Технология педагогической мастерской как средство обучения восприятию, анализу и интерпретации художественного текста.
статья по теме
Предварительный просмотр:
Копанцева Татьяна Александровна
Общеобразовательная школа №201,
города Екатеринбурга
Технология педагогической мастерской как средство обучения восприятию, анализу и интерпретации художественного текста.
Технология мастерской в методической литературе
Слово «Мастерская» появилось в отечественной педагогике в начале 1900-х гг.и означало новый тип занятия, основанный мастерские не получили широкого применения, развития и методического обоснования на гуманистической философии.[1] Несмотря на достаточный промежуток времени. Материала по литературной мастерской очень мало: из теоретических обоснований - статья Мухиной И. А. «Что такое педагогическая мастерская?»[2], из методических разработок – две книги Т. Я. Ереминой.[3] Это огромное упущение, ведь педагогическая технология по своей специфике основывается на тех целях, использует те средства образования и воспитания, которые стратегией модернизации образования отмечаются как важнейшие:
- ученик должен действовать автономно и рефлексивно;
-использовать различные средства интерактивно;
-входить в социально – гетерогенные группы и функционировать в них.
Эти навыки и отрабатываются в ходе мастерской.
Специфика данной технологии заключается в возможности интеграции предметов «Русский язык», «Литература»,«Риторика», когда соединяются разрозненные в «речевых» курсах моменты: работа строится преимущественно на основе художественного текста программных авторов с углублением литературоведческих и лингвистических знаний по русскому языку и литературе. Соединение теории и практики должно проходить при анализе текста (в единстве идейно-образных, языковых и композиционных средств) и при организации игровых форм работы (риторические игры и речевые упражнения на основе текста изучаемых художественных произведений). Обязательно должно соблюдаться условие: развитие всех четырех видов речевой деятельности на каждом уроке, которое происходит в процессе активной исследовательской работы учащихся с текстом. Конечным результатом на уроке станет собственный текст, устный или письменный. Работа на педагогической мастерской – это проектная деятельность. Ее авторы считают, что здесь главная не обучающая, а развивающая цель. Происходит развитие общеучебных умений и навыков. Технология проекта подразумевает вероятностный результат. Результатом становится сам мыслительный процесс.
Выделяют следующие типы литературной мастерской: «мастерские по самопознанию, мастерские построения знаний, мастерские ценностных ориентаций, мастерские творческого письма. Но чаще используется смешанный тип (добавляется творческое письмо)».
На мой взгляд, необходимо так строить занятие-мастерскую, чтобы сочетались все типы. Возможно и частичное использование технологии на уроках.
Сформулированы и этапы мастерской:[4]
1.Индуктор (мотивация дальнейшей деятельности участников).
2.Создание творческого продукта (деконструкция и реконструкция текста).
3.Социализация (презентация, чтение текстов, выставка и др.) – соединение индивидуальных результатов, коллективная работа.
4.Промежуточная рефлексия и самоконтроль деятельности (выстраивание новых проблем).
5.Новая информация и ее обработка.
6.Корректировка творческого продукта или создание нового варианта, версии, гипотезы.
7.Социализация.
8.Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.
Алгоритм занятий может работать в разных условиях. По мнению авторов, педагог может трансформировать его в соответствии с поставленными целями. (Например, промежуточная рефлексия проводится не всегда, а итоговая совпадает с творческим заданием – небольшим сочинением, где и выясняется, что происходило с самим автором письменной работы).
Кроме того, мастерская хорошо дополняет традиционные уроки разных типов. Может мотивировать дальнейшее изучение темы или обобщить ее, может создавать проблемную ситуацию на уроке, готовить к сочинению… Главное – адаптировать эту технологию к уровню учеников, к целям, к программе, что сделать нетрудно, т.к. здесь работает лозунг: каждому по потребностям, с каждого по возможностям - даже самый слабый ученик может на своем уровне справиться с любым заданием.
Главный плюс этой технологии – мастерская стимулирует творчество учащихся, делает их активными участниками процесса обучения. В ходе мастерской сочетаются учение, общение и творчество. Мастерская обучает творчески мыслить, воображать, фантазировать и одновременно четко, в образной форме выражать свои мысли.
Минусом технологии литературной мастерской в методической литературе названа потеря собственно образовательного компонента занятия.
Как явление педагогическая технология признана одним из современных способов ведения урока.
