«Использование фрагментов художественных фильмов-экранизаций на уроках литературы»
статья (11 класс)

Нестерова Наталья Андреевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekranizatsiya_na_uroke_literatury.docx29.59 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 «Использование фрагментов художественных фильмов-экранизаций на уроках литературы»

        Обращение к экранизации при изучении эпического произведения закономерно, так как оба вида искусства – литература и кино – взаимосвязаны и влияют друг на друга. И связь эта не только внешняя (в основе фильма лежит литературный источник), но и внутренняя, которая проявляется в специфике обоих искусств, в том, что многим писателям, по словам М. Ромма, присуще «кинематографическое видение». Так, кино широко пользуется приёмами выделения, найденными литературой. Это портрет, пейзаж, интерьер, деталь. «Крупный план в кино, как и описание в художественном произведении, приближает изображаемое к зрителю,  помогает увидеть характер, понять события»[1].

На пороге XXI века возникла серьезнейшая проблема выбора определяющего метода и форм работы с текстом,  проблема  интеграции литературы с различными видами искусства

Все учителя-словесники хотя бы раз сталкивались с  интеграцией литературы и  разных видов искусств: живописи, музыки, кино, театра. Многие работают над этим, открывая для себя новые возможности в преподавании. Использование живописи, музыки на уроках литературы, русского языка расширяет кругозор учащихся, развивает образное мышление,  а сопоставление художественных произведений с  их экранизацией раскрывает мир разнообразия читательских интерпретаций, учит уважению чужой точки зрения, формирует самостоятельность мышления, воспитывает  вкус учащихся.

Самая естественная форма взаимодействия литературы и кино - экранизация. В сознании школьника она обычно является буквальным переводом литературного произведения на язык зрительных образов. Это неверное представление. Показать узость, односторонность такой оценки - значит вернуть читателя к книге и одновременно помочь ему увидеть в экранизации интерпретацию литературного произведения.

Учитывая психолого-педагогические особенности восприятия видеоинформации, чаще на уроке анализируется отрывок (продолжительностью 10-15 минут) или несколько эпизодов (каждый – не более 5 минут) кинофильма.

На отбор фрагментов для работы на уроке влияет то, какое место занимает эпизод в развитии сюжета, как раскрываются в нём характеры героев, как отражается мастерство писателя, передаются историческая эпоха и жанровое своеобразие. При изучении эпических художественных произведений я использую на уроках следующие отрывки кинофильмов.

Название фильма

Эпизод для демонстрации

Класс

«Муму»

«Татьяна и Герасим».

 «Герасим находит Муму».

«Осада каморки Герасима».

«Гибель Муму».

5

«Дубровский»

«Старик Дубровский в суде».

«Владимир поджигает дом».

«Дефорж и медведь».

«Ограбление Спицына».

«Вы свободны».

6

«Капитанская дочка»

«Вожатый».

«Дуэль Гринёва и Швабрина».

«Пугачёв захватил Белогорскую крепость».

«Приезд Пугачёва и Гринёва в Белогорскую крепость».

8

«Евгений Онегин»

«Именины Татьяны».

«Дуэль Ленского и Онегина».

«Татьяна посещает дом Онегина».

9

«Ревизор»

«Первая встреча Городничего с Хлестаковым»

«Немая сцена»

«Кульминация. Вранье Хлестакова»

8

«Судьба Человека»

«Андрей Соколов признается Ване, что он его отец»

9

«Отцы и дети», режиссер  Авдотья  Смирнова, 2008

«Первая Встреча Базарова и Павла Петровича Кирсанова».

«Первая встреча Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой».

«Спор Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова».

«Последняя встреча Базарова и Одинцовой».

10

«Преступление и наказание», режиссер Дмитрий Светозаров,2008

«Образ Петербурга».

«Квартира Родиона Раскольникова».

«Первая встреча Родиона Раскольникова со старухой – процентщицей».

«Диалог Раскольникова и Сони Мармеладовой».

«Раскольников встречается с Порфирием Петровичем».

10

«Герой нашего времени», 2006,  режиссер фильма Александр Котт

«Печорин в доме контрабандистов».

«Дуэль Печорина и Грушницкого».

«Гибель Бэлы».

9

«Война и мир»,  2006, режиссер  Роберт Дорнхельм,

«Война и мир», режиссер  Сергей Бондарчук, 1967

«Первый бал Наташи Ростовой».

«Наташа Ростова танцует в гостях у дядюшки».

«Кутузов и Наполеон на поле битвы»

«Пьер Безухов в плену»

«Андрей Болконский и бесконечное небо».

10

«Доктор Живаго», режиссер  Александр Прошкин ,   2005

Отрывки на выбор учителя

11

«Мастер и Маргарита», режиссёр  Владимир  Бортко,   2005

«Появление Воланда на Патриарших прудах».

«Понтий Пилат получает прощение Мастера».

« Раговор Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри» 

10

«Тарас Бульба», режиссер Владимир Бортко,  2008

«Осада города».

