"ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
статья (9, 10, 11 класс)
доклад на тему педагогические условия развития познавательных умений старшеклассников в учебно - воспитательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Рассматриваются особенности педагогических условий развития познавательных умений старшеклассников в учебно-воспитательном процессе. Выявляются возможности учебно – воспитательного процесса. Проводятся эмпирические исследования развития познавательных умений старшеклассников. Приводятся результаты эмпирического исследования развития познавательных умений старшеклассников в экспериментальной группе обучающихся.
Современное общество, характеризующееся высоким ростом профессий, повышенными требованиями к профессионалам, нуждается в таких специалистах, которые способны принимать различные решения быстро и самостоятельно, планируют свою деятельность, оценивают результаты проделанной работы. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования четко прописаны требования, предъявляемые к выпускнику школы, например, владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации, владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий.
Физиологические изменения, происходящие в подростковом возрасте, приводят к изменениям в поведении детей. Например, ухудшается способность к дифференцированию. На уроках это проявляется в ухудшении понимания излагаемого материала и усвоения информации, подросток не сразу отвечает на заданный вопрос, замедляется реакция, он не сразу выполняет требования учителя.
Анализ сложившейся ситуации показывает, что в настоящее время существуют противоречия, с одной стороны современный учебно-воспитательный процесс обладает огромными возможностями для развития внимания, памяти, мышления, воображения обучающихся, обладает разнообразными формами и средствами обучения, которые с другой стороны, к сожалению, не всегда реализует учитель на своем уроке и во внеклассной работе, в силу отсутствия педагогических условий.
Актуальность проблемы и ее значимость обусловили выбор темы исследования: «Педагогические условия развития познавательных умений старшеклассников в учебно-воспитательном процессе»
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс школы.
Предмет исследования – особенности педагогических условий развития познавательных умений старшеклассников в учебно-воспитательном процессе.
Цель исследования – выявить особенности педагогических условий развития познавательных умений в учебно-воспитательном процессе.
Постановка цели исследования определила решение следующих задач:
1. Определить состав познавательных умений.
2. Выявить возможности учебно-воспитательного процесса в развитии познавательных умений.
3. Провести эмпирическое исследование по выявлению особенностей развития познавательных умений старшеклассников.
4. Представить приемы и методы развития познавательных умений старшеклассников в учебно-воспитательном процессе.
Методы исследования:
общетеоретические - анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования, построение гипотез, моделирование;
эмпирические - диагностика сформированности познавательных умений старшеклассников в учебно-воспитательном процессе: тестирование, анкетирование, самооценка, эксперимент (методика Мюнстерберга, методика «Модифицированная таблица Шульте», методика «Сложные аналогии»), наблюдение и сравнение;
статистические - ранжирование, шкалирование полученных результатов, вычисление комплексного показателя сформированности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты, отражающие специфику педагогических условий, представляют интерес для совершенствования процесса развития познавательных умений.
По результатам диагностики мы выявили, что у старшеклассников в исследуемой группе преобладает средний и низкий уровень избирательности внимания и средний уровень объема внимания. Такие результаты показали необходимость разработки системы методов и приемов обучения, стимулирующих избирательность и произвольность внимания, а также активную познавательную деятельность учащихся в учебно – воспитательном процессе. Для этого мы предлагаем методы стимулирования внимания, памяти, мышления обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности, к ним относятся: метод ассоциаций, метод умственной гимнастики, «мозговой спринт» и многие другие.
Методами и приемами управления познавательными умениями являются: показ яркого наглядного материала, образный, насыщенный рассказ, абсурдные утверждения, проблемный вопрос, тема, отвечающая практическим интересам учеников, «Незаконченная история», внешность и поведение учителя или учащихся. Во внеклассных мероприятиях эффективное воздействие на развитие познавательных умений оказывают: тематические вечера, кружки по интересам, конкурсы и соревнования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы в учебно воспитательном процессе"
В данном материале представлены формы работы, взаимодействия семьи и школы....
Педагогический совет по теме "Дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса необходимое условие обеспечения успеваемости всех обучающихся"
Педагогический совет по теме "Дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса необходимое условие обеспечения успеваемости всех обучающихся"...
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА» В УЧЕБНО ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В настоящее время остро стоит проблема работы с детьми группы риска в учебно-воспитательном процессе.Это определено...
Обобщение педагогического опыта по теме "Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе"
Выступление по теме "Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе" в форме презентации...
Психолого-педагогические условия развития познавательной активности, исследовательской деятельности одаренных детей
В статье говорится об особенностях развития одарённых детей....
Выступление на педагогическом совете "Развитие познавательных способностей школьников с ОВЗ в процессе ОЭД" март 2016
Практические рекомендации...
Статья "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
Статья на тему магистерской диссертации "Педагогические условия развития познавательных умений старшеклассников в учебно - воспитательном процессе"...