Реализация коррекционно-развивающей составляющей в образовательном процессе в условиях стандартизации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
статья

Галина Анатольевна Бутова

   В процессе работы с детьми с ограниченными возможности здоровья,  применяю особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении  и воспитании. «Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих  способностей, школьной мотивации  в  учебно-воспитательном  процессе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_butovoy_g.a.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Бутова Г.А.

учитель начальных классов,  Липецкая область,

ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Ериловка»

 Особенность нашего времени – это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производительной деятельности. Необходимо быть грамотным, чтобы нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». А быть грамотным в быстроменяющемся мире означает быть просто лучше образованным. В процессе обучения ученики привыкают к востребованности своих знаний, убеждаются в значимости образования.

   В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Овладение современными педагогическими технологиями, их применение педагогом – обязательная компетенция профессиональной деятельности. 

   В процессе работы с детьми с ограниченными возможности здоровья,  применяю особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении  и воспитании. «Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих  способностей, школьной мотивации  в  учебно-воспитательном  процессе»[1, с. 176].

   Требования к коррекционно-педагогическому воздействию определяют педагогические условия, содержание и методы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста с различными вариантами отклоняющегося развития.[2, с.27]. Исходя из этих требований, разрабатываю типовые и альтернативные программы, осуществляю поиск новых форм обучения и различных развивающих и коррекционно-педагогических технологий. Эти требования включают в себя определение организационных форм и разработку содержания коррекционной помощи детям с учетом их жизненно важных потребностей, лежащих в зоне актуального и потенциального развития каждого ребенка определенной возрастной группы. Именно потребности детей, в том числе и образовательные, определяют те предметные области, которые становятся значимыми при разработке программ коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей разных категорий. [1, с.76].

    Начальная школа развивает личность ребенка, его способности, учит общению, родному языку, умению учиться, основам нравственной, эстетической, физической культуры, вырабатывает привычку к систематическому труду. У детей закладываются первичные ценностные ориентации, формируются мотивы учения, прививается любовь к знаниям, к духовным ценностям. Дети овладевают общими представлениями о природе, обществе, человеке и его труде, основам мировоззрения. Учащиеся приобретают необходимые умения и навыки чтения, письма, наблюдения окружающего мира, измерения и счета, овладевают приемами логического запоминания, элементами теоретического мышления, культуры речи и поведения.

   Системное применение коррекционно-развивающих упражнений на уроке, оптимальное сочетание традиционных форм обучения с нетрадиционными, творческий подход, постоянный поиск, опора на педагогическую науку и опыт – всё это позволяет мне повышать эффективность и качество коррекционно-развивающего обучения и решать сложные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

   Работая в первом классе, в котором пять учеников, большое внимание уделяю организационным вопросам, что позволяет сосредоточить внимание детей и какое-то время его удерживать.

   Считаю, что в основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процесс творчества. Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, яркие наглядные пособия, занимательность. «Учить играя» - оспаривать эту заповедь не станет никто (особенно для 1 класса). Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней.

   Одним из важных вопросов в организации учебной деятельности является включение детей во взаимодействие. Это возможно при организации различных форм работы, в первую очередь групповой (парной) работы.

   Взаимодействие детей начинается с организации начала урока: дети по звонку стоят около своих парт.  Вместе  с детьми оцениваем готовность класса к уроку: как расположены учебные принадлежности на рабочем месте ученика, как учащийся готов к уроку, при необходимости корректирую деятельность ребенка.

      По ходу урока  привлекаю внимание детей, используя наглядный материал, различные методы стимулирования деятельности учащихся.

    Задания, предложенные на уроке, подбираю с учетом возрастных особенностей учащихся, поэтому они  способствуют развитию логического мышления, умения анализировать, применять знания в новых условиях.

      Построение содержания  учебного материала в системе коррекционно-развивающего обучения я осуществляю на основе следующих принципов:

- усиления практической направленности изучаемого материала;

- выделения сущностных признаков изучаемых явлений;

- опоры на жизненный опыт ребенка;

- ориентации на внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;

- необходимости и достаточности в определении объема изучаемого материла.

Особое внимание уделяю формулировке и постановке целей и задач урока: они должны быть четкими, конкретными, диагностируемыми.

   По ходу урока  привлекаю внимание детей, используя наглядный материал, различные методы стимулирования деятельности учащихся.

 Основной формой организации деятельности учащихся является фронтальная работа: на основе показа, который сопровождаю словесной инструкцией, дети повторяют мои действия   и   слова. Действия должны быть доступны для восприятия учащихся; предложения, которые использую, являются простыми по конструкции; каждая часть инструкции содержит указание одного действия.

Организация и управление деятельностью учащихся на уроке находится под ежеминутным контролем. Коллективное выполнение всех действий осуществляется одновременно, при этом дети часто отвечают хором. Сначала дети проговаривают вместе со мной, затем без меня. Это позволяет быстрее запоминать обороты речи, отдельные термины. В результате малыши учатся манипулировать предметами, закрепляется связь между словесной инструкцией и предметно-практическими действиями. В течение всего урока дети не выходят из-под контроля, что препятствует рассеиванию внимания, отвлечению от учебного процесса, нарушению дисциплины.

   Вышеперечисленные приемы и методы позволяют облегчить обучающимся восприятие материала, повысить плотность урока эффективность контроля знаний и умений учащихся и познавательную активность школьников.

Представлю конспект урока с первоклассниками из опыта работы.

Тема урока: Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур, чередующихся по цвету.

