Использование технологии «Развития критического мышления» на уроках литературы в 5 классе
статья (5 класс) на тему

Буркало Любовь Николаевна

В  работе рассмотрены психолого-педагогические основы технологии «Развития критического мышления», а также были выявлены наиболее целесообразные методы и приёмы преподавания литературы в 5 классе в рамках данной технологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_dlya_5_kl.docx66.17 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

 Использования технологии «Развития критического мышления» на уроках литературы в 5 классе

Чтобы обосновать возможность и необходимость использования приемов технологии «Развития критического мышления» на данном этапе обучения, прежде всего рассмотрим возрастные особенности пятиклассников, а также   остановиться подробнее на психолого-педагогических особенностях преподавания литературы в 5 классе.

2.1 Возрастные особенности пятиклассников

 

Пятиклассник - переходный от младшего возраста к подростковому возраст. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. Характерно усиление независимости детей от взрослых. Характерен негативизм - стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения – установление доверительно- дружеских отношений со сверстниками. Социальные нормы поведения установленные взрослыми отходят на второй план. 5-классник переходит на внутригрупповые нормы поведения (те, которые установил сам и сверстники). Стремление к личному авторитету среди сверстников порождает активный поиск для образца подражания. Начинают играть роли в школе, дома и пробуют, как на ту роль будут реагировать взрослые (роль лидера, роль знатока, души компании, задиры). Характерно повышенное внимание ребенка к себе, к своей внешности, самопознанию, самовоспитанию. Повышенная критичность к себе и окружающим. Очень шаткая самооценка, которая зависит от положительной либо отрицательной оценки своих школьных способностей, от того, насколько налажены межличностные отношения со сверстниками, а так же педагогами, какое взаимоотношение в семье.[31]

Возраст пятиклассников характеризуется начальным этапом полового созревания. А это не только физические изменения, но и психические – рывок к взрослению и переоценка всех ценностей. И именно этот период совпадает с изменением социального окружения и социальной роли ребенка. В связи с этим начинают проявляться такие признаки как: упрямство, внутренние переживания, стремление к самостоятельности, замкнутость (особенно когда родители не считаются с внутренними переживаниями ребенка), ранимость, обидчивость и отгороженость.

Особенно обостряется чувство собственного достоинства (и если его неосторожно затронуть, ребенок либо отвечает на обиду дерзостью, что ошеломляет, либо переживает обиду в себе и еще больше отгораживается от окружающих). Душевный мир ребенка полон противоречий и проблем: стремление быть и казаться взрослым, повышенная критичность к себе и окружающим.

Дети формируют себе идеал (не всегда положительный) и стремятся ему подражать. Важно, чтобы в этот момент ребенок мог откровенно общаться как с родителями, так и с учителями. Нельзя сказать, что у всех детей одинаково сложно будет проходить это время. Поэтому нужно заранее задуматься о перестройке своего отношения к ребенку, пришло время отказаться от роли всезнающего наставника и принять роль старшего друга и товарища. Так же нужно знать, что возраст характеризуется угасанием духа интеллектуального соперничества – равнодушием к учебе.

У ребенка проявляется тревога, которая может перерасти в состояние тревожности. Недостаточная познавательная активность в сочетании с быстрой утомляемостью пятиклассника серьезно тормозит его обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности и как следствие возникают затруднения в усвоении учебного материала: не удерживают в памяти условие задачи (преобладает кратковременная память, рассеянность внимания), забывают слова, допускают нелепые ошибки в письменных работах, вместо решения механически манипулируют цифрами (нет сосредоточенности внимания), не способны оценить результат своих действий (ограничен словарный запас, богатство речи), ограничены представления об окружающем мире.

Учебная деятельность характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью. Они не умеют планировать свои действия, контролировать их, часто перескакивают с одного на другое не завершив начатое. Все это связано с нервно-психическим состоянием.

Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда — конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.[32]

Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.

Начало пятого класса — сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса.

По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Кстати, дети очень способные живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, английским языком, информатикой, и может быть поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая. Родители, заботясь об образовании детей и их успешности в будущей жизни и беспокоясь «как бы чего не случилось на улице, ведь время такое сложное», предпочитают загружать свободное время ребенка образованием, хотя именно эти дети нуждаются в щадящем режиме и специальных навыках управления стрессом, и, может быть, — в особом внимании медиков.

 Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность.

В заключении данного параграфа приведем советы педагогов, которые помогут поддержать ребенка в период адаптации:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6. Проводить больше времени с ребенком.

7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

9. Уметь взаимодействовать с ребенком.

10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12. Принимать индивидуальность ребенка.

13. Проявлять веру в ребенка, симпатию.

