Культура проектно-исследовательской деятельности в школе. «Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения исследования»
статья (5 класс)

Адомница Татьяна Александровна
Проектно-исследовательская деятельность - один из аспектов ежедневной деятельности учителя или совместный способ учения,
направленный на творческую реализацию ученика и учителя?


Цель: ознакомление слушателей с практико-ориентированными материалами, направленными на повышение мотивации школьников к исследовательской культуре и проектной деятельности.
Обсуждаемые вопросы:
1. Чем отличается проект от исследования?
2. Как реализовать проектно-исследовательскую  деятельность в рамках предметов учебного плана?
3. Проектно-исследовательская деятельность в школе: массовость или индивидуальность?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проектная деятельность в школе13.66 КБ

Предварительный просмотр:

Культура проектно-исследовательской деятельности в школе.

«Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения исследования»

Современная модернизация образования направлена на личностную ориентацию содержания образования и его обновление, нормализацию учебной нагрузки учащихся, её индивидуализацию.

В стандарте нового поколения отмечено, что приоритетным направлением в системе образования должен быть поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности, способной быть не просто носителем и транслятором знаний, но и его активным, самоорганизующимся субъектом.

Создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал - задача сегодняшнего дня.

Проектная деятельность школьников – одно из направлений личностно – ориентированного обучения.

Стандарт второго поколения предлагает такие виды проектов, как информационные (поисковые), исследовательские, творческие, социальные, прикладные(практико-ориентированные), игровые (ролевые). Они могут быть индивидуальными, парными, групповыми и т. д.

При этом изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися. Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи. Задача учителя в процессе личностно – ориентированного обучения заключается в выявлении избирательности ученика к содержанию, виду, форме учебного материала, процессу самореализации и виду деятельности.

Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся.

Проектная деятельность позволяет педагогу организовать работу с различными группами учащихся, что в определённой степени обозначает пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения – от репродуктивного к творческому.

Проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся, в первую очередь, умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализировать результаты деятельности.

При организации проектной деятельности учителю необходимо обратить внимание и совершенствовать следующие основные функции в отношении учащихся: диагностика состояния процесса обучения учащихся; осуществление целеполагания; обеспечение мотивации у учащихся и вовлечение их в деятельность; управление деятельностью учащихся; коррекция деятельности учащихся; контроль за выполнением заданий; рефлексия деятельности. Такое сопровождение позволяет учитывать интересы каждого из учеников, помогать осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на их конкретные запросы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская технология в организации учебной деятельности.

Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удо...

Педагогический опыт «Проектная деятельность как успешное взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения»

Представленный материал содержит информацию об использовании проектной деятельности в образовательной области "технология"...

Инновационный подход к организации проектно-исследовательской, научно-технической и творческой деятельности учащихся в ГБОУ СОШ №1430

Инновационный подход к организации проектно-исследовательской, научно-технической и творческой деятельности учащихся в ГБОУ СОШ №1430Н.Д.Багринцева, к.э.н., зам. директора ГБОУ СОШ №1430Одним из рычаг...

ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ

В подростковом возрасте создаются синзетивные предпосылки для формирования и проявления волевых личностных качеств, которые базируются на опыте самоконтроля. Это следующие качества: самостоятельность,...

«Взаимодействие учителя и учащихся в процессе изучения мировой художественной культуры»

Активное участие каждого ученика в процессе обучения — это желание всех педагогов. Добиться этого можно несколькими способами, среди которых ярко выделяются два: содержание занятия должно быть и...