Эффективность технологии педагогической мастерской
Технология педагогической мастерской эффективна при решении следующих проблем:
- проблемы интеграции уроков литературы, русского языка, уроков речеведения;
- проблемы отсутствия интереса к чтению: анализ художественного произведения становится лично и общественно значимым делом;
- проблемы мотивации: соединяет собственно образовательный компонент занятия со сосредоточением на состоянии, мыслях, общении учащихся и творчестве;
- проблемы отношений «учитель»-«ученик» – «передатчик»-«приемник», происходит создание субъект-субъектных отношений между учителем и учеником, достижение единой цели;
- проблемы достижения компетентностного уровня знаний (продукт деятельности – устный и письменный тексты).
Цель этой технологии вижу в создании условий для формирования и развития коммуникативных умений и навыков учащихся через включение их в поисково-практическую коммуникативную деятельность, развивая логические и творческие способности.
Задачи – сформировать навыки, которые помогут учащимся быть успешными в любой деятельности, связанной с обработкой информации, в том числе представленной в виде текста, в деятельности, связанной с осмыслением текстов и их интерпретацией; воспитывать грамотного читателя; пробудить интерес к осмысленному чтению и к исследовательской работе; научить связно, логично излагать мысли, научить думать….
Решение этих проблем и задач помогает качественно подготовить к ЕГЭ (части «С»), ведь особое внимание уделяется составлению собственного текста. Это невозможно сделать без погружения в текст – чужое сознание. На мастерской такое погружение в другое, иное сознание: автора, героев, одноклассников становится возможным и является действительно продуктивным. Важно, что при работе в этой технологии акцент делается на внутренние процессы порождения речи.
Позволю не согласиться с автором книги «Мастерские по литературе»
Т. Я. Ереминой, что «главное не цель, а путь». По-моему, необходимо дать четкую установку себе и ученикам, что результат – это постижение чужого сознания и формулирование своего ответного чувства, мысли, мнения.
Адаптация технологии в частной педагогической практике
Отправной точкой для творческого переосмысления существующей технологии педагогической мастерской для меня послужила мысль М. М. Бахтина: «Увидеть и понять автора – значит увидеть и понять другое, чужое сознание и его мир…» задача учителя в ходе работы на уроке построить процесс так, чтобы происходило погружение в сознание, сначала в свое собственное, затем в сознание автора текста, снова в свое, а еще в сознание учителя, одноклассников, снова свое… Таких переходов должно быть много, тогда мысль будет развиваться, тогда и будет происходить творчество – порождение текста.
«Закройте глаза и представьте себе яблоко. Внимательно посмотрите – какое оно?» Выясняется, что кто-то представил желтое яблоко, кто-то зеленое, висящее на ветке, переливающееся в лучах солнца. Так начинается один из первых уроков литературы в форме педагогической литературной мастерской, где мы говорим о природе творчества и разбираем самые простые составляющие творческого процесса. А еще учимся заглядывать в себя, прислушиваться к своему сознанию. Для некоторых это даже в старших классах непривычно, поэтому задания пока очень простые…
Педагогическая мастерская в литературном образовании требует адаптации, чтобы не пропал образовательный компонент занятия. Для этого необходимо, во-первых, наполнить педагогическую литературную мастерскую теорией по речеведению, психолингвистике, логике. Во – вторых, дополнить работу на мастерской анализом разных уровней текста выделенных современной наукой:
- Уровень внешней формы (организация текста),
- Уровень внутренней формы (субъектная организация текста и пространственно – временная организация),
- Уровень концептуальный (смысловой концепт произведения: тематика, проблематика, конфликт, эстетический пафос).
Тогда технология педагогической мастерской дает возможность успешно работать с текстом художественного произведения. Компетентностный подход, на мой взгляд, формируется за счет того, что приоритетным становится погружение в сознание – свое, затем иное, другое (одноклассников, учителя, автора текста). То есть, педагогическая литературная мастерская прорабатывает и сам процесс создания текста, но не упускает, достаточно глубоко прорабатывает начальные, внутренние этапы речетворчества. Здесь особенно важен первый этап – «Индуктор». Мастерская акцентирует внимание на состоянии, мыслях, ощущениях учащихся и на творчестве, но и не должна терять образовательный компонент, поэтому возможно и прохождение программы, и обработка большого количества информации (например, при включении видов заданий на основе критических статей).
Благодаря наполнению содержательному, правильному подбору текстов, данная технология развивает навыки анализа, оценки текстов художественного стиля, видеть особенности стиля художника и на основе этого навыки построения самостоятельного коммуникативно-мотивированного высказывания (интерпретации текста). Конечно, это при условии, что теоретической основой для формирования перечисленных умений должны стать систематизированные речеведческие знания базовых понятий теории текста и знакомство с разными видами анализа художественного текста. Работа с художественными произведениями на мастерских позволяет анализ художественного текста представить как личностно и общественно значимое дело, т.к. он становится средством понимания важных проблем познания мира и самопознания.