14. Демонстрировать оптимизм.[33]

Таким образом, рассмотрев возрастные особенности пятиклассников, мы приходим к выводу, что следующие факторы их психологического развития обусловливают необходимость применения технологии «Развития критического мышления» на данном этапе школьного образования:

1. способности младших подростков развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции;

2. возраст характеризуется угасанием духа интеллектуального соперничества – равнодушием к учёбе;

3. у ребёнка происходит постепенное обретение чувства взрослости;

4. появляется повышенная критичность к себе и окружающим.

2.2 Особенности преподавания литературы в 5 классе

Рассмотрим особенности процесса преподавания литературы в 5 классе, с точки зрения целесообразности использования в нем элементов технология РКМ.

Как отмечают методисты, основная особенность процесса изучения литературы в 5 классе состоит в постепенном переходе от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и средней школе. Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную, мистическую, историческую литературу, произведения о своих сверстниках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах. Основные учебные цели: 1) формирование личностного отношения к прочитанному; 2) осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.

На первом этапе изучения литературы в основной школе (5-6 классы) формируется потребность в систематическом чтении и анализе художественных произведений, развивается эмоциональная сфера школьников. Одна из важнейших задач – включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности. На этом этапе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5-6 классах, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, проблемой, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад, и др.[34]

С V класса постепенно начинается освоение литературы в движении, в контексте культуры.[35]

При изучении литературы одна из наиболее важных тем – тема «Изучение биографии писателя», и так как изучение биографии писателя является необходимым элементом постижения текста, позволяет понять авторское отношение к изображаемому в произведении, к героям и событиям. Изучение биографии писателя обогащает внутренний мир пятиклассника, даёт толчок к нравственному развитию. Но для ребёнка эти темы однообразны, скучны и сухи. Они зачастую не вызывают эмоционального отклика.[36] При изучении данной темы будет удачным использование приёмов технологии РКМ, а именно:

- таблиц З – Х – У, которые помогут выявить, что учащиеся уже знают по данной теме и что они ещё хотят узнать;

- ИНСЕРТа (чтение с маркировкой текста). В ходе работы учащиеся могут систематизировать материал.

Уроки литературы невозможны без теоретических понятий. Часто дети заучивают определения теоретического характера, не осознавая их смысла. Если же использовать работу с глоссарием или приём «верные и неверные утверждения», то можно заметить, насколько более понятен для учащихся становится теоретический материал.

В центре внимания методики литературы в 5 классе находятся также вопросы развития речи. Развитая речь учащегося – это показатель его высокой читательской культуры, а также умственных способностей. Поэтому задача учителя – развить речь учащихся.

Развитие речи – это руководимый учителем педагогический процесс, система методов и приёмов, направленных на формирование и совершенствование речи учащихся.[37]

Развитию речи учащихся способствуют устные формы ответов и творческие работы. Технология РКМ как раз и направлена на развитие речи учащихся, умение вести беседу, вступать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения. Наиболее удачными, на наш взгляд, будут чтение с остановками и работы с глоссарием.

Технология РКМ большое место уделяет творческим заданиям: эссе и синквейнам.

В.В. Голубков советовал не забывать о взаимодействии мышления образного и понятийного, рекомендовал рано начинать с учащимися работу над понятийными категориями: «Чем конкретнее представление, тем полновеснее и понятия; чем ярче образное мышление, тем больше даст оно и для мышления понятийного. В связи с этим следует сказать хотя бы два слова о соотношении представлений и понятий. Существует предрассудок, что можно создавать представления, игнорируя понятия. Нужно уже с V класса вводить в сознание учащихся некоторые понятия, например понятия о сравнении, метафоре и т. п. Чем больше уточнят учащиеся эти понятия, тем ярче их конкретные образные представления».[38]

Далее мы представили таблицу, помогающую формированию понятий, изучающихся в V классе. Эта таблица поможет в дальнейшем составлять конспекты уроков для пятого класса с применением методов и приёмов технологии РКМ.

Литература как вид искусства и как учебный предмет. Произведение и писатель

Начальные сведения о литературном герое, теме, идее произведения.

Устное народное творчество и литература

Композиция

Повествование.

Начальное понятие о сюжете и конфликте в эпическом произведении, портрете, построении произведения

Роды и жанры

Понятие о видах устного народного творчества.

Пословица, поговорка, загадка, сказка, былина.

Сказка литературная.

Басня, рассказ как эпический жанр.

Язык и средства художественной выразительности

Слово в художественном контексте. Поэтическая и стихотворная речь, рифма, сравнение, эпитет, олицетворение.

Аллегория.

Иносказание

Стихосложение

Различие прозаической и стихотворной речи[39]


2.3 Урок анализа художественного текста в 5 классе

Урок литературы в 5 классе по теме

«Стихи русских поэтов 19 века о Родине и природе».

ВОЛШЕБНИЦА ЗИМА

(мастерская слова)

Тип урока: Урок-обобщение.

Вид урока: Интегрированный (литература, музыка, компьютерные технологии).

