Педагогический совет по теме "Дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса необходимое условие обеспечения успеваемости всех обучающихся"
материал на тему

Дранишникова Любовь Ивановна

Педагогический совет по теме "Дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса необходимое условие обеспечения успеваемости всех обучающихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_sovet_po_teme.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет по теме «Дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса необходимое условие обеспечения успеваемости всех обучающихся

Цель педагогического совета: повышение уровня квалификации педагогов по вопросам реализации дифференцированного и индивидуального подхода в организации учебно-воспитательного процесса с учетом психологических особенностей обучающихся как фактора, обеспечивающего повышение качества обучения, успеваемости всех обучающихся.

Форма проведения: традиционная

План проведения:

  1. «Современный подход и требования к организации учебной деятельности» - выступление заместителя директора по УВР Епифановой И.Г.
  2. «Пути и средства повышения эффективности и качества урока как формы учебной деятельности» - выступление учителя математики Раевской Н.В.
  3. «Принципы педагогических технологий уровневой дифференциации и индивидуализации обучения» - выступление заместителя директора по УВР Дранишниковой Л.И.  
  4. «Роль уровневой дифференциации и индивидуализации обучения в повышении положительной мотивации школьников. Психологические основы уровневой дифференциации и индивидуализации обучения» – выступление педагога-психолога Ивановой Р.Г.
  5. «Дифференциация и индивидуализация обучения, как эффективное средство повышения качества обучения» - выступление учителя биологии Стригалева Н.А.
  6. «Неуспеваемость обучающихся, как педагогическая проблема. Предупреждение неуспеваемости и отставания через дифференциацию и индивидуализацию обучения» - выступление учителя начальной школы Муравьева О.А.
  7. Обзор методической литературы – зав.библиотекой Иванова Л.Г.
  8. Выпуск методических бюллетеней (1. Основные требования к современному уроку. 2. Основные принципы уровневой дифференциации и индивидуализации обучения.).

Происходящие социально — политические и культурные изменения в нашем обществе приводят к тому, что образование, к сожалению сегодня, существенно отстает от современных требований общества и государства, а потому нуждается в глубокой модернизации, жизненно необходимой для страны.

Но  как преодолеть отставание  образования  от общих положительных перемен? Ответ  на  этот  вопрос  мы   видим  во  внедрении индивидуального и дифференцированного подходов в обучение обучающихся нашей школы. Поэтому, тема нашего педагогического совета звучит так «Дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса необходимое условие обеспечения успеваемости всех обучающихся».

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, на социальный запрос, который сформировался в нашем обществе за период реформ. О сути современных подходов и требований к организации учебной деятельности сегодня расскажет нам Епифанова И.Г., заместитель директора по УВР (выступление по теме «Современный подход и требования к организации учебной деятельности»).

        Еще древние мудрецы говорили: « Увидеть и понять проблему - наполовину решить ее, если же видишь ее, то знай, что она в тебе самом». Для всех нас проблема эффективного обучения всех обучающихся на учебном занятии хорошо знакома. Но, как организовать одновременный процесс обучения, создающий ситуацию успеха и для слабых учеников и для одаренных школьников? Своим опытом с нами поделиться учитель высшей квалификационной категории Раевская Н.В. тема ее выступления «Пути и средства повышения эффективности и качества урока как формы учебной деятельности».  

Итак, одно из необходимых условий обеспечения успеваемости всех обучающихся  – дифференциация и индивидуализация обучения. Остановимся на этих технологиях более подробно ( выступление заместителя директора по УВР Дранишниковой Л.И.).

Сегодня разработаны и внедрены в практику новые образовательные технологии, которые призваны сделать обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье ребенка. Именно этот фактор - здоровье - заставляет нас обращаться к личностно-ориентированным технологиям, к которым относится дифференциация и индивидуализация учебного процесса.

Дифференциация обучения - это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путём организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

  • По возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
  • По полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);
  • По области интересов (гуманитарные, физико-математические и другие  группы, направления, отделения, школы);
  • По уровню умственного развития (уровню достижений);
  • По личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту и т.д.);
  • По уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха и т.д.).

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.

