«Использование фрагментов художественных фильмов-экранизаций на уроках литературы»
статья (11 класс)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Использование фрагментов художественных фильмов-экранизаций на уроках литературы»
Обращение к экранизации при изучении эпического произведения закономерно, так как оба вида искусства – литература и кино – взаимосвязаны и влияют друг на друга. И связь эта не только внешняя (в основе фильма лежит литературный источник), но и внутренняя, которая проявляется в специфике обоих искусств, в том, что многим писателям, по словам М. Ромма, присуще «кинематографическое видение». Так, кино широко пользуется приёмами выделения, найденными литературой. Это портрет, пейзаж, интерьер, деталь. «Крупный план в кино, как и описание в художественном произведении, приближает изображаемое к зрителю, помогает увидеть характер, понять события»[1].
На пороге XXI века возникла серьезнейшая проблема выбора определяющего метода и форм работы с текстом, проблема интеграции литературы с различными видами искусства
Все учителя-словесники хотя бы раз сталкивались с интеграцией литературы и разных видов искусств: живописи, музыки, кино, театра. Многие работают над этим, открывая для себя новые возможности в преподавании. Использование живописи, музыки на уроках литературы, русского языка расширяет кругозор учащихся, развивает образное мышление, а сопоставление художественных произведений с их экранизацией раскрывает мир разнообразия читательских интерпретаций, учит уважению чужой точки зрения, формирует самостоятельность мышления, воспитывает вкус учащихся.
Самая естественная форма взаимодействия литературы и кино - экранизация. В сознании школьника она обычно является буквальным переводом литературного произведения на язык зрительных образов. Это неверное представление. Показать узость, односторонность такой оценки - значит вернуть читателя к книге и одновременно помочь ему увидеть в экранизации интерпретацию литературного произведения.
Учитывая психолого-педагогические особенности восприятия видеоинформации, чаще на уроке анализируется отрывок (продолжительностью 10-15 минут) или несколько эпизодов (каждый – не более 5 минут) кинофильма.
На отбор фрагментов для работы на уроке влияет то, какое место занимает эпизод в развитии сюжета, как раскрываются в нём характеры героев, как отражается мастерство писателя, передаются историческая эпоха и жанровое своеобразие. При изучении эпических художественных произведений я использую на уроках следующие отрывки кинофильмов.
Название фильма | Эпизод для демонстрации | Класс |
«Муму» | «Татьяна и Герасим». «Герасим находит Муму». «Осада каморки Герасима». «Гибель Муму». | 5 |
«Дубровский» | «Старик Дубровский в суде». «Владимир поджигает дом». «Дефорж и медведь». «Ограбление Спицына». «Вы свободны». | 6 |
«Капитанская дочка» | «Вожатый». «Дуэль Гринёва и Швабрина». «Пугачёв захватил Белогорскую крепость». «Приезд Пугачёва и Гринёва в Белогорскую крепость». | 8 |
«Евгений Онегин» | «Именины Татьяны». «Дуэль Ленского и Онегина». «Татьяна посещает дом Онегина». | 9 |
«Ревизор» | «Первая встреча Городничего с Хлестаковым» «Немая сцена» «Кульминация. Вранье Хлестакова» | 8 |
«Судьба Человека» | «Андрей Соколов признается Ване, что он его отец» | 9 |
«Отцы и дети», режиссер Авдотья Смирнова, 2008 | «Первая Встреча Базарова и Павла Петровича Кирсанова». «Первая встреча Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой». «Спор Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова». «Последняя встреча Базарова и Одинцовой». | 10 |
«Преступление и наказание», режиссер Дмитрий Светозаров,2008 | «Образ Петербурга». «Квартира Родиона Раскольникова». «Первая встреча Родиона Раскольникова со старухой – процентщицей». «Диалог Раскольникова и Сони Мармеладовой». «Раскольников встречается с Порфирием Петровичем». | 10 |
«Герой нашего времени», 2006, режиссер фильма Александр Котт | «Печорин в доме контрабандистов». «Дуэль Печорина и Грушницкого». «Гибель Бэлы». | 9 |
«Война и мир», 2006, режиссер Роберт Дорнхельм, «Война и мир», режиссер Сергей Бондарчук, 1967 | «Первый бал Наташи Ростовой». «Наташа Ростова танцует в гостях у дядюшки». «Кутузов и Наполеон на поле битвы» «Пьер Безухов в плену» «Андрей Болконский и бесконечное небо». | 10 |
«Доктор Живаго», режиссер Александр Прошкин , 2005 | Отрывки на выбор учителя | 11 |
«Мастер и Маргарита», режиссёр Владимир Бортко, 2005 | «Появление Воланда на Патриарших прудах». «Понтий Пилат получает прощение Мастера». « Раговор Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри» | 10 |
«Тарас Бульба», режиссер Владимир Бортко, 2008 | «Осада города». «Изображение Запорожской Сечи» «Слова Тараса Бульбы перед боем» | 7 |
«Мертвые души», 1984, режиссер: Михаил Швейцер | «Появление Чичикова в городе N» «Чичиков у Плюшкина» | 9 |
«Несколько дней из жизни И.И.Обломова»,1979, режиссер Никита Михалков | «Сон Обломова» «Последняя встреча Обломова и Ольги Ильинской» | 10 |
«Тихий Дон», 2006,режиссер: С. Бондарчук, Ф. Бондарчук | «Жизненный уклад донского казачества». «Изображение Гражданской войны». | 11 |
«Гранатовый браслет» (реж. А. Роом) | «День рождение княгини Веры». «Вера Николаевна сонату Бетховена» | 11 |
Опыт показывает, что использование фильмов на уроках литературы качественно меняет отношение ребят к классической литературе. Фильмы оживляют для них книги, увлекают, учат думать, наблюдать. Слова книги оживают у них на глазах.