Цели урока:

1) Образовательные:

1.      обобщение материала по данной теме;

2.      формирование умений и навыков применения образно – выразительных средств языка (олицетворений, эпитетов) в устной и письменной речи;

3.      реализация творческих заданий с применением выразительных средств языка;

2) Воспитательные:

1.      развитие культуры речи;

2.      развитие умений работать в группах, парах;

3.      развития умения слышать и чувствовать собеседника;

4.      воспитание эстетического вкуса.

3) Развивающая:

развитие образного мышления, способности реализовывать свои чувства, настроения, ассоциации через систему творческих заданий.

Подготовка урока, оборудование: диск с записью произведений П.И. Чайковского, Г.В. Свиридова, Ф.Шопена, А.Моцарта. Репродукции картин на тему «Зима», интерактивная доска.

Ход урока:

I. На доске — стихотворение Владимира Соколова.

Как я хочу, чтоб строчки эти

Забыли, что они слова,

А стали: небо, крыши, ветер,

Сырых бульваров дерева!

Чтоб из распахнутой страницы,

Как из раскрытого окна,

Раздался свет, запели птицы,

Дохнула жизни глубина.

II. Слово учителя

За окном зима. Мы поплотнее закрываем окна, чтобы стало тепло в доме. Тем самым отгораживаем себя от удивительного мира — волшебно красивого мира зимы.

Наши окна затянуты инеем, но если подышать на стекло, можно что-то увидеть… Итак, давайте распахнём окно в зиму. Пусть это окно станет символом сегодняшнего урока… Открытое окно…

— Какие ассоциации вызывает это словосочетание? (Новый взгляд, свежий воздух)

— как вы думаете, какие слова с точки зрения средства художественной выразительности входят в эти словосочетания? (эпитеты)

— а какие еще средства выразительности языка вы знаете? (олицетворение, метафора)

(На доске открывается тема: «Волшебница зима» мастерская слова)

Сегодня мы вместе с поэтами, художниками и композиторами будем учиться создавать чудо, чудо словотворчества. Вот поэтому сегодня у нас не просто урок, а мастерская, мастерская слова!

С некоторыми средствами выразительности языка мы уже знакомы. Давайте посмотрим, насколько хорошо.

(Каждому ученику или паре учеников даётся вопрос, напечатанный на листочке, на который они должны дать экспресс-ответ.)

Варианты заданий:

1. К данным определениям подберите слово синоним, название образно – выразительного средства языка:

яркое, образное определение предмета или явления (эпитет);

перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства (метафора);

изображение одного явления с помощью сопоставления с другим (сравнение).

2. Определите вид образно – выразительного средства языка:

“опять серебряные змеи через сугробы поползли”;

“утром всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило”;

“по зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается”;

“только и слышались, что рассыпчатые голоса жаворонков”.

III. Слово учителя

Давайте заглянем в творческую лабораторию художника слова. У любого поэта или писателя есть свои записные книжки. Будут они и у вас.

(Каждому ученику выдаётся планшет.)

Зима в метафорах:

Я вижу: …….

Я слышу: …….

Я чувствую: ……

Работа над произведением начинается с определённого настроения. Приглашаем вас в картинную галерею, где вы сможете увидеть зиму в самых разных проявлениях. Выберите ту картину, которая вам больше всего понравилась, и на планшете в графе «Я чувствую» опишите свои эмоции.

(На интерактивной доске ученики просматривают репродукции и определяют картины, которые произвели на них особое впечатление. Это даёт возможность разделить учащихся на группы “по настроению”.)

IV. Слово учителя:

Художнику слова важно уметь не только смотреть, но и видеть. Говорят, что один смотрит в лужу и видит лужу, а другой — небо, которое в ней отражается.

Давайте опять посмотрим в окно. Что можно увидеть в нём зимой, если “включить” воображение? Запишите на планшете в графе «Я вижу».

V. Работа в группах

Поделитесь своими “видениями” с товарищами и нарисуйте одну общую картину.

(Один человек от группы зачитывает работу.)

— Какие выразительные средства языка вы использовали?

Волшебная метафора позволяет создать образ, который можно не только увидеть, представить, но и услышать. Как это ни странно, но и зима наполнена звуками. А умеете ли слышать вы?

(Звучит музыка.)

VI. Составление синквейна.

Синквейн — белый стих со строго заданной формой.

1 строка — любое существительное

2 строка — два прилагательных — эпитета

3 строка — три глагола движения

4 строка — крылатое выражение, смысловая фраза

5 строка — усиливающее содержание слово (предложение)

Завыванье ветра, скрип наста, гомон мальчишек, играющих в снежки, музыка, под которую снежинки танцуют в хороводе. А что ещё можно услышать зимой? Представьте свои ощущения в виде синквейна и запишите их в графу «Я слышу». Обсудите в группах, создайте один, самый яркий.

(Выступления заслушиваются.)

А сейчас мы обратимся к прекрасным стихам, в которых удивительная метафора помогает ощутить красоту окружающего мира, передаёт самые разные чувства и мысли поэта.

