Технология французские мастерские, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся начальной школы
методическая разработка по истории

Варусон Татьяна Андреевна

 

Немецкий философ и педагог Рудольф Штейнер писал «Воспитание призвано сформировать целостную личность, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, открытую для восприятия нового опыта и способную на осознанный и ответственный выбор» Педагогическая мастерская – это инновационная технология обучения, которая позволяет овладевать учащимся не только знаниями, но и способами умственной деятельности, развивать коммуникативную культуру и творческие умения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ гимназия №441 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга учитель истории Варусон Татьяна Андреевна 2015г.

Слайд 2

Технология французские мастерские, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся начальной школы

Слайд 3

Универсальные учебные действия личностный регулятивный познавательный коммуникативны й

Слайд 4

Виды коммуникативных действий . . планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; с умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Слайд 5

Группы коммуникативных умений Информационно-коммуникативные умения: – вступать в процесс общения. – ориентироваться в партнерах и ситуациях общения. – соотносить средства вербального и невербального общения. Регуляционно-коммуникативные умения: – согласовывать свои действия , доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься – применять индивидуальные умения при решении совместных задач – оценивать результаты совместного общения, учитывать личный вклад каждого , принимать правильные решения, выразить согласие (несогласие), одобрение (неодобрение). Аффективно- коммуникативные умения : - делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу; оценивать эмоциональное поведение друг друга.

Слайд 6

Технология французские мастерские «Французская группа нового образования» ( Groupe Francais d'Education Nouvelle ) возникла в 20-х годах ХХ века Анри бассис – педагог, поэт, драматург, общественный деятель.

Слайд 7

Технология французские мастерские с1987 г. группа Окончательно признана министерством образования Франции Санкт - петербург 1990 год

Слайд 8

Педагогическая мастерская - это нестандартная форма организации занятий, инновационная технология обучения, которая помогает создать на занятиях атмосферу, психологический комфорт, развивает у учащихся познавательные, творческие и коммуникативные способности, интерес, учебно-познавательную мотивацию, исследовательскую деятельность, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), поиска знания, путем самостоятельного или коллективного открытия.

Слайд 9

Цели технологии в сравнении с традиционной системой Традиционная система Французские мастерские Формировать гармоническую личность. Создавать условия для самореализации обучающихся. Дать знания по конкретной теме. Предоставить возможность для конструирования собственного знания Проконтролировать и оценить сделанное. Реализовать возможности самооценки и самокоррекции . Сформировать умение. Помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество

Слайд 10

Роль учителя в проведении мастерской. Создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. Включает эмоциональную сферу учащегося, обращается к его чувствам. Не дает конкретных, точных ответов. Исключает официальное оценивание работы учащего, но через афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося и самокоррекции .

Слайд 11

построения новых знаний ценностных ориентаций и по самопознанию творческого письма смешанного типа Типы мастерских

Слайд 12

Алгоритм мастерской. 1этап. Индукция («толчок» к процессу) С оздание эмоционального настроя, мотивирующего творческую и исследовательскую деятельность каждого ученика. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. заинтересовать

Слайд 13

2 этап. Деконструкция (поставить в затруднительное положение). Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Если не знаешь, опираешься на опыт соседа(реконструкция). Построение этих элементов группой. задуматься

Слайд 14

3 этап. Социализация Работа в малой группе. Представление всем промежуточного и окончательного результата. Каждый выступает на основе своего опыта, не боясь высказывать мнение вслух. п.1 2 3 должны повторяться несколько раз, на основе узнанного + новое. все получится…

Слайд 15

4этап. Афиширование Представление «произведений» - работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории на доску и ознакомление с ними . «Подарок» для других групп. смотрите все

Слайд 16

5 этап. Разрыв Кульминация творческого процесса: инсайт (озарение), новое видение предмета, явления. Происходит осмысление полученного эмпирическим (на уровне интуиции) путем опыта через выдвижение гипотез, установление причинно- следственных связей, обоснование сделанных выводов И появляется информационный запрос, у каждого- свой. озарение

Слайд 17

6 этап. Рефлексия Отражение чувств, ощущений, возникших у учеников в ходе мастерской. Отсюда результат работы в мастерской описывается словами «открыл, почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался». у меня получилось

Слайд 18

Благодарю за внимание



Предварительный просмотр:

 

«ТЕХНОЛОГИЯ ФРАНЗУЗСКОЙ МАСТЕРСКОЙ»

Немецкий философ и педагог Рудольф Штейнер писал «Воспитание призвано сформировать целостную личность, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, открытую для восприятия нового опыта и способную на осознанный и ответственный выбор» Педагогическая мастерская – это инновационная технология обучения, которая позволяет овладевать учащимся не только знаниями, но и способами умственной деятельности, развивать коммуникативную культуру и творческие умения.

На современном этапе образования важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно – ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, включение каждого ребенка в разные виды деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека развиваться можно только в процессе собственной деятельности. Вот почему важна организация учителем диалога различных педагогических технологий обучения и апробирования их на практике.