Деятельностный подход в изучении обеспечивается тем, что знакомству учащихся с теорией предшествует практика, либо осмысление теории происходит через активную обработку информации в группе (так, например, создавалась памятка «Умей слушать»).
Технология помогает эффективно овладеть различными видами чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым и поисковым.
Главными плюсами этой технологии считаю следующие моменты:
- Активно реализуется деятельностный подход: Отрабатываются все 4 вида речевой деятельности. Здесь не бывает сторонних наблюдателей – в процессе задействованы все. Результат – создание творческого продукта – текста.
- Гармонично «ложится» теория по текстоведению, психолингвистике, логике, которой, на мой взгляд, зачастую не хватает учащимся для создания текста.
- Методическая безграничность: технология педагогической мастерской оказалась настолько емкой, что позволила мне реализовать все творческие задумки, благодаря чему каждый урок становится не похожим на другие. Технологией педагогической мастерской, на мой взгляд, решаются следующие вопросы методического характера:
- как снизить до минимума лекционную форму подачи теоретического материала и при этом в достаточном объеме дать теоретические знания по предмету (теория текста, виды анализа и др.),
- какие методы и приемы выбрать, чтобы повысить мотивацию учащихся, создать ситуацию успеха,
- какой дидактический материал разработать, чтобы направить учащихся на самостоятельную работу по анализу художественных текстов в русло лингвистического исследования, научить их самостоятельно мыслить.
- Мастерская активизирует мыслительные процессы. В литературной мастерской четко проявляются законы мышления, она на них выстроена: Несколько тезисов, лежащих в ее основе:
- Основой познания является практика. Она движущая, побудительная сила познания и критерий истинности. Процесс познания начинается с практики и заканчивается практикой.
- Всякое эмпирическое познание начинается с живого созерцания, с ощущений, чувственных восприятий. Формы чувственного познания – ощущения, восприятия, представления.
- Процесс познания осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления.
- В рамках этой технологии эффективность образовательного процесса повышается за счет его психологизации:
Урок- это действительная жизнь, проживание и осмысление ее совершается «здесь и сейчас». Каждый ученик – это личность, которая вступает в активное взаимодействие с окружающим миром. На уроке этот мир – одноклассники, учитель, собственные переживания и проблемы, психологический и даже физический комфорт или дискомфорт. Поэтому деятельность на уроке принадлежит целостной личности, со всей своей структурой внутреннего личностного мира. Поэтому и процесс обучения должен быть пропущен через призму жизни человека, закономерности жизни должны высвечиваться в частных проявлениях школьной жизни на уроке, где высшей ценностью определен человек (как и в жизни). Психологическая проблема отсутствия интереса к предложенному тексту – проблема отстраненности от текста снимается, если довести до ученика позицию, что любой текст – это чье-то сознание. Нет ничего интереснее для человека, чем сам человек, а приобретаемые знания – это средство постижения жизни.
Вижу возможным повышение эффективности образовательного процесса во время хода мастерских за счет применения тренинговых технологий:
Специалисты считают, что психологический тренинг – это психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. «Тренинг – это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки»[5]. Именно эти моменты позволяют включать в практику учебного занятия по литературе эту активную форму работы.
«Задача группы социально – психологического тренинга помочь участнику выразить себя своими индивидуальными средствами, именно своими, т. е. характерными для каждого члена группы, а для этого нужно сначала научиться воспринимать и понимать себя», – пишет Прутченков. Самовосприятие личности во время работы в педагогической литературной мастерской, как и во время психологического тренинга, осуществляется по пяти основным направлениям:
- Восприятие через соотнесение себя с другими, т.е. человек рассматривает другого в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа. Работа в группе дает прекрасную возможность идентифицировать, сопоставить себя с другими членами группы.
- Восприятие себя через восприятие себя другими, т.е. человек использует информацию, передаваемую ему окружающими, происходит «обратная связь», которая позволяет участникам по мере своих возможностей участвовать в коммуникативном акте, встречая внимание, а в лучшем случае и интерес, и одобрение окружающих по поводу манеры поведения, манеры речи, чувств, мыслей, высказанных в группе. Осуществляется вдумчивое общение, осознание себя как языковой личности, коммуникатора.