(Стихи выведены на интерактивную доску и звучат в записи (фонохрестоматия к учебнику «Литература 5 класс» авторы – составители В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин). Ребята выписывают метафоры, распределяя их по графам планшета «Я вижу», «Я слышу», «Я чувствую».)

- А теперь прочтите, что вы выбрали.

— А теперь выберите одно словосочетание или целое предложение, которое вам больше всего запомнилось, и запишите его в ваш планшет. Пусть это будет названием вашего будущего мини-сочинения (эссе).

(На доске для справки написано определение эссе.

Эссе — разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций.)

В качестве творческого напутствия хочу вернуться к стихотворению, с которого мы начинали урок .(см. начало урока)

На работу над эссе даётся 15–20 минут, затем написанные тексты своих эссе ребята читают(2-3). Странички отпечатаем и оформим в сборник «Мгновения зимы».

2.4 Урок изучения теории литературы в 5 классе

Понятие о драме как роде литературы. Художественные условности драматического произведения.

Задачи образовательные:

1.      дать определение драмы и её жанров;

2.      выявить художественные особенности драматического произведения;

3.      заинтересовать учащихся драматическим родом литературы.

воспитательные:

1.      формировать у детей навыки совместной деятельности, самоанализа и самооценки;

2.      формировать умение слушать друг друга, уважать чужое мнение.

развивающие:

1.      развивать устную и письменную речь учащихся;

2.      развивать умение работать с текстом.

Тип урока: Урок изучения теоретического понятия.

Продолжительность урока – 1 час.

Ход урока:

Стадия вызова.

Учитель: Мы приступаем к необычным урокам, потому что главной особенностью литературных произведений, с которыми мы познакомимся, является не столько чтение, сколько их воспроизведение со сцены. Как вы думаете, о какого рода литературном произведении пойдёт речь?

Ученики: Драматическом.

Учитель: Известно крылатое выражение, что вся жизнь – театр, и человек в ней – актёр. Действительно, ведь в реальной жизни мы играем разные социальные роли: то вы ученики, то дети, то друзья, то прохожие, то внуки. И в каждой ситуации человек выбирает определённый тон и линию поведения, форму общения.

Но есть в обществе группа людей, для которых каждый день играет какую-то роль для зрителей – это профессия. Я говорю о театре, древнейшем виде искусства и об актёрах.

А театр начинается с литературы. Драматический, эстрадный, опреный – ни один из них не обойдётся без слов.

Итак, начнём.

Приём – составление списка известной информации.

- Я попрошу вас прочитать небольшую статью об одном из родов художественной литературы, о драме. Однако, перед тем, как читать, давайте немножко подумаем о драме. Возьмите лист бумаги и ручку. В течение 3-х минут запишите всё, что вы думаете о драме. Важно писать всё, что придёт на ум. Не имеет значения, правильно ли то, что вы записали или нет. Важно писать как можно больше. Начинайте.

(Разбиваю учащихся на пары)

Приём – «дискуссия в парах»

- Теперь повернитесь к своему соседу и спросите друг друга, что вам известно о драме. Даже если у вас возникнут определённые разногласия, тем не менее, запишите соображения, причём отметьте разногласия, исходя из того, что статья, возможно, проямнит некоторые из них.

- А теперь поделитесь своими знаниями о драме.

(По ходу ответов веду записи на листе бумаги)

2. Стадия осмысления.

Приём «ИНСЕРТ»

- Теперь пора подготовитьсяк чтению статьи. Пока вы её читаете, вы одновременно должны делать пометки на полях статьи. Их четыре: «V», «+», «?», "-":

Поставьте «V» («да») на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думаете, что знаете;

Поставьте «-» («минус»), если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знаете или думаете, что знаете;

Поставьте «+», если то, что вы читаете, является для вас новым;

Поставьте «?», если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Эти обозначения должны соответствовать вашим знаниям и пониманию. Совсем необязаельно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. В конечном счёте, вы отразите своё представление о драме в целом. Теперь начните читать статью, не забывайте при этом делать пометки.

Драма – как один из родов художественной литературы существенно отличается от критики и эпоса, прежде всего тем, что она предназначена для исполнения на сцене. Её содержание составляют речи, разговоры действующих лиц в форме диалога (разговор двух или более персонажей) и монолога (речи, рассказа, выражения мыслей и чувств от первого лица). Речь действующих лиц сопровождается ремарками – авторскими указаниями об обстановке действия и внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах. Кроме того, искусство слова дополняется режиссёрской трактовкой драматического произведения, актёрской игрой: мы слышим героев, видим их действия, являемся свидетелями протекающей на наших глазах жизни персонажей драмы. Сценическая обстановка (декорации, костюмы, свет, бутафория, музыка, шумы) усиливает впечатления от спектакля.

