Формирование нравственных качеств личности в системе художественно-эстетического образования на уроках литературы с привлечением произведений изобразительного искусства
статья по литературе (10 класс) по теме
В данной статье раскрывается использование произведений живописи на уроках литературы в 10 - 11 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование нравственных качеств личности в системе художественно-эстетического образования на уроках литературы с привлечением произведений изобразительного искусства
Л.Л. Бабина,
учитель русского языка
и литературы
МАОУ «СОШ №12 с УИОП»
г. Губкин Белгородской области
Задача художественно-эстетического образования состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, быту и других сферах жизни и деятельности человека. Задача педагога – воспитывать у ребенка способность наслаждаться искусством, развивать эстетические потребности, интересы. В практике преподавания литературы важное место принадлежит взаимодействию литературы с другими видами искусства. Одним из основных видов изобразительного искусства, использование которого имеет давние традиции при изучении литературы в школе, является живопись.
Использование произведений живописи на уроках литературы позволяет реализовать общедидактический принцип соединения обучения с воспитанием, содействует мировоззренческому, нравственному и эмоционально-эстетическому восприятию учащихся.
Успех работы по произведениям живописи на уроках литературы во многом зависит от их отбора с учетом изучаемой темы. Так пейзажная живопись легко сопоставляется с пейзажной лирикой или описаниями пейзажа в эпических произведениях (например, полотна А.Куинджи, И.Левитана, В.Поленова, А.Саврасова и др.). Живописный портрет можно соотнести с описанием портрета героя литературного произведения (например, портрет Пугачева работы неизвестного художника и образ Пугачева в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина). Интерьер способен конкретизировать читательские представления об описании обстановки в литературном произведении (например, С.Ю.Жуковский «Поэзия старого дворянского гнезда» и романы И.Тургенева). Использование картин исторического жанра позволяет преодолеть неполноту представлений учащихся об эпохе (например, И.В.Суриков «Утро стрелецкой казни»). Анализ картины бытового жанра можно соединить с такими элементами анализа литературного произведения как «тема», «идея», «сюжет», «герой», «описание», «композиция» и т.д. (например, И.Н.Крамской «Осмотр старого дома» и пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад»).
Чуткого отношения словесника заслуживают картины, созданные на мотивы литературных произведений. К числу таких картин относится полотно В.М.Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», сюжет которого почерпнут из русского эпоса «Слово о полку Игореве». Художник неоднократно говорил о том, какое огромное влияние оказало на него «Слово о полку Игореве»: «Читаешь и не начитаешься, слушаешь и не наслушаешься…» Ароматами родной страны дышит «Слово…». Васнецов изображает на вытянутом по горизонтали полотне широкую степь с полегшими на ней в кровавой сече воинами. Его глубокий драматизм привлекает внимание к проникновенным строкам древнерусского памятника: «Бились день, бились другой, на третий день к полудню пали стяги Игоревы. Тут разлучились братья на берегу быстрой Каялы; тут кровавого вина не хватило, тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли на землю Русскую». На переднем плане картины запечатлены два русских витязя: опытный воин, лежащий на широко раскинутом плаще, и пронзенный стрелой прекрасный юноша, которые вызывают у учащихся чувство глубокой тоски. Холст живописца является изобразительным аналогом героического предания: образный строй полотна, система средств пластического выражения, поэтическая атмосфера во многом созвучны художественной системе «золотого слова» русской литературы. Образ природы в картине представляет поэтическую параллель изображению человека. Рисуя полевые цветы, склонившиеся над телами погибших воинов, живописец отталкивается от образа, близкого народной поэзии: «Никнет трава от жалости, а дерево от печали к земле приклонилося». Драматизм сцены усиливается образом сцепившихся в жесткой схватке хищных птиц. И этот образ подсказан художнику текстом древнерусского памятника. Обреченность Игорева похода подчеркивается в нем словами: «Уже гибели его ожидают птицы по дубравам… орлы клекотом зверей на кости зовут…». Вступлению войска Игоря сопутствуют «стенания грозных птиц». Очень точен и трагический по своему звучанию образ: «Дружину твою, князь, птицы крыльями приодели»…
Сопоставление картины В.М.Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», проникнутой высокой любовью к Отечеству, со «Словом о полку Игореве» дает возможность не только установить несомненную сюжетную близость полотна литературному источнику, но и показать высокое художественное мастерство древнерусского автора, которое нашло талантливый изобразительный отклик в творчестве замечательного художника. Ученики убеждаются в том, что произведение, написанное в ХII веке, оставалось вдохновляющей силой для русского искусства и продолжает быть живым спутником его до наших дней.