«Изображение Запорожской Сечи»

«Слова Тараса Бульбы перед боем»

7

«Мертвые души», 1984, режиссер: Михаил Швейцер

«Появление Чичикова в городе N»

«Чичиков у Плюшкина»

9

«Несколько дней из жизни И.И.Обломова»,1979, режиссер Никита Михалков

«Сон Обломова»

«Последняя встреча Обломова и Ольги Ильинской»

10

«Тихий Дон», 2006,режиссер: С. Бондарчук, Ф. Бондарчук

«Жизненный уклад донского казачества».

«Изображение Гражданской войны».

11

«Гранатовый браслет» (реж. А. Роом)

«День рождение княгини Веры».

«Вера Николаевна сонату Бетховена»

11

Опыт показывает, что использование фильмов на уроках литературы качественно меняет отношение ребят к классической литературе. Фильмы оживляют для них книги, увлекают, учат думать, наблюдать. Слова книги оживают у них на глазах.

Но, самое главное, возвращаясь от фильма к книге, учащиеся начинают видеть ее совершенно иначе, смотрят глубже и видят больше. Сравнивая, сопоставляя и противопоставляя, теперь уже гораздо более близкую и понятную книгу и фильм-экранизацию, они приходят к удивительным результатам. Детям открывается духовный смысл произведений русской классики. Точное перенесение книги на экран невозможно, единственное орудие убеждения, имеющееся у создателей фильма – четкая художественная позиция и грамотно выполненные творческие задачи. Только в этом случае телеэкранизация будет интересна сразу всем категориям зрителей: от подготовленных (полностью или частично) до абсолютно неподготовленных, тех, кто, увидев фильм, впервые столкнулся с данным материалом.  

 Авторский коллектив, обратившись к литературному первоисточнику, уже являющемуся фактом культурной жизни человечества, и положив его в основу телевизионного фильма, имеет целью создание нового экранного художественного произведения. Выбор определенной книги должен быть сознательным и продиктованным читательской благодарностью по отношению к писателю, любовью к экранизируемому материалу, желанием вновь актуализировать для своих современников его идейно-художественное наполнение. Такое произведение будет обладать необходимой гармонией формы и содержания, которая позволит фильму войти в сокровищницу телевидения и на десятилетия стать любимым многими зрителями. Они станут пересматривать его снова и снова, сверять с ним свои дальнейшие зрительские и читательские впечатления от прочих экранных и сценических постановок как данной книги, так и других произведений этого автора.

Такая экранизация сохраняет и передает в полной мере содержание литературного источника, ставит перед зрителем те же нравственные вопросы, что поставил в своей книге писатель, и так же ненавязчиво, не поучая, избегая откровенной дидактики, подводит зрителя к ответам на них.

Система работы  с литературными экранизациями не нова,  она апробирована,   работает и дает хорошие результаты. Единственно необходимое условие – знание учителем  компьютерных технологий и владение ими, создание собственных  цифровых образовательных средств (нарезок) по конкретному произведению. Я думаю, каждый учитель пробовал организовать работу с видеоматериалами на уроке.

 Исторически закономерно, что опыт кинозрителя опирается на опыт читателя. И мы можем использовать этот опыт: читатель, осознающий условность словесного образа, настроен на встречу с кино как искусством. Таким образом, диалог литературы и кино на уроке способствует эстетическому развитию современного школьника, преодолению ограниченности читательского и неправильного зрительского восприятия.

В XX веке многие методисты утверждали, что обращаться к кино и театральному искусствам можно лишь после изучения литературного произведения, потому что иначе созданный актерами и режиссером зрительные образы будут подавлять активность читательского воображения; в силу этого у неопытного читателя может сложиться представление о том, что увиденное им на экране или сцене – единственно возможная интерпретация.   Традиционный для методики путь от словесного произведения к его кино или театральной интерпретации сегодня не дает желаемого результата, поскольку из цепочки выпадает основное, первое звено – чтение.

Итоги экспериментальной работы в школе позволяют утверждать, что интерес к литературе повышается, а литературное развитие школьников протекает интенсивнее при специально организованном взаимодействии читательской и зрительской деятельности. Выделим ряд методических условий, обеспечивающих эффективность этого взаимодействия:

  • необходимо предварительное знакомство учеников со средствами кинематографической выразительности;
  • обсуждение кинофильма или фрагмента должно завершаться созданием проблемной ситуации, мотивирующей обращение школьников к литературному источнику;
  • читательская деятельность, мотивированная зрительской, должна в конечном  итоге преобладать над зрительской деятельностью или быть равной ей:
  • процесс взаимодействия читательской и зрительской деятельности должен проходить в несколько этапов:

Рассмотрим на примере использование экранизации  на уроке литературы.

1) подготовка учеников к восприятию кинофильма;

2) обмен впечатлениями от кинофильма или фрагмента непосредственно после его просмотра;

3) создание установки на чтение литературного произведения;

4) сопоставительный анализ кинофильма и художественного текста.