Греческой слово drama означает «действие». В драматическом произведении движение событий, столкновение и борьба противоположных сил, характеров протекают особенно остро и напряжённо. В то же самое время сами события могут быть очень просты и обыкновенны. Но каждое слово, каждое движение раскрывает характер персонажа, его пробуждения, общественное лицо, место в жизни.

Основные виды драматических произведений – трагедия, драма (как вид, жанр, а не род художественной литературы, о которм здесь идёт речь), комедия. В комедии осмеиваются все стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства в характерах людей.

3.         Стадия рефлексии.

Приём – «дискуссия»

- Статья прочитана. Подумайте о том, что вы прочитали. Теперь возьмите список всего, что вы знали, или думали, что знаете о драме. Какие знания подтвердились? Какие предствления подтвердились? (учащиеся просматривают материал)

- Снова перечитайте статью и посмотрите на свои пометки. С чем вы согласны? Почему? (выслушиваются мнения)

- С чем не согласны? Почему? (выслушиваются мнения)

- Что вам было известно о драме?

- Что явилось для вас новым?

Приём -«сопоставление плана статьи»

(Работа в парах)

- Просмотрите ещё раз статью и, объединившись в пары, составьте её план, озаглавив его «Художественные особенности драмы как рода».

- Каковы художественные особенности драмы как рода? (отвечает один из пары). Если другие с чем – то не согласны, то после ответа они могут задать вопросы.

Д/З:

1)         Составить синквейн, в основе которого будет слово «драма»;

2)         Прочитать материал учебника на стр. 248 – 249;

3)         Ответить на вопросы со стр. 249;

4)         Выучить определение драмы и её художественные особенности.

2.5 Урок «В мастерской художника слова» (обобщающее повторение) в 5 классе

Фрагмент урока.

Использование приёма «колесо проблем» при изучении темы

«В творческой мастерской: Сочиняем сказку»

Тема: «В творческой мастерской: «Сочиняем сказку»

Приём – «колесо проблем»

Фаза – осмысление

Учитель: Теперь мы приступаем к интереснейшему делу. Результатом работы сегодняшнего урока должно стать сочинение –сказка по всем правилам фольклора. Но сначала давайте определим задачи сказки, заполнив «Колесо проблем» и попробовав свои творческие способности.

«Колесо проблем»

на какие классы

делятся

каковы цели какие бывают герои сказок

СКАЗКА

каковы художественные

признаки какова композиция

какие художественные

пространства

 (Заполняется учениками при помощи учителя в процессе ответов)

Учитель: С чего начнём работу? Давайте вспомним, на какие классы делятся фольклорные сказки? (На волшебные, про животных и социально-бытовые).

Учитель: Что является обязательным в любых сказках? (сказочный художественный мир)

Учитель: Какие герои встречаются в сказках? (животные, люди)

Учитель: Какую роль играют животные в волшебных сказках, в сказкух про животных? (роль помощника, роль героя)

Учитель: Какое художественное время в сказках: прошлое, настоящее или будущее? Чем вы можете доказать, подтвердить, что в фольклорных сказках время всегда прошлое? (сказки передаются из поколения в поколение; слова употребляются в прошлом времени: «жили-были», «на пиру был», «мёд-пиво пил» и т.д.)

Учитель: Какое художественное пространство может быть в фольклорной сказке? (любое, в разных сказках – разное)

Учитель: Чем отличается художественное пространство бытовой сказки и волшебной сказки?

Учитель: Какие люди бывают в сказках?

Как делятся герои?

Что воплощают положительные герои?

Какие качества народ считал идеальными?

Где и как эти главные герои эти качества проявляют?

Какая художественная условность волшебной сказки способствует тому, чтобы герой проявил свои лучшие качества? (уход из дома).

Кроме героев ещё какие-нибудь люди могут быть в сказках?

В каких образах ещё могут быть волшебные помощники?

Какие художественные признаки фольклорных сказок мы не назвали? (троекратное повторение, олицетворение, поястоянные эпитеты)

Какова композиция сказок? (зачин, …)

Какова цель фольклорной сказки?

Какие названия сказок вам известны? (приводят примеры)

В чём их особенность? Какие по объёму могут быть названия?

Что должно отражать название сказки?

2.6 Урок внекласного чтения

«Вы их не жалейте, люди…»

Тема: «Вы их не жалейте, люди…»

Цели:

Образовательные

1) Озакомление с рассказом Полин Джонсон «Лебединая песня»;

2) Овладение навыками аналииза художественного текста.

Развивающие

1) Развитие образного, логического, критического мышления, речи, памяти.

Воспитательные

1) Воспитание чувства ответственности за свои поступки;

2) Развитие творческих способностей.

Этапы урока

Этапы урока

Цели этапа

Приёмы и методы

Цели приёмов и методов

Вызов

Активизация каждого ученика;

Актуализация знаний;

Развитие связанной речи;

Развитие логического мышления.

