Технология "Педагогическая мастерская как средство формирования толлерантности"
презентация к уроку (9, 10, 11 класс)
Из множества современных педагогических технологий я выбрала технологию «Педагогические мастерские» как наиболее приемлемую для себя в решения задачи развития толерантности у старшеклассников. Данная технология решает такие важные цели и задачи.
• создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося; а не формировать гармоническую личность,
• предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира; а не дать знания по конкретному предмету или теме,
• реализовать возможности самооценки и самокоррекции; а не проконтролировать и оценить сделанное,
• помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_mnozhestva_sovremennyh_pedagogicheskih_tehnologiy_ya_vybrala_tehnologiyu.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие толерантности у старшеклассников»
Из множества современных педагогических технологий я выбрала технологию «Педагогические мастерские» как наиболее приемлемую для себя в решения задачи развития толерантности у старшеклассников. Данная технология решает такие важные цели и задачи.
Цели: создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;
Задачи
• предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира; а не дать знания по конкретному предмету или теме,
• реализовать возможности самооценки и самокоррекции; а не проконтролировать и оценить сделанное,
• помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество
Для технологии мастерских характерны следующие основные принципы:
1. отношение учителя к ученику как к равному
2. не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное "строительство" знания учеником с помощью критического мышления к изучаемой информации
3. самостоятельность решения творческих задач
4. плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению других
5. умение работать в команде
6. критичность мышления
7. выступление в роли лидера
Алгоритм
Первый этап.
«Индуктор» - первое задание мастерской, направленное на создание эмоционального настроя, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Индуктором может служить слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д. То есть все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. По мнению А. А. Окунева, индуктор – будильник. «Мы спим, и вдруг в нашу жизнь врывается нечто. Индуктор – момент разбуживания, который раскачивает маятник чувств. Главное, чтобы эти чувства были вызваны. Даже, если индуктор вызывает раздражение – это тоже хорошо». В теме толерантность , сам термин является индуктором , вызывая массу разных эмоций.
Второй этап.
Социоконструкция. Взаимодействие с другими обеспечивает расширение источника опыта, идей за счет увеличения количества участников, размышляющих над проблемой. Продуктом работы в паре (группе) является общий вариант решения, проект, конспект, рисунок, схема и т.д.
«Самоинструкция» – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. На данном этапе ученики выполняют задания: или связанные с изучаемым учебным материалом (образовательные объекты, известные методы решения задач и др.), или эвристические (на создание собственных образовательных продуктов, на развитие известных положений, подтверждение высказанных идей и предложений
«Социоконструкция» – объединение этих элементов в коллективный продукт. Важнейший элемент технологии - групповая работа (малые группы выделяются в группе). Могу корректировать состав групп; разбиваю задание на частичные задачи. Группам предстоит придумать способ их решения, причем ученики свободны в выборе поиска, метода, темпа. На этом этапе могу применять те же задания, что и для индивидуальной работы.
У меня это задания : Продолжи текст или игры «С кем бы я точно не хотела ехать в поезде» «Пересадка сердца» « Гостиница» и т.д.
Третий этап.
«Социализация» - это предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.д.) На этом этапе каждый про себя сравнивает, соотносит свои результаты с чужими и – осваивает все возможные открытия. Все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух.
Иногда после этого этапа нужна промежуточная рефлексия. Это важно, если, например, нам необходимо заканчивать занятие, а мастерская еще не завершена. Здесь же у участников работы часто появляется потребность в новом ли дополнительном знании – информационный запрос.
Четвертый этап.
Этот этап не обязателен в каждой мастерской, но необходим, если после этапа социализации участники мастерской исправляют или дополняют созданный продукт. Здесь происходит обращение к новой информации и ее обработка. Что это может быть? Словарные статьи, работы критиков, фрагменты статей, высказывания известных людей. Участник мастерской может продолжить или улучшить написанное. А могут создать новый продукт.
Пятый этап.
«Афиширование» - представление работ участников мастерской . Это могут быть тексты, рисунки, схемы, проекты и т. д. Основное условие этого этапа: все написанные сочинения читаются, все рисунки демонстрируются, все придуманные сценки, пантомимы разыгрываются. Важно, чтобы все участники мастерской были выслушаны.
Шестой этап.
«Разрыв» - лучше всего отражают смысл этого понятия слова озарение, инсайт, понимание. И. А. Мухина пишет: « «Разрыв» – психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. Если на обычном уроке ученик приводится учителем к новому логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, то в мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происходит разрыв между старым и новым.
«Разрыв» – необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Главный «разрыв» заранее планируется руководителем мастерской. Технология создания условий для разрыва состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль и эмоции обучающего сначала к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к «озарению» - «разрыву». Их количество различно в одной и той же мастерской для каждого участника, так как зависит от степени подготовленности, психологического состояния, личного опыта человека и т.п. Незапланированные «разрывы» могут быть дополнительно на любом этапе мастерской. Если участник мастерской не переживает ни одного «разрыва», для него мастерская не состоялась».
Седьмой этап.
«Рефлексия» - что я открыл сегодня – в себе, в тексте, в окружающих? С каким вопросом вышел? Чего не понял? То есть, это этап отражения чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
В ходе проведения мастерских возникает традиционный вопрос о знаниях, умениях и навыках. Кажется, что в дидактическом плане не хватает устного изложения преподавателем содержания изучаемых вопросов. Основное действие состоит в том, что участники мастерской выстраивают свое понимание проблемы, потом выдвигают гипотезы, обсуждают их, отвергают, формулируют новые, а после предъявления их аудитории обнаруживают свои просчеты и выстраивают новые гипотезы. При этом не происходит традиционной передачи огромного объема знаний от присутствующих педагогов ученикам. Один из ведущих отечественных ученых в области педагогической психологии Нина Федоровна Талызина считает, что это оправданно, потому что «знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого... Знать — это всегда выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями... Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых знания могут функционировать». Сама деятельность по выполнению заданий в ходе мастерской требует напряжения всех познавательных сил, воображения, памяти, мышления. Важная особенность технологии мастерских — задания формулируются широко, с некоторой недосказанностью и неопределенностью. Но это дает простор воображению, творческому поиску. Ученики сами формулируют цель своей деятельности,традиционно образовательный процесс был сосредоточен на усвоении знаний, то технология мастерской предлагает такую структуру учебного занятия, которая позволяет каждому ученику знание не усваивать, а выстраивать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме: Технология французские мастерские, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся начальной школы.
В соответствии с ключевыми задачами современного образования одним из основных видов УУД являются коммуникативные навыки. Для успешной реализации формирования коммуникативных на...
Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"
В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....
Мастерская как средство развития индивидульных способностей учащихся.
Мне посчастливилось два года обучаться в центре педагогического опыта УПМ на курсах «Педагогические мастерские. Интеграция отечественного и зарубежного опыта». Познакомиться с педагогикой Нового Образ...
ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
Технологию педагогических мастерских называют диалоговой,полицентрической, рефлексивной. Она вызывает, тренирует,развивает способность к аналитической деятельности: анализу произведения в ситуации общ...
Технология французские мастерские, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся начальной школы
Немецкий философ и педагог Рудольф Штейнер писал «Воспитание призвано сформировать целостную личность, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, открытую для восприятия нов...