Цель: познакомить детей с видами орнаментов и приёмом наклеивания деталей.
Задачи:
1) закреплять понятие о геометрических фигурах «прямоугольник», «круг», «треугольник»»; формировать представление о новом использовании геометрических фигур; учить составлять  орнамент с использованием геометрических фигур; учить применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
2) коррекция и развитие   механизма мышечной регуляции на основе упражнений в наклеивании;  внимания на основе упражнений на анализ;  развивать связную речь, обогащать словарный запас детей;
3) воспитывать трудолюбие, усидчивость, интерес, любознательность.
Оборудование для учащихся: образец аппликации, цветная бумага, шаблон, простой карандаш, клей, ножницы, салфетка.
Методические приемы: игровая ситуация,  практическая деятельность детей, физкультминутка, выставка работ, анализ работ, подведение итогов, рефлексия. 
Планируемый результат:
Репродуктивный - изготовление элементов орнамента по образцу.
Частично-поисковый – выбор цвета геометрических фигур, количества  элементов по выбору воспитанника.
Творческий - самостоятельный подбор компоновки элементов и их количества, выбор цветовой гаммы.

БУД:

Личностные:

  • осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;
  • развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения.

Коммуникативные:

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

Познавательные:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент.
- Доклад дежурного.

II. Актуализация опорных знаний и умений.
1) коррекция внимания
Найди лишнее:

2) Физкультминутка.

Выполнение упражнений для рук:

Итог: для чего выполняем разминку?

3) Проверка готовности детей к уроку.

- Итак, у нас урок ручного труда. Проверим, готовы ли вы к уроку. Я называю, а вы проверяете глазками.

- Инструменты лежат с правой стороны: клей, ножницы, карандаш.

- Материалы, необходимые для урока, с левой стороны: цветная бумага, шаблоны, салфетки.

4) Повторение правил поведения на уроке ручного труда.

III. Сообщение темы урока.

Цель. Мы будем украшать закладки орнаментом, в технике аппликация.

Словарная работа.

Аппликация – это способ   наклеивания на бумагу  разноцветных кусочков бумаги для создания различных изображений, орнаментов. 

Что такое орнамент?
-
Орнамент означает «украшение». 
- Какое основное назначение орнамента?  
(Основное назначение орнамента -   украсить    поверхность предмета, подчеркнуть его форму).

Орнамент это узор, в котором сочетаются и повторяются   геометрические фигуры или изобразительные элементы. 
(Демонстрация образцов  геометрического и растительного орнаментов).

- Найдите растительный  орнамент.
- Почему он так называется? (Состоит из листьев, цветов).
- Каким орнаментом мы будем украшать свои поделки?

- Почему он так называется? (Состоит из геометрических фигур).

III. Работа над новым материалом.

1) Работа с геометрическими фигурами.

- Треугольник, квадрат, прямоугольник.

Учебник стр.25-30.

Что нужно знать о каждой фигуре, и, какие предметы имеют форму каждой фигуры?

2) - А кто может отыскать эти фигуры в моем мешочке? 

Игра «Волшебный мешочек». (Дети на ощупь находят квадрат, треугольник, круг).
- Итак, какой орнамент мы будем использовать для украшения?
- У вас на столе лежат заготовки, которые вы сделали своими руками на прошлом уроке.
- Из какого материала эти заготовки? 
(из бумаги).
- С каким материалом будем работать? 
(с бумагой). 

- Что вы знаете о бумаге?  Какими свойствами обладает бумага?
- В какой технике будем работать? 
(в технике аппликация)
- Что такое аппликация? 
3) Прежде чем мы сядем за работу, давайте немного разомнемся.

Физминутка.

Ребята, не забывайте правила при работе с ножницами и с клеем.

4) Анализ образца.

5) Планирование работы.

- Для того, чтобы составить орнамент, мы заготовили все детали, т.е. геометрические фигуры.

- Для того, чтобы вырезать 2 треугольника,  мы должны сложить лист бумаги пополам, приложить шаблон к краю, обвести и ножницами вырезать.

- Затем мы будем наклеивать на полоску (прямоугольник) геометрические фигуры.

6) Физминутка.

7) Выполнение работы.

- Что мы сейчас будем делать? (составлять орнамент).

-  Что будем наклеивать? (треугольники).

- Какого цвета? (зелёного и красного).

- А теперь самостоятельно наклеим геометрические фигуры.

Приступайте к самостоятельной работе.

Во время самостоятельной работы учащихся учитель контролирует правильность выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасной работы; оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения; Контролирует объем и качество выполнения работы.

8) Словесный отчёт, оценивание.

IV. Итог урока.

V. Рефлексия.

VI. Выставка работ.

- Если вы довольны своей работой на уроке, повесьте свою поделку под улыбающимся смайликом.
- Если вы недовольны своей работой  на уроке,  повесьте её под грустным смайликом. 

 

Литература.

1. Баранова Г.А. Подготовка педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Текст] Г.А. Баранова // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. № 2. – С. 176.

2. Баранова Г.А. Использование игровых технологий как средства повышения эффективности логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] Г.А. Баранова, А.С. Пушкарева // В сборнике статей XXVI Международной научно-практической конференции «Теоретические и методологические проблемы современного образования». – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – С.12.

3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 214 С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с включением приёмов тестопластики с ребёнком 4-5 лет с ограниченными возможностями здоровья

   Важную роль в создании современной образовательной среды сегодня выполняют инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей с особыми образовательными потребностя...

Приказ об утверждении плана работы по организации введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательног

В соответствии  с приказами Министерства  образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта...

Условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Описание условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья....

Адаптированная программа «Коррекционно-развивающих занятий» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с НОДА, УО – легкой, ТНР – ФГОС с ОВЗ

Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА, УО – легкой, ТНР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом ра...