Анализ заголовка по особым вопросам;

Подобрать определение заголовку;

Рассказ-предположение.

Активизация каждого ученика;

Расширение словарного запаса, умения давать характеристику;

Развитие мышления, устной и письменной речи

Осмысление

Организация активного восприятия текста; Направление усилий на степень понимания текста

Чтение с остановками;

Заполнение двухчастного дневника;

Постановка вопросов разного типа;

Открытый финал.

Организация активного чтения;

Отслеживание уровня понимания текста; Развитие образного мышления.

Рефлексия

Обобщение и систематизация приобретённого читательского опыта;

Обобщение на уровне личностных впечатлений

Написание синквейна;

Написание сочинения-размышления.

Развитие умения выделять главное;

Обобщение на уровне личностных впечатлений.

ХОД УРОКА:

Люди, человеки, страны и народы

Мы теперь на веки должники

природы…

Стадия вызова

- Ребята, представьте, пожалуйста, себе лебедя. Что вы можете сказать об этой птице? Подберите эпитеты для того, чтобы её описать. (красивые, белоснежные, великолепные, чудесные и т.д.)

- Если со словом «лебедь» образовать словосочетание «лебединая песня», то какое определение можно дать рассказу с названием «Лебединая песня»? Обоснуйте своё предположение. (печальный, трагический, грустный; Лебедь поёт один раз в жизни перед смертью. Песня означает близкую смерть.)

- Попробуйте спрогнозировать сюжетную канву по опорным, ключевым словам:

Джимми – Ниагарский водопад – как в чудесном сне – белоснежные лебеди – смертельно устали – гигантский поток – крик – каменные сердца – добивали – двадцать долларов – один-единственный.

- Послушаем, что у вас получилось. (Зачитываются версии, сравниваются)

Стадия осмысления

(Раздаётся текст, разделённый на остановки, самостоятельное чтение текста до первой остановки. Задаются вопросы к тексту)

Джимми никогда не видел Ниагарский водопад, и отец, едущий по делам в Буффало, взял его с собой. Отец кончил дела, и в два часа они уже стояли на самом краю пропасти.

Столб туманной мглы, сверкающие радуги, гигатские потоки воды – всё кружилосьперед глазами Джимми, как в чудесном сне. Вдруг до него донеслось далёкое, но чистое музыкальное эхо, словно свист сотни ртов. Это летели птицы. На спокойные воды, обманчиво притихшие над водоворотами, опускались одни за другим прекрасные белоснежные лебеди. Они смертельно устали, а притаившийся поток готовил им западню. «Джимми! – закричал отец, - они погибли! Они не видят опасности, а если бы увидели, у них не хватило бы сил подняться выше».

- Какими вы представляете себе героев рассказа?

- Опишите, каким вы видите Ниагарский водопад?

- Какое слово помогает увидеть Ниагарский водопад?

(Читается текст до второй остановки. Предлагается заполнить таблицу)

Бешеный гигантский поток подхватил доверчивых птиц и с неистовой силой увлёк их к самому краю водопада. Мальчик зажмурился и бросился ничком на камни. Когда он открыл глаза, река была пуста.

Отец с сыном опустилиськ ледяному мосту. Перекрывая яростный шум водопада, нёсся жалобный предсмертный крик белоснежных птиц и возгласы собравшихся зрителей.

На ледяном обрыве лежала истекающая кровью, перебитая стая – всё, что осталось от великолепного отряда. Их мскалеченные тела, предсмертные судороги могли бы расторить даже каменные сердца.

Ключевые слова, Словосочетания

Бешеный гигантский поток

Жалобный предсмертный крик

Возгласы собравшихся зрителей

Искалеченные тела

Каменные сердца

Толкование

Огромная скорость воды, предостережение;

Лебеди погибали, становится их жаль;

Люди пытаются им помочь

- Какие у вас возникают вопросы?

- Какого развития событий вы ожидаете после этих строк? (Большинство ожидает, что люди бросятся им на помощь и постараются спасти тех, кого ещё можно спасти)

(Чтение текста до третьей остановки. Заполнение таблицы)

Толпы людей, кто с камнями, кто с палками добивали беспомощных птиц. Они выхватывали их друг у друга, ссорились. Джимми заметил, что несколько лебедей не пострадали, но прежде, чем он успел до них добраться, взрослые люди забили их насмерть. «Перетаньте! - кричал Джимми. – Отпустите их!» - «Какбы не так! – рявкнул здоровенный мужчина. – Эти птицы стоят двадцать долларов за штуку! Я заберу их всех!» Последние из тех, что пытались подняться, одна за другой падали на землю, пока не остался один-единственный лебедь. Джимми кинулся к жертве и загородил её своим худеньким детским телом от занесённой дубинки.

Кто?

Какой?

Что делает?

