"ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
статья (9, 10, 11 класс)

Гниличенко Ольга Александровна

доклад на тему педагогические условия развития познавательных умений старшеклассников в учебно - воспитательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад27.96 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 

Рассматриваются особенности педагогических условий развития познавательных умений старшеклассников в учебно-воспитательном процессе. Выявляются возможности учебно – воспитательного процесса. Проводятся эмпирические исследования развития познавательных умений старшеклассников. Приводятся результаты эмпирического исследования развития познавательных умений старшеклассников в экспериментальной группе обучающихся.

Современное общество, характеризующееся  высоким ростом профессий, повышенными требованиями к профессионалам,  нуждается в таких специалистах, которые способны принимать различные решения быстро и самостоятельно, планируют свою деятельность, оценивают результаты проделанной работы. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования четко прописаны требования, предъявляемые к выпускнику школы, например, владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации, владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий.

Физиологические изменения, происходящие  в подростковом возрасте, приводят к изменениям в поведении детей. Например, ухудшается способность к дифференцированию. На уроках это проявляется в   ухудшении понимания излагаемого материала и усвоения информации, подросток не сразу отвечает на заданный вопрос, замедляется реакция, он не сразу  выполняет требования учителя.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что в настоящее время существуют противоречия, с одной стороны современный учебно-воспитательный процесс обладает огромными возможностями для развития внимания, памяти, мышления, воображения обучающихся, обладает  разнообразными  формами и средствами обучения, которые с другой стороны, к сожалению, не всегда реализует учитель на своем уроке и во внеклассной работе, в силу отсутствия педагогических условий.

    Актуальность проблемы и ее значимость обусловили выбор темы исследования: «Педагогические условия развития познавательных умений старшеклассников в учебно-воспитательном процессе»

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс школы.

Предмет исследования – особенности педагогических условий развития познавательных умений старшеклассников в учебно-воспитательном процессе.

Цель исследования – выявить особенности педагогических условий развития познавательных умений в учебно-воспитательном процессе.

Постановка цели исследования определила решение следующих задач:

1.  Определить состав познавательных умений.

2.  Выявить возможности учебно-воспитательного процесса в развитии познавательных умений.

3. Провести эмпирическое исследование по выявлению особенностей развития познавательных умений  старшеклассников.

4.  Представить приемы и методы развития познавательных умений старшеклассников в учебно-воспитательном процессе.

Методы исследования:

общетеоретические - анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования, построение гипотез, моделирование;  

эмпирические - диагностика сформированности познавательных умений старшеклассников в учебно-воспитательном процессе: тестирование, анкетирование, самооценка, эксперимент (методика Мюнстерберга, методика  «Модифицированная таблица Шульте», методика «Сложные аналогии»), наблюдение и сравнение;

статистические - ранжирование, шкалирование полученных результатов, вычисление комплексного показателя сформированности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты, отражающие специфику педагогических условий, представляют интерес для совершенствования процесса развития познавательных умений.

По результатам диагностики мы выявили, что у старшеклассников  в исследуемой группе преобладает средний и низкий уровень избирательности внимания и средний уровень объема внимания. Такие результаты показали необходимость разработки системы методов и приемов обучения, стимулирующих избирательность и произвольность внимания, а также активную познавательную деятельность учащихся в учебно – воспитательном процессе.  Для этого мы предлагаем методы стимулирования внимания, памяти, мышления обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности, к ним относятся: метод ассоциаций, метод умственной гимнастики, «мозговой спринт» и многие другие.

Методами и приемами управления  познавательными умениями являются:  показ яркого наглядного материала, образный, насыщенный рассказ, абсурдные утверждения,  проблемный вопрос, тема, отвечающая практическим интересам учеников, «Незаконченная история», внешность и поведение учителя или учащихся. Во внеклассных мероприятиях эффективное воздействие на развитие познавательных умений оказывают: тематические вечера, кружки по интересам, конкурсы и соревнования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы в учебно воспитательном процессе"

В данном материале представлены формы работы, взаимодействия семьи и школы....

Педагогический совет по теме "Дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса необходимое условие обеспечения успеваемости всех обучающихся"

Педагогический совет по теме "Дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса необходимое условие обеспечения успеваемости всех обучающихся"...

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА» В УЧЕБНО ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В  настоящее  время  остро  стоит  проблема  работы  с  детьми  группы  риска  в  учебно-воспитательном  процессе.Это  определено...

Обобщение педагогического опыта по теме "Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе"

Выступление по теме "Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе" в форме презентации...

Статья "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

Статья на тему магистерской диссертации "Педагогические условия развития познавательных умений старшеклассников в учебно - воспитательном процессе"...