Привлечение тематической картины на уроки литературы позволяет углубить постижения идейно-художественных особенностей литературного произведения.
Чтобы ярче представить образ Петербурга при изучении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», можно продемонстрировать учащимся картину В.Г.Перова «Утопленница» (1867). Возможно, картина была написана под влиянием романа, но сцену, изображенную художником, мог наблюдать Родион Раскольников с мостов, которые часто упоминаются в произведении. Картина В.Г.Перова словно раздвигает границы романа и помогает учащимся глубже понять его смысл. Деревянный трап пристани, лодка, на борту которой пристроился полицейский, лежащие недалеко багор и веревка, слетающее к трупу воронье. На картине ничего не происходит. Полицейский, давно привыкший к событиям такого рода, безучастно курит трубку, он ждет утра, которое избавит его от неприятной необходимости охранять место происшествия. Смерть еще не успела обезобразить черты лица утопленницы. В ее запрокинутой голове, во всей фигуре читается долгожданная успокоенность, избавление от страданий. Это одна из тех женщин, судьба которых в жестоком многолюдном городе складывается трагически. Художник полон сочувствия к своей героине за ее страдания, за те муки и грязь, которые ей пришлось вынести в ее недолгой жизни. Учащиеся пишут сочинение по картине о жизни утопленницы, почему она предпочла смерть жизни. Какая у нее была жизнь? Работа над произведением живописи активизирует речевую деятельность учащихся, способствует эффективности работы по развитию речи, обогащению речи школьников словами, необходимыми для анализа картины и ее описания, искусствоведческими терминами, помогают глубже проникнуть в содержание литературного произведения или теоретико-литературного понятия, содействует эстетическому воспитанию обучающихся.
Использование произведений живописи на уроках литературы способствует формированию нравственных качеств личности, интеллектуальному развитию учащихся, повышению уровня культуроведческой компетенции. Ведь как писал Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном»: «…ценность, которой награждает человека искусство– это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а, следовательно, и счастливее».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЗАНЯТИЙ В ТЕАТРАЛЬНОМ ОБЪЕДИНЕНИИ»
Нестабильность общества и отсутствие четких нравственных ориентиров в наши дни привели к тому, что «произошла интенсивная примитивизация сознания людей, и, прежде всего молодежи. Отмечается рост циниз...
Статья "Формирование нравственных качеств личности подростка"
В статье рассказывается об организации воспитательной работы в классе по нравственному воспитанию подростков, используются примеры из опыта работы....
Формирование нравственных качеств личности как важнейшая задача общества
Обществу для своего оптимального развития необходимо уделять внимание формированию нравственной личности....
Личностно - ориентированный урок как - средство формирования нравственных качеств личности на примере урока музыки.
СоСОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНЫЙ УРОК СТАЛ БОЛЕЕ ГИБКИМ ПО ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ, ВАРИАТИВНЫМ ПО ФОРМАМ И МЕТОДАМ ПРОВЕДЕНИЯ, РАЗНООБРАЗНЫМ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ УЧИТЕЛЕМ. И ВСЕ ЖЕ ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА Е...
Школьный виртуальный музей как инструмент формирования нравственных качеств личности подростков при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Актуальность проблемы воспитания нравственных качеств неоспорима. Сегодня государство и общество испытывают необходимость внесения в жизнь подростков общенациональной идеи, системы ценностей, которые ...
Формирование нравственных качеств личности учащихся
Одна и та же форма поведения, имея разные цели поступка, может выражать самые различные, противоположные качества личности. Поэтому необходимо формировать у школьника нравственные побуждения и закрепл...
Информационная карта инновационного опыта "Формирование нравственных качеств личности посредством диалогового взаимодействия"
Информационная карта инновационного опыта...