Использование  экранизации на уроках литературы - это вполне приемлемый вид работы, позволяющий оптимизировать обучение, сделать его увлекательным,   реализующим потребности творческого самовыражения учащихся.  Это инновационные формы работы, удачно дополняющие традиционные способы решения задач литературного образования.  Приём вписывается в систему новых требований к уровню образования, позволяет формировать навыки интерпретации и целостного анализа произведения  у учащихся  на всех ступенях обучения. Использование экранизации делает процесс обучения насыщенным и интересным только в том случае, если работа эта проводится планомерно. Однократное бессистемное применение не даёт стойкого результата, не развивает учащегося. Конечно, это требует от учителя и знаний определённых, и умений, но в первую очередь, огромного желания работать так, чтобы каждый урок был значимым для учеников и запоминающимся. Все участники образовательного процесса должны быть удовлетворены результатом учебной деятельности.

Самая объемная тема в 10 классе - « Творчество Л. Н. Толстого». 

Мы обращаемся  к экранизации романа, к фильму С. Бондарчука

«Война и мир». На уроках по роману « Война и мир» я использую экранизацию тех эпизодов, где кинематографический образ для детей сильнее словесных описаний. Поле Аустерлица, Бородинское сражение, партизанская война- вместо длинного, многословного рассказа, кто где стоял и куда продвигался, - впечатляющая панорама битвы, одичавшие в дыму сражения кони, патриотический подъем 11 русских воинов...

          Первый бал Наташи - прекрасно увидеть блеск и очарование старинных танцев. Вот сама Наташа: то, что мы видим, без слов передает девичью красоту, грацию, чистоту и легкость, упоение танцем. И все же даже самая лучшая экранизация не может передать то, что составляет сильнейшую сторону толстовского гения: передать даже не чувства людей , но тончайшие подробности чувств. Попробуем убедить в этом ребят.

        Спросим, как можно, например, экранизировать сцену смерти князя Андрея? Все будут плакать, столпившись вокруг гроба с телом покойного. Каждый произнесет небольшую речь... Но Толстой пишет: «Николушка плакал от страдальческого недоумения, разрывавшего его сердце. Графиня и Соня плакали от жалости к Наташе и от того, что его нет больше. Старый граф плакал о том, что скоро, он чувствовал, и ему предстояло сделать тот же шаг. Наташа и княжна Марья теперь тоже плакали, но они плакали не от своего личного горя; они плакали от благоговейного умиления, охватившего их души перед сознанием простого и торжественного таинства смерти, совершившегося перед ними». Разве это может передать экран?

      Или сцена встречи Пьера и Наташи после смерти Андрея, когда Пьер, разговаривая с княжной Марьей, не узнает сидящую рядом Наташу. Посмотрим фрагмент и сравним с романом. « В это время княжна сказала: « Наташа» . И лицо с внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавевшая дверь, улыбнулось, и из этой растворенной двери вдруг пахнуло и обдало Пьера тем давно забытым счастьем, о котором, в особенности теперь, он не думал. Пахнуло, охватило и поглотило его всего. Когда она улыбнулась, уже не могло быть сомнений: это была Наташа, и он любил ее». Какая великолепнейшая игра может передать это? Как и что должен делать в эту минуту актер - растерянно поправлять очки? И только-то? Что мы, зрители, узнаем о любви, которая таилась подспудно и вдруг вспыхнула в самую неожиданную минуту? Подобных примеров для сравнения можно подобрать много. Я думаю, это убеждает ребят в том, что посмотреть фильм- еще не значит- познакомиться с 12 писателем.            Думающего ученика, возможно, встреча с фильмом заставит обратиться к тексту.

       Таким образом, фильм позволяет познакомить с эпохой, поговорить о вечных ценностях, привлечь внимание к Толстому- писателю, обсудить игру актеров и тем самым проникнуть во внутренний мир героев.

 


[1] Якушина Л.С. Использование экранных и звуковых средств на уроках литературы (5-7 классы): Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. с. 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приемов медиадидактики на уроках литературы

Использование методов и приемов медиадидактики на уроках литературы...

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы

В данной работе представлено описание педагогического опыта....

Использование технологии «Развитие критического мышления» на уроках литературы в 5 классе.

Все дело в мыслях. Мысль — начало всего. И мыслями можно управлять.И потому главное дело совер­шенствования:работать над мыслями.Л.Толстой         Мысль, ...

Использование технологии «Развития критического мышления» на уроках литературы в 5 классе

В  работе рассмотрены психолого-педагогические основы технологии «Развития критического мышления», а также были выявлены наиболее целесообразные методы и приёмы преподавания литературы в 5 классе...

Использование метода художественно-педагогической драматургии на уроках музыки

Данный метод помогает учителю сделать урок  не только познавательным, но и интересным и увлекательным. Уроки, публикуемые на моём сайте составлены согласно данному методу....