати.
Интересным методом работы учителя и учащихся является составление ментальных карт. Это практическая деятельность обычно проводится на уроке. Ученик может графически отобразить ход своей работы: наблюдение над языковым материалом, сравнение, обнаружение общего и различий, выявление существенных признаков понятия, их обобщение, формулировка определения. Такая схема используется при повторении и закреплении. Красочная ментальная (умная карта-схема) позволяет лучше запомнить тему, ряд правил, сделать вывод. Совместная работа школьников предполагает, что при освоении учебного материала каждый вносит свой посильный вклад.
При подготовке к сочинению в 11 классе в плане исследовательской деятельности полезно использовать философские рассуждения при работе со словом или словосочетанием, а иногда и рассуждение на цитату мудрого человека. В 11 классе выбирают такие слова, как «любовь», «звезда», «жизнь». Подбирают крылатые фразы великих людей. Например, «Хороший бегун не оставляет следов» (Лао Цзы), «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса» (В. Г. Белинский). Учащиеся используют статьи из разных словарей, подбирают пословицы, поговорки, загадки, вспоминают названия произведений, кинофильмов, картин, в которых встречается выбранное слово. Подбирают к нему синонимы, антонимы, эпитеты. Затем в качестве ключевого слова прослеживают его значение в художественном произведении и представляют результаты исследовательской работы в группах.
Такую работу следует начинать на уроках развития речи со среднего звена школы, чтобы подготовить ребят к сдаче экзаменационного сочинения.
Важное место в процессе обучения отводится психологии общения, охватывающей вопросы поведения людей, способов мышления, а также процесса общения человека с самим собой и другими людьми. Все это способствует целям формирования социально активной личности подростка.
Подобные модели исследовательской деятельности в урочной и внеурочной деятельности ориентированы на развитие самостоятельных познавательных способностей обучающихся. Конечно, возможности работы учителя русского языка и литературы по выполнению требований современных государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования этими моделями не ограничиваются! И очень хорошо, когда в творческой деятельности учителя заинтересована вся школа, тогда возможности учителя становятся безграничными!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ СОШ с. Николаевка, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ СОШ с. Николаевка, реализующих программы начального общего,...
"Применение современных образовательных технологий." Из опыта работы учителя русского языка и литературы Чернышевой Н.Л.
Описание опыта работы по теме "Применение современных образовательных технологий"...
Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 148 Граневой Ирины Юрьевны
Анализ практической деятельности учителей показал, что понимание учебного предмета «Русский язык» в качестве цели и средства одновременно в результате породило изучение предмета ради предм...
Обобщение педагогического опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Покровская основная школа" Атяшевского района Республики Мордовия Сыркиной Елены Дмитриевны "Повышение грамотности"
В настоящее время учащиеся школ допускают большое количество ошибок при выполнении письменных работ. Это связано с тем,что дети перестали уделять должное внимание художественной лите...
Повышение качества образования и работа со слабоуспевающими: подготовка к ЕГЭ и ГИА (из опыта работы учителя русского языка и литературы Скрипниковой Н.Н.)
Из опыта работы учителя русского языка и литературы...
Организация учебно-воспитательного процесса на уроках математики в свете требований Федерального государственного стандарта основного общего образования 2020-2021
На уроках математики мы можем не только обучать, но и воспитывать обучая. Задача каждого педагога вырастить полностью реализовавшуюся, самостоятельную личность, знающую и уважающую законы и национальн...
Программа 47-ой областной научно-практической конференции учителей русского языка и литературы. "Проектирование и оценка современного урока русского языка и литературы"
Цель проведения: совершенствование профессиональной компетентности учителей по технологиям обучения русскому языку и литературе в условиях современной информационной среды,представление инновационного...