Содержательная основа уровневой дифференциации - наличие нескольких вариантов программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объёмом материала. Ученикам с различными типами проблем предлагается усвоить адекватную программу (вариант). При этом целевая установка учебного процесса изменяется от ориентировки на усвоение всего, что даёт наиболее полный вариант программы к установке “возьми, сколько ты можешь и хочешь, но не меньше обязательного”.

Это имеет следующие преимущества:

  • исключается уравниловка и усреднение детей;
  • повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
  • в группе, где собраны дети с равными способностями, ребёнку легче учиться;
  • создаются щадящие условия для слабых;
  • у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;
  • отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания;
  • появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
  • реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании; повышается уровень Я - концепция ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

Дифференциация по умственному развитию не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.

Уровневая дифференциация

Положительные аспекты

Отрицательные аспекты

Исключается уравниловка детей

Деление детей по уровню развития негуманно

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному

Высвечивается социально-экономическое неравенство

Уровень преподавания «один для всех»

Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получить от них помощь, соревноваться с ними.

Эффективная работа с «трудными обучающимися»

Унижение достоинства – перевод в слабые группы

Продвинутое обучение сильных

В разряд слабых могут быть переведены неординарные  дети

Повышение уровня Я- концепции

Понижается уровень Я-концепции

Повышение уровня мотивации в сильных группах

Понижается уровень мотивации учения в слабых группах

В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться

Перекомплектование разрушает классные коллективы

Заслуживает внимания технология «Комбинированная система обучения», как пример внутриклассной (внутрипредметной) дифференциации разработаная заслуженным учителем РФ Гузик Николаем Петровичем. Она имеет две отличительные черты: внутриклассная дифференциация обучения по уровням и развивающий цикл уроков по теме.

Гузик Н.П. выделяет по каждой учебной теме пять видов уроков: 1) лекции (объяснение нового материала); 2)семинарские занятия с углубленной проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы обучающихся (в каждой теме от 3 до 5 уроков); 3)тематические зачеты по теме; 4) межпредметное обобщение материала (защита тематических заданий); 5) уроки-практикумы.

На уроке учитель организует уровневую дифференциацию работы всех обучающихся класса через три типа дифференцированных программ: «А», «В», «С» разной степени сложности.

Программы предусматривают два важнейших аспекта: 1) обеспечение определенного уровня овладения знаниями, умениями и навыками (от репродуктивного до творческого); 2) обеспечение определенной степени самостоятельности детей в учении (от постоянной помощи со стороны учителя – работа по образцу, инструктаж и т.д. до полной самостоятельности).

Задания программы «С» зафиксированы как базовый стандарт – уровень воспроизведения. В содержание программы «С» вводится инструктаж о том, как учить, на что обратить внимание, какой из этого следует вывод и т.д. Задания программы «С» должен уметь выполнить каждый ученик, прежде чем приступить к работе по более сложной программе.

Программа «В» обеспечивает  овладение обучающимися теми общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Поэтому помимо конкретных  знаний в эту программу вводят дополнительные сведения, которые расширяют материал первого уровня, конкретизируют основное знание, показывают применение понятий.

Выполнение программы «А» поднимает обучающихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Она предусматривает свободное владение материалом, приемами учебной работы и умственных действий.

При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий. Выбор программы изучения каждого из предметов предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый минимум и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.

При контроле знаний дифференциация углубляется  и переходит в индивидуализацию – индивидуальный учет достижений каждого школьника. Переход к новому материалу осуществляется только после овладения обучающимися базовым уровнем образовательного стандарта.

Кроме технологий дифференцированного обучения выделяют и технологию индивидуализации обучения. Авторы – Унт Инге Эриховна, д.п.н., профессор НИИ педагогики Эстонии; Границкая Антонина Сергеевна – профессор института иностранных языков Мориса Тореза и Шадриков Владимир Дмитриевич – член РАО, доктор психологии, профессор.

Индивидуальное обучение – форма, модель организации учебного процесса, при которой: 1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2) один обучающийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.д.).

Достоинства технологии: 1) адаптация содержания, методов и темпов учебной деятельности ребенка к его особенностям; 2)отслеживание продвижения ребенка от незнания к знанию; 3) коррекция деятельности обучающихся.

        Индивидуальный подход – это: 1) принцип педагогик, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными обучающимися по индивидуальной модели. Учитывая их личностные особенности; 2) ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним; 3) учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения; 4) создание психолого-педагогических условий не только для развития всех обучающихся. Но и для развития каждого ребенка в отдельности.

Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях. Поэтому индивидуализацию обучения можно также считать проникающей технологией. Однако технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему. Обладающую всеми признаками целостной педагогической технологии. Например, метод проектов.

Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.

Акцент целей

  1. сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности школьников, их способностей;
  2. содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым обучающимся, предупреждение неуспеваемости4
  3. формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика;
  4. улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;
  5. формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.

Концепции индивидуализации обучения

  1. Гипотеза Инге Унт: в современных условиях индивидуализация обучения является самостоятельная работа обучающихся в школе и дома.
  2. Гипотеза А.С.Границкой: в рамках классно-урочной системы возможна такая организация  работы класса, при которой  60-80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками.
  3. Гипотеза В.Д.Шадрикова: развитие способностей эффективно, если давать ребенку картину усложняющихся задач. Мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен.

Общие принципы

  1. Индивидуализация – стратегия процесса обучения.
  2. И- фактор формирования индивидуальности.
  3. использование индивидуализации по всем учебным предметам.
  4. Интеграция индивидуализации с другими формами учебной деятельности.
  5. Учение в индивидуальном теме, стиле.
  6. Изучение особенностей школьников: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы.
  7. индивидуальная работа требует адекватного уровня развития общеучебных умений и навыков.

Особенности содержания и методики

Инге Унт: индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы. Тетради на печатной основе, приспособление к имеющейся учебной литературе.

А.С.Границкая: оригинальная нелинейная конструкция урока: первая часть – обучение всех, вторая часть два параллельных процесса: самостоятельная работа школьников и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками. Использование обобщенных схем (Шаталов). Пары сменного состава (Дьяченко), многоуровневые задания с адаптацией (карточки Границкой).

В.Д.Шадриков: учебный план. Программы и метод. пособия шести уровней сложности, в зависимости от способностей учеников), на основании чего формируются классы с переменным составом. Шесть уровней сложности позволяют охватить практически всех детей, организовать учебный процесс. Посильный для всех, адаптированный к способностям ученика, к их развитию.

        Мое выступление продолжит педагог – психолог школы Иванова Р.Г., которая рассмотрит психологические основы уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, а также опишет роль данных технологий в повышении мотивации школьников (выступление Ивановой Р.Г.).

Сегодня уже не нужно убеждать никого, что дети разные, но еще много нужно сделать, чтобы не делить детей на “хороших” и “плохих”, “успевающих” и “неуспевающих”. В каждом классе есть непоседы и мямли, одним нужно подробно объяснять, что и как, другие любят дойти до всего сами. Один тянет руку, даже когда не знает, а другой знает, но молчит. У одних быстрый темп реагирования, другие медленно включаются в работу и переключить их на новый вид деятельности очень трудно. Дети по-разному воспринимают информацию, по-разному и анализируют, у них разная работоспособность, разное внимание, память и т.д. Разные дети, в конечном счете, требуют разного подхода в обучении, т.е. индивидуального дифференцированного подхода, который пока активно декларируется, а на практике реализуется довольно слабо.

О том, как эффективно обучать всех учеников гетерогенного класса на основе уровневой дифференциации и индивидуализации обучения расскажет нам учитель информатики и ИКТ Стригалева Н.А. (выступление Стригалевой Н.А.  по теме «Дифференциация и индивидуализация обучения, как эффективное средство повышения качества обучения»).

Почти в любом классе мы можем провести градацию детей по четырём уровням: хорошо успевающие, среднеуспевающие, слабоуспевающие, неуспевающие. Некоторые исследователи предлагают выделять три группы учащихся - слабые, сильные, средние. Нам кажется, следует проводить различие между среднеуспевающими и слабоуспевающими как в педагогическом, так и в психологическом плане.

Просматривается интересная особенность. У педагогов-мастеров мы не обнаруживаем ни неуспевающих, ни слабоуспевающих. Примером может служить работа педагога-новатора Шаталова. Это говорит о том, что деление успеваемости на уровни чисто условное, мы же, учителя, пытаемся представить её как закономерно существующую необходимость, хотя это практическая градация является результатом несовершенства работы учителя.