Лебеди

Джимми

Люди

Беспомощные, Искалеченные…

Добрый, худенький…

Погибают…

Защищает, помогает…

(Чтение текста до четвёртой остановки)

Так случилось, что спасти эту прекрасную птицу удалось маленькому мальчику. Он завернул её в свою куртку, привёз домой и раздвинул прутья клетки, чтобы она свободно могла гулять во дворе. Многие жители городка советовали Джимми посадить лебедяза решётку или отдать в музей.

- Что нового вы можете сказать о характере Джимми?

- Закончите историю о мальчике Джимми.

(Работают самостоятельно, пишут концовку рассказа, затем в классе обсуждаются варианты ответов, читается окончание, сравнивается)

(Открытый финал)

Он не соглашался. Шли дни, а лебедь оставался у Джимми и казался довольным. Но в один особенно яркий майский день лебедь расправил свои царственные крылья и поплыл вверх. Джимми следил за ним глазами, полными печали, но и несказанной радости, пока лебедь не исчез в вышине.

3.         Стадия рефлексии

(Ситуация актуализации и осмысления приобретённого читательского опыта, обобщение на уровне личностных впечатлений. Учащимся предлагается выполнить следующее задание: подчеркните одной чертой те наблюдения, которые у вас не вызывают протеста, осуждения, а двумя – те, что вы не можете принять. Ученики обсуждают в парах результаты выполненного задания)

- Какие два мира противопоставлены в сюжете расказа? (природа и люди)

(Далее подбираются слова, которыми можно охарактеризовать образ злав каждом из этих миров)

- Сформулируйте идею рассказа.

- Назовите проблемы, которые затрагивает автор.

- Напишите синквейн, в котором бы вы отразили идею или показали бы героев рассказа.

Люди

Жестокие, бессердечные

Калечат, губят, разрушают

Всё живое на своём пути

Варвары.

Д/З: Напишите сочинение-размышление, выразив в нём своё отношение к проблемам, затронутым в данном рассказе.

В данной главе был предложен материал практического применения технологии РКМ на уроках литературы в 5 классе.

Выводы:

Особенности преподавания литературы в 5 классе, требующие именно применения технологии РКМ:

·          потребность в систематическом чтении и анализе художественных произведений;

·          увеличение доли самостоятельности пятиклассников;

·          задача учителя – развить речь учащихся (технология РКМ как раз и направлена на развитие речи учащихся, умение вести беседу, вступать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения).

Самые важные направления в преподавании литературы в 5 классе: работа с

теоретическими понятиями, анализ текста, развитие творческих способностей.

Далее мы представим примеры применения приёмов технологии РКМ на уроках литературы в 5 классе в разработанных нами конспектах.


Заключение

В  работе были рассмотрены психолого-педагогические основы технологии «Развития критического мышления», а также были выявлены наиболее целесообразные методы и приёмы преподавания литературы в 5 классе в рамках данной технологии.

В ходе  работы мы выполнили поставленные задачи, а именно: рассмотрели понятие «критическое мышление», рассмотрели особенности преподавания литературы в 5 классе, а также методы и приёмы преподавания литературы в 5 классе в рамках рассматриваемой нами технологии, разработали несколько конспектов уроков, основанных на применении технологии развития критического мышления.

В ходе  исследования мы пришли к следующим выводам:

Во-первых, Педагогические технологии создавались для того, чтобы сделать результат обучения более предсказуемым и независимым от опыта отдельного учителя. Следовательно, важной особенностью педагогической технологии является перенос опыта, использование его другими. Педагогическая технология изначально должна лишаться личностного оттенка. Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Критическое мышление, таким образом, - не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия. технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызовы, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Во-вторых, Особенности преподавания литературы в 5 классе, требующие именно применения технологии РКМ:

·          потребность в систематическом чтении и анализе художественных произведений;

·          увеличение доли самостоятельности пятиклассников;

·          задача учителя – развить речь учащихся (технология РКМ как раз и направлена на развитие речи учащихся, умение вести беседу, вступать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения).

Самые важные направления в преподавании литературы в 5 классе: работа с

теоретическими понятиями, анализ текста, развитие творческих способностей.

Список использованной литературы

1.         Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов – М.: Академический проект, 2000. – 624 стр.

2.         Аверин А.В. Психология детей и подростков. – СПб.: Изд-во Михайлова, 1998. – 379 с.

3.         Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 2. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. – 318с.

4.         Байбородова Л.В., В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. – 108 с.

5.         Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. – с. 12 - 14

6.         Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы: Учеб. Для студентов пед. вузов /О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов; Под ред. О.Ю.Богдановой. М., Академия, 2002. - 397,[3] с.

7.         Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М.: Знание, 1986. – 234с.

8.         Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.

9.         Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.

10.       Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144с.

11.       Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 156 с.

12.       Гальперин Г.Я. Основные результаты исследования по проблеме формирования умственных действий и понятий. – М.: Наука, 1964. – 472с.

13.       Гершунский Б.С. Философия образования ХХI века. – М.: Совершенство, 1998. – 608 с.