Технология Французских мастерских, возникших в 20-х гг. XX в. с целью разработки и внедрения в практику образования интенсивных методов обучения и развития ребенка, помогает раскрытию творческого потенциала ученика, но только благодаря самостоятельному приобретению знаний, активному и творческому поиску их реализации в жизни. Данная технология ориентируется на результаты стандартов второго поколения: предметные- получение новых знаний, мета предметные - умения учиться, управляя своей деятельностью и личностные -  ценностно – смысловая ориентация учащихся.

В мастерской есть мастер — учитель, который не передает свои знания и. умения, а лишь создает алгоритм действий, разворачивающий творческий процесс.  Мастерская начинается с эмоционального настроя перед работой, мотивирующее творческую деятельность, ассоциативное и образное мышление. На следующем этапе ребята работают с материалом (текстом, моделями, схемами...) — «деконструкция», а затем следует «реконструкция» — изобретение, создание детьми своего (мира, текста, рисунка, закона). То, что обычно предлагается ученику в традиционном преподавании предмета, он запрашивает сам, ищет самостоятельно, с помощью товарища, учителя, родителя. В мастерской ученик учится самоанализу движения собственной мысли, чувства, знания, анализу своего пути, успеха и неуспеха на каждом этапе. В ходе работы у ребят постоянно происходит соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных: работа в малой группе, диалоге, представление всем какого-то промежуточного, а потом и итогового результата своего труда.

Выделяют алгоритм французской мастерской. Приведу пример первого классного часа под названием «Мастерская» по выбору актива класса и планирования классных дел.

1этап: Саморегуляция — эмоциональный настрой ребят перед работой в мастерской, заключающийся в просмотре видео о жизни  класса с прошлого учебного года.

2 этап: Индукция (наведение) — это самый главный этап мастерской. Если правильно выбран «индуктор», начинается поиск действия, выбор. Индуктором может быть слово, образ, фраза, предмет, звук, рисунок, музыка. Учитель задает вопросы: Что вы понимаете под словом мастерская? Какие вы знаете мастерские?  Можно ли спланировать работу класса в мастерских? Затем учитель вывешивает на доске названия мастерских: «Творчества и фантазии», «Спорт и туризм», «Дизайна», «Журналистика», «Крутой User», «Я+ТЫ+МЫ».

3 этап: Самоконструкция -индивидуальная работа учащихся. Обдумав, ребята по интересам расходятся по мастерским. Учитель оглашает алгоритм деятельности мастерской и учащиеся могут поменять свое решение.

4 этап: Социоконструкция –групповая работа или парная. Ребята составляют проект своей деятельности на полгода, где дают название проекту, обдумывают цель, задачи и план действий.

5 этап: Социализация -представление обществу своих идей, мыслей, рисунков, проектов.

6 этап: Афиширование — вывешивание работ, их демонстрация и защита. Ребята выслушивают каждую мастерскую и голосуют за проекты их работы.

7 этап: Рефлексия — ответная реакция на мастера, действия, происходящие в мастерской, анализ и оценка своих результатов и эмоционального состояния. Учащимся предлагается высказывать свое состояние, достижение цели.

Технология французской мастерской, авторами которой являются известные французские педагоги- супруги Одетт и Анри Бассис, помогает педагогу привить интерес к индивидуальности, стремлению воспитывать личность творческую, самостоятельную, свободолюбивую. Ведь каждая мастерская несет в себе секрет, свою тайну познания и творчества. Если весь процесс пережит учеником, то у него рождается радость открытия и ощущения собственной значимости и уважение к другому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: Технология французские мастерские, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся начальной школы.

В соответствии с ключевыми  задачами современного образования одним из основных видов УУД  являются коммуникативные навыки. Для успешной реализации формирования коммуникативных на...

Игровые технологии в курсе физической географии, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся.

"Усвоить науку можно лишь тогда, когда она поглощается с аппетитом"   Анатоль Франсуа Тибо...

Игра как средство формирования грамматических навыков в начальной школе

Методика обучения иностранному языку в начальной школе основывается на четырех видах работы: игре, движении, музыке и наглядности. Эти виды работы помогают поддерживать интерес к изучению языка, спосо...

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЖИВОПИСИ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ (СТАТЬЯ)

Необходимость поиска новых путей и методик обучения иностранным языкам заставляет учителей школ обращаться к различным средствам и методам преподавания,  позволяющим  учащимся эффективно и т...

Психологический квест по формированию коммуникативных навыков обучающихся начальной школы с ОВЗ (коррекционное занятие)

Коррекционное  занятие посторонное  по  технологии квеста  ориентировано  на  формирование коммуникативных  навыков  детей  с ОВЗ,  обучающихся по...

Использование кейс-технологии на уроках французского языка как средство формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы

Использование новых образовательных технологий, в частности, кейс-метода в сочетании с традиционными формами обучения способствует оптимизации учебного процесса, позволяет продуктивнее усваивать пройд...