Как ни грустно признавать, процент слабоуспевающих и средних достаточно большой (у нас в школе порядка 60 %). Основная задача, которая стоит перед педагогом при таком расслоении, суметь одинаково продуктивно работать на всех четырёх уровнях одновременно. О том, как организовать на уроке работу слабоуспевающих школьников расскажет нам учитель начальной школы Муравьева О.А. (выступление Муравьевой О.А. по теме «Неуспеваемость обучающихся, как педагогическая проблема. Предупреждение неуспеваемости и отставания через дифференциацию и индивидуализацию обучения).

Итак, на сегодняшнем педагогическом совете мы попытались раскрыть для Вас теоретические и практические основы технологий уровневой дифференциации и индивидуализации обучения в контексте эффективного средства позволяющего качественно обучать всех учеников гетерогенного класса. Для тех, кто хотел бы подробнее ознакомиться с представленными технологиями мы, во-первых, подготовили два бюллетеня 1. Основные требования к современному уроку. 2. Основные принципы уровневой дифференциации и индивидуализации обучения. Надеемся, что данный материал будет вам полезен. Кроме того заведующая библиотекой нашей школы Иванова Л.Г. подготовила для Вас обзор соответствующей методической литературы (выступление Ивановой Л.Г.).

Подводя итоги нашего педагогического совета хочется еще раз напомнить, что сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам школ выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм.

Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

А мы, желаем вам успехов на этом пути. Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить. Пусть данные слова Д.Г.Левитаса станут для Вас жизненным кредо.

Проект решения педагогического совета

  1. Учителям-предметникам принять к сведению актуальность проблемы более широкого использования дифференциации и индивидуализации обучения в целях повышения качества образования, а также успешности всех обучающихся.
  2. Руководителям предметных кафедр в темы заседаний включить вопросы по ознакомлению учителей с технологиями, позволяющими одновременно продуктивно обучать школьников всего гетерогенного класса; активно работающими на предупреждение неуспеваемости, развитие одаренных школьников.
  3. Администрации школы обеспечить единство действий всего педагогического коллектива по повышению качества образования, а также успеваемости всех обучающихся.
  4. Администрации школы систематически проводить работу среди педагогического коллектива по обобщению передового опыта работы, направленного на повышение качества образования, а также успеваемости всех обучающихся.

Литература:

  1. Г.К.Селевко «Совыременные образовательные технологии»/Москва, «Народное образование», 1998г.
  2. Л.М.Сыромятникова «Педагогические советы»/Москва, Издательство «Глобус», 2010г.
  3. Кадужина Е.Ф. Тематический педсовет «Разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов»//Завуч для администрации школ. – 2005 - № 3.
  4. С.Д. Аюпова, Н.В. Лишик «Использование дифференцированного подхода в организации учебно-воспитательного процесса как фактор повышения качества образования». Материалы педагогического совета / Усть–Илимск, Издательский Центр «Ката», 2008 г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса необходимое условие обеспечения успеваемости всех учащихся»

Повестка:Вступление «О концепции модернизации образования до 2012года» «Диагноз: неуспеваемость» «Методы стимулирования посредством воспитания» «Причины неуспеваемости детей группы риска» ...

Методическая разработка Использование группового метода обучения как средства индивидуализации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку

          Данная разработка адресована учителям иностранного языка средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением английского язы...

«Психолого-педагогическое сопровождение как необходимое условие обеспечения качества образования на примере Центра профориентационной поддержки в г.Боровске Калужской области»

Публикация статьи педагога-психолога Белоскурской О.А. в сборнике материалов региональной научно-практической конференции, посвященной памяти народного учителя Российской Федкрации А.Ф Иванова 2015г....

ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ПО ТЕМЕ: «Повышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации системы общего образования»

Тема выбрана   актуальная, обоснованная, имеющая практическую значимость для школы и ориентированная на повышение творческого потенциала учителя и учащихся, на интенсификацию учебно-воспитат...

Выступление на педагогическом совете по теме "Работа с одаренными детьми как необходимое условие качества образования"

      Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результато...

Выступление на педагогическом совете по теме "Урок в системе деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью"

Урок в системе деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью...

Индивидуализация коррекционно-образовательного процесса в условиях работы с группой обучающихся с ОВЗ

Консультация для педагогов на тему "Индивидуализация коррекционно-образовательного процесса в условиях работы с группой обучающихся с ОВЗ"...