Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Рассуждение как тип речи. Доказательства» с использованием технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Целью урока является организация деятельности учащихся по формированию  представления о  тексте-рассуждении с использованием технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rassuzhdenie._13.03.2023.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Рассуждение как тип речи. Доказательства» с использованием технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо.

Предмет:

русский язык  

Класс:

5 «Б»

Тема урока:

«Рассуждение как тип речи. Доказательства в рассуждении»

№ урока:

Дата проведения:

13.03.2023

Тип урока:

урок обретения новых знаний

УМК:

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2015

Цели урока:

организовать деятельность учащихся поформированию  представления о  тексте-рассуждении, способности определять отличия текстов различных типов;

развитие мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения, способности  создавать устные и письменные высказывания.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

 - осмысление социально-нравственных норм, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

 - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов.

Метапредметные:

  - овладение способностью понимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

 - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

  - овладение умениями работать с учебной информацией (анализировать тексты разных типов, формулировать и обосновывать выводы и составлять собственный текст);

  - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

  - готовность к сотрудничеству, коллективной работе;  

Предметные:

- понимать  содержание и выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения, определять тип текста;

- создавать устные и письменные высказывания, развивая основную мысль;

- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.

Оборудование:

 учебник, теоретические тетради, тексты(если есть техническая возможность - подготовленные для показа на экране, нет – распечатанные на листах), памятки, толковый словарь.

Этапы уроков

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. 1.Мотивационный этап.

2 мин.

     Доброе утро, ребята.

     Ученые выяснили, что улыбка имеет удивительную силу: ободряет, дарит чувство принятия, уверенности, способствует здоровью.

     Давайте улыбнемся друг другу. Повернитесь налево, направо – подарите свои улыбки.Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения и познания.  

     Слушают приветствие учителя, вступают в диалог.

      Поворачиваются друг к другу, улыбаются.

  1. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.

7 мин.

1.  Какие типы текста мы знаем?  

2.          - Что характерно для текста повествования?

             - Что характерно для текста-описания?

3.Определите тип текста (презентация).  

       А) И.Бунин."Листопад"

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.                                           

       Б) Л. Н. Толстой. Кто лучше всех?

В толпе, на улице, заблудилось дитя. Бегает, кричит, ищет мать. Народ спрашивает у ребёнка: "Какая же твоя мама, деточка?" А дитя сквозь слёзы отвечает: "Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех".

       В) Зачем врать?

     Врать нехорошо.

     Обманывая ближнего, ты делаешь плохо и ему, и  себе. Маленькая ложь порождает большую. Ты всё глубже  погружаешься в болото обмана: путаешься, выкручиваешься, малодушничаешь. Когда тебя разоблачают, переживаешь, стыдишься и раскаиваешься.                        

     Думаю, что говорить правду   гораздо проще, честней и благородней.

1.Вспоминают 3 типа.

2.Работа с памятками «Структура текста».

Последоват-сть событий. Развитие действия.

Главный вопрос: что происходит?

Характеристика предметов, их признаки, качества, свойства. Обилие прилагательных. Главный вопрос: какой предмет?

3.Анализируют  особенности и определяют типы текстов.

А) Доказывают, что данный текст – описание.

Б) Доказывают, что данный текст – повествование.

В) Предполагают, что данный текст -рассуждение.

Фиксируют  возникшее затруднение.

3.Выявление затруднения.

1 мин

1.  Как определить, что перед нами текст-рассуждение?

  1. Необходимо знать его признаки, отличительные черты.

4.Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрение множества вариантов, поиск оптимального решения.

5мин.

  1. Работа с памяткой «Структура текста-рассуждения»:

 основные структурные элементы рассуждения на  примере текста «Весна»  

- Что такое тезис?

Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать. Требует ответа на вопрос ПОЧЕМУ? 

(Какое сейчас время года? Откуда вы знаете?)

Что такое аргументы (доказательства)?

 Доказательства –доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса (Докажите, что наступила весна).

Что такое вывод?

Вывод – это то, что следует из сказанного, подтверждает тезис

- Какие же основные черты, особенности текста-рассуждения? (Тезис –Доказательства). Рассуждать – значит доказывать.

  1. Изучают памятку.  
  2. Доказывают, что сейчас – весна.

Тезис: «За окном – весна»

Почему?

Аргументы: теплеет, солнце пригревает, птицы поют, тает снег…

Вывод: мы убедились в том, что весна вступила в свои права  .

Делают вывод об особенностях текста-рассуждения.

5.Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.

10 мин

Работа в группе по 4 человека.

Вернемся к нашему тексту «Зачем врать?»  Проанализируйте его структуру по памятке. Проверим, верно ли наше предположение, что это текст–рассуждение.

Той группе, которая быстрее справится, предоставляется возможность транслировать  свой вариант всему классу.

Найдем тезис.  Врать нехорошо.    