- Восприятие себя через результаты собственной деятельности, человек сам оценивает то, что сделал – это помогает развитию личности. В группе осуществляется постоянное определение уровня самооценки каждого участника и ее необходимая коррекция.
- Восприятие через наблюдение собственных внутренних состояний, т.е. человек осмысливает, проговаривает, формулирует свои переживания, эмоции, ощущения, мысли – учится не только мыслить, но и чувствовать, происходит получение опыта понимания своего внутреннего мира.
- восприятие себя через восприятие своего собственного внешнего облика, т.е. человек принимает свое тело, свое физическое Я, сюда же относится свой голос, тембр речи, все, что связано с речевым портретом. Важный процесс принятия себя таким, какой есть, открывает горизонты для развития себя и своих возможностей.
Так же близка основная гуманистическая идея тренинга: «не заставлять, не давить, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы, мешающие ему жить радостно и счастливо, прежде всего в общении с окружающими людьми». Продолжая эту мысль, … помочь с интересом относиться к учебе, полюбить думать. Цель психологического тренинга – развитие личности, цель мастерской – развитие коммуникативной личности. Кроме этого достигаются сопутствующие цели:
- развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими;
- формирование активной социальной позиции, и развитие способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;
- повышение уровня культуры общения, психологической культуры, т.е. развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;
- диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих продуктивной коммуникативной деятельности;
- овладение индивидуальными приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.
Некоторые принципы работы тренинговой группы следует учитывать при проведении педагогической мастерской, трактуя их в русле поставленных задач:
- «Принцип диалогизации взаимодействия – равноправного полноценного межличностного общения, основанного на взаимном уважении участников процесса».[6]
- Выслушать необходимо всех желающих. Часто учащийся отказывается сам прочитать свой текст, но соглашается на прочтение учителем.
- «Принцип постоянной обратной связи» – непрерывное получение информации о промежуточных результатах работы: индивидуальной, групповой. Благодаря этому, учащийся может корректировать свое последующее поведение, например, при деконструкции текста есть несколько человек, не успевших настроиться на работу, включиться, тогда во время чтения ключевых слов, выписанных учащимися при деконструкции текста, у отставших есть возможность догнать всех, как показывает практика, после этого момента не остается ни одного стороннего наблюдателя – в процесс включен каждый учащийся.
- «Принцип самодиагностики – самораскрытие участников», осознание и формулирование ими собственных личностно значимых аспектов общей проблемы. Интересно становится «примерить» проблему, текст на себя, т.к. происходит познание особенностей своей личности – появляется возможность представить себя в новой ситуации, прогнозировать свое поведение, ход своих мыслей.
- Принцип оптимизации развития – от учителя требуется не только четкая диагностика и квалифицированная констатация определенного психологического состояния – состояния творческого процесса отдельных участников и группы в целом, но и активное вмешательство в происходящее с целью оптимизации условий, необходимых для их развития, стимулируя участников, направляя их усилия в нужное русло.
- Принцип гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер. С одной стороны для работы в творческой мастерской характерен высокий эмоциональный накал, происходит глубокое переживание всего происходящего. Учащиеся учатся слышать друг друга, уважать чужое мнение. Но одновременно активизируются и интеллектуальные аналитические процессы – обсуждение речевого события. И главная форма такой интеллектуальной деятельности – групповая дискуссия.
Если соотнести процесс мыслительный и процесс порождения речи с методиками процессуально ориентированных психологических методик, то намечается общее – это процесс переключения сознания, на этом стыке и рождается мысль. Переключая сознание ученика неоднократно с сознания учителя, на свое, на сознание автора текста, на сознание одноклассников, опять на свое, мы и получаем продукт речемыслительной деятельности – текст.
Тренинговые технологии важны особенно в начале работы в педагогической мастерской – на этапе «индуктор». И чем они разнообразнее, тем выше мотивация учащихся при работе с текстом. Они входят в начальный этап работы очень естественно, ведь они связаны с особенностями каждой личности попробовала создать их классификацию, привести примеры:
- работа с ассоциациями;
- работа с жизненным опытом;
- работа с эмоциональным состоянием;
- работа с личностными качествами;
- работа с образами–символами, ключевыми словами, цитатами.
Текстовая деятельность по сути является ассоциативной, т.к. роль ассоциаций исключительно важна при восприятии и интерпретации текста. Теория текстовых ассоциаций строится на признании ключевой роли слов, в которых образно отражается весь мир художественного произведения. В ассоциативной деятельности читателя особенно велика роль лексической структуры текста, поэтому именно лексическому уровню языка уделяется главное внимание при анализе текста. Работа с текстом на основе ассоциаций, наблюдение над развертыванием смысла через анализ ключевых слов и образов отражают склонность подростков к творческому осмыслению прочитанного.