Но, самое главное, возвращаясь от фильма к книге, учащиеся начинают видеть ее совершенно иначе, смотрят глубже и видят больше. Сравнивая, сопоставляя и противопоставляя, теперь уже гораздо более близкую и понятную книгу и фильм-экранизацию, они приходят к удивительным результатам. Детям открывается духовный смысл произведений русской классики. Точное перенесение книги на экран невозможно, единственное орудие убеждения, имеющееся у создателей фильма – четкая художественная позиция и грамотно выполненные творческие задачи. Только в этом случае телеэкранизация будет интересна сразу всем категориям зрителей: от подготовленных (полностью или частично) до абсолютно неподготовленных, тех, кто, увидев фильм, впервые столкнулся с данным материалом.
Авторский коллектив, обратившись к литературному первоисточнику, уже являющемуся фактом культурной жизни человечества, и положив его в основу телевизионного фильма, имеет целью создание нового экранного художественного произведения. Выбор определенной книги должен быть сознательным и продиктованным читательской благодарностью по отношению к писателю, любовью к экранизируемому материалу, желанием вновь актуализировать для своих современников его идейно-художественное наполнение. Такое произведение будет обладать необходимой гармонией формы и содержания, которая позволит фильму войти в сокровищницу телевидения и на десятилетия стать любимым многими зрителями. Они станут пересматривать его снова и снова, сверять с ним свои дальнейшие зрительские и читательские впечатления от прочих экранных и сценических постановок как данной книги, так и других произведений этого автора.
Такая экранизация сохраняет и передает в полной мере содержание литературного источника, ставит перед зрителем те же нравственные вопросы, что поставил в своей книге писатель, и так же ненавязчиво, не поучая, избегая откровенной дидактики, подводит зрителя к ответам на них.
Система работы с литературными экранизациями не нова, она апробирована, работает и дает хорошие результаты. Единственно необходимое условие – знание учителем компьютерных технологий и владение ими, создание собственных цифровых образовательных средств (нарезок) по конкретному произведению. Я думаю, каждый учитель пробовал организовать работу с видеоматериалами на уроке.
Исторически закономерно, что опыт кинозрителя опирается на опыт читателя. И мы можем использовать этот опыт: читатель, осознающий условность словесного образа, настроен на встречу с кино как искусством. Таким образом, диалог литературы и кино на уроке способствует эстетическому развитию современного школьника, преодолению ограниченности читательского и неправильного зрительского восприятия.
В XX веке многие методисты утверждали, что обращаться к кино и театральному искусствам можно лишь после изучения литературного произведения, потому что иначе созданный актерами и режиссером зрительные образы будут подавлять активность читательского воображения; в силу этого у неопытного читателя может сложиться представление о том, что увиденное им на экране или сцене – единственно возможная интерпретация. Традиционный для методики путь от словесного произведения к его кино или театральной интерпретации сегодня не дает желаемого результата, поскольку из цепочки выпадает основное, первое звено – чтение.
Итоги экспериментальной работы в школе позволяют утверждать, что интерес к литературе повышается, а литературное развитие школьников протекает интенсивнее при специально организованном взаимодействии читательской и зрительской деятельности. Выделим ряд методических условий, обеспечивающих эффективность этого взаимодействия:
- необходимо предварительное знакомство учеников со средствами кинематографической выразительности;
- обсуждение кинофильма или фрагмента должно завершаться созданием проблемной ситуации, мотивирующей обращение школьников к литературному источнику;
- читательская деятельность, мотивированная зрительской, должна в конечном итоге преобладать над зрительской деятельностью или быть равной ей:
- процесс взаимодействия читательской и зрительской деятельности должен проходить в несколько этапов:
Рассмотрим на примере использование экранизации на уроке литературы.
1) подготовка учеников к восприятию кинофильма;
2) обмен впечатлениями от кинофильма или фрагмента непосредственно после его просмотра;
3) создание установки на чтение литературного произведения;
4) сопоставительный анализ кинофильма и художественного текста.