Приведем аргументы.

Обманывая ближнего …… - Когда тебя разоблачают, переживаешь, стыдишься и раскаиваешься.

- Сделаем вывод.

Думаю, что говорить правду   гораздо проще, честней и благородней.

Мы доказали, что пред нами – рассуждение.

Не всегда соблюдается структура, часто вывод или тезис опускаются. Такие рассуждения называются неполными.

Но  аргументы должны быть обязательно.

Ищут структурные элементы текста самостоятельно. Обсуждают полученные результаты. Осуществляют взаимоконтроль.

Коллективная проверка результатов.

Убеждаются в верности своего предположения в том, что данный текст – рассуждение (этап №2)

6. Игра

3 мин.

Игра «Докажи». Бросаю мячик, кто поймал – приводит аргумент. Елка – хвойное дерево.

Нужно мыть руки перед едой.

Ежа сложно взять голыми руками.

На солнце невозможно долго смотреть.

Котенка приятно гладить.

Дорогу переходят на зеленый свет.

Мышь сложно догнать.

Спички детям не игрушка.

Приводят аргументы

7. Первичное закрепление нового знания.

15 мин.

1.По заданному тезису составить текст-рассуждение, сохраняя все структурные элементы (привести 2 аргумента):

- Природу нужно беречь.

2.Упражнение «Корректор».

Прослушаем полученные тексты,  откорректируем их.

1.Работа в тетрадях по составлению собственного текста-рассуждения.

2.Читают, слушают, анализируют, фиксируют недочеты.

8. Рефлексия.

2 мин.

1.Просигнальте мне о своем настроении, отношении к уроку.

Если положительное- поднимите предмет, имеющийся у вас, яркого, теплого цвета, если отрицательное – темного, холодного.

  1. Приведите доказательства тезиса:  Сегодня урок прошел не зря.

3. Домашнее задание (вариативно).

а) Написать сочинение-рассужд. на тему «Дружбу нужно беречь».

 

  1. Находят предметы соответствующих цветов и поднимают их.
  2. Делятся тем, что узнали нового.
  3. Слушают объяснение и записывают домашнее задание, задают вопросы.

Приложение.

Памятки.

Типы речи и их структура (построение).

Повествование.

Повествование – изображение последовательности событий (что было сначала, что потом… и наконец…).

Основной вопрос: что происходит?

Структура текста-повествования:

1. Вступление (сообщается место, время события, о котором будет рассказано, представляются герои).

2. Основная часть (развитие действия):

а) завязка (момент, с которого начинается событие);

б) развитие действия (последовательность событий);

в) кульминация (момент наивысшего накала событий);

г) развязка (окончание в развитии событий).

3. Заключение.

Описание.

Описание – изображение-характеристика людей, предметов, явлений, животных, природы.

Основной вопрос: какой человек, предмет, явление..?

Структура текста-описания:

 1.  Вступление  (общее представление описываемого).

 2.  Основная часть (описание деталей, частей).

 3.  Заключение (отношение к описываемому).

Рассуждение.

Рассуждение - изложение причин явлений и событий, их взаимная связь.

Основной вопрос: почему это так?

Структура текста-рассуждения:

  1. Тезис (утверждение,  которое требуется доказать).
  2. Аргументы (доказательства).
  3. Вывод (подтверждение тезиса).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо для творческого и интеллектуального развития учащихся.

статья "Использование технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение  и письмо для творческого и  интеллектуального развития учащихся".С. 303-316.( Сборник Наш...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 6 классе на тему: «Определение координат на плоскости»

Урок выполнен с применением специализированного программного обеспечения для интерактивных досок (наглядная  презентация, выполненная в программе elitePanaboardbook; презентация «Гимнастика для г...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему «Учимся писать сочетания жи-ши"»

УчительЯнгуразова Альфия МияссяровнаПредметРусский языкКласс2Тип урокаУрок «открытия» нового знанияТехнология построения урокаПроблемно-диалогическая Тема«Учимся писать сочетания жи-ши»Цель Закре...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Химия» в 11 классе на тему «Гидролиз солей»

Технологическая карта урока ОНЗ (открытие нового знания) составлена в технологии деятельностного метода. Урок позволяет сформировать у учащихся понятие о типах гидролиза солей, о среде растворов солей...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы о-а в корне -лаг- / -лож-»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы  о-а  в  корне -лаг-  /  -лож-»....

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература» в 5 классе на тему «Литературная стилизация в сказке А.Н.Толстого «Кикимора» из цикла «Русалочьи сказки».

Данная разработка пригодится на уроках внеклассного чтения для закрепления по теме "Русские народные сказки". Материал развивает кругозор, знакомит с понятием стилизации, учит анализировать ...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы о-а в корне -лаг- / -лож-»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы  о-а  в  корне -лаг-  /  -лож-»....