- Активно проводится работа по развитию навыка рефлексии. Последний этап может иметь несколько вариаций: ответы на вопросы, анкетирование, карта наблюдения над мастерской и др.
- Происходит развитие логики мышления. Например, на этапе создания вторичного текста работа строится с учетом законов формальной логики.
Приемы формальной логики – это сформированные приемы умственной деятельности. Предлагая учащимся ту или иную задачу, надо правильно научить мыслить, заложить основы самостоятельного мышления. Происходит парадокс: в части «С» ученик должен как-то интуитивно выйти на приемы формальной логики и создать текст. Одновременно с этим надо анализировать первичный текст – это колоссальные затраты. Проще сразу вооружить учащегося хотя бы минимальными знаниями: как с точки зрения формальной логики составить текст. Составляю шаблон текста, соединяя изобретенный план текста и речевые формулы. На уроках литературы отрабатывается четыре таких шаблона. Более способным учащимся предлагаю только план текста и речевые формулы (отдельно). В процессе этой работы каждый создает свой шаблон, творчески переосмысливая данный материал. «Учить мыслить в процессе обучения – это значит учитывать природные особенности, опираться на особенности развития», по мнению И. П. Павлова. Именно поэтому на начальном этапе научить мыслить по примеру нестрашно. Активизация познавательной деятельности учащегося – задача учителя, а сущность познавательной самостоятельности – готовность продвигаться своими силами в овладении знаний. Так надо дать эту возможность каждому ученику.
Тренинговые задания, как и риторические игры, обеспечивают на уроке речевую среду с высоким развивающим потенциалом. Важно при этом, что сохраняется принцип координации устной и письменной речи.
В заключение считаю необходимым сказать о немногочисленных минусах технологии, усложняющих ее реализацию:
А) творческая обстановка на занятии требует немалых затрат по времени (минимум два урока), но если состыковать мастерские с программой по литературе, то получится решить комплекс проблем.
Б) технология энергозатратна в плане подготовки (особенно на уровне подбора текстов), т. к. заведомо не может быть одного сценария занятия, ведь у учащихся «рождение» мыслей и текстов должно происходить на глазах.
[1]Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. 10-й класс. Методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2004.
[2]Мухина И. А., Еремина Т.Я. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. – СПб., 2002.
[3] Еремина Т.Я.Мастерские по литературе. 10, 11 класс. Методическое пособие. - СПб.: Паритет, 2004 .
[4] Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. – СПб., 2002г.
[5] Прутченков А. С. Трудное восхождение к себе: Методические разработки и сценарии занятий социально – психологических тренингов – М., 1995,с. 4-6
[6] Прутченков А. С. Трудное восхождение к себе: Методические разработки и сценарии занятий социально – психологических тренингов – М., 1995,с. 7-9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа спецкурса по литературе «Анализ и интерпретация художественного текста»
Элективный курс «Анализ и интерпретация художественного текста» предназначен для учащихся 10-11 классов социально-гуманитарного и гум...
Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"
В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....
Интерпретация художественного текста на уроках литературы как средство формирования творческого мышления. (Головко Е.В., учитель русского языка и литературы гимназии №96)
«Истинное спасение в культуре», - утверждал Н.К. Рерих, великий художник и гуманист, посвятивший всю свою жизнь установлению принципов Красоты и Культуры в жизни человечества, подчеркивал светон...
Формирование навыков анализа и интерпретации художественного текста на уроках литературы
Художественный текст – предмет исследования учителя и учащихся на уроках литературы, это путь к познанию мировоззрения писателя, особенностей той или иной эпохи, общечеловеческих нравственных за...
Технология "Педагогическая мастерская как средство формирования толлерантности"
Из множества современных педагогических технологий я выбрала технологию «Педагогические мастерские» как наиболее приемлемую для себя в решения задачи развития толер...
Использование герменевтических приёмов анализа и интерпретации художественного произведения в технологии проблемного обучения
В этой статье читатель познакомиться с герменевтическими приёмами анализа и интерпретации, а также увидит применение одного из них на примере поэтического произведения....
«Технология «педагогическая мастерская по восстановлению текста (лекции)» как средство развития социально-гуманитарной грамотности обучающихся при изучении обществознания»
Педагогическое мастерство необходимо постоянно совершенствовать. Активно использовать в своей практической деятельности сочетание различных технологий для более эффективного обучения.В связи с этим пе...