Использование экранизации на уроках литературы - это вполне приемлемый вид работы, позволяющий оптимизировать обучение, сделать его увлекательным, реализующим потребности творческого самовыражения учащихся. Это инновационные формы работы, удачно дополняющие традиционные способы решения задач литературного образования. Приём вписывается в систему новых требований к уровню образования, позволяет формировать навыки интерпретации и целостного анализа произведения у учащихся на всех ступенях обучения. Использование экранизации делает процесс обучения насыщенным и интересным только в том случае, если работа эта проводится планомерно. Однократное бессистемное применение не даёт стойкого результата, не развивает учащегося. Конечно, это требует от учителя и знаний определённых, и умений, но в первую очередь, огромного желания работать так, чтобы каждый урок был значимым для учеников и запоминающимся. Все участники образовательного процесса должны быть удовлетворены результатом учебной деятельности.
Самая объемная тема в 10 классе - « Творчество Л. Н. Толстого».
Мы обращаемся к экранизации романа, к фильму С. Бондарчука
«Война и мир». На уроках по роману « Война и мир» я использую экранизацию тех эпизодов, где кинематографический образ для детей сильнее словесных описаний. Поле Аустерлица, Бородинское сражение, партизанская война- вместо длинного, многословного рассказа, кто где стоял и куда продвигался, - впечатляющая панорама битвы, одичавшие в дыму сражения кони, патриотический подъем 11 русских воинов...
Первый бал Наташи - прекрасно увидеть блеск и очарование старинных танцев. Вот сама Наташа: то, что мы видим, без слов передает девичью красоту, грацию, чистоту и легкость, упоение танцем. И все же даже самая лучшая экранизация не может передать то, что составляет сильнейшую сторону толстовского гения: передать даже не чувства людей , но тончайшие подробности чувств. Попробуем убедить в этом ребят.
Спросим, как можно, например, экранизировать сцену смерти князя Андрея? Все будут плакать, столпившись вокруг гроба с телом покойного. Каждый произнесет небольшую речь... Но Толстой пишет: «Николушка плакал от страдальческого недоумения, разрывавшего его сердце. Графиня и Соня плакали от жалости к Наташе и от того, что его нет больше. Старый граф плакал о том, что скоро, он чувствовал, и ему предстояло сделать тот же шаг. Наташа и княжна Марья теперь тоже плакали, но они плакали не от своего личного горя; они плакали от благоговейного умиления, охватившего их души перед сознанием простого и торжественного таинства смерти, совершившегося перед ними». Разве это может передать экран?
Или сцена встречи Пьера и Наташи после смерти Андрея, когда Пьер, разговаривая с княжной Марьей, не узнает сидящую рядом Наташу. Посмотрим фрагмент и сравним с романом. « В это время княжна сказала: « Наташа» . И лицо с внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавевшая дверь, улыбнулось, и из этой растворенной двери вдруг пахнуло и обдало Пьера тем давно забытым счастьем, о котором, в особенности теперь, он не думал. Пахнуло, охватило и поглотило его всего. Когда она улыбнулась, уже не могло быть сомнений: это была Наташа, и он любил ее». Какая великолепнейшая игра может передать это? Как и что должен делать в эту минуту актер - растерянно поправлять очки? И только-то? Что мы, зрители, узнаем о любви, которая таилась подспудно и вдруг вспыхнула в самую неожиданную минуту? Подобных примеров для сравнения можно подобрать много. Я думаю, это убеждает ребят в том, что посмотреть фильм- еще не значит- познакомиться с 12 писателем. Думающего ученика, возможно, встреча с фильмом заставит обратиться к тексту.
Таким образом, фильм позволяет познакомить с эпохой, поговорить о вечных ценностях, привлечь внимание к Толстому- писателю, обсудить игру актеров и тем самым проникнуть во внутренний мир героев.
[1] Якушина Л.С. Использование экранных и звуковых средств на уроках литературы (5-7 классы): Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. с. 12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов и приемов медиадидактики на уроках литературы
Использование методов и приемов медиадидактики на уроках литературы...
Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы
В данной работе представлено описание педагогического опыта....
Формирование нравственных качеств личности в системе художественно-эстетического образования на уроках литературы с привлечением произведений изобразительного искусства
В данной статье раскрывается использование произведений живописи на уроках литературы в 10 - 11 классах....
Использование технологии «Развитие критического мышления» на уроках литературы в 5 классе.
Все дело в мыслях. Мысль — начало всего. И мыслями можно управлять.И потому главное дело совершенствования:работать над мыслями.Л.Толстой Мысль, ...
Использование технологии «Развития критического мышления» на уроках литературы в 5 классе
В работе рассмотрены психолого-педагогические основы технологии «Развития критического мышления», а также были выявлены наиболее целесообразные методы и приёмы преподавания литературы в 5 классе...
Использование метода художественно-педагогической драматургии на уроках музыки
Данный метод помогает учителю сделать урок не только познавательным, но и интересным и увлекательным. Уроки, публикуемые на моём сайте составлены согласно данному методу....
Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы в 7 классе.
Урок литературы по ФГОС...