14.       Голубков В. В. Теоретические основы методики литературы в средней школе // Литература в школе. – 1946. – № 1. – С. 46-47.

15.       Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996. – 112 с.

16.       Дубравина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие – М.: Академия, 2002. – 330с.

17.       Душина И.В. Методика и технология обучения: пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. – М.: Издательство Астрель, 2002. – 203с.

18.       Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284с.

19.       Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003. – 192 с.

20.       Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. – с. 66 - 72

21.       Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. – 175 с.

22.       Кабанова – Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности и умственного развития учащихся. – М., просвещение, 1968. – 288с.

23.       Кирикова З.З. Педагогическая технология: Теоретические аспекты. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. – пед. Ун-та, 2000. – 284с.

24.       Клустер Д. Что такое критическое мышление. – М.: ЦГЛ, 2005. – с. 5 - 13

25.       Коровина В.Я. Развитие речи учащихся 4-10 классов в процессе изучения литературы в школе. М., 1985.

26.       Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978. – 128с.

27.       Мередит К.С., Стилл Д.Л., Темпл Ч. Как учатся дети: свод основ: учебное пособие для проекта ЧПКМ. – М.: 1997.

28.       Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников. – М.: Педагогика, 1976. – 246 с.

29.       Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003. – 272с.

30.       Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Магистр, 1997. – 224 с.

31.       Хаяперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. – 126с.

32.       http://www.velib.com/shcool_ru_1.html

33.       http://www.infoliolib.info/philol/bogdanova/1.html

[1] Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284с.

[2] Хаяперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. – 126с.

[3] Мередит К.С., Стилл Д.Л., Темпл Ч. Как учатся дети: свод основ: учебное пособие для проекта ЧПКМ. – М., 1997

[4] Гальперин Г.Я. Основные результаты исследования по проблеме формирования умственных действий и понятий. – М.: Наука, 1964. – 472 с.

[5] Л.В.Байбородова, В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005.

[6] Сластенин В.А. Педагогика. – М., 1997.

[7] Л.В.Байбородова, В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005.

[8] Л.В.Байбородова, В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005.

[9] Л.В.Байбородова, В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005.

[10] Л.В.Байбородова, В.В.Белкина, В.Е.Гаибова, Л.Н.Серебренников, А.П.Чернявская, И.Г.Харисова. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005.

[11] Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.Питер, 2000.

[12] Педагогика/Под ред.П.И. Пидкасистого. - М.,1996

[13] Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., “Народное образование”, 1998.

[14] Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

[15] Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

[16] Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб, 2003

[17] Кабанова – Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности умственного развития учащихся. – М.: Просвещение, 1968. – 288с.

[18] Клустер Д. Что такое критическое мышление.—М. : ЦГЛ, 2005.

[19] Гершунский Б.С. Философия образования XXI века. – М.: Совершенство, 1998. – 608с.

[20] Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.

[21] Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978. – 128с.

[22] Галактионова Т.Г.  . От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 156 с

[23] Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 2. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1998.  – 318с.

[24] Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству М.: 1986. – 234с.

[25] Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4.

[26] Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.

[27] Душина И.В. Методика и технология обучения: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 203с.

[28] Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284с.

[29] Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144с.

[30] Кирикова З.З. Педагогическая технология: Теоретические аспекты. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. – пед. Ун-та, 2000. – 284с.

[31] Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб.: Изд-во Михайлова, 1998. – 379 с.

[32] Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов – М.: Академический проект, 2000. – 624 стр.

[33] Дубравина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие – М.: Академия, 2002. – 330 стр

[34] http://www.velib.com/shcool_ru_1.html

[35] http://www.infoliolib.info/philol/bogdanova/1.html

[36] Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников. – Москва. – «Педагогика». – 1976г.

[37] Коровина В.Я. Развитие речи учащихся 4-10 классов в процессе изучения литературы в школе. М., 1985.

[38] Голубков В. В. Теоретические основы методики литературы в средней школе // Литература в школе. – 1946. – № 1. – С. 46-47

[39] Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы: Учеб. Для студентов пед. вузов /О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов; Под ред. О.Ю.Богдановой. М., «Академия», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы

В данной работе представлено описание педагогического опыта....

Использование технологии «Развитие критического мышления» на уроках литературы в 5 классе.

Все дело в мыслях. Мысль — начало всего. И мыслями можно управлять.И потому главное дело совер­шенствования:работать над мыслями.Л.Толстой         Мысль, ...

мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы»

Цель: обмен опытом в  освоении и применении технологии развития  критического мышления. Задачи:1.Познакомить педагогическую аудиторию с одним из методов технологии развития критического...

«Инновационные методики и технологии в образовании» Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы»

  Данная работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках  литературы в старших классах, а также выявлены  целесообразные методы и при...

Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы "

Одна из задач учителя на уроках литературы - воспитать талантливого читателя, читателя-собеседника, со-автора. Перед нами всегда встает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над...